На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Диагностика как компонент психологического сопровождения социального развития личности дошкольника
Диагностика как компонент психологического сопровождения социального развития личности дошкольника
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

М.В. Петрайтене, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
ФГБОУ ВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт», Борисоглебск (Россия)

Целью психологического сопровождения развития ребенка в образовательном процессе в соответствии с Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования является обеспечение нормального психического развития ребенка. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса осуществляется педагогом- психологом.


К сожалению, мониторингу и психологическому сопровождению детского развития в дошкольных учреждениях не всегда уделяется достаточно внимания.
Диагностика личностного развития дошкольника как компонент психологического сопровождения позволяет в дальнейшем своевременно оказывать помощь ребенку в решении актуальных задач личностного развития и социализации.
Рассмотрим возможности применения проективной диагностики в психологическом сопровождении личностного развития ребенка дошкольного возраста. Проективная диагностика дает содержательную комплексную информацию о развитии личности дошкольника в социуме.
Проективные методы могут применяться для диагностики межличностных отношений, семейной микросреды ребенка (Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, Е.Т. Хоментаускас, R. Bums, Н. Kaufman и др.) [1], [6].
Ещё одной линией применения проективных методов является рассмотрение эмоционально-эстетического отношения к действительности в рисунках детей 4-7 лет. Фундаментальными являются работы А.А. Мелик-Пашаева, В.С. Мухиной [4], [5].
В некоторых методиках, традиционно применяемых для диагностики структуры детской группы и характера взаимоотношений между сверстниками, также используются возможности проективной диагностики (Е.А. Панько, М. Кашляк) [1].
Проективное тестирование применяется и для диагностики эмоциональной сферы и особенностей личности дошкольников. На основе комплексной интерпретации символов в рисунке исследователи рекомендуют производить выявление депривации психического развития (И. Лангмейер, 3. Матейчик), наличия тревожности (Е. Длабач), эмоциональной и социальной недостаточности, социальной перцепции (ШванцараЙ., М.Шюрер) [2], [7].
Для диагностики эмоционального состояния ребенка, его динамики используются методики, опирающиеся на семантику цвета (Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько) [1] .
Выделяется ещё одно направление применения проективных методов: диагностика самосознания. Особенностью проективных методов является то, что фигура человека может рассматриваться не только как сама личность, но и как вытесняемый или идеальный образ «я», а рисуночное пространство как другие люди (К. Маховер) [3].
Представим составленную психологическую характеристику особенностей личности дошкольников по результатам нашего экспериментального исследования с помощью проективной методики «Несуществующее животное». Диагностическая информация анализировалась в динамике.
Семантический анализ рисунков дошкольников показал, что большинство детей (75%) располагают свои рисунки не по средней линии, а ближе к верхнему краю листа или к нижнему. В основном расположение фигуры на листе бумаги связывается с образом персонажа. Активные, агрессивные животные чаще имеют значительные размеры, занимают центральное расположение на листе или тяготеют к его верхнему краю. Соответственно, чем выше это расположение, тем выше и самооценка личности. Завышенная самооценка у дошкольников соответствует их возрастным особенностям.
Элементы защиты (иглы, рога, шипы) имели место в негативно эмоционально окрашенных рисунках, чаще всего направлялись вверх, что демонстрировало желание ребенка осуществить защиту против людей, выполняющих функцию контроля (воспитатели, родители). Боковые контуры, снабженные элементами защиты, и элементы защиты, содержащиеся внутри фигуры животного, встречались реже.
В определенной доле работ (18%) большое количество острых углов оформлялось в виде прямых символов агрессии (когти, зубы).
Чаще дети рисовали средние и большие фигуры. Значительное уменьшение рисунка имело место у детей, обладающих низкой самооценкой. Под воздействием повышенного самоконтроля эти дети боятся сделать что-то неправильно.
Значительная часть графических изображений обладает упругим, пластичным контуром, состоящим из уверенных хорошо стыкующихся линий, что указывает на растушую степень произвольности действий у детей. Нарушение взаимосвязи деталей, прерывистость линий, изменение их интенсивности мы связываем с значительным повышением возбудимости у некоторых детей и незначительной степенью контроля негативных аффективных проявлений. Прорисовка глаз и резкая прорисовка радужки имеется в большом числе работ (72,2%). На некоторых рисунках глаза изображены в виде больших черных кругов.
Дополнительно по другим показателям и их сочетанию выявлялось следующее: предпринимает ли ребенок что-либо для завоевания позитивной оценки окружающих или только продуцирует на реальные оценки окружающих свои эмоциональные реакции, не корректируя своего поведения.
