Основы профилактики зависимого поведения
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика вредных привычек

1. Понятие о профилактике и ее видах

Болезнь легче предупредить, чем лечить.
Гиппократ


Кто не обдумывает заранее своих поступков, учится только на ошибках.
Т. Ливий

Высшее назначение знания — это искусство жить. Дурные поступки порождаются только незнанием того, что такое добро, благо, и никто не бывает
злым намеренно и по природе.

Сократ


Профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния, на здоровье человека факторов среды его обитания (ФЗ - 323 от 21.11.2011, редакция от 31.07.2020 г «Об основах охраны здоровья граждан в РФ)


Профилактика также понимается как:
- устранение, сглаживание, снятие причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности;
- научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.
Профилактика означает «предупреждение», «предохранение». Это понятие широко распространенно во многих областях науки и техники. В медицине профилактика означает предупреждение возникновения и развития заболеваний. Идеи профилактики заболеваний наряду с диагностикой и лечением зародились в глубокой древности и заключались обычно в соблюдении правил личной гигиены, здорового образа жизни.
Зависимое поведение личности представляет собой, серьёзную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрату работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространённый вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью. В широком смысле под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации». Условно можно говорить о нормальной и чрезмерной зависимости.
Профилактика зависимого поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают её комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, например, с подростками.
На сегодняшний день реализуется несколько видов профилактики зависимого поведения, описанные учеными Иркутского государственного университета.
Первичная профилактика. Суть стратегии первичной профилактики - утверждение принципов и
формирование навыков здорового образа жизни. Это система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития зависимостей путем устранения причин и условий их возникновения и развития, а также повышения устойчивости личности к воздействию неблагоприятных факторов окружающей и социальной среды, способных вызвать патологические реакции. К первичной профилактике относят социально-экономические и иные меры по оздоровлению образа жизни, окружающей среды, воспитанию, использование технологий «позитивного большинства» и повышения резистентности личности. Первичная профилактика может включать широкий спектр направлений, например, информирование о зависимом поведении, пропаганду здорового образа жизни и опасности употребления психоактивных веществ. Она всегда должна быть ориентированной на потенциал здоровья, решать задачи сохранения и формирования личностных качеств человека, обеспечивающих развитие у него социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действий и установок на противостояние, критическое восприятие, отказ от негативных привычек.
Вторичная профилактика. Среди несовершеннолетней молодежи имеется большой процент школьников, проявляющих социально-негативные признаки в поведении. В отношении этой группы молодежи осуществляется вторичная профилактика, состоящая в сокращении социально-негативных проявлений и ограничении степени их вреда посредством раннего выявления социально-негативных явлений, обследования и оказания квалифицированной медико-психологической и социальнопедагогической помощи несовершеннолетним. Ключевой задачей в этом направлении является создание эффективной системы защиты прав детей. Своевременное выявление и коррекция личностных деформаций - залог успешности воздействий, предупреждающих развитие раннего алкоголизма, наркомании, бродяжничества и др. С этой целью среди других методов необходимо использовать психодиагностические комплексы, позволяющие в полном объемеизучить состояние психического здоровья ребенка.
Третичная профилактика. Стратегия третичной профилактики основана на создании системы эффективной помощи и имеет целью социальную, трудовую, психологическую и медицинскую реабилитацию лиц, у которых сформировалась зависимость от психоактивных веществ, на основе трех принципов: анонимность, доступность, бесплатность. При лечении и реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией, не совершивших преступлений, соблюдение указанных принципов обеспечивает создание доброжелательной для больного системы оказания наркологической помощи, что существенно повышает мотивацию больных на прекращение злоупотребления. Повышение уровня мотивации на сохранение трезвости является стержневым элементом реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией. Поставленной цели позволяет добиться перестройка оказания наркологической помощи на основе концепции духовно-реабилитационной деятельности.


Третичная профилактика наркомании осуществляется с применением нескольких стратегий.
• Первая стратегия - это формирование мотивации на изменение поведения, включение в лечение, прекращение употребления наркотиков или других психоактивных веществ.
• Вторая стратегия - изменение зависимых, дезадаптивных форм поведения на адаптивные.
• Третья стратегия - осознание ценностей личности.
• Четвертая стратегия - изменение жизненного стиля.
• Пятая стратегия - развитие коммуникативной и социальной компетентности.
• Шестая стратегия - формирование и развитие социально - поддерживающей сети. В этих стратегиях используются различные технологии.


Основными принципами третичной профилактики являются:
• комплексность;
• дифференцированный подход с учетом возраста, степени выраженности и проявлений социально-негативных явлений;
• аксиологичность (ценностная ориентация) - формирование мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни и т.д., которые являются регуляторами человеческого поведения;
• многоаспектность - сочетание направлений целевой профильной работы:
1. Социальный аспект профилактики - формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни.
2. Психологический аспект профилактики- формирование стрессоустойчивых установок, позитивно-когнитивных оценок, навыков успешной жизнедеятельности и способностей сделать позитивный альтернативный выбор.
3. Образовательный аспект включает становление системы представлений и знаний о социально-психологических, медицинских и морально-правовых последствиях злоупотребления проактивных веществ. Предполагает воздействие на различные субъект-объектные взаимоотношения.
• Последовательность; легитимность - предусматривает необходимую правовую базу профилактики.


