На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Позитивное мышление как условие становления позитивного «образа мира» в социальном опыте ребенка
Позитивное мышление как условие становления позитивного «образа мира» в социальном опыте ребенка
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

С. В. Колесова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального образования
ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», Барнаул (Россия)


Проблема воспроизводства социального опыта ребенка, формирования «образа мира» в процессе взаимодействия ребенка с социальными объектами давно волнует педагогику.


Объекты окружающего мира не сами по себе воздействуют на человека, не оказывают непосредственного влияния на личность. Различные социальные объекты сначала преобразуются в деятельности, как объекты этой деятельности, осмысливаются человеком как носители ценностей, что затем определяет формирование «образа мира» конкретной личности. Это явление важно для понимания закономерностей социализации личности ребенка, т.к. ребенок дошкольного и младшего школьного возраста еще не включен в собственно научное познание действительности, но в его социальном опыте уже имеется некий «образ мира» на интуитивно-эмоциональном уровне. Этот образ становится важным фактором в регулировании социальных отношений ребенка.
Многие русские психологи (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.) в своих работах обосновывают регулятивную функцию «образа» как формы отражения ценностного содержания социальных объектов в жизни и деятельности человека.
По мнению Н.Ф. Головановой для педагогики большое значение имеют такие характеристики «образа мира», как сочетание эмоциональных и рациональных компонентов; отражение внутреннего мира самой личности; общность содержания образа мира с другими людьми [1, с. 278-280]. Рассмотрим их более подробно. Во-первых, образ несет в себе как чувственное, эмоциональное наполнение, так и рациональные, осознаваемые ребенком характеристики, которые могут быть выражены в его суждениях, мнениях. Отчетливость, выразительность, полнота образа мира влияет на поведение ребенка в конкретной ситуации, его активность, на характер принимаемых решений и последующих действий. Во-вторых, «образ мира» отражает особенности самой личности ребенка, его внутреннего мира, его отношения к другим людям, к себе самому. Эти отношения отражают избирательность восприятия ребенка, специфику его самосознания и показывают тенденции, направленность его поведения. Это говорит о том, что успешность социализации ребенка во многом зависит от признания его субъектом взаимодействия с окружающим миром, от того, насколько обеспечивается его субъектная позиция в жизни. В-третьих, «образ мира» при его субъективности, формируется ребенком как единый с другими людьми - сверстниками, значимыми взрослыми. Для становления «образа мира» у детей важен опыт взрослых и ровесников. Ребенок не только воспринимает и накапливает этот опыт, но и присваивает его, запоминает определенные действия и может их повторять в типичных, схожих житейских ситуациях. Например, дети, играющие «в больницу», достаточно точно воспроизводят действия врача и пациента, которые они наблюдали в реальной жизни. При этом ребенок накапливает не всякий опыт поведения, который он наблюдает в жизни, а лишь тот, который оценивается ребенком как доступный, возможный для себя. Ребенок представляет, что он тоже способен это сделать и усваивает возможные для себя действия, нормы и ценности. Педагогам необходимо заботиться о том, чтобы «образ мира» каждого ребенка наполнялся содержанием, которое одинаково воспринимается и оценивается как самим ребенком, так и другими людьми. В этом случае можно рассчитывать на совместное построение согласованного социального взаимодействия.
Социализация - наиболее емкое понятие, характеризующее процессы образования личности. Она включает как осознанное усвоение и присвоение ребенком готовых вариантов проявления социальной активности и построения своей социальной жизни, способов взаимодействия с людьми, культурой, социумом, так и выработку собственных социальных стратегий, накопление собственного социального опыта, определение своих ценностных ориентаций, жизненных предпочтений.
Для педагогической теории и практики большое значение имеет поиск результативных способов освоения и присвоения детьми социального опыта. Н.Ф. Голованова отмечает, что на протяжении десятилетий наше образование признавало один путь решения указанной проблемы - «социальное научение в специальных условных формах, вырванных из живого социального контекста и воплощавшихся в дидактизированных мероприятиях. Очевидно, что обновление цели и содержания образования нельзя осуществить старыми способами. И дело здесь не в том, что изжили себя урок, классный час, беседа учителя с детьми, а в том, что эти формы совершенно не соотносились с социальной действительностью, с реальной жизнью самих детей. В условиях современной информационной культуры, невероятных скоростей смены содержания и способов коммуникации стоит принять как данность, что средствами воспитания становятся практически любые факты личной жизни ребенка, вызывающие сильные переживания и рождающие потребность проявлять свои достоинства, умения, социальный опыт. Значит, образовательная практика должна использовать в качестве средств воспитания сами проявления образа жизни. Требует специального педагогического осмысления технология освоения ребенком достаточного набора социальных ролей, технология создания специальных «ситуаций социального опыта», позволяющих школьнику пережить и принять позицию субъекта социализации» [1, с. 262].
