На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Готовность к семейной жизни в связи с детско- родительскими отношениями старшеклассников в условиях современного образования
Готовность к семейной жизни в связи с детско- родительскими отношениями старшеклассников в условиях современного образования
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Тищенко А.Р.
Научный руководитель: Кирилова Н.А., к.психол.н., доцент


Введение

Человек рождается и взрослеет в семье, в которой формируется его личность, мировоззрение, отношение к себе и к окружающим. Важнейшая социальная функция семьи - воспитание будущего семьянина, то есть формирование готовности подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям. И.В. Гребенников отмечает, что в процессе самой жизни, начиная с момента рождения, молодежь перенимает от старшего поколения знания об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивает нормы поведения в семейной жизни (Гребенников, 1991).
Фундамент и начало семейной жизни - это супружеские, брачносемейные отношения. Успешность брачно-семейных отношений Л.Б. Шнейдер связывает с готовностью к ним, а также со стилем жизни человека и с его прототипом. Исследователь указывает, что для готовности к семейной жизни необходимо являться социально адаптированной личностью и иметь чувство общности. Кроме критериев социальной адаптации, брачно-семейные отношения требуют от супругов чувства любви, способности идентифицировать себя с другим человеком и сопереживать ему (Шнейдер, 2008). Способность к взаимодействию в группе, перцептивноинтерактивная компетентность, уровень которой может изменяться в ходе психолого-педагогического воздействия, является одним из важных показателей психологической готовности к семейной жизни и предопределяет успех межличностных отношений (Минияров, Зудилина, 2011). Специалистами было установлено, что многие семейные конфликты происходят из-за незнания супругами психологических особенностей друг друга и отсутствия навыка приспособления к ним.


Постановка проблемы


Многие ученые также констатируют слабую ориентацию подрастающего поколения на создание семьи и недостаточную подготовку молодёжи к семейному образу жизни (Лисовский, 2003). При нынешнем темпе жизни естественный механизм передачи знаний о брачно-семейных отношениях в семье уже недостаточен. Поэтому важное место наряду с воспитанием в родительской семье должно принадлежать и специальной подготовке подрастающего поколения в школе - к созданию в будущем своей семьи, к выполнению супружеских и родительских обязанностей. Такая координация предполагает не только предоставление детям необходимой информации и желаемых ролевых образцов, но и выработку соответствующих навыков отношения к людям и проблемам, навыков поведения и взаимодействия в быту (Исаев, Каган, 1988). Школа обладает большими возможностями проведения целенаправленной подготовки учащихся к семейной жизни с помощью учебной и внеучебной работы, деятельности различных неформальных объединений, а также путем оказания психолого-педагогической помощи семье, формирования общественного мнения взрослых и молодежи о высочайшей ценности семьи для общества и для каждого человека в отдельности.


Новизна исследования


В существующих психологических исследованиях широко изучается готовность к браку и семейной жизни, её связь с мотивами вступления в брак, воспроизведением стиля взаимоотношения родителей, самоотношением и возрастными периодами жизни человека, функционально-ролевой готовностью исполнения супружеских обязанностей и другими аспектами. Вместе с тем, на наш взгляд, остается недостаточно изученной область взаимосвязи показателей готовности к семейной жизни с характером детскородительских отношений старшеклассников в зависимости от пола. Выстраивая отношения со своим ребенком, взрослым необходимо учитывать, что к старшему подростковому возрасту стиль взаимоотношений с родителями уже сложился и «отменить» эффект прошлого опыта будет уже невозможно (Овчарова, 2005). Именно поэтому, следует изучить взаимосвязи детскородительских отношений с готовностью к семейной жизни старшеклассников, чтобы разработать превентивную психолого-педагогическую стратегию работы по её формированию и коррекции взаимоотношений с родителями ещё до вступления учащихся в брачный возраст.


