На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Копинг-стратегии подростков с деструктивными коммуникативными установками
Копинг-стратегии подростков с деструктивными коммуникативными установками
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Филькова Н.С.
Научный руководитель: Забелина Е.В., д.психол.н., доцент

Введение

 

Подростковый возраст является сложным и кризисным периодом, для которого характерны деструктивные коммуникативные установки, что подразумевает переживание подростками стрессовых ситуаций и кризисными периодами, которые оказывают влияние на выработку индивидуального стиля преодоления трудностей. Несомненное значение проблема выработки индивидуального стиля преодоления трудных ситуаций приобретает в подростковом возрасте, который характеризуется наличием сложных социальных связей, психологической неустойчивостью, обострением акцентуаций характера. Именно поэтому актуальным является изучение копинг-стратегий подростков с деструктивными коммуникативными установками.

Целью настоящего исследования является выявление взаимосвязи копинг-стратегии подростков с деструктивными коммуникативными установками. Для достижения поставленной цели использовались такие методы, как теоретический анализ психолого-педагогической и социологической литературы по исследуемой теме, методы систематизации и обработки полученной информации.


Деструктивные и конструктивные стратегии общения подростка формируются под влиянием внешних факторов, таких как семья, сверстники, в целом общество, в котором социализируется подросток. В настоящее время, когда общение со сверстниками в основном происходит в электронном формате, через гаджеты. Контакт со взрослыми затруднен в связи с их хронической занятостью, чтение книг становится все менее популярным. В результате, обостряется проблема реализации и полноценного погружения в ведущую деятельность, проживание значимого опыта, соответствующего возрастным задачам развития, в подростковом возрасте это - социализация. В связи с этим критерии самореализованности у подростка могут субъективно искажаться под влиянием фрустраций, испытанных при неприятных инцидентах в процессе общения, оказывать влияние на личность, формировать непродуктивные установки и способы реагирования.
Как установил выдающийся грузинский психолог и философ Д.Н. Узнадзе, в человеческой психике создается так называемая установка, или готовность реагировать определенным образом в конкретно значимой ситуации (Узнандзе, 2021). Впервые это понятие сформулировал немецкий психолог Л. Ланге в 1888 году. Однако на общепринятым и признанным научным сообществом термин «установка» появился только позднее в работах Узнадзе.
На современном этапе развития психологии, общепризнанным является определение коммуникативной установки как интеллектуального состояния готовности человека, его предрасположенности к определенного рода отношению к людям, событиям, с которыми человек вступает в коммуникацию. Коммуникативные установки складываются на основе опыта и оказывают влияние на поведенческие реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы (Сирота, 2019).
Рассматривая понятие деструктивной коммуникативной установки, следует отметить, что это негативно эмоционально окрашенная, устойчивая предрасположенность к коммуникации или конкретному виду ситуации (которая негативно повлияла на развитие данной установки), которая в процессе общения реализует агрессивную настроенность по отношению к оппоненту общения, принижение его достоинств, ущемление прав (Сирота, 2019). В ситуациях деструктивной предрасположенности на процесс коммуникации акцентируются неравенство занимаемых позиций, различия партнеров. Это ведет к проявлению дискриминации партнера, пренебрежительном отношении к его проблемам, взглядам и принципам.
Различают прямые деструктивные и манипулятивные (скрытая) деструктивные установки. Прямые деструктивные коммуникативные установки - это предрасположенность к такому виду коммуникации, в которой общение, в ходе которого могут напрямую осуществляться нападки на оппонента. В такого рода общения, разговор рассматривается как речевой акт, замещающий агрессивное физическое действие: оскорбление (например, грубая брань), насмешка, угроза, враждебное замечание, критика или категоричное требование с нарушением общепринятого этикета. В широком смысле - это все виды наступательного, доминирующего общения (Сирота, 2019).