Ряд социальных исследований, в частности, исследования Н.Ф. Головановой показывают, что детей тревожит их будущая взрослая жизнь, их представления о ней имеют негативную окраску: они боятся непреодолимых трудностей, боятся остаться без работы, без денег, без жилья, без еды. Только у небольшой части младших школьников представления о будущей взрослой жизни являются позитивными: им нравится, что взрослый может сам распоряжаться своим временем, своими деньгами, сам решает, что и когда делать, чем заниматься [1].
Это подтверждает необходимость целенаправленного формирования позитивного «образа мира» и себя в этом мире для современных детей. Решение этой задачи возможно средствами позитивной педагогики - нового направления в педагогической теории и практике, которое в настоящее время складывается и развивается как самостоятельная концепция.
В теории позитивной педагогики предполагается возможность управления человеком отрицательными сторонами жизни и своими отрицательными чертами в ходе личного саморазвития и продуктивного размышления о ходе соей жизни. «Самосовершенствование - это сложный процесс позитивных изменений длиною в жизнь. Он предполагает попытку человека преодолеть или обуздать отрицательные эмоции и качества своей личности, развитие умений находить положительное в различных жизненных ситуациях и обстоятельствах, что невозможно без позитивного мышления» [2, с. 202].
Рассмотрим взаимосвязь и соотношение понятий «позитивное мышление» и родового по отношению к нему понятия «мышление».
По мнению А.Н. Леонтьева, мышление является процессом сознательного отражения действительности в таких ее объективных свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты [3].
С.Л. Рубинштейн трактует мышление как «опосредованное - основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований - и обобщенное познание объективной реальности» [4, с. 310].
По мнению этих ведущих психологов, мышление является совокупностью умственных действий, направленных на разрешение определенной проблемы, жизненной ситуации. Мышление это оперирование в уме образами, символами, знаками с целью принятия правильного решения.
Понятие «позитивное мышление» является относительно новым в современной психологии и педагогике. Это явление пока еще недостаточно изучено, поэтому - не представлено в известных классификациях видов мышления. Проблема воспитания позитивного мышления также находится в стадии постановки и поиска путей её решения, построения соответствующих педагогических концепций и технологий.
Особенностью позитивного мышления является отражение взаимосвязи мыслительной и эмоциональной сферы личности. Проблема соотношения мышления и эмоций изучается как отечественными учеными (Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, О.К. Тихомировым и др.), так и зарубежными психологами (Д. Гоулманом, К. Изардом, М. Селигманом, А. Эллисом и др.). Большинство авторов сходятся во мнении о невозможности существования мышления, оторванного от мотивов, стремлений, установок, чувств человека.
Подтверждением этому служит теория взаимосвязи мышления и эмоций А. Эллиса. Созданная им «формула АВС» показывает, что активизирующая ситуация или событие (А) «вызывает» представления о ситуации, мысли, взгляды и т.п. (В), которые как следствие «порождают» эмоции и поведенческие реакции (С). Согласно этой модели, первично мышление, поскольку именно оно «запускает» переживание различных эмоций, эмоции выступают как результат мыслей и убеждений человека. Согласно теории А. Эллиса, важна именно интерпретация, а не сама жизненная ситуация [5, с. 23].
Человек с позитивным мышлением в любой сложной жизненной ситуации сосредоточен на деятельности, действии. Он ищет возможные решения, различные варианты выхода из проблемной ситуации. Негативно мыслящий человек, напротив, сосредоточен на своем состоянии, своих чувствах, переживаниях, что мешает ему действовать и искать варианты для преодоления возникших трудностей.
Проблема позитивного мышления давно интересует человечество. Еще со времен Сократа в недрах философии люди пытались найти решение задачи - как следует научиться думать, чтобы пребывать в гармонии с самим собой и с миром в целом.
Известно учение тибетского ламы Т. Лобсанга Рампы о влиянии мышления на жизнь человека: «мысль - это величайшая сила. И только благодаря позитивному разуму - всегда позитивному - ... можно пережить и преодолеть все уготованные страдания и испытания, противостоять обидам, лишениям и, вообще, выжить» [6, с. 118]. Замечено, что негативные мысли вызывают переживание отрицательных эмоций, и не только препятствуют нормальной жизни человека, но и, являясь показателем «лености мышления», существенно задерживают духовное развитие человека. Овладение позитивным мышлением напротив, позволяет человеку быть независимым от обстоятельств, научиться управлять всеми своими поступками и сознанием в целом. В конечном итоге, приходит к выводу Т. Лобсанг Рампа, «все зависит от... нашего образа мышления» [6, с. 58].
По мнению Т.Н. Васильевой, термин «позитивное мышление» отражает решение внутренних проблем, поскольку человек должен уметь контролировать себя, свои мысли, эмоции, действия, в отличие от традиционного понимания мышления как совокупности умственных действий, с помощью которых в уме решается некоторая проблема внешняя по отношению к субъекту [7, с. 5, 8].
Современная социальная ситуация характеризуется дезинтеграцией общества, одной из причин которой выступает негативный стиль мышления, свойственный многим людям, составляющим население России. Порой человек сам создает проблемы - своими негативными убеждениями, оценками, пессимистическим отношением к жизни и даже не представляет, что перестроив свою когнитивную реакцию на жизненные ситуации, свой ход и образ мыслей, он мог бы жить иначе, содержание и ход жизни зависят от сложившегося позитивного или негативного стиля мышления.
