На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Психология индивидуальности личности. Темперамент
Психология индивидуальности личности. Темперамент
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Формирование и развитие личности.

2. Понятие индивидуальности.

3. Индивидуально-психологические особенности человека. Темперамент.

4. Подходы к типологии темперамента.

Формирование и развитие личности


Индивидные свойства присущи человеку как представителю вида homo sapiens. Эти свойства биологически заданы и служат фундаментом, на котором строится психологическое здание личности. Индивидные свойства человека характеризуют формально-динамические особенности функционирования личности: пол, возраст, строение и свойства нервной системы, нейрогуморальной регуляции и т.д. Сами по себе эти особенности не информативны по отношению к личности, но определяют особенности взаимодействия личности с миром и с собой. Другими словами, зная лишь о возрасте человека, мы не можем сказать, что он за человек, но если располагаем сведениями о его ценностях, то можем предполагать, как человек будет себя вести и на мысленном уровне - о чем думает и на поведенческом - что делает.
Существует много точек зрения и теорий формирования и развития личности. Одна из них - концепция Эрика Эриксона - эгоцентрический подход в психологии. Автор описал восемь жизненных психологических кризисов, которые неизбежно наступают у каждого человека.
1. Кризис доверия - недоверия (проходит в течение первого года жизни). В нормальной линии развития у ребенка развивается доверие к людям, взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненных потребностей. Аномальной линией развития - недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви. Слишком ранее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция.
2. Автономия в противовес сомнениям и стыду (от одного до трех лет). Нормальной линией развития будет самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека. Аномальная линия развития - сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях. Испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных навыков, например, хождения. У него слабо развита речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность.
3. Появление инициативности - чувство вины (от трех до шести лет). Нормальная линия развития - любознательность и активность, живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение. Аномальное личностное развитие - пассивность и безразличие к людям, вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения.
4. Трудолюбие - комплекс неполноценности (от семи до двенадцати лет). Нормальная линия развития - выраженное чувство долга, стремление к достижению успеха, развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач. Активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентированность на задачу. Аномальная линия развития - чувство собственной неполноценности, слаборазвитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми, обреченность, что всю жизнь можно остаться посредственностью. Ощущение «затишья перед бурей», или перед периодом половой зрелости, комфортность, рабское поведение, чувство тщетности прилагаемых усилий.
5. Личностное самоопределение - индивидуальная серость и конформизм (от двенадцати до восемнадцати лет). Нормальная линия развития личностное самоопределение, развитие временной перспективы - планов на будущее. Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения, становление мировоззрения, взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости. Аномальная линия развития - путаница ролей, смещение временных перспектив, сильное желание разобраться в себе в ущерб развитию отношений с внешним миром и людьми. Потеря трудовой активности.
6. Интимность и общительность - личностная психологическая изолированность (примерно от двадцати лет до сорока пяти). Нормальная линия развития - близость к людям, стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя людям, рождение и воспитание детей, любовь и работа, удовлетворенность личной жизнью. Аномальная линия развития - изоляция от людей, избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Непризнание, первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил.
7. Забота о воспитании нового поколения - «погружение в себя» (от сорока-сорока пяти до шестидесяти лет). Нормальная линия развития - творчество, продуктивная и творческая работа над собой. Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь, удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей, обучение и воспитание нового поколения. Аномальная линия развития - застой, эгоцентризм и эгоизм, непродуктивность в работе, ранняя инвалидность, всепрощение себя и исключительная забота о себе.
8. Удовлетворенность прожитой жизнью - отчаяние (свыше шестидесяти лет). Нормальная линия развития - полнота жизни, постоянные раздумья о прошлом, его спокойная и взвешенная оценка, принятие прожитой жизни такой, какая она есть, понимание того, что смерть не страшна. Аномальная линия развития - отчаяние, ощущение того, что жизнь прожита зря, времени осталось мало, что оно бежит слишком быстро, осознание бессмысленности своего су- шествования, потеря веры в себя и других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем недоброго неразумного начала. Боязнь приближающейся смерти.


