На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Психологические особенности общения в условиях массовой коммуникации
Психологические особенности общения в условиях массовой коммуникации
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Особенности общения в условиях массовой коммуникации.
2. Структура и функции массовой коммуникации.
3. Слухи как стихийный процесс передачи информации.
4. Способы воздействия массовых коммуникаций на аудиторию.

 

1. Особенности общения в условиях массовой коммуникации


Термины «массовая коммуникация», «массовая информация», «масс-медиа» сегодня используются не только в научной литературе, но и в обычной речи. Впервые термин «массовая коммуникация» был официально использован в преамбуле устава ООН по вопросам образования, науки и культуры в 1946 г.
Термин «массовая коммуникация» (mass communication) переводится с английского языка как «массовое общение», или «общение масс». Под массой в социальной психологии понимается большая группа людей, объединенная общими интересами. Говоря о массовых коммуникациях, имеют в виду особую массу - группу людей, не находящихся в одном месте, но при этом обладающую некоторыми общими целями, мотивами, интересами, что выражается, в основном, в том, что они в данный момент, например, смотрят/слушают одну и ту же трансляцию. Массовые коммуникации - это опосредованное техническими средствами общение больших социальных групп. Данные технические средства называют средствами массовых коммуникаций (СМК), или средствами массовой информации (СМИ).
Людей, составляющих массу, объединяет массовое сознание - особый феномен, представляющий собой производное от ситуативного общественного сознания и объединяющий людей общими переживаниями. К основным психическим свойствам массового сознания можно отнести: эмоциональность, заразительность, мозаичность, подвижность, изменчивость. Иными словами, человеку в массе присущи следующие черты: повышение эмоциональности восприятия всего, что происходит вокруг; снижение критичности мышления и, как следствие, снижение способности к рациональной оценке происходящего, а также повышение внушаемости; ощущение собственной анонимности, что приводит к деиндивидуализации и снижению чувства ответственности за свои поступки; ощущение собственного всемогущества, увеличения силы вследствие усиления чувства общности, единства с окружающими людьми. Таким образом, основная цель массовой информации состоит не только в том, чтобы информировать общество, но и в том, чтобы сформировать общественное мнение, выработать некоторые жизненные принципы, оказать воздействие на принятие решений и т. д.
Одной из отличительных особенностей массовой коммуникации, вытекающей из межгруппового характера этого вида общения, является ее ярко выраженная социальная направленность, это всегда сообщение не для одного конкретного человека, а для социальных групп, массы людей. Именно технические средства дают возможность быстро распространять колоссальные объемы информации. Общение в условиях массовой коммуникации носит организованный характер: деятельность средств массовой коммуникации организуется и управляется редакциями газет, радио, телевидения, различных интернет-ресурсов, шире - социальными институтами, которые, в конечном итоге, реализуют интересы той или иной социальной группы. В связи с тем, что в массовой коммуникации отсутствует непосредственная обратная связь, предъявляется повышенная требовательность к нормам общения: передаваемые сообщения должны быть максимально четкими и понятными для самой широкой аудитории. К тому же отсутствие непосредственной обратной связи, как правило, не дает возможность сразу заметить и исправить допущенную оговорку или ошибку.
Массовая коммуникация выполняет роль регулятора динамических процессов социальной психики; интегратора массовых настроений; особого канала циркуляции психоформирующей информации. Л. В. Петров выделяет следующие свойства массовой коммуникации:
- диахронность - передача сообщений сквозь время, решающий фактор преемственного развития цивилизации (т. е. разъединение во времени);
- диатопность - коммуникационное свойство, позволяющее информационным сообщениям преодолевать пространство;
- симультанность - свойство коммуникационного процесса, благодаря которому адекватные сообщения представляются множеству людей практически одномоментно;
- мультиплицированность - свойство коммуникационного процесса, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием;
- репликация - свойство, регулирующее воздействие массовой коммуникации.


2. Структура и функции массовой коммуникации


В массовой коммуникации выделяются три стороны общения: информационная, перцептивная, интерактивная. Наиболее отчетливо в массовой коммуникации выступает информационная сторона общения, поскольку сообщения массовой коммуникации являются средством социальной ориентировки, интеграции больших и малых социальных групп, а также средством формирования когнитивного багажа личности и расширения социального опыта личности.