2. Формирование современных представлений о здоровом образе жизни как основной метод первичной профилактики


2.1. Рациональное питание


Питаться - это необходимость, но разумно питаться - это искусство.
Франсуа VI де Ларошфуко.


Питание — важнейший фактор, определяющий здоровье человека. Рациональное питание считается одной из главных составных частей здорового образа жизни. Сбалансированное фактическое питание по словам О. Н. Замбржицкого, Н. Л. Бацуковой. обусловливает нормальный рост и развитие организма, адаптирует его к воздействию окружающей среды, поддерживает иммунитет, умственную и физическую работоспособность.
Питание, как отмечает Т.А. Корнеева и Е.Э. Седова. есть сложный процесс поступления, переваривания, всасывания и ассимиляции в организме пищевых веществ, необходимых для покрытия его энергетических затрат, построения и возобновления клеток и тканей тела и регуляции функций организма. Рациональное питание - достаточное в количественном и полноценное в качественном отношении питание, а также соблюдение трех основных принципов питания.
Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие организма, улучшает сопротивляемость к вредным влияниям внешней среды, развивает функциональные возможности, способствует повышению работоспособности и продлению жизни. Поэтому переход на правильное питание является одним из главных условий приобретения и укрепления здоровья. Для обозначения понятия «правильное питание» принят термин рациональное питание, означающий питание, построенное на научных основах, способное полностью удовлетворить потребность в пище в количественном и качественном отношениях. Рациональное питание (от лат. Rаtiопаlis - разумный) - это физиологически полноценное питание здорового человека с учетом его пола, возраста, характера труда, климатических условий обитания. Оно способствует сохранению здоровья, хорошей физической и умственной работоспособности, высокой сопротивляемости организма к воздействию вредных факторов окружающей среды и активному долголетию.