Понятие индивидуальности


В языке понятие индивид, человек, индивидуальность и личность различны.
Понятие «индивид» определяет ролевую принадлежность. В переводе с латинского языка - «неделимое». Уже с самого рождения человек является индивидом. Любой человек - индивид (строение скелета, прямохождение, развития рука и прочее).
Характеристика индивида включает в себя:
- целостность психофизиологической организации - системный характер отношений между механизмами и функциями;
- устойчивость во взаимодействии с окружающим миром - сохранность основных отношений индивида к действительности, не исключая пластичности, гибкости и вариативности;
- его активности - способность индивида к самоизменению; зависит от ситуации.
Понятие «человек» несколько уже, чем понятие «индивид». Понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у каждого конкретного человека.
Часто о человека говорят, как о представителе homo sapiens, о единичном, природном существе, являющемся продуктом филогенетического и онтогенетического развития. Это единство врожденного и приобретенного.
С самого рождения человек является индивидуальностью. Это самое узкое из всех перечисленных понятий. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.
Индивидуальность - своеобразие психики и личности индивида, его неповторимость.


Основное в индивидуальности человека, это:
- черты темперамента,
- характер,
- специфика интересов,
- качество перцептивных процессов,
- интеллект,
- потребности,
- способности индивида.
Предпосылками индивидуальности являются анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания. Развиваясь и взаимодействуя в обществе, человека называют личностью.
Личность - определенный уровень развития человека, который проявляется в качественной взаимосвязи определенных свойств. Эта взаимосвязь свойств человека формируется в процессе включения человека в общественную деятельность.
В структуру личности обычно включают способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивацию и социальные установки.
Личность характеризуется своей направленностью - мотивацией. В широком смысле - это совокупность психологических моментов, которыми определяется поведение в целом. В узком смысле - это мотивация конкретных форм поведения.
Мотивация включает все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, впечатления, мотивационные установки, идеалы и т.п. Мотивация тесно связана с эмоциями и является мощным побудителем активности.


Индивидуально-психологические особенности человека.
Темперамент


Индивидуально-психологические особенности человека, такие как темперамент, характер и способности человека изучает дифференциальная психология - психология индивидуальных различий.
Темперамент - индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику протекания психической деятельности. Темперамент указывает на быстроту, динамику, но не указывает на содержательную сторону (не включает характерологические свойства).
Темперамент проявляется в следующих моментах:
1) Общая активность человека - определяется объемом и интенсивностью взаимодействия человека с окружающей средой (природной, социальной);
2) Двигательная активность человека - особенности моторики, движений, речевые характеристики - темп речи, сбивчивость;
3) Эмоциональная активность - быстрота возникновения эмоций и скорость их затухания.
Отличительные признаки темперамента от других психических особенностей человека:
- свойства темперамента проявляются в различных видах деятельности (Например, подвижность человека в ходьбе, в речи, при взаимодействии, дома, на работе);
- свойства темперамента проявляются в условиях разной мотивации человека (Например, если человек с быстрым темпом, активностью хочет заниматься чем-то, то делает все энергично; если же не хочет, то делает тоже энергично, т.к. желает быстрее закончить). Активность проявляется вне зависимости от желания что-то делать. Здесь речь идет не о количестве времени, которое человек может потратить на деятельность, которую не желает делать, а об активности осуществления этой деятельности - темпе, быстроте;
- свойства темперамента достаточно стабильны и проявляются в течение длительного времени (Например, человек медлителен с детства, во взрослой жизни будет проявлять те же свойства темперамента, может быть только более осознанно и адаптировано к ситуации);
- свойства темперамента у конкретного человека проявляются не случайно, они образуют структуру, которую можно назвать типом темперамента.
Таким образом, темперамент - сочетание индивидуальнопсихологических особенностей, которые определяют динамику психической деятельности. Эти особенности относительно устойчивы и образуют целостную структуру или тип темперамента.


