Коваленко Екатерина Александровна аспирант Научный руководитель Твелова Ирина Александровна канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край
Стремительные изменения социального аспекта жизнедеятельности людей привели к возникновению новых видов межличностных коммуникаций. Стали говорить о структуре личности с точки зрения ее информационной структуры, подразумевая ее умение выстраивать конструктивные и целесообразные взаимоотношения относительно условий наполняемости социальных коммуникаций информацией.
Современное информационное общество можно описать качественно новым изменением коммуникационных средств и способов взаимодействия между людьми и получения ими нужной информации. Широкое распространение интернета, появление новых информационно-коммуникационных технологий оказало влияние на все сферы жизни общества. Исчезновение временных и пространственных границ между обеими сторонами коммуникации, увеличение доступа к информации, наличие фактически у каждого жителя нашей страны смартфона - эти и другие факторы позволяют нам говорить о наступлении информационной эпохи в России.
Одной из важнейших базовых форм социального взаимодействия является коммуникация, задача которой состоит в поддержании целостности социального общества. Взамен привычного коммуникативного процесса, основанного на непосредственных контактах среди людей, пришла новая опосредованная коммуникация, своим появлением обоснованная распространением технических средств. Общение онлайн становится все более предпочтительным и привычным для большого количества людей. Этот процесс сопровождается появлением определенных трудностей при возникновении необходимости установления контактов личного характера. Несомненно, телефон является признанный и распространённым средством коммуникации, но этическая сторона его использования при непосредственном общении в полной мере не изучена и не регламентирована. В этой связи становится актуальном рассмотрение явления, возникшего вследствие неумеренного использования мобильных телефонов. Это явление, представляющее собой одну из причин появления конфликтности в структуре личных коммуникаций, психологи назвали фаббингом. Термин «фаббинг» состоит из слов «телефон» и «bing» «пренебрежительно» и описывает пренебрежительное отношение к кому-либо в социальной среде. Фаббинг - это привычка во время общения постоянно отвлекаться на свой телефон вместо того, чтобы разговаривать с человеком непосредственно. «Фаббера» можно определить как человека, который начинает фаббинг своего партнера по общению, а «фабби» можно определить как человека, который является получателем фаббинга. В последнее время смартфоны обогнали персональные компьютеры и ноутбуки по количеству использования этих устройств для выхода в Интернет. Причиной этого послужило отличительное качество смартфонов - их мобильность. Они позволяют общаться людям в любом удобном месте, облегчая личное взаимодействие. Но несмотря на их неоспоримые преимущества в процессе объединения людей, смартфоны могут и способствовать разъединению людей. Постоянное использование мобильного устройства в повседневной жизни может стать угрозой для межличностной коммуникации. Телефон как средство связи помогает, раздвинут пространственно-временные границы, способствует распространению коммуникационных связей и повышению их возможностей, но он же выступает барьером в структуре межличностной коммуникации. Для осуществления полноценной коммуникации необходим визуальный контакт и внимание собеседника, в то время как использование телефона во время общения лишает этого. Для миллионов людей именно телефон не только инструментом, но и негласным участником процесса коммуникации, которому уделяют внимания ничуть не меньше, чем своему непосредственному собеседнику. Негативным влиянием фаббинга на межличностную коммуникацию обусловлена актуальность нашего исследования. Отвлечение на телефон в процессе непосредственного общения приводит к снижению эффективности общения, к уменьшению удовлетворенности от процесса общения, вызывает у субъекта коммуникации чувство изоляции, способствует снижению эмпатии и потере коммуникативных навыков. Фаббинг - явление в социальной среде новое и еще не достаточно изученное, но уже сейчас можно определить отрицательные результаты влияния фаббинга на межличностные отношения. К ним относятся: - снижение усвоения информации; - повышение уровня конфликтности в процессе межличностного общения; - снижение сплоченности в группе обучающихся; - возникновение феномена социальной изоляции; - снижение доверительности в процессе межличностных коммуникаций.