Наукой твердо установлены три функции питания:
• Первая функция заключается в снабжении организма энергией. В этом смысле человека можно сравнить с любой машиной, совершающей работу, но требующей для этого поступления топлива. Рациональное питание предусматривает примерный баланс поступающей в организм энергии, расходуемой на обеспечение процессов жизнедеятельности.
• Вторая функция питания заключается в снабжении
организма пластическими веществами, к которым, прежде всего, относятся белки, в меньшей степени — минеральные вещества, жиры и в еще меньшей степени — углеводы. В процессе жизнедеятельности в организме человека постоянно разрушаются одни клетки и внутриклеточные структуры и вместо них появляются другие. Строительным материалом для создания новых клеток и внутриклеточных структур являются химические вещества, входящие в состав пищевых продуктов. Потребность в пластических веществах пищи варьирует в зависимости от возраста:
• Третья функция питания заключается в снабжении организма биологически активными веществами, необходимыми для регуляции процессов жизнедеятельности. Ферменты и большинство гормонов — регуляторы химических процессов, протекающих в организме, — синтезируются самим организмом. Однако некоторые коферменты (необходимая составная часть ферментов), без которых ферменты не могут проявлять свою активность, а также некоторые гормоны организм человека может синтезировать только из специальных предшественников, находящихся в пище. Этими предшественниками являются витамины, присутствующие в продуктах питания.
• Сравнительно недавно появились данные о существовании еще одной - четвертой функции питания, которая заключается в выработке иммунитета, как неспецифического, так и специфического. Было установлено, что величина иммунного ответа на инфекцию зависит от качества питания и, особенно, от достаточного содержания в пище калорий, полноценных белков и витаминов. При недостаточном питании снижается общий иммунитет и уменьшается сопротивляемость организма самым различным инфекциям. И, наоборот, полноценное питание с достаточным содержанием белков, жиров, витаминов и калорий усиливает иммунитет и повышает сопротивляемость инфекциям. В данном случае речь идет о связи питания с неспецифическим иммунитетом. Позднее было обнаружено, что определенная часть химических соединений, которые содержатся в продуктах питания, не расщепляется в пищеварительном тракте или расщепляется лишь частично. Такие крупные нерасщепленные молекулы белков или полипептидов могут проникать через стенку кишечника в кровь и, являясь чужеродными для организма, вызывать его специфический иммунный ответ.
Исследованиями, проведенными в Институте питания РАМН, установлено, что несколько процентов (или несколько десятых процента) белков, поступивших с пищей, обнаруживается в крови, печени и некоторых других внутренних органах в форме крупных молекул, сохраняющих антигенные свойства первоначальных пищевых белков. Выявлено также, что на эти чужеродные пищевые белки в организме вырабатываются специфические антитела. Таким образом, в процессе питания происходит постоянное поступление антигенов из пищеварительного тракта во внутреннюю среду организма, что приводит к выработке и поддержанию специфического иммунитета к белкам пищи.
Питание должно быть рациональным, сбалансированным. Сколько химических веществ расходует организм взрослого человека в процессе жизнедеятельности, столько же должно поступать их с продуктами питания. Но в процессе обмена одни вещества могут переходить в другие. При этом большинство из них может синтезироваться в организме, тогда как некоторые являются как бы исходными: они не могут синтезироваться и должны обязательно поступать с пищей. Отсюда все пищевые вещества делятся на заменимые и незаменимые. К последним относятся незаменимые аминокислоты (валин, изолейцин, лейцин, лизин, метионин, треонин, триптофан и фенилаланин), незаменимые жирные кислоты (линолевая, линоленовая), витамины и минеральные вещества. Теория сбалансированного питания, которую в нашей стране широко и углубленно разрабатывал академик АМН СССР А. А. Покровский, заключается в установлении тесной связи питания с процессами обмена веществ. При этом особая роль отводится незаменимым факторам питания. Рациональное питание должно основываться на теории сбалансированного питания и предусматривать правильный режим потребления пищи. Необходимо знать и соблюдать три принципа рационального питания: умеренность, разнообразие, режим приема пищи. Умеренность в питании не позволяет потреблять с пищей энергии больше или меньше, чем ее расходуется в процессе жизнедеятельности; разнообразие пищи в рационе с наибольшей степенью вероятности гарантирует поступление в организм всех незаменимых компонентов питания; определенный режим питания (время приемов пищи в течение дня, а также количество и качество пищи при каждом ее приеме) поддерживает аппетит в нужных рамках.
Итак, первый принцип рационального питания — умеренность. Умеренность в питании необходима для соблюдения баланса между поступающей с пищей и расходуемой в процессе жизнедеятельности энергией. Расход энергии в организме осуществляется тремя путями: в результате так называемого основного обмена, специфического динамического действия пищи и мышечной деятельности. Основной обмен — это минимальное количество энергии, которое необходимо человеку для поддержания жизни в состоянии полного покоя. Такой обмен обычно бывает во время сна в комфортных условиях. Его чаще всего рассчитывают по отношению к «стандартному» мужчине (возраст 30 лет, масса тела 65 кг) или к «стандартной» женщине (тот же возраст, масса тела 55 кг), занимающимися легким физическим трудом. Основной обмен зависит от возраста (у маленьких детей он на единицу массы тела в 1,3—1,5 раза выше, чем у взрослых), от общей массы тела, от внешних условий проживания и индивидуальных особенностей человека. Установлено, что в среднем при основном обмене затрачивается около 1 ккал на 1 кг массы тела за 1 час. У людей, постоянно испытывающих физические нагрузки, основной обмен, как правило, повышается в пределах 30 %.
Специфическое динамическое действие пищи обусловлено ее перевариванием в желудочно-кишечном тракте человека. Наибольший расход энергии вызывает переваривание белков, которое увеличивает интенсивность основного обмена обычно на 30—40%. Прием с пищей жиров повышает основной обмен на 4—14 %,
углеводов—на 4—7%. Даже чай и кофе вызывают повышение основного обмена в пределах 8 %. Подсчитано, что при смешанном питании и оптимальном количестве потребляемых пищевых веществ основной обмен увеличивается в среднем на 10—15 %.
Физическая деятельность оказывает существенное влияние на расход энергии в организме человека. Чем больше физическая активность, тем больше энергии тратит организм человека. Если масса тела человека больше стандартной, то энерготраты при указанных видах деятельности пропорционально увеличиваются, если меньше — снижаются.
Суточные энерготраты человека зависят от возраста, пола, массы тела, характера трудовой деятельности, климатических условий и индивидуальных особенностей протекания реакций обмена веществ в организме. При кратковременном недостатке энергетической
ценности пищи организм частично расходует запасные вещества, главным образом жир (из жировой ткани) и углеводы (гликоген). При длительном недостатке энергетически ценной пищи организм расходует не только резервные углеводы и жиры, но и белки, что, в первую очередь, ведет к уменьшению массы скелетных мышц, а, следовательно, к возникновению и развитию дистрофии.
Кратковременный избыток энергетической ценности пищи отрицательно сказывается на процессах усвояемости и утилизации основных пищевых веществ, что выражается в увеличении количества каловых масс и выделении повышенного количества мочи. При длительном избытке энергетической ценности пищи часть жиров и углеводов начинает откладываться в виде резервного жира в жировой ткани. Это приводит к увеличению массы тела и в последующем к ожирению.
Второй принцип рационального питания — разнообразие.
Население нашей планеты использует для питания тысячи пищевых продуктов и еще больше кулинарных блюд. И все многообразие продуктов питания складывается из различных комбинаций пищевых веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и воды. Естественно, что различные пищевые продукты имеют разный химический состав. Энергетическая ценность рациона питания зависит от входящих в его состав белков, жиров и углеводов. Углеводы поставляют преимущественно энергию, тогда как жиры и особенно белки не только снабжают организм энергией, но и являются необходимым материалом для обновления клеточных и субклеточных структур. Использование белков в качестве энергетического материала весьма невыгодно для организма: во-первых, белки — наиболее дефицитное и ценное пищевое вещество, во-вторых, при окислении белков, сопровождающемся выделением энергии, образуются недоокисленные вещества, обладающие существенным токсическим действием.
