На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Искусственный интеллект как фактор трансформации личности человека
Искусственный интеллект как фактор трансформации личности человека
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Синявин Данил Сергеевич преподаватель
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край

Сегодня становятся всё более очевидными тенденции к изменению социальной структуры общества в связи с технократическим влиянием. В связи со всё возрастающими информационными потоками и невозможностью контролировать весь объём информации, можно отметить деструктивное влияние как чрезмерно возросших информационных потоков, так и невозможность контролировать контент, в том числе, имеющий деструктивное влияние на молодежь, и в меньшей степени, на взрослых людей.

Данное явление в мировой истории и в истории России, является прецедентом, что связано с бумом развития информационных технологий. Проблема состоит в том, что управляемые массовые информационные потоки способны превращать отдельную человеческую личность в полностью подконтрольный «биологический объект», где так называемый «искусственный интеллект» собирая пользовательские данные из всех многочисленных источников (камеры наблюдения, активность в социальных сетях, интернет трафик, геолокация, покупки и транзакции, круг общения, интересы и поисковые запросы, тв-просмотры, реакции на рекламу и т. д.), способен предугадывать поведение человека, а также подбирать ему релевантную информацию, соответствующую его запросам. А точнее запросам тех лиц, кто управляет этим «искусственным интеллектом» [3].
«Основная цель ИИ - научиться понимать человека и давать различные советы на основе анализа полученных данных, сравнения их с результатами других людей и выявления закономерностей, затем воспринимать обратную связь и учиться на основе своих результатов. Разработки в области искусственного интеллекта также используются для анализа больших данных, построения прогнозных моделей и других моделей.
За последний год технологии нейросети вышли на новый уровень, примером является технология GPT-3 от OpenAl» [1].
Если раньше, во времена становления капитализма, спрос рождал предложение, то благодаря современным технологиям, продавцы сами могут формировать спрос. Причём, массовый и устойчивый. И речь в данном случае идёт не только о продаже товаров и услуг в традиционном смысле. «Продать» можно всё, что угодно. Так как покупка - это согласие, акт принятия себе того, что предлагает продавец, с наложением обязательств на покупателя. Тот же самый принцип работает и во всех других сферах жизни.
Предложение политической партии, управляющего, лидера, выборы, общественные моральные принципы, новые правила, новые законы, так называемая, «новая нормальность» и пр., тоже своего рода «продажа». В результате массовых, планомерных актов «продаж» или принятия людьми навязываемых им правил - формируется новый социальный порядок, где всё подчинено, по сути, манипулятивному управлению через массовые технологические ресурсы и информационные технологии [4]. Общество медленно, но верно принимает тот облик, те правила поведения, то нравственные принципы (или безнравственные), которые навязываются из вне, лицами, управляющими этими технологиями. Под видом «социального блага» и прогресса, «удобства», «облегчения работы, поиска, обмена информацией», развлечений - происходит полная подмена существующих социальных моделей поведения. Уровень управления данными процессами достаточно высокий, что отражается в системном, автоматизированном воздействии на сознание общества. Чем больше человек подвергается влиянию средств массовой информации, чем больше соприкасается с информационными потоками через устройства, и чем меньше это как-то контролируется, тем быстрее и глубже меняется его психика. Особенно ярко это прослеживается у детей и подростков. В процессе формирования мировоззрения, становления психики, получение мощных визуальных, аудиальных и смысловых посылов, ломающих традиционные ценностные ориентиры, подавляет психику и изменяет самого человека. Причём эти изменения зачастую становятся необратимыми, потому что именно детство и юность - это тот самый период, когда идёт ступенчатое становление развития, где каждый последующий этап, опирается на сформированный предыдущий. И если предыдущий сформировался с ошибкой, с деструктивной составляющей, то последующие этапы формирования личности ребёнка, будут тоже происходить с искажением. Так, например, раннее знакомство детей со смартфонами формирует у них калейдоскопическое восприятие информации, что в последующем, лишает человека возможности воспринимать целостную картину происходящего, строить логические причинно-следственные связи, формировать из разобщённых фактов что-то системное и целостное. Любая мысль
становится примитивной, не содержащей смысла, короткой, несвязанной с другими мыслями и образами, для построения более сложных смысловых схем и конструкций. В дальнейшем, формируется человек с поверхностным восприятием, отсутствием способности к анализу и выбору правильных стратегий, управляемый из вне, с помощью простых раздражителей и рекламных образов.