Проективная диагностика позволяет получить информацию о развитии ребенка в социуме. Например, на рисунке Оли Б. фигура животного, которого она назвала «Зайчик розочка», заслоняется изображенной на рисунке фигурой самой девочки, что явно указывает на идентификацию ребенка с чертами данного образа.
Посредством анализа вербальных сообщений в пострисуночной беседе с детьми выявили зависимость функций отдельных частей фигур от тематики животных. Например, если животное агрессивного типа, то и дополнительные детали ему необходимы, чтобы убивать других животных, подчинять их себе. Некоторые дети уподобляют животное человеку и рисуют этих персонажей в одежде: «Собака четырехрукая» одета в нарядный сине-красный полосатый свитер, желтые брюки, коричневые ботинки, а на лапах у нее красивые зеленые перчатки. Эти проявления обнаруживаются в основном в тех рисунках, персонажи которых либо напоминают героев мультфильмов, сказок, либо полностью тождественны им.
Пол животного на детском рисунке обычно тождествен полу ребенка, что указывает на адекватную социально-психологическую идентификацию. Это четко проявляется в названиях персонажей: «Дракон с крыльями на голове», «Саша-Тузик», «Крокодил Антон» и т. д. В некоторых работах это достигается посредством имени животного или размещением на рисунке человека рядом. Например, работа Аси С. выполнена в очень необычной для ребенка дошкольника технике. Рисунок выполнен в трех проекциях, отделенных друг от друга рамками: 1) значительного размера лицо мужчины; 2) фигура мужчины (в полный рост); 3) женская фигура (в полный рост). Создается впечатление, что это эскиз к картине настоящего художника. Такое жесткое разделение фигур разного пола четко указывает на стремление ребенка произвести социальную и половую идентификацию. Признаки пола у женской фигуры тщательно акцентированы. Своеобразным подтверждением того, что ребенка интересует процесс идентификации себя в социуме, является и название «Тетя Бобик». В реальной действительности девочке свойственны некоторые особенности социального поведения, традиционно приписываемые мальчикам: она отстаивает свое мнение с помощью «энергии кулака», в игровой деятельности предпочитает больше объединяться с мальчиками.
38% рисунков содержали интенсивные линии, указывающие на наличие тревожности, но только в том случае, если имеются и другие ее диагностические признаки. Некоторая часть детей активно применяла исправления и стирания (13,2%). Необходимо указать, что как диагностический показатель тревожности эта характеристика фиксировалась только в том случае, если она не приводила к улучшению изображения. Такие рисунки отличались неряшливостью. Заметив ошибки, неточности в изображении, одни дети просили дать им другой альбомный лист, другие - долго и тщательно зачеркивали уже нарисованное, как бы пряча его от исследователя, и начинали рисовать рядом или на обратной стороне. Обычно в этом случае дети первоначально рисовали знакомые объекты (дома, цветы, деревья, машины). Затем, как бы вспомнив задание, начинали выполнять новое изображение, которое, по их мнению, являлось несуществующим.
Тревога проецировалась в основном посредством следующих наиболее типичных признаков изображения: «тревожные линии», значительное изменение величины объектов, применение защитных деталей, разграничение изображений рамками, преградами, использование исправлений, стираний, резкой штриховки, зачернение глаз, рта, удлинение фигуры по горизонтали. Наиболее распространенным показателем тревожности являлась «тревожная линия», состоящая из отдельных маленьких штрихов. Наличие продавленных линий характерно для большого числа работ, отнесенных нами к группе с проявлением тревожности. Используя сильный нажим на карандаш, заметный на обратной стороне листа, дети многократно обводили отдельные части фигуры или детали. В некоторых рисунках тревога «привязана» к деталям, которые являются символами агрессии (кулаки, когти, шипы и т.д.). Такая специфичность рисунков подразумевает, что за внешней агрессивностью ребенка стоят его тревожность и страх. Ребенок стремится защитить себя от возможных негативных воздействий со стороны окружающих, особенно, если у ребенка была ранее возможность испытать насилие на себе. Данный признак очень часто сочетался с наличием сильной штриховки, как всей фигуры, так и отдельных частей изображения, выходящей за пределы контуров.
К защитным деталям относилось наличие чешуи, брони, панциря, шипов, иголок.
В рассказах детей чаще присутствовало небольшое перечисление врагов, что является нормативным. Некоторая часть детей (25%) говорила, что врагов у животного совсем нет, что является показателем боязни агрессии. Проиллюстрируем это с помощью рассказа ребенка: «Это птичка Кнесс. Она живет в лесу. Питается ягодами, грибами. Больше всего она любит бегать, прыгать, ходить. Больше всего птичка не любит, когда ее дергают за хвост. Дружит она со всеми. Врагов у нее нет совсем...».