Цель и методы исследования


Таким образом, цель исследования - изучить готовность к семейной жизни в связи с детско-родительскими отношениями старшеклассников в зависимости от пола. Объектом работы является готовность к семейной жизни старшеклассников, а изучаемым предметом становится готовность к семейной жизни в связи с детско-родительскими отношениями старшеклассников в зависимости от пола.


В ходе работы мы выдвигаем следующие гипотезы:
1. Девушки более готовы к семейной жизни, чем юноши.
2. У юношей и девушек готовность к семейной жизни будет тем выше, чем выше показатели принятия, сотрудничества, автономности, последовательности и удовлетворенности в детско-родительских отношений. Отдельно для юношей более высокая готовность будет связана с высокими показателями требовательности и авторитетности родителей, а для девушек - с высокими показателями мягкости и согласия.
3. Особенности структуры готовности к семейной жизни и детскородительских отношений старшеклассников различаются в зависимости от пола.


Планируемая выборка исследования составляет 80 старшеклассников г. Перми в возрасте 16-18 лет, среди которых 40 девушек и 40 юношей. В качестве психодиагностического инструментария выбраны следующие количественные опросники: 1) «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской (подростковый вариант); 2) «Мотивационная готовность к браку» С.В. Жолудевой; 3) «Определение уровня готовности старшеклассников к семейной жизни» С.В. Ковалева; 4) «Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности» в модификации
Н.П. Фетискина. Для математико-статистического анализа полученных результатов будут использованы сравнительный, корреляционный и факторный анализы.


Перспективы исследования


Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в практике педагога-психолога образовательной организации по выявлению особенностей детскородительских отношений и перцептивно-интерактивной компетентности обучающихся. Вместе с этим, на основе выявленных взаимосвязей и особенностей структуры готовности к семейной жизни у юношей и девушек, можно спроектировать программу по формированию готовности к брачно-семейным отношениям, совершенствованию знаний о психологии и функционировании семьи, способствованию развития важных качеств и навыков межличностного общения для успешного построения молодой семьи в будущем. Практикующий психотерапевт В. Сатир убеждена, что хорошо налаженные семейные отношения - это вопрос первостепенной важности для обеспечения безопасного и человечного мира вокруг, т.к. неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, склонных к социальным проблемам и различным зависимостям (Шнейдер, 2008). Таким образом, совместная координированная работа родительского воспитания, психолого-педагогического сопровождения семьи и поддержка психологом развития личности ученика как будущего семьянина в учебном процессе будет способствовать формированию позитивных представлений о семье и успешной готовности к семейной жизни учеников в личностно-ориентированном современном образовании.


Библиографический список
1. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1991. 158с.
2. Исаев А.Н, Каган В.Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. Л., 1988. 160с.
3. Лисовский В.Т. Любовь, брак, семья. Социологическое исследование. СПб.: Наука, 2003. 368с.
4. Минияров В.М., Зудилина И.Ю. Перцептивно-интерактивная компетентность как показатель готовности студентов к брачным отношениям // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2. С. 122-126.
5. Овчарова Р.В. Психология родительства. М.: Академия, 2005. 368с.
6. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. 4-е изд. М.: Академический проект; Трикста, 2008. 736с.

Источник: Системное исследование индивидуальности растущего С 34 человека как субъекта образования : матер. Всерос. с междун. участ. науч.-практической. конф. «XXXVI Мерлинские чтения - 2021» (16 декабря 2021 г., Россия) / ред. кол. А.Ю. Калугин, Д.О. Смирнов, А.Н. Дресвянкина; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2022. - 3,0 Mb. - 1 электрон. опт. диск (CD ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК, процессор Intel® Celeron® и выше, частота 2.80 ГГц; монитор SuperVGA с разреш. 1280x1024, отображ 256 и более цветов; 1024 Mb RAM; Windows XP и выше; Adobe Reader 8.0 и выше; CD-дисковод, клавиатура, мышь. - Загл.: с титул. экрана. - Текст (визуальный) : электронный.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.