Манипулятивная (скрытая) деструктивная установка в общении отражает один из видов психологического воздействия, используемый для достижения односторонней выгоды в достижении цели. Использование манипуляции в общении может привести к состоянию невротизации и податливости внешнему влиянию. Важно отметить, что в процессе формированной установки, манипулирование происходит как партнером, так и собой, то есть разрушающее действие оно оказывает на всех участников коммуникации (Сирота, 2019).
В современных условиях для подростков одним из факторов, который определяет качественный характер преодоления трудных ситуаций, являются копинг-стратегии как осознанные варианты совладающего поведения, которые рассматриваются в поведенческой, когнитивной и эмоциональной сферах, и разделяются на продуктивные, непродуктивные и относительно продуктивные стратегии преодоления.
Основоположником дефиниции «копинг-стратегия» впервые стал Л. Мерфи, который ввел данное понятие в 1962 г. при исследовании способов преодоления детьми требований, которые предъявляются кризисами развития. В исследованиях отечественной психологии термин «копинг- стратегия» впервые был использован в 1990-е гг. Р.М. Грановской и И.М. Никольской. Ученые соотносили термин «копинг-стратегии» с дефиницией «психологическая защита», однако авторами было отмечено, что данные понятия не тождественны, главное их отличие заключается в уровне сознательного выбора: психологическая защита является
неосознанным выбором человека в ситуациях психологической угрозы, а копинг-стратегии выступают в качестве осознанного, выработанного личностью способа преодоления трудностей (Грановская, Никольская, 2019).
С.В. Фролова и Т.В. Сенина при определении содержания термина «копинг-стратегии» использовали дифференциацию их видов, среди которых авторами были выделены когнитивные, эмоциональные и поведенческие копинг-стратегии. С.В. Фролова в своих исследованиях обращает внимание на то, что рассмотренные виды копинг-стратегий включаются у подростков сознательно в ситуациях, которые субъективно оцениваются им как психотравмирующие и превышающие внутриличностные ресурсы для их преодоления.
Не менее значимой в контексте исследования является точка зрения С.В. Духновского, который высказал схожее мнение о природе и сущности копинг-стратегий. Так, С.В. Духновский указывает, что копинг-стратегии связаны, безусловно, с сознательными усилиями личности в ситуациях, которые оцениваются как психологическая угроза с целью успешного преодоления стресса (Духновский, 2016). Автор также обращает внимание на то, что копинг-стратегии не являются встроенные механизмом личностной структуры по типу рефлексов, а развиваются и укрепляются благодаря сознательному использованию их личностью в психотравмирующих и кризисных ситуациях.
Психологами Н.С. Эндлером и Д.А. Паркером было выделено три стиля копинг-поведения: стиль, ориентированный на решение задачи,
проблемы (проблемно-ориентированный стиль); эмоциональноориентированный стиль; стиль, ориентированный на избегание.
Для более полного раскрытия выделенных стилей копинг-поведения необходимо подробно раскрыть взаимосвязанные с ними копинг-стратегии личности.


Р. Лазарус и С. Фолкман выделяют восемь дискретных стратегий (Лазарус, 2020).
1) стратегия противостоящего совладания состоит из агрессивных усилий человека изменить ситуацию, проявления неприязни и гнева в отношении того, что создало проблему;
2) стратегия дистанциирования описывает попытки индивида отделить себя от проблемы, забыть о ней;
3) стратегия самоконтроля заключается в старании регулировать собственные чувства и действия;
4) стратегия поиска социальной поддержки состоит из усилий индивида найти в обществе информационную, материальную и эмоциональную помощь;
5) стратегия принятия ответственности заключается в признании своей роли в порождении проблемы и в попытке не повторять прежних ошибок;
6) стратегия избегания складывается из усилий человека избавиться от проблемной ситуации, уйти из нее;
7) стратегия планового решения проблемы состоит в выработке плана действий и следования ему;
8) стратегия позитивной переоценки описывает усилие человека придать позитивное значение происходящему, его попытку справиться с трудностями путем интерпретации обстановки в позитивных терминах (Пономарева, 2021).