В пострисуночной беседе появляется описание тех страхов, которые свойственны самому ребенку. Дети говорят, что их животное боится темноты, высоты, уколов и т.д.
Графические изображения животных детьми шести лет были достаточно разнообразны, значительная их часть вытянута по горизонтали («Крокодил Саша», «Чаркушит» и др.). Достигается это посредством введения большого количества чаще однородных сегментов, которые затем интенсивно (с выходом за контуры), раскрашиваются. Таким образом, в вербальных сообщениях детей, имевших место в процессе выполнения рисунка или пост-рисуночном опросе, значимыми являлись: длительное развернутое перечисление врагов животного или их полное отрицание, неоднократное обращение к экспериментатору за всевозможными уточнениями по поводу задания, «застревание» на описании страхов или описание страхов, которые свойственны не животному миру, а дошкольнику. Как особый диагностический признак выступала тематика детских рисунков.
На явную тревожность указывали: очень подробные уточнения инструкций, отрицательная оценка своих результатов ребёнком, ссылки на то, что с данной работой они не справятся («Я плохо рисую»). Испытывая страх, что работа не получится, дети с повышенной тревожностью первоначально «набрасывали» рисунок в виде «эскиза» (паутинная линия), а затем тщательно обводили его жирной линией. Рисунки этой группы детей отличаются использованием мягких цветовых оттенков.
Необходимо также отметить, что наличие определённой доли возрастных страхов является неотъемлемой чертой данного возраста. Но имеющую место у детей повышенную тревожность мы связываем с господствующими у ребенка негативными эмоциональными состояниями, возникающими под влиянием нарушений в системе межличностного взаимодействия со взрослыми (родителями, педагогами) или сверстниками.
Характеризуя импульсивность у детей, отмечаем, что определенная часть детей начинает работать сразу, как только прозвучала инструкция. Эти дети не обращаются к экспериментатору за дополнительными разъяснениями. При этом они рисуют очень быстро, линия носит очень интенсивный характер, движения руки размашистые, а штриховка выходит за пределы контуров фигуры. Основным показателем импульсивности у детей является высокий темп деятельности, вследствие чего отдельные детали или изображения «наползают» друг на друга, особенно если рисунок был тщательно детализирован. Для этих работ характерна хаотичность размещения отдельных деталей и частей. Признаком, указывающим на импульсивность, также являлось полное или частичное отсутствие ног у изображенного животного, например, в рисунке «Страшилище».
Уровень агрессивности у дошкольников незначительный. В качестве орудия нападения в некоторых рисунках детей 6 лет представлены следующие атрибуты: зубы, рога, когти, щупальца и т.д. Безусловно, наличие данных признаков необходимо сопоставлять с другими показателями.
Сами животные имеют агрессивный внешний вид. В процессе анализа надо обратить внимание то, что этот признак всегда согласуется с наличием агрессивных тенденций в пост-рисуночной беседе. Например, на рисунке Владика Л. «Мощный бицепс» изображена явно агрессивная фигура животного, снабженного четырьмя кулаками значительных размеров. Данные агрессивные тенденции проецируются и в беседе: «Это собака четырехрукая. Она очень злая. Может убить кого угодно». Проекция агрессивного содержания реализуется посредством большого количества острых углов и преобладания вертикальных линий, которые дети применяют для презентации агрессивных атрибутов в рисунках. В работах других детей (3,2%) может отражаться боязнь агрессии. Благодаря комплексу применяемых методов в реальном поведении отдельных детей обнаружили, что боязнь агрессии приводит к появлению собственной агрессивности, то есть ребенок начинает применять агрессивные действия заранее, предваряя возможную агрессию со стороны других детей.
Количественные данные указывают, что по параметру «демонстративность» показатели в основном являются нормативными. Проекция демонстративности проявляется опосредованно через использование в рисунке очень большого количества необязательных деталей, а также украшательство (множество бантиков, цветочков).
Асоциальная тематика, негативистические формы образов в данной группе не были представлены.
К сверхоригинальному названию в данной группе мы отнесли только одно: «Чаркушит» (Павел С.). Необычность названия согласуется и с оригинальным внешним видом животного.
В данной группе детей обнаруживается достаточно высокая степень эмотивности эмоциональной чувствительности. 86,7% данной выборки характеризуются средним и высоким уровнями эмотивности. В некоторых работах нажим на карандаш сильно варьируется (20%). Дополнительным критерием в этом случае выступает варьирование размера изображения, что и подтверждает правильность выводов. Так же в качестве характерных признаков высокой эмоциональной нагрузки выступает значительное изменение темпа работы: неожиданные перепады от сверхбыстрой деятельности к значительному ее замедлению. Повышенная эмоциональная нагрузка «прорывалась» посредством агрессивных проявлений или обнаруживалась в повышенной тревожности.