Оптимальным в рационе практически здорового человека является соотношение белков, жиров и углеводов, близкое к 1:1,2:4. Это соотношение наиболее благоприятно для максимального удовлетворения как пластических, так и энергетических потребностей организма человека. Белки в большинстве случаев должны составлять 12 %, жиры — 30—35 % общей калорийности рациона. Лишь в случае значительного повышения доли физического труда, и увеличения в связи с этим потребности в энергии содержание белков в рационе может быть снижено до 11 % его общей калорийности (за счет увеличения доли жиров и углеводов, как поставщиков калорий). Пищевой рацион должен содержать 80—90 г белков, 100— 105 г жиров, 360—400 г углеводов, энергетическая ценность его должна составлять 2750—2800 ккал.
Оптимальное соотношение животных и растительных белков в рационе человека колеблется в пределах от 60:40 до 50:50 (в зависимости от качества растительных белков), а в среднем составляет 55:45.
При определении потребности человека в жирах следует учитывать необходимость полного обеспечения организма полноценными жировыми веществами, а именно: незаменимыми жирными полиненасыщенными кислотами, фосфолипидами, необходимыми для обновления клеток и внутриклеточных компонентов, а также жирорастворимыми витаминами. Потребление углеводов в расчете на одного жителя в нашей стране составляет в среднем около 460 г в день, тогда как в соответствии с научными рекомендациями норма должна составлять 386 г в день. Особенно опасным для здоровья населения страны является неуклонный рост потребления сахара, которое превысило 120 г в день (в среднем), в то время как рекомендуемая норма составляет 50—100 г в день (50 г при легком физическом труде, до 100 г при тяжелом физическом труде). Сахар является носителем так называемых пустых калорий, он не содержит каких-либо незаменимых компонентов питания. Больше того, сахар способствует возникновению и развитию кариеса зубов, тогда как другой представитель углеводов — крахмал — такого действия не оказывает. Кроме того, потребление сахара в значительных количествах повышает концентрацию глюкозы в крови, что является фактором риска для возникновения сахарного диабета. В то же время крахмал вследствие его более медленного переваривания в пищеварительном тракте таким эффектом не обладает. Поэтому рекомендуется максимально ограничивать потребление сахара и кондитерских изделий и заменять их, если это необходимо, крахмалом.
Здоровому организму человека необходимы так называемые растительные волокна или балластные вещества, которые представлены, в основном, оболочками растительных клеток и состоят преимущественно из клетчатки и пектина. Оптимальным считается потребление 10—15 г этих веществ в день, в том числе 9— 10 г клетчатки и 5—6 г пектиновых веществ. Растительные волокна улучшают моторную функцию желудочно-кишечного тракта, способствуют ликвидации застойных явлений в кишечнике. Установлена обратная зависимость между их содержанием в пище и частотой возникновения рака толстого кишечника. Витамины занимают особое место в питании, являясь его незаменимым фактором. В далеком и даже сравнительно недавнем прошлом некоторые группы населения испытывали тяжелые бедствия в результате развития гипо - и авитаминозов. Такие заболевания, как цинга, пеллагра, рахит, полиневрит (болезнь бери-бери), некоторые виды анемии (малокровие) и гемофилии (усиленное кровотечение), а также многие другие неоднократно поражали значительные контингенты людей в результате резкого уменьшения в их пище тех или иных витаминов. В настоящее время, благодаря широкой пропаганде медицинских знаний, мероприятиям органов здравоохранения и правительств многих стран, направленным на создание условий для достаточного обеспечения населения витаминами, эти заболевания встречаются относительно редко. Потребности организма человека во всех необходимых ему минеральных веществах, как правило, вполне удовлетворяются обычным набором пищевых продуктов с включением достаточных количеств овощей, фруктов, хлеба и молока. В нашей стране и во многих других странах выявлены территории, в почве которых содержится сниженное количество того или иного минерального вещества, что приводило к недостаточному потреблению его с пищей и к развитию определенных патологических симптомов. Путем искусственного добавления недостающих минеральных веществ к продуктам массового потребления, например введением йода в поваренную соль (для нормализации функции щитовидной железы) или фтора в воду (для профилактики кариеса зубов), удается ликвидировать такого рода недостаточность.
Третий принцип рационального питания — режим приема пищи, который обычно регулируется аппетитом. Каждому знакомо чувство голода, которое сигнализирует о том, что организму человека для правильной жизнедеятельности важно получить новую порцию пищи, несущую истраченные в процессе обмена веществ энергию, пластические вещества, витамины и минеральные вещества. Физиолого-биохимическая сущность этого чувства, называемого также аппетитом, до конца не выяснена. Еще работами И. П. Павлова было показано, что в головном мозге расположен так называемый пищевой центр. Возбуждение пищевого центра различными импульсами (снижением концентрации глюкозы в крови, сокращениями опорожненного желудка и др.) и создает аппетит, степень которого зависит от степени возбуждения пищевого центра.
Необходимо иметь в виду, что в результате определенной инерции возбуждения пищевого центра аппетит сохраняется еще некоторое время даже после приема пищи. Это связано с необходимостью переваривания и всасывания пищевых веществ. И только после начала поступления их в кровь возбуждение пищевого центра начинает сменяться его торможением. Чувство голода свойственно, несомненно, всем развитым животным, и поэтому не вызывает сомнений, что оно досталось человеку по наследству от его диких предков. Но так как последние не всегда могли рассчитывать на удачу в поисках пищи, определенные преимущества в борьбе за существование получали те из них, которые, найдя пищу, потребляли ее в большом количестве, т. е. те, которые имели повышенный аппетит. Таким образом, повышенный аппетит, по всей видимости, возник в процессе эволюции животного мира, закрепился в потомстве и передался по наследству человеку. Однако в настоящее время в развитых странах проблема питания человека потеряла свою былую
остроту, и в связи с этим повышенный аппетит также утратил свой биологический смысл. Больше того, он стал своего рода врагом человека, виновником допускаемого людьми систематического или несистематического переедания. Поэтому в повседневной жизни не следует руководствоваться одним только аппетитом, хотя и не считаться с ним тоже нельзя. Дело в том, что аппетит сигнализирует о потребности не только в необходимом количестве пищи (об этом он как раз весьма часто сигнализирует неправильно), но и в ее качестве. Сравнительно распространенным является чувство, когда после долгого отсутствия в питании какого-либо продукта вдруг появляется острое желание съесть именно этот продукт. Объясняется это тем, что в данном продукте содержится значительное количество незаменимого компонента, которого меньше во всех других потребляемых продуктах, вследствие чего организм человека начинает испытывать недостаток в нем. Сигнал о намечающемся неблагополучии организм получает при возникновении аппетита к конкретному пищевому продукту. В данном случае аппетит подает совершенно правильный сигнал и ему необходимо последовать. Следовательно, аппетит надо обязательно принимать во внимание, но при этом не забывать о том, что он может серьезно подвести, если не контролировать количество потребляемой пищи. Весьма
целесообразно ввести соответствующую поправку к аппетиту в виде регулярного контроля за массой тела. Дробное питание (5—6 раз в день) подавляет возбуждение пищевого центра и снижает аппетит. При этом иногда достаточно одного яблока или стакана кефира. Надо помнить также, что острые и соленые блюда (не говоря уже об алкоголе) существенно усиливают аппетит. Таким образом, повышенный аппетит может нанести вред здоровью, но и полное его отсутствие должно настораживать. Для поддержания аппетита в нужных рамках очень важно соблюдение правильного режима питания.


