А. А. Шальнова Московский городской психолого-педагогический университет, г. Москва, Россия В процессе развития психологического знания, с появлением многообразия психологов-практиков всё большее распространение получает арт-терапия как направление работы. Являясь сравнительно новым направлением, арт-терапия находит отклик в работах по исследованию творчества в основных концепциях психологии.
Проблема творчества, влияния искусства находит своё применение в психологическом исследовании, как способ отражения происходящего. Впервые термин арт-терапия был употреблён Адрианом Хиллом в 1938 году при описании своих занятий изобразительным творчеством с туберкулёзными больными в санаториях. Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драматерапия, танцедвигательная терапия и т. п.) [3].
Понятие «арт-терапии» (художественная терапия, терапия искусством) возникло в контексте идей З. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось как один из методов терапевтического воздействия посредством художественного (изобразительного) творчества. В настоящее время понятие «арт-терапия» имеет несколько значений: 1) совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции; 2) комплекс арт-терапевтических методик; 3) направление психотерапевтической и психокорррекционной практики; 4) метод [4].
Рассмотрению влияния искусства на человека посвящены труды Л. С. Выготского, решение проблем арт-терапии отражено в работах представителей функциональной теории искусства: М. Е. Марков, С. X. Рапоппорт, Л. Н. Столович, М. С. Каган, Ю. Б. Борев, А. А. Карягин. Относительно привнесения арт-терапии в образование в России, можно указать работы А. И. Копытина, Л. Д. Лебедевой, Л. А. Аметовой, содержащие в себе программы по работе арт-терапией [3; 4]. М. Эссекс, К. Фростиг и Д. Хертз отмечают, что экспрессивная психотерапия искусством является наиболее подходящим для работы с несовершеннолетними методом, и что долгосрочные формы психокоррекционной работы с ними могут быть успешно реализованы именно на базе школ [5]. Современное состояние системы образования характеризуется сосуществованием разных образовательных парадигм, то есть разных парадигм обучения, и развития детей, в связи с чем появляется необходимость изучения и экспертизы образовательных сред. Например, работы В. В. Давыдова, И. В. Ермаковой, В. И. Панова, Н. И. Поливановой, В. В. Рубцова, И. М. Улановской, О. В. Яркиной, В. А. Ясвина посвящены изучению данной проблемы [7]. Отличительная особенность предлагаемых изобразительных заданий - отход от социально приветствуемых шаблонов. На занятиях создаются условия, при которых ребёнок пачкает поверхность стола, стульев, пола; использует необычные материалы для работы. Проговаривается приемлемость этой ситуации. Тем самым удовлетворяется интерес к запретным действиям, преодолеваются поведенческие барьеры, расширяется диапазон жизненной активности ребёнка. Ослабляется напряжение, эмоционально-аффективная сфера гармонизируется. Групповые занятия арт-терапией способствуют оптимизации процесса адаптации путём улучшения межличностных отношений в учебном классе. В ходе коллективных занятий по программе арт-терапия у учащихся происходит развитие эмоционального и социального интеллекта, снижается уровень тревожности [6; 7; 8]. Арттерапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Метод арт- терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. В основе современного определения арт-терапии лежат понятия экспрессии, коммуникации, символизации, с действием которых и связано художественное творчество [3; 4]. Практические возможности арт-терапии способствуют оптимизации социально-психологического развития учащихся. Воплощая школьные трудности, межличностные конфликты, проблемы, связанные с учебным процессом, в образ, ребёнок вкладывает в творческую работу собственные эмоциональные переживания, внутренние конфликты. Путём наглядности, участники группы преобразуют в позитивные формы видения конфликтные ситуации, продумывают и формируют модели социально приемлемого поведения [2]. Особенность работы в группе способствует формированию групповой идентичности, созданию и принятию групповых норм и правил. В ходе проведённой арт-сессии, учащиеся улучшают свои коммуникативные навыки, учатся контролировать своё поведение, определяют зону личной ответственности.
Библиографический список 1. Анчуков С. В. Художественное творчество как фактор развития индивидуальности и воспитания личности школьников: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2000. 2. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1968. 3. Копытин А. И. Системная арт-терапия. СПБ. : Питер, 2001. 4. Лебедева Л. Д. Педагогические аспекты арт-терапии // Дидактика. - 2000. - № 1. 5. Лепешова Е. М. Развитие личности школьника. Работа со словарём психологических качеств. - М. : Генезис, 2007. 6. Панов В. И. Психологические основы двух теорий обучения // Учителю о психологии : пособие для учителя / под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. - М. : Молодая гвардия, 1997. 7. Панов В. И. Некоторые подходы к методологии развивающего образования // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 3-4. 8. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М. : Просвещение, 2000. Источник: Психология XXI века: теория, практика, перспектива: материалы II международной научно-практической конференции 15-16 февраля 2012 года. - Пенза - Ереван - Витебск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. - 116 с. |