Специфика перцептивной стороны массовой коммуникации заключается в том, что феномены межгруппового восприятия могут возникать и без непосредственного взаимодействия представителей этих групп. «Вторая реальность», которую создает массовая коммуникация, опосредствует процессы восприятия в общении больших социальных групп.
Особенностями проявления интерактивной стороны в массовой коммуникации является наличие отсроченной обратной связи в виде отклика аудитории на те или иные сообщения, а также в соответствующих ответных действиях «коллективных коммуникаторов» (авторов, редакторов студий и т. д.). Иначе говоря, отдельные фазы взаимодействия коммуникатора и аудитории разъединены в пространстве и времени.
Отечественные исследователи выделяют следующие функции массовой коммуникации:
- распространение знаний о действительности, информирование;
- социальный контроль и управление;
- интеграцию общества и его саморегуляцию;
- формирование общественного мнения;
- социальное воспитание;
- распространение культуры;
- социальную активацию личности;
- социальную релаксацию и т. д.
Для определения функций массовой коммуникации Н. Н. Богомолова предложила использовать систему отношений индивида (или группы) к обществу, к группе, к другому индивиду и к самому себе, в соответствии с чем выделила следующие функции:
- функция социальной ориентировки и участия в формировании общественного мнения (индивид-общество);
- функция аффилиации, т. е. приобщения к группе, сопричастности с ней (индивид-группа);
- функция установления контакта с другим человеком (индивид- индивид);
- функция самоутверждения (самопознания и самореализации), т. е. отношение индивида к самому себе.


3. Слухи как стихийный процесс передачи информации


Слух представляет собой сообщение о некоторых событиях, еще ничем не подтвержденных, устно передающихся в массе людей от одного лица к другому. Слухи касаются важных для определенной социальной группы явлений, отвечают направленности ее потребностей и интересов. Часто слухи являются специфическим видом межличностной коммуникации, в процессе которой сюжет, до известной степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории.
В психологической литературе выделяются следующие признаки слухов:
- это информация, удовлетворяющая какую-то психическую потребность людей, неудовлетворенную иными способами. Слух является продуктом коллективного творчества, коммуникативной попыткой объяснить проблематичную и эмоционально насыщенную ситуацию;
- это информация, достоверность которой может быть весьма различной и колебаться в очень широком диапазоне от близкой к достоверной до абсолютно ложной с деталями, которые искажают достоверную информацию или придают черты правдоподобия информации, полностью недостоверной. Эти колебания являются следствием того, что в процессе циркуляции сюжет слуха подвергается изменениям в сторону приспособления к психическим нуждам аудитории;
- содержание слуха всегда актуально - неактуальный слух быстро исчезает.
Слухи широко используются в ситуации военных действий. Как пишет американский теоретик психологической войны П. Лайнбар- джер, пропаганда посредством продуцирования слухов используется для воздействия на умы и чувства определенной группы людей с целью распространения военной, экономической или политической информации. Например, во время войны во Вьетнаме одной группе американцев было поручено сеять панику среди жителей Северного Вьетнама и таким образом способствовать увеличению числа беженцев, выезжающих в Сайгон. В этой операции использовались различные методы «психологической войны». Так, например, распускался слух, что подразделение китайских войск заняло одно вьетнамское село, убивая жителей, насилуя женщин. С помощью листовок распространялся слух о том, что жители Северного Вьетнама будут депортированы в Китай для работы на железных дорогах.
В основе типологии слухов лежат две основные характеристики: информационная и экспрессивная. Информационная характеристика определяет собой объективную степень достоверности, т. е. отношение суждения, лежащего в основе слуха, к истине. Экспрессивная характеристика определяет общий тип эмоциональной реакции, на которую рассчитан и которую вызывает слух при его восприятии аудиторией (желание, страх или враждебность).
В соответствии с информационной характеристикой могут быть выделены следующие виды слухов:
- абсолютно недостоверные слухи;
- недостоверные слухи с элементами правдоподобия;
- правдоподобные слухи;
- достоверные слухи с элементами неправдоподобия.
Абсолютно достоверных слухов не существует, т. к. в процессе
устной передачи они неизбежно подвергаются искажениям. Если информация достоверна, ее определяют как информацию, а не слух. С течением времени некоторые слухи, безусловно, могут подтверждаться фактами. Однако тогда они перестают быть «слухами» и превращаются в знание, в достоверную информацию.