2.2. Гигиенические условия сохранения здоровья


Если возможна гигиена тела, то возможна также гигиена ума и характера
Д. Писарев


Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека, или индивидуальное здоровье, - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Под физическим благополучием понимается гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к факторам среды, психическим - отрицание болезней, физических дефектов и их преодоление, социальным - деятельное отношение индивидуума к себе, обществу, всему окружающему миру, болезнью - нарушение нормальной жизнедеятельности организма, возникающее под действием вредных для него факторов, физическим дефектом - изменение нормального строения организма.
Основополагающим принципом, идеологией охраны здоровья населения является приоритетность мер профилактической направленности, поскольку болезнь легче предупредить, чем лечить. Обосновал профилактическую направленность медицины Н.А. Семашко.
Под профилактикой (греч. prophylaktikos - предохранительный, предупредительный) понимают систему мероприятий, направленных на создание наиболее благоприятных условий индивидуальной и коллективной жизни, в полной мере отвечающих физиологическим потребностям людей. Индивидуальная, или личная, профилактика содержит мероприятия, которые осуществляет сам человек. Общественная профилактика включает систему законодательных, общественных, медицинских и других мероприятий, планомерно проводимых государственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание благоприятных условий коллективной жизни, обеспечивающих высокий уровень общественного здоровья и устранение причин болезней. Различают также медицинскую профилактику, представляющую комплекс основанных на личной заинтересованности пациента медицинских мероприятий и услуг, направленных на снижение вероятности возникновения заболеваний.
Первичная профилактика представляет собой систему мероприятий по созданию благоприятных условий жизни, направленных на устранение причин и условий возникновения и развития заболеваний, а также повышение устойчивости организма к воздействию вредных факторов среды.
Вторичная профилактика включает мероприятия по ранней диагностике заболеваний, предупреждению рецидивов и
прогрессирования патологического процесса, в первую очередь, у людей, проживающих в неблагоприятных экологических условиях. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация населения как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения и рационального последовательного оздоровления.
Профилактическая медицина включает охрану труда, валеологию, эпидемиологию, гигиену и некоторые другие науки.
Гигиена как наука о сохранении и укреплении здоровья (греч. hygieinos - оздоравливающий) является основой профилактической медицины. Слово «гигиена» произошло от имени богини здоровья Гигиеи, которую древние греки представляли в виде молодой женщины со змеей, держащей в руке чашу. Как подчеркивает И.И. Бурак и Н.И. Миклис — сохранение и укрепление здоровья одновременно предупреждает развитие заболеваний. Цель гигиены - сохранение и укрепление здоровья и предупреждение заболеваний путем оптимизации факторов среды обитания. Фактор среды обитания - это любой химический, физический, социальный или биотический фактор природного либо антропогенного происхождения, способный воздействовать на организм человека. К химическим факторам относятся химические элементы и соединения, физическим - погода, климат, излучения, биотическим - совокупность живых организмов. Социальные факторы включают условия быта, труда, социально-экономического.
Личная гигиена, как компонент здорового образа жизни, включает мероприятия по очистке, улучшению кровоснабжения и иннервации, закаливанию и тренировке, защите от вредных воздействий пищеварительной, дыхательной, выделительной,
сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной, покровной, половой, костно-мышечной систем организма человека, входящих в них органов, а также процессов жизнедеятельности.
Гигиена как основа профилактической медицины обусловливает приоритетность мер предупреждающей направленности. Она разрабатывает мероприятия по сохранению и укреплению здоровья, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, участвует в формировании ответственного отношения населения к собственному здоровью и здоровью окружающих и, тем самым, играет ведущую роль в охране здоровья населения.
На здоровье воздействуют социально-экономические (условия труда, быта, питания, уровень медицинской помощи), экологические (физические, химические, биотические), биологические (наследственность, пол, конституция) и психоэмоциональные (стрессоры и дисстрессоры) факторы.
Психогигиена в работе Ю.Г. Каменщиковой,
М.Р. Багаутдиновой рассматривается как наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья человека. Над необходимостью поддерживать собственное душевное здоровье и равновесие во взаимодействии с окружающим миром задумывались еще античные мыслители. Значение для психики человека «хорошей уравновешенной жизни» подчеркивал Демокрит, а Эпикур называл это «атараксией», спокойствием мудрого человека.


