На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Особенности психодиагностики эмоционального интеллекта личности с помощью опросника Шутте
Особенности психодиагностики эмоционального интеллекта личности с помощью опросника Шутте
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Ю.А. Варицкий, кандидат педагогических наук, магистр психологии, доцент
кафедры психологии и педагогики
Гжельский государственный университет
Аннотация. В данной статье осуществлена попытка последовательно раскрыть на теоретическом уровне психологические особенности ЭИ во взаимосвязи с основными компонентами структуры личности, принятой в современной общей психологии. Кратко описана русскоязычная адаптация методики Шутте и ее применение в измерении эмоционального интеллекта.
Ключевые слова : эмоциональный интеллект, личность, опросник Шутте, опросник Д.В.Люсина, корреляционный анализ.


Актуальность данной темы исследования заключается в том, что в профессиональной сфере «человек-человек» активно проявляются коммуникации, на которые значительно влияют личностные и эмоциональные особенности человека, в том числе эмоциональный интеллект (ЭИ). В связи с этим важно установление взаимосвязи между ЭИ и личностными особенностями. Изучение данной взаимосвязи позволит влиять как на качества личности, так и развивать ее ЭИ для получения оптимального результата.
В настоящее время ЭИ отражает искомую идею единства аффективных и интеллектуальных процессов. Он определяется как совокупность ментальных способностей к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей и к управлению эмоциональной сферой. Поскольку обе указанные выше способности могут быть направлены на собственные эмоции и на эмоции других людей, то можно говорить о внутриличностном и межличностном ЭИ, которые хотя и предполагают актуализацию различных когнитивных процессов, но должны быть взаимосвязаны.
В данной статье попытаемся последовательно раскрыть на теоретическом уровне взаимосвязь ЭИ с основными компонентами структуры личности, принятой в современной общей психологии: темпераментом, характером, способностями, мотивацией, самосознанием, самоактуализацией, саморегуляцией.
Начнем наш анализ со взаимосвязи темперамента и ЭИ.
Темперамент, и интеллект являются характеристиками инструментальной сферы индивидуальности, только темперамент характеризует её со стороны активности, энергии, а интеллект – со стороны возможностей субъекта, умения распорядиться этой энергией. Очевидно, что интеллект наряду со свойствами темперамента входит в единую систему психических свойств.
Эмоциональность в значительной мере определяет чувствительность к эмоциогенным условиям деятельности и общения, обусловливает фильтрацию средовых влияний, пропуская одни и блокируя другие;
связывает деятельность и актуальные эмоции, регулирует деятельность и общение, являясь одним из условий их успешности. Развитая эмоциональность может рассматриваться как показатель ЭИ, поскольку она предполагает когнитивный анализ эмоциональной информации на
достаточно высоком уровне. При этом проявления эмоциональности преобладают у экстравертов.
Характер и ЭИ. Эмоции — психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Характер — совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения. Когда говорят о характере человека, начинают перечислять его черты, к которым относятся и эмоциональные (порывистость, впечатлительность, горячность, безразличие и др.).
Следовательно, характер тоже влияет на ЭИ, так как непосредственно связан с эмоциями.
Воля и ЭИ. Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Человек, который осознает или пытается понять, какие чувства он испытывает в тот или иной момент, старается их регулировать. Если человек испытывает злость, но при этом не хочет обидеть собеседника, он вынужден регулировать возникающие эмоции; так же с положительными эмоциями: испытывая их человек, старающийся соответствовать нормам приличия, контролирует их и выражает в определенной мере.
Способности и ЭИ. В 1990 году Джон Мэйер и Питер Сэловей ввели понятие «эмоционального интеллекта». Они определили его как «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий.
Существуют модели способностей, трактующие ЭИ как набор когнитивных способностей, измеряемых с помощью тестов, состоящих из заданий, имеющих правильные и ошибочные ответы (J. Mayer, D. Caruso, P. Salovey).