Посредством анализа рисуночного образа животного и рассказов о его образе жизни выявлялись проекции сферы общения ребенка. 40% детей не удовлетворены своим положение в социуме. У большей части детей отмечается наличие недостаточно удовлетворённой потребности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками.
Некоторые дети говорили, что у животного много друзей, но не перечисляют их. В эту группу попадают дети, относящиеся к «изолированным» и «пренебрегаемым» статусным категориям в межличностных отношениях. Это служит дополнительным критерием выявления неудовлетворенной потребности в общении. В данном случае образ животного отражает не реальное положение вещей, а идеальное, к которому ребенок стремится. Желаемое дети выдавали за действительное.
Встретилась одна детская работа, где на листе, кроме заштрихованного круга, ничего не было нарисовано, что говорит о закрытии своего внутреннего мира, замкнутости, нежелании вступать в общение. Такие показатели, как тематика животных, расположение рисунка в нижней части листа, положение хвоста животного вниз указывают на самооценку детей. Значительная часть их в этом возрасте имеют завышенную самооценку (58%), около 30% детей - адекватную самооценку.
Изображение реального животного, которое соответствовало низкому уровню творчества, являлось наиболее характерным для детей («Крокодил Саша», «Зайчик Розочка», «Зайчик Чик»), Количественные показатели способа построения образа: «нулевой уровень» (87,1%), «первый уровень» (6,7%), «второй уровень» (3,3%), «третий уровень» (1,1%). Достаточно широко были представлены стереотипные изображения животных, заимствованные из кино и мультфильмов или являющиеся персонажами сказок, графическое изображение которых также указывает на недостаточно высокий уровень воображения («Дракончик добрый», «Страшилище», «Человек - машина», «Дракон с крыльями на голове»).
Отмечается также тенденция использования приема агглютинации для конструирования образа животного. В этом случае ребенок «склеивал» образ несуществующего животного из нескольких частей или деталей других животных.
В нашем экспериментальном исследовании особенно выделяется способ построения животного на рисунке Павла С. «Чаркушит». Персонаж является не похожим на какое-либо реальное животное, что указывает на наличие третьего уровня развития образа и высокие творческие возможности ребенка. Отметим, что такой уровень развития образов воображения является нетипичным для дошкольников шести лет.
Некоторые дошкольники стремились завуалировать с помощью названия внутреннюю сущность рисуночного персонажа, который отражает собственное «я» ребенка. Так появляются работы «Дракончик Саша - Тузик», «Тетя Бобик» и др. Несмотря на названия, эти животные снабжены всеми атрибутами вербальной и физической агрессии, а ряд специфических показателей указывает на желание защитить свое «я» от окружающих (взрослых, сверстников).
Есть работы, в которых задача создания несуществующего животного реализуется посредством соединения двух реальных животных в одно целое. Например, в работе Оли Б. изображены слон и кот, соединенные хвостом, даже название отражает эту двойственность «Слоно-кот Пулька-Тишка».
Чаще всего дети сами вербально указывают на общий эмоциональный контекст своей работы. Тем не менее, информация, полученная вербально, не всегда совпадает с графическими презентациями. Характерным примером является работа Саши 3. «Саша - Тузик». Ребенок отмечает: «Этот дракончик добрый!» При этом сам добавляет, что он убивает злых, может брызгать огнем, ядом. Образ снабжен как графически, так и вербально явными атрибутами агрессии: огненное пламя и яд, льющиеся изо рта». В процессе обследования и при содержательном анализе рисунка ребенка выявлено наличие тревожности и страхов у ребенка. Посредством названия и добавления уточнения, что животное является незаметным, ребенок стремится завуалировать свои страхи и продуцируемую в ответ на них защитно-ответную агрессию.
Таким образом, проективная диагностика как компонент психологического сопровождения социального развития личности дает педагогу-психологу многогранную информацию о дошкольнике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. и др. Психическое развитие детей в норме и патологии. СПб, 2004.
2. МатейчикЗ. Родители и дети. М.: Педагогика, 1992. 178с.
3. Маховер К. Проективный рисунок человека / Пер. с англ. М.: Смысл, 2009.
158с.
4. Мелик-Пашаев А.А. Способность к применению цвета в качестве выразительного средства как компонент художественной одаренности. М., 1976.
5. Мухина В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта дошкольником. М.: Педагогика, 1972. 538с.
6. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. 1989. 160с.
7. Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. Прага: Авиценум, 1978. 388с.

Источник: Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 19-20 декабря 2013 г. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова - Ульяновск: SIMJET, 2013. - 582 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.