2.3. Психологическая устойчивость и зависимое поведение


То, что Вы можете воспринимать спокойно, больше не управляет Вами.
Конфуций


В нашем современном мире наверняка нет таких людей, которые не сталкивались бы в своей жизни с проблемами и трудностями, а также ситуациями, которые с полным основанием можно назвать кризисными или критическими. Такими ситуациями могут для человека стать различные конфликты, фрустрации, сильный стресс (или хронический стресс, влияние которого достигло критической точки), связанный с утратой, горем, сменой социального статуса и многим другим.
Кроме того, кризисы в жизни человека могут быть также возрастными, то есть связанными с естественным ходом жизни и онтогенетическим развитием. Ю.Г. Каменщикова, М.Р. Багаутдинова указывают, что критические жизненные ситуации в зависимости от внешних обстоятельств и внутренних ресурсов переживаются человеком по-разному. У одних людей получается справиться с ситуацией, прожить ее и вынести из нее что-то полезное, тогда как у других кризисная жизненная ситуация становится началом психологических, эмоциональных, психосоматических нарушений, а ее переживание затягивается на долгие годы и становится хроническим. Именно поэтому психогигиенические мероприятия являются необходимыми в сохранении и укреплении здоровья человека.
В работах Л.В. Куликова отмечается, что психологическая устойчивость является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений. Бытие личности разнопланово, что находит отражение в разных аспектах ее психологической устойчивости. На передний план выходят три аспекта психологической устойчивости:
• стойкость, стабильность;
• уравновешенность, соразмерность;
• сопротивляемость (резистентность).
Под стойкостью подразумевается способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации и постоянный (достаточно высокий) уровень настроения. Уравновешенность — соразмерность силы реагирования, активности поведения силе раздражителя, значению события (вели.чине положительных или отрицательных последствий, к которым он может привести). Сопротивляемость — это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора. Стойкость. Стойкость проявляется в преодолении трудностей как способность сохранять веру в себя, быть уверенным в себе, своих возможностях. Одна из сторон стойкости — приверженность избранным идеалам и целям. Стойкость возможна, если есть экзистенциальная определенность.
Экзистенциальная определенность — это переживание удовлетворения своих основных потребностей. Экзистенциальная неопределенность — отсутствие переживания удовлетворения своих основных потребностей; неудовлетворенность самореализацией, отсутствие смысла жизни, отсутствие привлекательных жизненных целей. Для большинства людей основными являются потребности в самореализации, самовыражении, самоутверждении. Названные потребности относят к высшим потребностям. Не для всех людей таковые являются ведущими. Для части людей основные потребности ограничены витальными потребностями, потребностями в безопасности, потребностями в принятии другими людьми. Стойкость также проявляется в постоянном, достаточно высоком, уровне настроения.
Способность сохранять постоянный уровень настроения и активности, быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, иметь разносторонние интересы, избегать упрощенности в ценностях, целях и стремлениях — также важная составляющая психологической устойчивости.
Стабильность как составляющую психологической
устойчивости не следует понимать как застылость. Для психологической устойчивости личности необходима способность к саморазвитию, формированию собственной индивидуальности. Устойчивость предполагает совокупность адаптационных процессов, интегрированность личности в смысле сохранения согласованности основных функций личности, стабильности их выполнения.
Развитие невозможно без изменений, которые происходят в отдельных сферах личности и в личности в целом, они обусловлены как внутренней динамикой, так и средовыми воздействиями. По сути, развитие личности и представляет собой совокупность ее изменений.
Уравновешенность — способность соразмерять уровень напряжения с ресурсами своей психики и организма. Уровень напряжения всегда обусловлен не только стрессорами и внешними обстоятельствами, но и их субъективной интерпретацией, оценкой. Уравновешенность как составляющая психологической устойчивости проявляется в способности минимизировать негативное влияние субъективной составляющей в возникновении напряжения, в способности удерживать напряжение в приемлемых пределах. Уравновешенность — это также способность избегать крайностей в силе отклика на происходящие события. То есть быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, неравнодушным, с одной стороны, и не реагировать слишком сильно, с повышенной возбудимостью — с другой.
Сопротивляемость — это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора как в отдельных решениях, так и в выборе образа жизни в целом. Важнейшей стороной сопротивляемости является индивидная и личностная самодостаточность в аспекте свободы от зависимости (химической, интеракционной, акцентированной однонаправленной поведенческой активности).
Таким образом, психологическая устойчивость, по мнению Л.В. Куликова — это качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях. Снижение психологической устойчивости увеличивает риск возникновения зависимости.