В соответствии с экспрессивной характеристикой и общим типом вызываемой эмоциональной реакции можно выделить следующие виды слухов:
- слухи-желания, которые отражают актуальные потребности и ожидания социальной группы. Такие слухи успокаивают, препятствуют развитию негативных эмоций, не дают развиваться панике и излишней агрессивности. Но иногда такие слухи распространяют намеренно, чтобы вызвать завышенные ожидания и последующее разочарование по поводу несбывшейся мечты, и как следствие - связанную с разочарованием деморализацию;
- слухи-пугало циркулируют в обществе, где господствуют тревоги и страхи, вызванные неуверенностью. Их сюжеты варьируются от просто пессимистических до панических. Наиболее часто встречаются «слухи-пугало», основанные на якобы неизбежном повышении цен на продукты питания, их исчезновении и приближающемся голоде. Доверяя им, часть населения бросается закупать продукты в больших объемах, в результате чего действительно искажается конъюнктура рынка. Аналогично распространяются слухи о близком военном перевороте, неотвратимом воздействии за активное сотрудничество с новой властью и т. д. Особое распространение такие слухи приобретают в ситуациях сложных социальных и политических реформ, смены власти, режима или социально-политической системы в целом. Такие слухи приводят к дезорганизации деятельности;
- агрессивные слухи возникают в случае господства в обществе или социальной группе настроений ненависти или враждебности по отношению к «внешнему» или «внутреннему» противнику, который часто может быть воображаемым. Они прямо направлены на стимулирование агрессии и активных агрессивных действий. Слухи такого рода возникают в ситуациях острых противоречий, связанных с социальными межгрупповыми и межэтническими, межнациональными конфликтами. Возникающее чувство подозрительности существенно затрудняет взаимодействие между людьми, побуждает к поискам доказательств нелояльности, которые благодаря работе воображения быстро отыскиваются.
Отдельно выделяются нелепые слухи как разновидность желательных, пугающих и даже агрессивных слухов. Слухи такого рода часто появляются самопроизвольно, когда люди находятся в растерянности в связи с тотальной сменой систем ценностей, представлений, картин мира. Их основная функция заключается в попытках построения нового, более адекватного, образа мира путем соединения несопоставимого.
Возникновение и прекращение слухов определяется некоторыми закономерностями психологического характера. Например, это может быть компенсация эмоциональной недостаточности, происходящая в процессе воспроизведения и восприятия слуховых сюжетов. Рассказывающий получает удовлетворение от реакции слушателя, слушатель получает удовлетворение от восприятия нового, ранее неизвестного, но весьма интересного для него сюжета. В массовых масштабах этой цели служат новости о важных событиях, которые могут волновать миллионы людей. Через эмоциональное представление содержания продукции массовой коммуникации можно более эффективно достичь компенсации эмоциональной недостаточности.
Сам процесс передачи слухов служит утверждению личности в группе. Рассказывая сюжет слуха, такой человек (иногда бессознательно) стремится создать впечатление у слушателя о доступности ему источников информации, недоступных другим. Удивление, испуг, восхищение, которые рассказчик может прочесть в глазах слушателя, служат дополнительным стимулом для передачи того же сюжета нескольким лицам. Целью того, кто воспроизводит слух, становится не столько распространение информации, сколько форсирование эмоциональной установки по отношению к тому, что является предметом информации, и к самому себе.
Распространению слухов служат и психологические особенности, свойственные некоторым людям. Например, не зная, откуда исходит слух, такие люди чаще всего склонны предполагать, что сообщение исходит из надежного источника. Это придает слуху видимость достоверности.
Мотивами для распространения агрессивных слухов нередко служат личное озлобление, враждебные чувства по отношению к кому-либо.
Нередко движущим мотивом в передаче слухов выступает искреннее желание людей предупредить других о грозящей опасности. Это в первую очередь касается панических слухов, которые распространяются с невероятной быстротой. В подобных ситуациях происходит явление эмоционального заражения, которое сужает поле сознания и уменьшает критическое отношение к сообщению. В качестве другого мотива к распространению такого рода слухов может быть бессознательное стремление людей снизить остроту собственных переживаний. Слух передается для того, чтобы разделить свое волнение со слушателями. Кроме того, индивид, передающий панический слух, питает слабую, часто неосознанную, надежду, что слушатель опровергнет его.
