Пурышева Ульяна Витальевна магистрант Научный руководитель Ткаченко Ирина Валериевна д-р психол. наук, профессор ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край Что такое агрессия? Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Каждому из нас доводилось испытывать это состояние, вот и дети не исключение. Но важно понимать, что агрессия бывает разная, в том числе и разрушающая несформировавшуюся психику ребенка. Мы предлагаем рассмотреть причины детской агрессии и найти методы ее предупреждения. А так провести эксперимент с детьми дошкольного возраста и выявить наличие агрессивности в моменте. Агрессивное поведение начинает появляться еще с раннего возраста, когда на пути достижения желаний ребенка возникают препятствия. Часто агрессивность детей является протестом на принуждение и авторитарность, а в ряде случаев она проявляется как защитный механизм на агрессию со стороны взрослых. Агрессия как способ эмоциональной разрядки. Когда у ребенка не получается выполнить задание с первого раза, когда он часто сталкивается с критикой со стороны взрослых, психическое напряжение накапливается и он не знает, как правильно его сбросить. Агрессия как замещение удовлетворения блокированной потребности. Воспитатели часто детям запрещают проявлять свои потребности положительным образом. Не бегай! Не прыгай! И поэтому, дети начинают действовать деструктивным образом, ведь у них собирается накопленная энергия, которая никак не проявлена. Агрессия как способ самоутверждения, самореализации. Может случаться между детьми для того, чтобы показать свою значимость в коллективе, обратить на себя внимание, сказать таким поведением «Я главный», «Я первый». Такая агрессия присуща, например, спортсменам и ее можно воспринимать, как положительную, так как она не наносит вред окружающим. Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке - проявлять к нему любовь. Нами было проведено исследование, целью которого являлось: изучение актуального состояния детей дошкольного возраста и определение количества детей, испытывающих тревожное и агрессивное состояние. Исследование проводилось в одновременно с группой детей, 25 человек, возраст 6-7 лет. Для проведения исследования, мы взяли методику «Несуществующее животное». После проведения исследования, рисунки детей были проанализированы на показатели агрессивности. Из 25 детей 9 в моменте проведения методики находились в агрессивном состоянии. В рисунках наблюдалось отсутствие у животных ушей, наличие зубов, шипов, рогов. Показатели исследования достаточно тревожные, у одной трети детей выражены агрессивные тенденции. Причины могут быть разные, но большое скопление агрессивных детей в одной группе, может привести к конфликтам и нарушению коммуникаций между детьми. Мы рекомендуем в конце дня проводить с детьми «пятиминутки», где каждый, по желанию, сможет в нескольких словах сказать, как прошел его день. И если были какие-то конфликты между детьми, обращать на это внимание родителей, а также, при необходимости психолога детского дошкольного учреждения. В профилактике детской агрессии поможет физическая нагрузка: танцы, спортивные соревнования, активные игры на свежем воздухе - лучший способ выплескивать свою энергию. Еще одним из хороших способов - творчество. Рисование, пение, танцы, театр - это экологичный способ проявления эмоций и внутренних переживаний. Показывайте ребенку личный пример эффективного доброжелательного поведения: не допускайте при нем вспышек гнева и ярости, оскорблений, разговоров о мести обидчикам и т. п. Так же хотим отметить, что агрессию не стоит подавлять совсем, в агрессивности есть положительные, здоровые черты, которые необходимы для жизни - это настойчивость, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Поэтому воспитательные мероприятия должны быть направлены на ограничение и контроль ее разрушительных, ассоциативных форм, и поощрение ее положительных проявлений.
Список литературы 1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2005. 2. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей / А.А. Романов. - М.: Сфера, 2007. Источник: Психология личностного взаимодействия в современном обществе : сборник материалов II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. (Армавир, 12 апреля 2023 г.) / под общ. ред. И. В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: Среда, 2023. - 232 с.
|