2.4. Режим труда и отдыха


Наибольшей властью обладает тот, кто имеет власть над собой

Сенека


В процессе производственного обучения и тренировки образуется динамический производственный стереотип, т. е. система условных рефлексов, определяющая уровень физиологических процессов в организме. Динамический стереотип - наиболее рациональные и экономные движения или система движений при выполнении рабочих операций, дающая наибольшую производительность труда при наименьших функциональных затратах. Выработка динамического стереотипа лежит в основе приобретения профессиональных навыков, которые в значительной степени позволяют снижать затраты физической и нервно-психической энергии при выполнении тех или иных производственных операций.
При выполнении работы в ЦНС усиливаются процессы возбуждения. Одновременно углубляются и процессы торможения, благодаря чему между этими основными процессами сохраняется равновесие. При относительно легкой работе подобное состояние может сохраняться в течение всего рабочего дня, при тяжелой работе с определенного момента в коре головного мозга начинают преобладать процессы охранительного торможения. С процессом торможения в ЦНС связано такое ключевое понятие, как утомление. Утомление - это временное снижение работоспособности, возникающее при выполнении работы и проявляющееся в ухудшении качественных и количественных показателей работоспособности. Субъективно утомление ощущается как усталость. Объективными критериями развивающегося утомления являются нарушения функций некоторых органов и систем организма, а также брак в работе.
В динамике рабочего дня можно выделить следующие периоды изменения работоспособности:
• врабатывание в начале работы;
• период стабильной работоспособности (период рабочего возбуждения);
• снижение работоспособности в предобеденный период;
• второй период врабатывания после обеденного перерыва;
• второй период стабильной работоспособности;
• второй период снижения работоспособности, наступающий за 1-2 ч до окончания работы;
• кратковременный период подъема работоспособности в конце рабочего дня, обусловленный в значительной мере нервно-эмоциональным напряжением и поэтому характеризующийся чаще количественным, а не качественным повышением работоспособности на фоне развившегося утомления.
Следовательно, утомление - это нормальный физиологический процесс, защитная реакция организма в виде охранитель - ного торможения на воздействие условий окружающей среды. Критерием физиологичности этого процесса является восстановление функций организма к началу следующего рабочего дня и особенно новой рабочей недели. Отсутствие восстановления функций и гомеостаза организма в указанные сроки свидетельствует о разлитом торможении в коре головного мозга и развитии патологических нарушений. Подобное состояние характеризуется как переутомление и требует не только профилактических мер, но, зачастую, и лечения.
Переутомление следует рассматривать как патологическое состояние, наступающее тогда, когда при тяжелой или длительной работе организм систематически недостаточно отдыхает и работоспособность не восстанавливается. При переутомлении в ЦНС обнаруживаются явления перевозбуждения, отмечаются плохое самочувствие, повышенная раздражительность, бессонница. Переутомление может привести к неврозам, сердечно-сосудистым заболеваниям, гипертонической, язвенной болезни. При переутомлении снижаются защитные силы организма, что ведет не только к снижению работоспособности, но и к росту общей и профессиональной заболеваемости.
Для сохранения высокой работоспособности и предупреждения утомления очень важно установить оптимальный режим труда, в первую очередь ритмичность в работе. Усилия необходимо увеличивать постепенно, соблюдать привычный ритм работы. Слишком высокий, как и слишком низкий, ритм быстрее вызывает утомление. Прежде чем приступить к любому делу, постарайтесь как можно яснее определить свою цель, составить (хотя бы мысленно) план работы, представить, сколько на нее уйдет времени. Выполнение работы лучше начинать с самого сложного. Замечено, что низкая производительность труда обычно наступает не от тяжелой работы, а от неумения правильно организовать ее.
Сон - это естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир. Хороший сон - это один из признаков здоровья человека. Сон является такой же базовой потребностью как воздух, вода или пища.
По определению одного из основателей отечественной сомнологии (науки о сне) И. Г. Кармановой, сон - жизненно важное биологическое состояние, являющееся одной из форм пассивно-оборонительного поведения, которое характеризуется низким уровнем взаимодействия (восприятия и реакции) с внешней средой, подчинено суточной цикличности освещенности, способствует восстановлению, нормализации и развитию физиологических и психических ресурсов организма.
Основные функции сна:
• Сон обеспечивает отдых организма.
• Сон способствует переработке и хранению информации.
• Сон облегчает закрепление изученного материала, быстрый сон
реализует подсознательные модели ожидаемых событий.
• Сон - это приспособление организма к изменению освещённости (день-ночь).
• Сон восстанавливает иммунитет путём активизации T-лимфоцитов, борющихся с простудными и вирусными заболеваниями.
• Сон - состояние в котором организм продолжает активно работать для того, чтобы создать определенный резерв сил на период бодрствования и «переработать» полученную за день информацию.
В свою очередь материал, заученный
перед сном, легко вспоминается при пробуждении, что широко используется школьниками и студентами в период сессии. Во время сна снижается общая стрессорная активность, повышается активность систем - ограничителей стресса и таким образом повышается стрессоустойчивость. Суточная продолжительность сна различна в зависимости от индивидуальных особенностей человека, однако, принято считать, что для новорожденных детей длительность сна должна составлять не менее 12-16 часов, у взрослых - 6-8 часов, у пожилых людей при низкой физической и умственной нагрузке 4-6 часов. Для здорового сна взрослых необходимо около 8 часов, но эти цифры достаточно условны. Необходимость в более длительном сне проявляется, например, при большом объёме физической работы. Около трети жизни мы проводим во сне, потому важно сохранять его естественный природный ритм.
Трое суток без сна у психически здорового человека обычно приводят к эмоциональной нестабильности, снижению общей двигательной активности при повышении активности в выполнении тех или иных заданий. 4-5 сутки без сна - переломный момент, когда даже у здорового человека появляются галлюцинации, человек становится дезориентированным, возбужденным. Длительное лишение сна (более трех суток)
всегда сопровождается нарушениями в функционировании всех систем организма (в том числе дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной) и опасно развитием соответствующих осложнений. Чрезмерные интеллектуальные, физические и эмоциональные нагрузки перед сном приводят к ухудшению сна, тогда как стабильные нагрузки в течение дня - к улучшению качества ночного сна.