Слухи получают особенно благоприятную почву для распространения в группах бездействующих по какой-то причине людей, испытывающих скуку, занятых однообразной деятельностью. Слух в этом случае выступает в качестве средства возбуждения.
Для противодействия слухам могут использоваться профилактические мероприятия и активная борьба с распространением недостоверной информации.
Задача профилактических мероприятий сводится к созданию такой эмоциональной почвы, которая исключала бы возможность распространения слухов и приводила бы к быстрому их исчезновению. Если враждебный слух подсажен преднамеренно, то для его нейтрализации необходимо:
- создание и поддержание на должном уровне эффективности системы массовой информации и пропаганды, обладающей в глазах аудитории высоким престижем надежности и достоверности;
- наличие устойчивой обратной связи от аудитории к источнику информации, чтобы иметь возможность своевременно реагировать на психические нужды и ожидания людей;
- поддержание эффективного руководства на всех уровнях, когда оказывается необходимым объяснение со стороны руководителей (например, в случае Чернобыльской аварии). Доверие к руководству помогает легче переносить иногда неизбежный недостаток информации, который в противном случае создает благоприятные условия для распространения слухов и агрессивных построений. В этой связи возникает дилемма либо молчать, что равнозначно поощрению уже начавшейся спекуляции слуха, либо опровергать, что косвенно служит распространению опровергаемого суждения. Лучший способом является подавление слуха фактами, а не его выделение для прямого опровержения, т. е. широкая публикация противоречащих ему фактов без какого-либо упоминания о слухе или возможности его появления.
Официальное опровержение слуха уместно лишь при условии, что данный источник пользуется уважением и доверием в коллективе, или слух является нелепым. Если нет уверенности в авторитетности официального источника, уместно распространить информацию, по содержанию противоположную сюжету слуха. Здесь важно уделить внимание каждой детали, так как малейший просчет может привести к эффекту «бумеранга».
Высмеивание слухов в процессе яркого и богатого различными метафорами выступления представителями руководства или авторитетным лицом порой бывает очень эффективным способом борьбы со слухами и сплетнями. Можно также довести слух до абсурда, распространяя информацию, усиливающую тенденцию, лежащую в основе первоначального слуха. Счастливые перспективы или драматизм ситуации доводятся до таких масштабов, что воспринимаются как нелепые.
Дискредитация автора слуха происходит при распространении компрометирующей его информации. Если дискредитировать автора невозможно, стоит попробовать снизить доверие к слуху путем оповещения аудитории о существовании некоего врага, распространяющего слухи с целью нанесения какого-то ущерба организации.
Публичное разоблачение сплетника также действенно, поскольку часто отбивает желание распускать слухи у тех, у кого оно могло возникнуть. Правда, иногда, распространитель слухов не раскаивается, а оттачивает манипуляции. К тому же часто сложно найти настоящего распространителя слуха.
В организации целесообразно иметь персонал, у которого всегда можно проверить распространяемую информацию: менеджеры по персоналу, представители профсоюза, специалисты по связям с общественностью.


4. Способы воздействия массовых коммуникаций на аудиторию


Психологическое воздействие средств массовой коммуникации заключается в изменении установок, формировании определенного взгляда на вещи или осуществлении сдвига в системе ценностей массовой аудитории. В процессе психологического воздействия участвуют две стороны. Инициатором влияния является та из них, которая изначально стремится повлиять на другую сторону, а эта другая - адресат влияния. Инициатор и адресат могут быть представлены как индивидами, так и группами (малыми и большими). Социально-психологические установки - это состояние психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы. В основе системы установок лежат как когнитивные, так и эмоциональные связи, но все же исследования показали, что более надежным и быстрым методом смены установок является изменение эмоционального отношения к той или иной проблеме.
Эффект воздействия средств массовой коммуникации на человека зависит от того, какие психологические методы воздействия использовались - заражение, внушение или убеждение.
Убеждение - это воздействие на человека или группу с целью принятия ими определенных оценок, суждений и установок. Социальные психологи выделяют два способа убеждающего воздействия на аудиторию: центральный и периферийный.