В.Н. Панкратов убеждает, что «светлые», позитивные мысли являются результатом сознательного управления, а негативные мысли - следствием автоматического реагирования без размышлений и волевых усилий. Доминирование тех или иных мыслей определяется человеком, в силу чего каждый является хозяином своей судьбы настолько, насколько он обладает властью над своими мыслями. Это проявляется, во- первых, в том, что человек есть то, что он о себе думает; во-вторых, образ мыслей способен породить соответствующий образ жизни, образ мира; в-третьих, результат зависит от качества мыслей и, в-четвертых, «качество» жизни определяет не объективная ситуация, а субъективное реагирование на нее, проявляющееся в преобладающем стиле мышления [8].
В нашем понимании позитивное мышление - это особый вид мышления, характеризующийся следующими специфическими признаками: позитивное восприятие себя, наличие положительной Я-концепции, уверенность в своих силах; осознание человеком возможности решения проблем, направленность на поиск путей их конструктивного преодоления, предвидение позитивного исхода и наличие мотивации достижения успеха; умение осознавать, выражать, различать и корректировать эмоции; владение способами эмоциональной саморегуляции; сохранение позитивного эмоционального настроя в любых жизненных ситуациях; оптимизм как доминирующий стиль мышления и качество личности; управление образом мыслей; концентрация внимания на событиях настоящего; видение позитивной жизненной перспективы: определенность содержательного компонента жизненной перспективы; позитивно эмоционально окрашенный образ будущего; наличие целевого компонента жизненной перспективы, его протяженность; активность в достижении поставленных целей в сочетании с осознанием смысла своей жизни и стремлением к его осуществлению [2, с. 204].
Человеку с позитивным мышлением свойственно преобладание позитивных мыслей, мнений, оценок, образов. Он склонен позитивно трактовать события, ход ситуаций, делать положительные выводы, прогнозировать успех, высоко оценивать свои возможности и способности к разрешению возникающих трудностей. Такому человеку свойственна эмоциональная саморегуляция в поведении и деятельности, стремление к проживанию позитивных эмоций, удовлетворенности жизнью. Позитивно мыслящая личность выбирает конструктивные стратегии поведения и реагирования в сложных или неблагоприятных ситуациях.
Позитивное мышление помогает человеку стать субъектом жизни, активно и осознанно строить собственную жизнь, брать на себя ответственность за течение и содержание жизни, контролировать происходящие события, разумно противостоять негативным факторам. Таким образом, позитивное мышление становится условием становления позитивного «образа мира» и себя в мире в социальном опыте человека.
Позитивная педагогика предполагает научение человека разумному выбору, ориентированному на ведущие ценности - добро, истину, красоту, любовь и Человека, как безусловную и высшую ценность на Земле. Разумный выбор совершается на основе позитивного мышления. Поэтому одна из главных задач позитивной педагогики - это воспитание позитивного мышления ребенка. Умение мыслить позитивно, обеспечивает человеку защиту от негативных влияний реальной действительности, других людей, облегчает работу над собой, преодоление своих негативных проявлений или недостатков, возможность их замещения позитивным опытом поведения и отношения. С позиции позитивной педагогики не следует «бороться с недостатками», необходимо замещать их позитивными привычками, установками, опытом.
Позитивное мышление обеспечивает наполнение «образ мира» человека позитивным содержанием, внимание ребенка акцентируется на добром, хорошем, позитивном в самом себе, в других людях, во взаимоотношениях, в деятельности, в окружающей реальности. Позитивный образ мира становится фактором успешной социализации человека - он видит разные варианты взаимодействия с объектами окружающей действительности, но выбирает и усваивает наиболее конструктивные способы проявления социальной активности и построения своей социальной жизни, избирает наиболее позитивные способы взаимодействия с людьми, культурой и социумом в целом. В конечном итоге, человек, имеющий в своем представлении позитивный образ мира, становится способным конструировать и реализовать собственные продуктивные социальные стратегии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. СПб., 2005. 317с.
2. Колесова С.В. Позитивное мышление как основа позитивной педагогики // Педагогика в современном мире: сборник статей всероссийской научной конференции/Ред. Сост. Т.Б. Алексеева, И.В. Гладкая, И.Э. Кондракова, Н.М. Федорова. СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2011. 305с.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.
304с.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. 720с.
5. Мак Маллин Р. Практикум по когнитивной терапии. СПб.: Речь, 2001. 560с.
6. Лобсанг Рампа Т. За пределами 1/10. Киев: «София», 2004. 192с.
7. Васильева Т.Н. Саногенное мышление учащегося, учителя. Калининград: ГИПП «Янтарь сказ», 2000. 152с.
8. Панкратов В.Н. Психотехнология управления собой (практическое руководство). М.: ТЦ «Сфера», 1998. 128с.
Источник: Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 1920 декабря 2013 г. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова - Ульяновск: SIMJET, 2013. - 582 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.