М.В. Чикова, студентка первого курса магистратуры кафедры «Социальная педагогика» ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», Волгоград (Россия)
В настоящее время проблема агрессивного поведения детей приобретает все более острую социальную направленность и является актуальной педагогической, психологической и социальной проблемой современной России, так как жестокость и агрессия в наши дни скорее обыденность, чем исключение. За последнее десятилетие количество случаев подобного поведения, как в нашей стране, так и за рубежом резко возросло. Так, в средствах массовой информации неоднократно появляются сообщения о случаях жестокой расправы детей над своими одноклассниками и учителями с использованием холодного или огнестрельного оружия. Например, в США одними из самых громких случаев стали: массовое убийство в школе «Колумбайн» (1999 г.) - двое учеников ранили 37 человек, причём 13 из них — смертельно; убийство Кайли Ролан (2000 г.) в штате Мичиган 6-летним учеником Д.Д. Оунс; массовое убийство в начальной школе в Санди-Хук (2012 г.) в штате Коннектикут, А.П. Лэнза, в результате чего от его рук погибли 28 человек [3]. Примерами жестокого поведения в России послужили: уголовное дело, возбуждённое в отношении 15 летней ученицы Тюмени по ст. 126 УК РФ — похищение человека (2010 г.), случай многократного избиения 73-летнего преподавателя физкультуры четырьмя учащимися города Шелехово Иркутской области (2012 г.) [5]. С 2005 г. по 2012 годы сотрудниками Института социологии РАИ проводилось социологическое исследование, в ходе которого было установлено, что среди школьников почти половина (48%) имеет опыт участия в различного рода драках; кроме того, в последние годы отмечается, что ученики стали нападать на 50% чаще на своих педагогов [6]. Подобные факты должны настораживать, так как высокий уровень агрессии у детей негативно влияет на взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, на учебную детальность, индивидуальное развитие. А кроме того, ведь именно молодое поколение будет определять будущее мира и нашей страны в ближайшие десятилетия. Важно уделять внимание проблеме агрессии начиная ещё с раннего детства, так как в формировании агрессивных форм поведения человека важное значение имеют сензитивные периоды развития ребенка, в которые дети наиболее успешно усваивают те или иные образцы и нормы социального взаимодействия. Доктор исторических наук Института этнологии и антропологии РАН, профессор Марина Бутовская в своём интервью для «Независимой газеты» отметила, что агрессивное поведение наблюдается и в дошкольном возрасте, начиная с 5 лет, дети уже умело практикуют стратегии агрессии, примирения, вмешательства в агрессию на стороне агрессора или жертвы, а также манипулируют поведением сверстников [2]. Чаще всего агрессивность детей выражается в стремлении нарушить установленный порядок, устраивать драки, кусаться, плеваться, ругаться и т.п. Демонстрируя свое непочтение к взрослым, они желают показать свою независимость. Детская агрессия может оставаться в рамках нормы и выражаться как естественная и нормальная реакция на различного рода воздействия. Но в определенных условиях агрессивность детей может стать патологической, садистической: дети способны наслаждаться своими агрессивными действиями, восприятием страданий своих жертв - животных, других детей [4]. Именно поэтому исследователи, рассматривающие данный феномен в педагогическом, аспекте, подчёркивают важную роль профилактики агрессивных проявлений и «снижения» агрессивности посредством социально-воспитательной деятельности, причём работу в данном направлении следуют начинать как можно раньше - в дошкольном возрасте. Проблема агрессивного поведения не нова, ей посвящены фундаментальные труды Берковеца Л. (1962), Лоренца К.(1963), Бэрона Р., Ричардсон Д. (1997). О феномене агрессии говорилось уже в первых работах в русле социальной психологии, где разными авторами предлагалось своё толкование этого понятия (Дж. Домарда, 1939; А. Басе, 1961; Л. Бендер, X. Дельгадо, 1963; Ф. Аллан, 1964). Одним из самых удачных стало определение американского исследователя Эллиота Аронсона, который предложил понимать под агрессией «поведение, нацеленное на то, чтобы причинить вред или боль другому человеку» (Э. Аронсон, 1998). При этом он подчёркивает, что это агрессивное действие может быть физическим или вербальным [1]. В психологическом смысле подлинная агрессия имеет место тогда, когда личность ставит перед собой цель нанесения вреда другому человеку или другому объекту. То есть, человек должен иметь соответствующий мотив, и, в зависимости от степени осознанности, агрессия может иметь как явный, так и не явный характер.
Учитывая все научные наработки по данной тематике, и, принимая во внимание опыт других учёных, Бертран Басс, один из самых известных исследователей агрессии выделил восемь возможных категорий агрессивных действий: 1) физическая - активная - прямая: нанесение другому человеку ударов ножом, избиение, ранение огнестрельным оружием и т.п.; 2) физическая - активная - непрямая: закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага; 3) физическая - пассивная - прямая: стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация); 4) физическая - пассивная - непрямая: например, отказ освободить территорию и т.п.; 5) вербальная - активная - прямая: словесное оскорбление или унижение другого человека; 6) вербальная - активная - непрямая: распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке; 7) вербальная - пассивная - прямая: отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д.; 8) вербальная - пассивная - непрямая: отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют) [4].
Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В целях определения категорий агрессивных действий, свойственных детям дошкольного возраста, и разработки программы профилактики агрессивного поведения, нами было проведено исследование, которое заключалось в непосредственном выборочном наблюдения за детьми. Базой исследования выступил «МДОУ Детский сад №309» Красноармейского района г.Волгограда. В нём приняли участие воспитанники 3-х старших дошкольных групп (5-6 лет). В нашем исследовании мы диагностировали наличие той или иной формы агрессивных действий детей, опираясь на категории, выделенные Б. Бассом. Нами был разработан специальный бланк наблюдения (см. Таблицу 1) с пояснительной запиской, расшифровывающей ту или иную категория агрессивных действий, свойственных детям-до школьникам. Например, физическая пассивная прямая агрессия (ФПП) подразумевает разрушение продуктов деятельности другого (ребенок ломает постройку из кубиков или мажет красками рисунок другого); уничтожение или порча чужих вещей (нанесение ударов по столу товарища, бросание на пол чужой машинку, с удовлетворением наблюдая ужас и слезы его владельца).
Таблица 1 Бланк наблюдения за поведением ребёнка
№
|
Имя ребёнка
|
ФАП
|
ФАН
|
ФПП
|
ФПН
|
ВАП
|
ВАН
|
ВПП
|
ВПН
|
1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обратимся к полученным в нашем исследовании эмпирическим результатам. Согласно им, 95% детей, так или иначе, проявляют агрессию. Причём из них мальчики в 100% случаев, девочки - 90%. По итогам анализа у 40% детей обоих полов было выявлено преобладание физической пассивной прямой (ФПП), у 57% - физической пассивной непрямой (ФПН) и у 63% - вербальной активной непрямой (ВАН) агрессии. Несколько реже встречается физическая активная прямая (ФАП) - 33% и вербальная активная прямая (ВАП) - 23%. Кроме того, около 40% детей проявляли агрессию от 0-2 раз в день, 35% - 3-4 раза, 15% - 5-6 раз, 5% - более 7 раз. По частоте проявления преобладает агрессивное поведение категории ФПП. Специфика агрессивного поведения в гендерном плане выражена слабо (разница в 5-10%). Принимая во внимания результаты, полученные в ходе данного исследования, можно сделать вывод, что почти все дети-дошкольники проявляют агрессию, при этом выявлены 5 категорий агрессивных действий, которые являются наиболее характерными для данного возраста. Отличительных особенностей агрессивного поведения мальчиков и девочек не было обнаружено, в связи с чем, можно проводить профилактические занятия с детьми обоего пола одновременно. Опыт отечественных исследователей в области педагогики доказывает, что профилактика агрессивного поведения продуктивна, если организована на педагогическом уровне. Причём всё более значимую роль в этом процессе играют образовательные учреждения и педагоги [8]. Для проведения работы по профилактике агрессивного поведения среди детей- дошкольников, большое значение мы уделяем социальному воспитанию, которое представляет собой направленную деятельность воспитателя по созданию специальных условий для взаимодействия с воспитанником, воздействия на его сознание и чувства в интересах достижения определенных социально-педагогических целей [7]. А так как агрессия детей может повлечь в дальнейшем за собой определённые социальные последствия, такие как нарушение социализации и адаптации, девиантное и делинквентное поведение, то именно социальное воспитание как воспитательная деятельность, связанная с жизнедеятельностью людей в обществе должно способст вовать гармоничному развитию личности и приобщению её к системе ценностей данного социума. Опираясь, таким образом, на идею социального воспитания, нами была предложена профилактическая работа по 3 направлениям, охватывающим наиболее явно проявляющиеся категории агрессивных действий детей, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении - профилактика физической пассивной прямой (ФПП), физической пассивной непрямой (ФАП), вербальной активной непрямой (ВАН) агрессии. Так как нами было установлено, что наиболее часто проявляется агрессивное поведение категории ФПП, то она была выбрана в качестве первого направления профилактической работы. Для профилактики агрессивного поведения категории ФПП нами были использованы такие средства как совместная деятельность детей с целью формирования уважения к труду другого человека, его материальной собственности в форме занятий художественно-творческого характера. Также был использован метод упражнения, с целью формирования и закрепления определенных нравственных умений и привычек (умение ценить чужие вещи, аккуратное обращение с ними, пользование с разрешения владельца и пр.). В конце занятий детям были предложены истории, которые необходимо закончить, отвечая на поставленные вопросы. Например: «Таня и Миша рисовали. К ним подошел Вова, выхватил рисунок и порвал его. Таня начала плакать, а Миша сказал... Что сказал Миша? Почему?». В результате чего дети предлагали в качестве решения варианты, связанные с мирным урегулированием ситуации. А герои, выступающие в ситуациях в роли хулиганов, получали негативные оценки от детей. В дальнейшем планируется реализовать и другие направления профилактики агрессивного поведения детей-дошкольников, привлекая при этом не только педагогов-воспитателей, но и родителей, так как комплексность и системность - неотъемлемые принципы для достижения результата - снижение агрессии. Список литературы 1. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М.: Аспект Пресс, 1998. 517с. 2. Жестокие уроки школьного детства // Независимая газета: ежедн. интернет- изд. 2013. 25 июня. 3. Массовое убийство в школе // Российская газета RG.RU: ежедн. интернет- изд. 2013. 17 апр. 4. Налчаджян А. Агрессивность человека. СПб.: Питер, 2007. 736с. 5. Преступность в подростковом возрасте // Правда: ежедн. интернет-изд. 2012. 20 марта. 6. Проблема девиантного поведения детей и подростков // ФГБУН Институт социологии РАН: официальный сайт. 2012. 12 фев. 7. Словарь по социальной педагогике / Под ред. Мардахаева Л.В. М.: Академия, 2002. 388с. 8. Токарь И.Е. Детская агрессия как педагогическая проблема // Социальная педагогика. 2012. №2. С. 97-102. Источник: Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 19-20 декабря 2013 г. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова - Ульяновск: SIMJET, 2013. - 582 с.
|