Центральный путь основывается на аргументах, основанных на значимых фактах и цифрах, которые заставляют людей задуматься о той или иной проблеме. Периферийный путь, вместо того, чтобы вовлекать человека в мыслительный процесс, снабжает его подсказками, стимулирующими принятие аргумента без серьезного осмысления. При этом речь идет не о степени важности конкретных тем и проблем, а о том, что способ представления любой проблемы может либо стимулировать процесс ее осмысления, либо вызывать реакцию бездумного согласия с коммуникатором. Чтобы понять разницу между двумя способами убеждения, сравним для примера рекламу компьютеров с рекламой сигарет. В большинстве случаев реклама компьютеров описывает конкретные особенности данного товара, его технические возможности, простоту использования, цену и т. д. Для такой рекламы редко привлекаются рок-звезды и другие «культовые фигуры». Перед нами - центральный путь. В этом случае производители убеждены, что те, кто озабочен покупкой компьютера, захочет изучить и осмыслить данную информацию. В то же время реклама сигарет пытается вызвать ассоциации с прекрасными видами живой природы или с «мужественностью», как в рекламе «Мальборо». Это путь периферийный.
Эффективность убеждения зависит от аудитории. Люди, недовольные собой, легче поддаются влиянию убеждающего сообщения, чем личности, имеющие высокую самооценку. Действительно, если кто-то собой не доволен, то он невысоко ценит и свои собственные идеи, готов от них отказаться. Зависит сила убеждающего воздействия и от предшествующего опыта аудитории. Так, ряд исследований был посвящен изучению того, как общий настрой в момент, непосредственно предшествующий получению сообщения, влияет на эффективность убеждения. Было выявлено, что людей можно сделать в высшей степени «рецептивными» (т. е. готовыми воспринимать и соглашаться), если они сыты, расслаблены и довольны жизнью, но рецептивность снизится, если они почувствуют, что им что-то навязывается. Например, фраза «А теперь сообщение от нашего спонсора» делает последующее сообщение менее убедительным. Люди примутся выстраивать защиту против вашего сообщения, чтобы сохранить свое чувство свободы. Результаты исследований позволили Дж. Брему сформулировать теорию реактивного сопротивления: если нашей свободе что-то угрожает, то предпринимаются попытки отстоять ее. Если убеждающие сообщения навязчивы, то они также могут быть восприняты как вторжение в сферу индивидуального выбора человека и тем самым активизируют поиск способов защиты от них. Так, если настойчивый продавец убеждает купить товар, то первой реакцией покупателя будет сохранение собственной независимости, и он покинет магазин или купит другой товар.
Реактивное сопротивление может проявляться и в другой форме. Например, если на улице прохожего корректно просят подписать какую-то петицию, а в тот момент, когда идет разъяснение положений и требований, некий человек станет рядом и начнет «давить», требуя ничего не подписывать, то, согласно теории реактивного сопротивления, с целью сохранить за собой свободу выбора, прохожий с высокой вероятностью подпишет петицию.
Существует еще один аспект потребности в свободе и автономии. При прочих равных условиях, сталкиваясь с информацией, которая противоречит их основным убеждениям, люди стремятся найти контраргументы, чтобы защитить свое чувство автономии. Например, в своих экспериментах Л. Фестингер и Н. Маккоби предприняли попытку помешать аудитории находить контраргументы, опровергающие сообщение, с которым она только что познакомилась. Достигалось это с помощью простого отвлечения слушателей в тот момент, когда им было представлено сообщение. Две группы студентов, принадлежащих к одному «братству», прослушали текст, содержащую сильные аргументы относительно
вредности студенческих объединений. Одна группа параллельно с выслушиванием аргументов смотрела увлекательный обеззвученный фильм. Другая группа только слушала сообщение. Результаты эксперимента показали, что студенты, которых отвлекал просмотр фильма, склонны были соглашаться с утверждением о вреде студенческих «братств», а студенты в контрольной группе - не соглашаться.