Данные типы стратегий копинг-поведения личности с жизненными трудностями охватывают совершенно разные ориентации личности.
Чтобы справиться с ситуацией, она либо атакует окружающих, либо пытается получить от них помощь, либо бежит от этой ситуации, либо отделяет себя от данной проблемы, либо придает ситуации позитивное значение, либо фокусирует внимание на своем эмоциональном состоянии и поведении (стремление сдерживать свои чувства и в дальнейшем не совершать подобных ошибок), либо, наконец, сосредоточивается на решении проблемы. В основном эти стратегии исключают друг друга, но иногда - дополняют.
Итак, обобщая взгляды вышеназванных ученых, можем соотнести выделенные стили и стратегии копинг-поведения подростков с деструктивными коммуникативными установками. Такой дисфункциональный стиль характеризуется совокупностью стратегий избегания, противостоящего совладания (конфронтации) и дистанциирования.
Нами было предположено, что существуют различия в выборе копинг- стратегий личности в подростковом возрасте при сравнении испытуемых с конструктивными и деструктивными коммуникативными установками.
Данное предположение подтвердилось в результате эмпирического исследования, объектом которого были подростки с деструктивными коммуникативными установками.
Предметом исследования выступили копинг - стратегии подростков с деструктивными коммуникативными установками.


Методы и выборка


Для реализации цели исследования были использованы методики, относящихся к классу тест-опросников. Методика социологического исследования - анкетирование. Методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко; Основы совладающего поведения Лазаруса. Методы статистических данных - корреляционный анализ по Пирсону.


Выборка: в исследовании приняли участие 30 человек, из них 12 девочек (40%) и 18 мальчиков (60%). Опрошенные являются представителями подросткового возраста (от 13 до 14 лет), приблизительно одного уровня образования и социального статуса.


Результаты


По результатам корреляционного анализа демонстрируется статистически значимая связь между шкалой по завуалированной жестокости в отношениях к людям со стратегиями конфронтация (г = 0,42; p = 0,002), дистанцирования (г = 0,40; p = 0,003) и избегания (г = 0,69; p < 0,001) Полученная конструкция позволяет высказать следующее: чем выше показатель к проявлению открытой жестокости с людьми, тем выше фактор использования тактик конфронтации и дистанцирования, тем ниже уровень самоконтроля и планирование решения проблемы.
На основе цифровых данных шкала установки на обоснованный негативизм в суждениях о людях положительно коррелирует со стратегией избегание (г = 0,51; p = 0,004), а также наблюдается корреляционно непрямая связь с шкалами планирования (r = -0,37; p = 0,005) и положительная переоценка (r = -0,39; p = 0,031). Чем выше обоснованный негативизм в суждениях о людях, тем выше уровень избегания людей, тем ниже склонность планировать решение проблем и возможность положительной переоценки проблемной ситуации.
Согласно корреляционным показателям по шкале склонности к брюзжанию демонстрируется статистически прямая связь с копингом избегания (r = 0,61; p < 0,001) и не прямая корреляционная связь с такой шкалой копинга, как планирование (r = -0,43; p = 0,019). Полученная конституция указывает на то, что, чем выше отражается тенденция к брюзжанию, тем выше степень выраженности избегания, во взаимодействии с окружающими.
В соответствии с показателями корреляционной связи по шкале выраженности негативного личного опыта в общении с окружающими статистическая прямая взаимосвязь наблюдается с тенденцией к конфронтации (r = 0,54; p = 0,004), избеганию (r = 0,68; p < 0,001) и наблюдается не прямая корреляция с такой стратегией, как планирование (г = -0,41; p = 0,026).
То есть, чем выше уровень наличия негативного опыта общения с людьми, чем больше не везло в жизни на ближайший круг знакомых и партнеров по совместной деятельности, тем больше коэффициент использования стратегии избегания конфликтных ситуаций.
Так же наблюдается статистически значимая корреляция шкалы деструктивных коммуникативных установок с такими копинг - стратегиями, как конфронтация (г = 0,49; p = 0,007), дистанцирование (г = 0,40; p = 0,028) избегании (г = 0,74; p < 0,001). Это говорит о том, что подростки с деструктивным коммуникативным синдромом преимущественно выбирают проблемно - ориентированное совладание, это предполагает активные, направленные на ситуацию усилия. Отличие состоит в том, что это реагирование характеризует сопротивление ситуации, борьбу, связанную с особым упорством, настойчивостью на пути к достижению цели (делать «хоть что-нибудь» вопреки обстоятельствам; идти на конфликт и риск).
Основные характеристики личности подростков с деструктивными коммуникативными установками - это напряженные отношения в семье, конформное поведение вследствие не сформированного или деформированного представления о своей личности, социальная изолированность, как показатель неумения ориентироваться в социальных нормах, эмоциональная отстраненность или наоборот эмоциональная зависимость, потребность в постоянном одобрении и поддержке, асоциальность, которая может быть выражена в неумении саморегуляции поступков. Многие личностные характеристики могут быть даже взаимоисключающими, или по-разному сочетаться и вследствие этого, оказывать различное влияние на взаимосвязь с коммуникативными установками личности подростка.


