На главную Профилактическая работа психолога в школе Аддиктивное поведение Зависимое поведение как разновидность девиантного поведения
Зависимое поведение как разновидность девиантного поведения
Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение

Чем больше привычек имеет человек, тем меньше он свободен и независим.
И. Кант


Феномен психологической зависимости является одним из самых сложных и актуальных в современном научном мире. Зависимостью часто обозначают чрезмерную или болезненную привязанность к другому человеку, группе людей, материальным предметам или видам деятельности. Наиболее опасными видами зависимого поведения являются зависимости от психоактивных веществ, непосредственно влияющие на организм человека и вызывающие негативные органические изменения в нем. Тем не менее, нельзя назвать зависимостью множество привязанностей и социальных обязательств, существующих у каждого человека в жизни. В психологи зависимостью считается лишь та привязанность, которая имеет недопустимую общественными нормами выраженность или создающую психологические проблемы для самой личности.


В обыденной жизни различные зависимости прояаляются как особая форма осознаваемого или неосознаваемого рабства, ограничи- ващего нормальное развитие и самостоятельность человеческой личности. Зависимости наносят также непоправимый ущерб и человеческому обществу в целом, поскольку очень часто являются причинами преступлений и гибели людей, особенно в молодом возрасте. Тем не менее, в круг зависимых иногда попадают люди самого различного социального и профессионального статуса, уровня образования, этнической принадлежности. Вместе с тем, зависимость можно рассматривать как своеобразную форму адаптации или ухода в сложной жизненной ситуации, при которых человек не меняет окружающую действительность, но изменяет собственное состояние сознания. Зависимая личность при этом пребывает в мире иллюзий, находясь в отрыве от реальных событий, не решая, а усугубляя, тем самым, существующие проблемы. Со временем у таких людей утрачивается способность контролировать свое поведение, мысли, эмоции и собственное существование определяется исключительно объектом зависимости.
Классификация видов зависимостей имеет разнообразную природу и степень современности. Среди них имеются как древние формы, так и появившиеся в нашей жизни вследствие бурного развития научно-технического прогресса и социальных возможностей человека. Поэтому исследование феномена зависимого поведения является междисциплинарным, а к профилактике и избавлению от зависимостей привлечено внимание самых различных специалистов: педагогов, психологов, наркологов, психиатров, социологов и юристов.
В современной литературе при описании зависимого поведения часто используются термины «аддиктивное поведение» и «аддик- ции». Аддикция (от англ. addiction - зависимость) в переводе с английского означает пагубную склонность или привычку. Поэтому смысловое значение понятия «зависимое поведение», как правило, имеет негативную окрашенность. Вместе с тем, по мнению некоторых ученых, зависимое поведение может выполнять и позитивные функции, придавая жизни человека определенную стабильность, а в экстремальных условиях являясь компенсацией и необходимой защитой от травмирующей реальности. В работах Ц. П. Короленко отмечено, что человек таким образом «уходит» от реальности, которая его не устраивает или травмирует. Неудовлетворяющая реальность - это в некотором смысле всегда внутренняя реальность, поскольку внешняя «средовая» реальность воспринимается, осознается и производит эффект на подсознание, приводя в итоге к возникновению того или иного внутреннего психического состояния, от которого возникает желание избавиться.
Вместе с тем, Ц.П. Короленко как и другие ученые, считает, что зависимое или аддиктивное поведение является одной из форм поведения, отклоняющегося от общественных норм. Норма при этом является продуктом группового сознания в виде разделяемых обществом людей представлений и наиболее частых суждений о требованиях к поведению с учетом социальных ролей. В. Д. Менделевич выделяет такие нормы, как правовые, нравственные, эстетические.
Зависимое поведение может иметь различную степень выраженности, определяясь динамикой развития в каждом конкретном случае, но в большей мере обусловливаясь определённой глубинной личностной предрасположенностью, которую обозначается учеными как склонность к зависимости. По мнению Мехтихановой Н.Н. понятие зависимого поведения охватывает различные типы патологического поведения: наркотическая зависимость, алкоголизм, табакокурение, азартные игры, антисоциальные поступки, страсть к обильной еде, гиперсексуальность, компьютернаяи игровая зависимость, шопинг и многие другие. Тем не менее, такой широкий спектр видов зависимости имеет общие признаки.