2.5. Двигательная активность и закаливание


Жизнь требует движения.
Аристотель


Важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний являются систематические занятия физическими упражнениями и закаливание организма. Физическое воспитание — это организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных природных факторов с целью укрепления здоровья и подготовки к различным видам деятельности. Основные средства физического воспитания: физические упражнения, природные факторы, естественные движения и личная гигиена. Дефицит движений обозначается термином гипокинезия. Последняя далеко не безразлична для человека. Она при водит к снижению резистентности организма и появлению заболеваний, возникают изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, ускоряется выведение из организма кальция, развиваются мышечная атрофия и замена мышечной ткани на жировую.
Закаливание — важнейшая составная часть физического воспитания детей и подростков. Закаливание — это комплекс мероприятий, направленных на тренировку защитных сил организма и повышение его устойчивости к воздействию факторов окружающей среды. Выделяют общие и специальные закаливающие мероприятия.
К общим относятся: ежедневные прогулки на свежем воздухе; использование рациональной одежды; поддержание температурного режима в помещении; соблюдение правильного режима дня.
К специальным закаливающим мероприятиям относятся: гимнастика; воздушные и световоздушные ванны; водные процедуры; ультрафиолетовое облучение. Закаливающие мероприятия основаны на условно-рефлекторной деятельности организма, следовательно, без соответствующего подкрепления выработанная реакция угасает у взрослых через 2 -3 недели, а у детей дошкольного возраста — через 5 -7 дней.
И.Г. Крымская отмечает, что в процессе закаливания происходит совершенствование терморегуляторных механизмов, благодаря этому повышается устойчивость к холодовым и тепловым воздействиям. Неспецифический эффект закаливания проявляется через повышение иммунологической сопротивляемости организма детей, что приводит к снижению заболеваемости. Физиологическая сущность закаливания заключается в повторном воздействии на организм охлаждения, высокой температуры или поочередных температурных воздействий, а также действия солнечного света или искусственного ультрафиолетового излучения. Закаливающие процедуры следует рассматривать как один из эффективных способов акклиматизации по отношению к постоянно изменяющимся метеорологическим условиям внешней среды.


Контрольные вопросы и задания


1. Что такое профилактика? Дайте определение.
2. В чем заключается успешность профилактической работы?
3. Какие виды профилактики Вы знаете? Заполните таблицу о видах профилактической деятельности.

Виды профилактики

Основная стратегия

Первичная

 

Вторичная

 

Третичная

 

 

4. Почему рациональное питание считается одной из главных составляющих здорового образа жизни?
5. Какое питание можно считать сбалансированным?
6. Перечислите основные функции питания?
7. Какие принципы рационального питания Вы знаете? Перечислите.
8. Заполните таблицу об основных принципах рационального питания.

Основные
принципы

Характеристика

 

 

 

 

 

 


9. В чем заключается сущность гигиены как науки? Какое значение она имеет в сохранении и укреплении здоровья? Обоснуйте ответ.
10. Какова роль личной гигиены в структуре здорового образа жизни?
11. В чем заключается сущность психогигиены и какое значение она имеет для здоровья человека?
12. Ознакомьтесь с методикой «Ценностные ориентации» (М. Рокич) (Приложение 10). Ранжируйте ряды предложенных списков ценностей, запишите вывод.
13. Что такое психологическая устойчивость и каковы её основные аспекты?
14. Ознакомьтесь с методикой и выполните упражнения преодолению стресса и снятию психоэмоционального напряжения (Приложение 6). Поделитесь своими впечатлениями.
15. Ознакомьтесь с методикой и выполните тест «Психодиагностика стратегии поведения в конфликтной ситуации (К. Томас)». Какие способы реагирования и поведения в конфликтной ситуации выделены автором? Какие из них связаны с агрессивным поведением? Какие из них являются пассивными? Какая стратегия поведения в конфликтной ситуации является наиболее продуктивной и почему?

Источник: Кулешова Ю.В. Профилактика зависимого поведения [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю.В. Кулешова; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2022. - 162 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.