Профилактика агрессивного поведения детей
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Пурышева Ульяна Витальевна магистрант Научный руководитель Ткаченко Ирина Валериевна д-р психол. наук, профессор ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край


Что такое агрессия? Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.


Каждому из нас доводилось испытывать это состояние, вот и дети не исключение. Но важно понимать, что агрессия бывает разная, в том числе и разрушающая несформировавшуюся психику ребенка. Мы предлагаем рассмотреть причины детской агрессии и найти методы ее предупреждения. А так провести эксперимент с детьми дошкольного возраста и выявить наличие агрессивности в моменте.
Агрессивное поведение начинает появляться еще с раннего возраста, когда на пути достижения желаний ребенка возникают препятствия. Часто агрессивность детей является протестом на принуждение и авторитарность, а в ряде случаев она проявляется как защитный механизм на агрессию со стороны взрослых.
Агрессия как способ эмоциональной разрядки. Когда у ребенка не получается выполнить задание с первого раза, когда он часто сталкивается с критикой со стороны взрослых, психическое напряжение накапливается и он не знает, как правильно его сбросить.
Агрессия как замещение удовлетворения блокированной потребности. Воспитатели часто детям запрещают проявлять свои потребности положительным образом. Не бегай! Не прыгай! И поэтому, дети начинают действовать деструктивным образом, ведь у них собирается накопленная энергия, которая никак не проявлена.
Агрессия как способ самоутверждения, самореализации. Может случаться между детьми для того, чтобы показать свою значимость в коллективе, обратить на себя внимание, сказать таким поведением «Я главный», «Я первый». Такая агрессия присуща, например, спортсменам и ее можно воспринимать, как положительную, так как она не наносит вред окружающим.
Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке - проявлять к нему любовь.
Нами было проведено исследование, целью которого являлось: изучение актуального состояния детей дошкольного возраста и определение количества детей, испытывающих тревожное и агрессивное состояние.
Исследование проводилось в одновременно с группой детей, 25 человек, возраст 6-7 лет.
Для проведения исследования, мы взяли методику «Несуществующее животное». После проведения исследования, рисунки детей были проанализированы на показатели агрессивности. Из 25 детей 9 в моменте проведения методики находились в агрессивном состоянии. В рисунках наблюдалось отсутствие у животных ушей, наличие зубов, шипов, рогов.
Показатели исследования достаточно тревожные, у одной трети детей выражены агрессивные тенденции.
Причины могут быть разные, но большое скопление агрессивных детей в одной группе, может привести к конфликтам и нарушению коммуникаций между детьми.
Мы рекомендуем в конце дня проводить с детьми «пятиминутки», где каждый, по желанию, сможет в нескольких словах сказать, как прошел его день. И если были какие-то конфликты между детьми, обращать на это внимание родителей, а также, при необходимости психолога детского дошкольного учреждения.
В профилактике детской агрессии поможет физическая нагрузка: танцы, спортивные соревнования, активные игры на свежем воздухе - лучший способ выплескивать свою энергию.
Еще одним из хороших способов - творчество. Рисование, пение, танцы, театр - это экологичный способ проявления эмоций и внутренних переживаний.
Показывайте ребенку личный пример эффективного доброжелательного поведения: не допускайте при нем вспышек гнева и ярости, оскорблений, разговоров о мести обидчикам и т. п.
Так же хотим отметить, что агрессию не стоит подавлять совсем, в агрессивности есть положительные, здоровые черты, которые необходимы для жизни - это настойчивость, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Поэтому воспитательные мероприятия должны быть направлены на ограничение и контроль ее разрушительных, ассоциативных форм, и поощрение ее положительных проявлений.


Список литературы
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2005.
2. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей / А.А. Романов. - М.: Сфера, 2007.

Источник: Психология личностного взаимодействия в современном обществе : сборник материалов II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. (Армавир, 12 апреля 2023 г.) / под общ. ред. И. В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: Среда, 2023. - 232 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.