Анализ способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, позволил Сэловею и Мэйеру выделить четыре компонента, которые были названы «ветвями». Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой, по предположению авторов, осваиваются в онтогенезе последовательно:
1. Восприятие, идентификация эмоций (собственных и других людей), выражение эмоций.
2. Фасилитация мышления – способность вызвать определенную эмоцию и потом контролировать ее, т. е. как эмоции входят в когнитивную систему и изменяют когниции.
3. Понимание эмоций – способность понимать сложные эмоции и эмоциональные переходы с одной стадии на другую, анализ эмоций, использование эмоциональных знаний.
4. Управление своими эмоциями и чувствами других людей.
По мнению авторов, эмоционально интеллектуальный человек должен
постоянно справляться с состояниями эмоциональной нестабильности. Управление эмоциями подразумевает понимание развития отношений с другими людьми, что требует учета различных вариантов развития эмоций и их выбора. Регулирование эмоций должно быть пластичным.
Мотивация и ЭИ. Мотивация – желание достигать успехов по причинам, лежащим за рамками поощрения или статуса, склонность с упорством и энергией добиваться поставленных целей. Это в большей мере мотивация достижений. Признаками развитой мотивации являются: энтузиазм, оптимизм, преданность делу группы (организации).
Самосознание и ЭИ. Самосознание – это понимание характера собственных эмоций, а также осознание своих сильных и слабых сторон, ценностей и мотивов. Признаками развитого самосознания являются: уверенность в себе, реалистичная самооценка, отношение к себе с юмором.
Самосознание можно рассматривать как основу всех остальных компонентов ЭИ. Оно включает в себя способность человека оценивать собственные эмоции и понимать, как они влияют на работу и личную жизнь. Людям, хорошо знающим свои эмоциональные характеристики, легче быть хозяевами собственной жизни. Лидеры с высоким уровнем самосознания способны доверять своим чувствам, помогающим в трудные минуты принимать непростые решения. Когда информация из внешних источников оказывается недостаточной, лидерам следует полагаться на собственные чувства. Самосознание также включает в себя адекватную оценку своих сильных и слабых сторон и чувство уверенности в себе.
Самоактуализация и ЭИ. Обнаружено, что студенты с высоким уровнем ЭИ в целом, способные эффективно понимать свои и чужие эмоции и управлять ими, склонны принимать ценности, присущие самоактуализирующейся личности.
Способность «обрабатывать» межличностную эмоциональную информацию в плане самоактуализации дает меньше преимуществ. Лица с высоким уровнем межличностного ЭИ также обнаруживают способности к осознанию своих эмоций и спонтанности поведения, однако данная взаимосвязь у них выражена значительно слабее, чем у лиц с высоким уровнем внутриличностного ЭИ. Способность к управлению чужими эмоциями слабо связана с позитивным самовосприятием, так же как и понимание чужих эмоций – с осознанием своих собственных.
В целом, можно отметить, что умение действовать с «внутренней средой» эмоций и чувств (высокоразвитый внутриличностный ЭИ) способствует естественности эмоциональных проявлений и позитивному самоотношению, которые, в свою очередь, дают возможность самоактуализироваться, самореализоваться человеку.
Саморегуляция и ЭИ. Саморегуляция – это способность контролировать и регулировать свои эмоции, а также рассудительно оценивать сложившуюся ситуацию. Признаками развитой саморегуляции являются: способность создавать атмосферу доверия и справедливости, комфорт в ситуации неопределенности, открытость переменам.
Подводя итог проведенному анализу, отметим, что оформление понятия «эмоциональный интеллект» явилось результатом развития представлений о природе когнитивных и аффективных процессов, особенностях их взаимосвязи. Важнейшими достижениями в этом процессе явились следующие: обогащение представлений об эмоциях (представление об эмоциях как об одной из подсистем сознания, как о факторе мотивации), расширение представлений об интеллекте (идея множественности интеллектуальных проявлений, открытие социального интеллекта), а также встречное движение в исследованиях эмоций и интеллекта (идея единства и продуктивного взаимодействия аффективных и когнитивных процессов).