Подходы к типологии темперамента


Из истории психологии известно, что существует масса попыток определения типов темперамента. Сейчас в психологии эта проблема все еще решается, разрабатывается очень много типологий. Рассмотрим три основных подхода к типологии темперамента: гуморальный, конституциональный, физиологический.
Гуморальный подход
В V веке до н.э. Гиппократ выделил четыре сока организма: кровь, флегма (слизь), желтая желчь и черная желчь. Эти жидкости смешиваясь определенным образом в организме составляют темперамент. Если смешение этих жидкостей правильно, то человек будет здоров, если неправильное - болен. Одна из этих жидкостей преобладает и предопределяет тип темперамента.


Типология выделяет четыре типа темперамента:
1. Сангвинический (от латинского sanguis - кровь);
2. Холерический (chole - желчь желтая);
3. Флегматический (phlegma - слизь);
4. Меланхолический (melaina chole - желчь черная).


Следующая гуморальная теория появилась, когда римский врач Гален во II веке н.э. связал темперамент с конкретными жидкостями, их соотношением. Г ален считал, что темперамент - это отдельный орган человека. Чтобы изучить темперамент, нужно измерять диаметр кровеносных сосудов.

Конституциональный подход


Другое направление изучения темперамента - конституциональные теории темперамента. Эти теории исходят из различий в конституции организма, его физиологического строения, соотношения различных частей, отдельных тканей.
Эрнест Кречмер в своей книге «Строение тела и характер» (1921) определил, что люди с определенным телосложением имеют определенные психические особенности.
Э. Кречмер выделил три типа конституции человека (строения тела): атлетический, астенический и пикнический.
Астенический тип - человек хрупкого телосложения, с плотной грудной клеткой, узкими плечами, длинными и худыми конечностями, вытянутым лицом, со слабой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Женщины этого типа могут быть малорослыми. Часто у людей этого типа плохое настроение, они замкнуты и упрямы.
Атлетический тип характеризуется сильным развитием скелета, мускулатуры. Кожи. Мужчины этого типа имеют средний или высокий рост, широкие плечи, статную грудную клетку, упругий живот. Широкие мускулистые плечи в сравнении с сильно уменьшающейся нижней половиной тела с узким тазом и стройными ногами придают фронтальному очертанию туловища вид трапеции. У женщины строение тела выглядит несколько угловатым, грубоватым и массивным.
Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота) и склонностью торса к ожирению при слаборазвитых мышцах плечевого пояса и конечностей. Человек этого типа чаще среднего роста с плотной фигурой, мягким и широким лицом, короткой шеей, основательно плотным животом. Черты личности спокойные, мало впечатлительные.
В 1940 году Уильям Шелдон в США создал свою типологию темперамента. Проводя исследования и классифицируя 4000 фотографий, У. Шелдон выде-
рамента.

Телосложение

Тип темперамента

Эндоморфный тип
Сферическая форма тела, мягкость, наличие большого живота, большое количество жира на плечах, бедрах, круглая голова, крупные внутренние органы, вялые руки и ноги, неразвитые кости и мышцы.

Висцеротония (Висцеро- - внутренности)
Человек любит поесть, ценит комфорт, компании, в теле его все должно быть прекрасным.

Мезоморфный тип
Широкие плечи и грудная клетка, мускулистые руки и ноги, минимальное количество подкожного жира, мас сивная голова.

Соматотония (Сома - тело)
Человек склонен к физической деятельности, психологически он не очень чувствителен, ориентирован на ощущения в теле.

Экзоморфный тип
Худой человек, с вытянутым лицом, высоким лбом, тонкими длинными руками и ногами, узкой грудной клеткой и животом, неразвитой мускулатурой, отсутствием подкожного жирового слоя, с хорошо развитой нервной системой.