Одной из актуальных тем исследования является изучение фаббинга в контексте образования. В большинстве учебных заведениях использование мобильных устройств обучающимися никак не регулируется, либо правила использования телефонов имеют рекомендательный характер. Эта ситуация способствует тому, что ученики регулярно используют смартфоны во время уроков в личных целях. Можно прийти к выводу, что в процессе образования можно рассматривать фаббинг как препятствие во взаимодействии преподавателя и учебной группы. Когда обучающийся отвлекается на использование телефона во время занятия, он становится фаббером и тем самым показывает по отношению к преподавателю свое пренебрежение. Так как традиционной формой обучения является лекция, то ученики получают и информацию через слуховой и визуальный канал, а отвлечение на телефон мешает усвоению учебного материала. Можно прийти к выводу, что использование мобильных девайсов во время образовательного процесса отвлекает от учебы и ухудшает уровень получения и восприятия информации обучающимися. Появляются данные о том, что фаббинг становится одной причиной повышения конфликтности в условиях образовательной среды учебного заведения.
В 2022 году нами было проведено исследование на тему: «Распространение фаббинга». Общая цель исследования - выявление актуального уровня распространения фаббинга среди обучающихся образовательной организаций профессионального образования. В исследовании приняли участие 758 обучающихся общеобразовательной организации среднего профессионального образования Краснодарского края. Анализируя обобщенные характеристики участников опроса, можно говорить о том, что, это девушки (61%) и юноши (39%) в возрасте от 15 до 19 лет. Анализ ответов, данных обучающимися, показал, что в течение часа хотя бы однократно проверяют мессенджеры (WhatsApp, Telegram) 56,9% респондентов, посещают страницу в социальных сетях - 45,5% опрошенных. Полученные данные позволяют сделать выводы о том, такое времяпрепровождение обучающихся подходит под определение фаббинга и действительно может служить отвлекающим фактором в процессе учебных занятий. Ответы обучающихся показывают, что отвлечение на смартфон происходит из-за скуки, низкого интереса к лекции и ее презентации. Также учащимся важно оставаться на связи со своими знакомыми посредством гаджета. Распространению фаббинга и увеличению его негативного влияния на качество межличностных отношений и его структуру способствует повсеместное внедрение информационных технологий, цифровизация системы социальных коммуникаций, активное использование интернета и различных мобильных устройств. В настоящее время существует малое количество теоретических и практических исследований по данной теме, раскрывающие в полной мере все аспекты данного явления. Предполагается, что к причинам фаббинга можно отнести совокупность как субъективных, так и объективных причин. Среди психологов нет общего мнения относительно детерминантов фаббинга и его структурной модели, но уже существует немало эмпирических подтверждений негативного влияния фаббинга на межличностные отношения.
Список литературы 1. Чвякин В.А. Фаббинг в структуре социальных коммуникаций: социологический анализ явления / В.А. Чвякин, Н.Ю. Григорьев // Гуманитарий Юга России. - 2020. - Т. 9. №5. - С. 150-161. 2. Abramova O., Baumann A., Krasnova H., Lessmann S. To Phub or not to Phub: Understanding Off-Task Smartphone Usage and Its Consequences in the Academic Environment. 2017. 3. Hiniker A., Schoenebeck S.Y., Kientz J. A. Not at the Dinner Table: Parents’ and Children’s Perspectives on Family Technology Rules. CSCW 16, February 27 - March 2, 2016, San Francisco, CA, USA. 4. Krasnova H., Abramova O., Notter I., Baumann A. Why Phubbing is Toxic for Your Relationship: Understanding the Role of Smartphone Jealousy among «Generation Y» Users. Twenty- Fourth European Conference on Information Systems (ECIS), Istanbul, Turkey, 2016. Источник: Психология личностного взаимодействия в современном обществе : сборник материалов II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. (Армавир, 12 апреля 2023 г.) / под общ. ред. И. В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: Среда, 2023. - 232 с.
|