Согласно работам П.Б. Ганнушкина в поведенческой патологии проявляются такие признаки, как склонность к дезадаптации, тотальность, стабильность. Под склонностью к дезадаптации понимается существование признаков поведения, препятствующих полноценной адаптации человека в обществе, в виде конфликтности, постоянной неудовлетворенности взаимодействиями с окружающими людьми, частого противостояния или противоборства реальности, социально-психологической изоляции. Кроме того, существует внутриличностная дезадаптация, при которой поведение человека отражает неудовлетворенность собой и непринятие себя как значимой личности. Патологические поведенческие стереотипы способствуют возникновению устойчивых дезадаптаций в различных жизненных ситуациях, в которых оказывается человек. Поведенческая патология может быть обусловлена не только различными симптомами или синдромами заболеваний, но также быть связанной с особенностями характера, сформированными в процессе социализации и определенных условиях внешней среды.
Таким образом, согласно работам В.Д. Менделевича, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских и других ученых, зависимое поведение — это разновидность девиантного поведения, характеризующегося непреодолимой подчиненностью собственных интересов интересам другой личности или группы, чрезмерной и длительной фиксацией внимания на определенных видах деятельности или предметах, становящихся сверхценными, снижением или нарушением способности контролировать свою вовлеченность в какую-либо деятельность, а также невозможностью быть самостоятельным и свободным в выборе поведения.
Отклоняющееся или девиантное всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков и действий распространенным в обществе нормам, правилам поведения, идеям, ожиданиям, установкам, ценностям и т.д. Девиантным поведением человека можно обозначить его поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, дезадаптивности, нарушении хода самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.
Таким образом, девиантное поведение (от лат. deviatio - отклонение, de - от, via - дорога) - это поведение, отклоняющееся от норм, принятых в том или ином обществе, чаще всего ассоциирующиеся с преступностью, алкоголизмом и наркоманией.
Отклоняющееся поведение по мнению М.А. Ковальчук и И.Ю. Тархановой необходимо отличать от поведения, связанного с мозговыми нарушениями. Отклоняющееся поведение всегда социально детерминировано, в происхождении которого большую роль играют дефекты личностного развития, сочетающиеся с недостатками, ошибками в воспитании и отрицательным влиянием неблагоприятной ситуации в ближайшем окружении человека.
Как отмечают многие исследователи, в современном мире встречается потребительский тип социального поведения, выражающийся в подмене стремления к достижению успехов в учебной, общественной или профессиональной деятельности на совершенно иное осознание своих потребностей и интересов. Например, у молодых людей, наиболее ориентированных на досуг и получение максимального удовольствия от жизни, это выражается в определенной системе оценок и предпочтений, способствующих развитию зависимого поведения. В результате у зависимого человека возникает желание уйти от жизненных реалий путем не выработки каких-либо конструктивных решений, а с помощью изменения состояния своего сознания, в том числе с помощью различного рода психоактивных веществ.
Психоактивные вещества (ПАВ) - это химические или фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние организма, вызывающие болезненное рабское пристрастие.
Считается, согласно «постулату сообразности» (по В. А. Петровскому), взрослый индивид изначально обладает стремлением к некоторой «внутренней цели», определяющей все без исключения активные действия человека, которые отражают изначальную адаптивную направленность любых психических процессов и поведенческих актов. Выделяются три основных варианта «постулата сообразности»: гомеостатический, гедонический, прагматический. Гомеостатический вариант выступает в форме требования к устранению конфликтности во взаимоотношениях со средой и установлению «равновесия». При гедонистическом варианте действия человека детерминированы двумя аффектами: удовольствие и страдания, в связи с чем все поведение интерпретируется как максимизация удовольствия и минимизация страдания. Прагматический вариант основан на принципе оптимизации, в результате чего самым главным является узкопрактическая сторона поведения, направленная исключительно на обретение пользы, выгоды, успеха.

Источник: Шершнёва, Т. В. Психология : пособие для студентов специальности «Профессиональное обучение (по направлениям)» : в 5 ч. / Т. В. Шершнёва. - Минск : БНТУ, 2022. - Ч. 3. - 2022. - 105 с. (Ч. 3).

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.