Таким образом, все личностные компоненты и эмоции взаимосвязаны между собой через механизм ЭИ. Следовательно, мы можем предположить, что ЭИ влияет на личность в целом и ее особенности и, наоборот. В целях подтверждения нашего предположения мы планируем в дальнейшем провести эмпирическое исследование взаимосвязи ЭИ и личностных особенностей людей, занимающихся различными видами профессиональной деятельности.
Для реализации цели и задач данного исследования был проведен перевод с английского языка на русский американского опросника Шутте «Уровень эмоционального интеллекта». Данный опросник в полной мере отражает и определяет сущность эмоционального интеллекта, так как является опросниковым аналогом методики MSCEIT (J. Mayer, D. Caruso, P. Salovey).
В переводе опросника Шутте участвовало 5 человек: 2 - с образованием «переводчик в сфере профессиональных коммуникаций», 3 - свободно владеющих английским языком. Перевод осуществлялся независимо друг от друга.
В результате перевода возникли трудности с 8 и 33 предложением. Эти трудности связанны с передачей смысла данных предложений и сохранением их начальной грамматической, лексической и семантической структуры. Поэтому перевод предложений 8 и 33 проводился тщательнее и уточнялся у специалистов. Таким образом, перевод опросника Шутте на русский язык выглядит следующим образом:
Уровень эмоционального интеллекта Инструкция: Поставьте цифру напротив утверждения, которая наиболее соответствует вашему состоянию, используя следующую шкалу:
Категорически не согласен = 1 / Не согласен = 2 / Трудно сказать = 3 / Согласен = 4 / Абсолютно согласен = 5.
1. Я знаю, когда следует обсуждать свои проблемы с окружающими.
2. Когда на моём пути возникают препятствия, я вспоминаю ситуацию с аналогичными трудностями и преодолеваю их.
3. Я надеюсь, что я справлюсь с большинством дел, за которые я берусь.
4. Окружающие люди считают, что мне можно легко доверять.
5. Я замечаю, что мне трудно понимать невербальные сообщения других людей.
6. Некоторые значимые события моей жизни заставили меня переоценить то, что является важным, а что нет.
7. Когда мое настроение меняется, я вижу новые возможности.
8. Эмоции – одна из вещей, благодаря которой жизнь достойна, чтобы прожить ее снова.
9. Я осознаю эмоции, когда я их испытываю.
10. Я надеюсь, что случится что-то хорошее.
11. Мне нравится делиться своими эмоциями с другими людьми
(окружающими).
12. Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как их продлить.
13. Я устраиваю события, которые нравятся окружающим.
14. Я ищу такие занятия, которые делают меня счастливым.
15. Я отдаю отчет о невербальных сообщениях, которые я посылаю окружающим людям.
16. Я представляю себя так, что бы произвести хорошее впечатление на окружающих.
17. Когда у меня хорошее настроение, мне легче решать проблемы.
18. Когда я смотрю на выражение лица, я понимаю, какие эмоции испытывают люди.
19. Я знаю, почему меняются мои эмоции.
20. Когда я в хорошем настроении, я в состоянии придумать новые идеи.
21. Я контролирую свои эмоции.
22. Я легко распознаю эмоции, когда их испытываю.
23. Я мотивирую себя тем, что представляю себе положительный исход дела, за которое берусь.
24. Я хвалю окружающих, когда они делают что-то хорошо.
25. Я осознаю невербальные сообщения, которые посылают другие люди.
26. Когда кто-то рассказывает мне о важном событии своей жизни, я чувствую, как будто пережил это сам.
27. Когда я чувствую перемены в эмоциях, я стараюсь придумать новые идеи.
28. Когда я сталкиваюсь с испытаниями, я сдаюсь, потому что уверен в том, что я не справлюсь.
29. Я знаю, что чувствуют другие люди, лишь посмотрев на них.