Заключение


Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Для подростков с ККУ характерно сбалансированное использование соответствующих возрасту копинг-стратегии разрешения проблем, самоконтроля, положительной переоценки и поиска социальной поддержки.
2. Специфической особенностью совладающего поведения у подростков с ККУ группы является сбалансированность когнитивного и эмоционального компонентов копинг-поведения и достаточное развитие когнитивно-оценочных механизмов.
3. Для подростков с ДКУ характерно преобладание копинг-стратегии избегания и конфронтации над стратегиями разрешения проблем, принятия ответственности и положительной переоценки.
4. Подростки с ДКУ чаще используют дезадаптивные варианты копинг- стратегий.


Распознание типа коммуникативной установки у подростка представляет собой важную практическую задачу прикладной сферы деятельности психологии, позволяющей более точно ориентироваться в наличии тех или иных особенностях в характере человека, закономерно приводящие к тем или иным поведенческим типам реакций, его взаимодействии с окружающим и в дальнейшем социализации личности.


Библиографический список
1. Грановская Р.М. Психологическая защита. СПб.: Речь, 2017. 105 с.
2. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. СПб.: Знание, 2019. 352 с.
3. Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях. Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2016. 124 с.
4. Кузнецова Е.Е. Связь психических состояний и типов копинг-стратегий у подростков // Актуальные вопросы современной науки и образования. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 239-242.
5. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс. М.: Наука, 2020. 328 с.
6. Пономарева И.В. Защитно-совладающее поведение в подростковом и юношеском возрасте // Известия саратовского университета. Психология развития. 2021. Т. 10. № 2 (38). С. 150-157.
7. Рокицкая Ю.А. Факторная структура копинг-поведения подростков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 3. С. 220233.
8. Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте. СПб.: Изд-во Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 2019. 154 с.
9. Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Дис. ... докт. мед. наук. СПб., 1994. 283 с.
10. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2021. 416 с.
11. Фролова С.В. Исследование стратегий преодоления кризисных ситуаций в подростковом возрасте // Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях. 2015. № 8. С. 10-18.



Источник: Системное исследование индивидуальности растущего С 34 человека как субъекта образования : матер. Всерос. с междун. участ. науч.-практической. конф. «XXXVI Мерлинские чтения - 2021» (16 декабря 2021 г., Россия) / ред. кол. А.Ю. Калугин, Д.О. Смирнов, А.Н. Дресвянкина; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2022. - 3,0 Mb. - 1 электрон. опт. диск (CD ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК, процессор Intel® Celeron® и выше, частота 2.80 ГГц; монитор SuperVGA с разреш. 1280x1024, отображ 256 и более цветов; 1024 Mb RAM; Windows XP и выше; Adobe Reader 8.0 и выше; CD-дисковод, клавиатура, мышь. - Загл.: с титул. экрана. - Текст (визуальный) : электронный.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.