Церебротония (Церебрум - мозг)
Скрытный человек, тихий голос, плохой сон, усталый, склонен много думать.



Конституциональное направление в психологии критикуется за свою недооценку социальных условий жизни человека. На человека влияет не только его биологическая основа, но и социальная среда, другие люди, отношения в разных сферах.

Физиологический подход


Виднейшим представителем физиологического направления исследования темперамента является И.П. Павлов, который выявил влияние центральной нервной системы на динамические особенности поведения. Ученый выделил три свойства ЦНС: сила, уравновешенность и подвижность возбудительного или тормозного процесса.
Сила нервной системы - сила процессов возбуждения и торможения; от этого свойства зависит работоспособность клеток коры головного мозга, их выносливость.
Уравновешенность нервной системы - степень соответствия силы процесса возбуждения силе процесса торможения в нервной системе.
Подвижность нервных процессов - скорость смены процесса возбуждения процессом торможением и наоборот в нервной системе.
Комбинации этих свойств образуют специфические типы высшей нервной деятельности.
Типы высшей нервной деятельности подразделяются на сильный тип и слабый тип (меланхолик). В свою очередь сильный тип нервной системы подразделяется на уравновешенный и неуравновешенный (холерик). Уравновешенный тип нервной системы подразделяется на подвижный (сангвиник) и инертный (флегматик).


Темперамент - психические проявления высшей нервной деятельности.
Меланхолик - человек обладает самым слабым уровнем активности из всех типов темперамента. Чувствительность у меланхолика очень высока, но активность психической деятельности очень низка. Моторика замедленна, мимика невыразительна, очень невнятна, человек тихо говорит. Характерна высокая утомляемость. Человек замкнут, отчужден, мало общителен. Из-за усталости у него преобладает плохое настроение, мрачные мысли.
Холерик - человек обладает высоким уровнем психической активности, работоспособности, высокая резкость движений, стремительность, очень богатая мимика. Очень неуравновешен, вспыльчив, не сдержан. Речь быстрая, но неровная, формируется сложнее. Эмоциональность высокая, но характерны срывы до агрессии. Характерна смена настроения, не способен контролировать эмоции, особенно в трудной жизненной ситуации. Холерик общителен. Общается ради эмоций, а не ради интересов.
Сангвиник - его чувствительность уравновешенна с активностью, человек живет в своей деятельности. Телодвижения подвижны, темп речи быстрый, обладают разнообразной колоритной мимикой, настроение и отношение к предмету положительное. Человек дисциплинированный, пластичный, он легко приспосабливается к ситуации. Возможна частая смена настроения, положительные эмоции меняются на отрицательные. Сангвиник низко чувствителен,
чтобы он ощутил что-то, нужен очень сильный сигнал. Общителен, быстро и легко отвлекается на внешние впечатления, а не на собственные переживания.
Флегматик - человек с низкой ответственностью. Он трудно переключается с одного вида деятельности на другой. Телодвижения медленны, мимика невыразительна. Приспосабливается к внешней среде с трудом, т.к. высоко чувствителен и мало активен. Низко пластичен. Эмоции и чувства постоянны.
В психологической литературе описывается одна ситуация, в которую может попасть человек любого типа темперамента. Человек сидит на лавке, положив свою шляпу рядом с собой. Подходит другой человек и садится рядом, не заметив шляпу.
Холерик, выхватив шляпу, станет кричать, обвинять в отсутствии такта и др.
Сангвиник пошутит, что мол он давно хотел ее выбросить, но не было повода.
Флегматик оденет на голову мятую шляпу, даже не заметив, что она смята.
Меланхолик не скажет ничего, возьмет шляпу, заплачет и решит, что больше не будет отдыхать на лавке.

Источник: Психология: учебное пособие / Т.А. Мардасова, П.Р. Юсупов ; Алтайский государственный университет. - Изд. перераб. и доп. - Барнаул : АлтГУ, 2019. Учебное электронное издание

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.