«В связи с тем, что влияние средств массовой коммуникации на повседневную жизнь современного человека весьма велико, необходимо обратить внимание на то, что они могут использоваться как один из инструментов манипуляции и социального контроля, что является значительным деструктивным фактором, так как ограничивает независимость субъекта и его право на свободу мысли и принятия решений» [2].
Примитивизация общества и его социальных интересов в России и мире, регистрируется в настоящее время многими исследователями. Люди больше заинтересованы в удовлетворении базовых потребностей и материальной составляющей, чем в развитии творческого потенциала, способностей, духовности, познании чего-то нового. Это приводит к деградации всех сфер жизни социума. Труд, достижения, наука, способность реализовывать новые проекты - всё подчиняется лишь денежной мотивации и удовлетворению базовых потребностей.
Это находит своё отражение практически во всём. Речь людей, манера общения, одежда, синематограф, тв-передачи и шоу, курение, потребление алкоголя и приём других наркотиков, убеждения и мировоззрение. С другой стороны, социум не интересуется наукой, почти не читает книг, классические произведения и ценности замещаются на новые, совершенно чуждые массовому сознанию ещё несколько десятков лет назад. Происходит полное тотальное изменение социального сознания. Преемственность поколений прерывается практически полностью. То, чему раньше бабушки учили своих внучек, сегодня не востребовано, подаётся, как старевшее, утратившее свою актуальность. Родители теряют управление собственными детьми, как только те становятся объектом воздействия массового гипноза, через гаджеты и девайсы. Таким образом, осуществляется разделение между родственниками разных поколений, что ведёт общество к потере основы традиционного социального устройства, когда ценности, традиции, нравственность, этика, воспитание, формирование личности полноценного человека передавалось из поколения в поколение. Логически закономерным из всего вышеперечисленного, становится процесс не только деградации, но и депопуляции населения. Молодые женщины не хотят рожать детей, не знают, что такое быть матерью, все их цели и устремления направлены на построение так называемой «карьеры», «независимости», и получение материальных выгод. Совмещать и то, и другое практически невозможно в силу временных и физических ограничений, потому что само по себе материнство - это узкоспециализированный труд, требующий постоянного присутствия и полной отдачи. Поэтому женщины выбирают то, что преподносится более «модным», удовлетворяющим их внушённые им потребности. Причём уровень внушения и убеждения превышает один из самых мощных инстинктов в природе -материнский инстинкт. При этом, женщины ведут активную половую жизнь (что также повсеместно косвенно пропагандируется средствами массовой информации). Совмещение двух этих факторов - карьера и нежелание рожать с одной стороны, и высокой половой активностью, с другой стороны, приводят к большому количеству «нежелательных беременностей» и абортов, приёму контрацептических гормональных средств, которые в дальнейшем снижают или совершенно лишают женщин фертильности.
В целом, можно утверждать, что на данный момент не существует в РФ ни одного контролирующего органа или системы, которая играла бы роль противовеса, обеспечивающего безопасность ИИ для социума.
На основании вышеприведённого анализа можно сделать вывод о том, что, так называемый «искусственный интеллект» - это не только удобство, систематизация и автоматизация в технологической сфере, но и новый метод управления социумом. Формируя интересы общества, воздействуя персонифицировано на психологические аспекты каждого индивида, такой инструмент, как искусственный интеллект представляет опасность. Ведь явное внешнее управление можно пресечь относительно легко, а скрытое, тонкое, сформированное индивидуально - достаточно сложно даже распознать.
Список литературы
1. Захаркин Р. Влияние средств массовой коммуникации на формирование жизненных ценностей молодежи / Р. Захаркин. - Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2017. - 100 с. - ISBN 978-5-7444-3956-9. - EDN NJUUCC.
2. Седых Н.В. Проблемы и перспективы развития технологии искусственного интеллекта / Н.В. Седых, И.П. Фоканов // Естественно-гуманитарные исследования. - 2022. - №44 (6). - С. 266-267. - EDN IENRBJ.
3. Синявин Д.С. Психологическая устойчивость личности в условиях манипулятивной информационной среды / Д.С. Синявин // Психология личностного взаимодействия в современном обществе: сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Армавир, 12 апреля 2022 года). - Чебоксары: Среда, 2022. - С. 144-147. - EDN FAPYUO.
4. Синявин Д.С. Скрытые деструктивные факторы, влияющие на психологическое состояние человека / Д.С. Синявин // История и обществознание. - 2018. - № XV. - С. 175-178. - EDN XRTWDJ.
Источник: Психология личностного взаимодействия в современном обществе : сборник материалов II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. (Армавир, 12 апреля 2023 г.) / под общ. ред. И. В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: Среда, 2023. - 232 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.