30. Я помогаю людям чувствовать себя лучше, если они расстроены.
31. Я использую хорошее настроение, чтобы помочь себе преодолевать трудности.
32. Я могу сказать, что люди чувствуют, когда слышу тон их голоса.
33. Мне трудно понять, почему люди испытывают те или иные чувства .

После получения «оптимального» перевода опросника Шутте, мы его использовали в изучении ЭИ в сочетании с опросником Люсина. Было опрошено 21 спортсмен разных видов спорта от 2 взрослого разряда до мастера спорта. Мы провели корреляционный анализ этих опросников. Данные представлены в табличной форме: Таблица 1. Корреляционная матрица

 

психодиагностика интеллекта шульте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где х1 – «Восприятие эмоций»; х2 – «Управление своими эмоциями»; х3 – «Управление эмоциями других»; х4 – «Использование эмоций»; х5 – «Понимание эмоций других»; х6 – «Управление чужими эмоциями»; х7 – «Понимание своих эмоций»; х8 – «Управление своими эмоциями»; х9 – «Контроль экспрессии», х10 – «Общий эмоциональный интеллект». Критическое значение = 0,4287.
Проведем первичный анализ полученных результатов.
Мы видим, что между отдельными шкалами методики Люсина и Шутте существуют корреляционные связи. Например:
шкала х1 «Восприятие эмоций» коррелирует со шкалами х3
«Управление эмоциями других» (0,5293), х5 «Понимание эмоций других»
(0,7877), х7 «Понимание своих эмоций» (0,5337), х10 «Общий эмоциональный интеллект» (0,5631);
х2 «Управление своими эмоциями» коррелирует со шкалой х4 «Использование эмоций» (0,5519);
х3 «Управление эмоциями других» коррелирует со шкалами х5
«Понимание эмоций других» (0,5482), х6 «Управление чужими эмоциями»
(0,4888), х7 «Понимание своих эмоций» (0,4298), х10 «Общий эмоциональный интеллект» (0,5759);
х5 «Понимание эмоций других» коррелирует со шкалами х7 «Понимание своих эмоций» (0,5831) и х10 «Общий эмоциональный интеллект» (0,7647);
х10 – «Общий эмоциональный интеллект» коррелирует со шкалами х6 «Управление чужими эмоциями» (0,4592), х7 «Понимание своих эмоций»
(0,7978), х8 «Управление своими эмоциями» (0,5697) и х9 «Контроль экспрессии» (0,4745).
Наиболее сильная связь наблюдается между шкалами х1 «Восприятие эмоций» и х5 «Понимание эмоций других» (0,7877).
Между тем шкалы х2 «Управление своими эмоциями» и х4
«Использование эмоций» не имеют ни одной значимой корреляционной
связи: из этого мы можем предположить, что когнитивные факторы
«Управления своими эмоциями» и «Использование эмоций» не участвуют в
личностных механизмах эмоционального интеллекта по Люсину.
Единственные две шкалы, по которым можно говорить о взаимосвязи этих двух методик, - это х1 «Восприятие эмоций» и х3 «Управление эмоциями других». Возможно это означает, что когнитивные факторы х1 «Восприятие эмоций» и х3 «Управление эмоциями других» участвуют на личностном уровне эмоционального интеллекта, что необходимо проверить в дальнейших исследованиях.
Данная исследовательская работа будет продолжена при проведении
эмпирической проверки когнитивных и личностных факторов
эмоционального интеллекта студентов различных специализаций с использованием методики Шутте.
Литература
1. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012.
2. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям /Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Изд-во «Институт психологии
РАН», 2009.
3. Варицкий Ю.А. Эмоциональный интеллект как механизм саморегуляции личности. – М.: МГАФК, 2011. Т. Х. С. 285-292.
Источник: Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи: материалы научно-практической конференции / Отв. ред. Р.Е. Барабанов. – М.: МФЮА, 2016. – 587 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.