Другая форма отвлечения - выкрики с места, прерывающие оратора. Влияние подобных форм отвлечения на аттитюды аудитории изучали Л. Слоун, Р. Лав и Т. Остром на примере отношения к сенатору Э. Маски (в 1970 г. кандидат в президенты США от демократической партии). Исследователи определили аттитюды испытуемых до их знакомства с видеозаписью выступления Э. Маски по телевидению, а затем они сделали это после просмотра видеозаписи, во время которого помощники экспериментатора вслух и громко подвергали нападкам самого сенатора и его взгляды. У тех испытуемых, кто поначалу занимал нейтральную позицию по отношению к Э. Маски, присутствие выкрикивающих с места людей вызвало негативные чувства к выступающему, а у тех, кто первоначально занимал крайнюю позицию - неважно положительную или отрицательную, выкрики с места способствовали смене позиции на более нейтральную. Таким образом, эффекты отвлечения внимания оказываются зависящими от первоначального мнения человека. И выкрики с места могут заставить тех, кто наиболее подвержен убеждению (т. е. еще не решивших для себя, какую сторону принять), более негативно оценивать сообщение выступающего.
Для сопротивления убеждающему воздействию можно использовать метод прививки «вакцины сопротивляемости». У. Мак-Гуайр и его сотрудники предположили, что если предварительно познакомить людей с коротким сообщением, предоставив затем возможность его опровергнуть, то у них появится своего рода «иммунитет» к последующему «полномасштабному» представлению этой же аргументации. Во многих аспектах это похоже на то, как прививка небольшой дозы ослабленного вируса приводит к появлению у людей иммунитета к этому вирусу - эффект вакцинации. Так, в эксперименте У. Мак-Гуайра группа испытуемых, высказавшая мнение по какому-либо вопросу, подвергалась умеренной атаке, которая затем отбивалась. После этого мнения тех же испытуемых подвергали еще одной, более мощной атаке. В результате члены данной группы демонстрировали меньшую тенденцию к изменению мнений, чем контрольная группа. В эксперименте А. Мак-Алистера подобная «вакцинация», направленная на противодействие давлению со стороны курящих сверстников была проведена с учениками 7 класса. К девятому классу среди «вакцинированных» школьников курящих было наполовину меньше, чем среди членов контрольной группы из аналогичной школы. Предварительное столкновение со «щадящими» нападками поражает устойчивость к последующим убеждающим воздействиям, поскольку появляется мотивация защищать свои убеждения.
Методы внушения чаще используются в массовых изданиях, рассчитанных на уровень обыденного сознания. В психологии массовых коммуникаций принято полагать, что более низкий интеллектуальный уровень ведет к повышению внушаемости и, следовательно, требует широкого применения методов внушающих информационных воздействий. Как отмечает Ю. А. Шерковин, внушением принято обозначать некритическое принятие любого внешнего социального воздействия (кроме насильственного). В более узком смысле - применительно к информационным процессам - внушением называют акт психического воздействия, словесного или образного, вызывающий некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Под влиянием внушения могут возникнуть представления, не соответствующие действительности, может появиться стремление действовать без оценки полученных побуждений и верить источнику информации без тени сомнения в его надежности.
Наиболее часто в практике массовых коммуникаций используется метод внушения при помощи обработки содержания сообщения. Сообщения, содержащиеся, например, в телевизионных передачах, не должны сопровождаться комментариями, направляющими мысль зрителя, выражающими удовлетворение или сочувствие. Мнения не должны выражаться непосредственно. Они должны внушаться таким образом, чтобы у зрителя создалось впечатление, что они являются продуктом его собственной мысли. Для внушения используются: 1) соответствующая дозировка негативных и позитивных деталей (например, чтобы похвала была более правдоподобна, к ней нужно добавить немного критики, а чтобы осуждение было убедительным, оно должно включать в себя некоторое количество положительных характеристик); 2) оперирование сравнительными материалами для создания иллюзии тенденций и масштабов описываемых явлений; 3) подбор фактов для усиления или ослабления основного высказывания.
Выделяют три главных фактора эффективности внушения:
1) внушение принимается сознанием, если внушаемое совпадает с психическими нуждами и побуждениями, испытываемыми реципиентами информации;
2) принятие сознанием внушающего воздействия оказывается более вероятным, если его содержание согласуется с нормами группы, которой адресуется информация;
3) вероятность принятия внушающего воздействия повышается, если источник информации ассоциируется в сознании аудитории как носитель высокого социального статуса, престижа и т. д.
В современных средствах массовой коммуникации широко используются методы стереотипизации, к которым можно отнести следующие:
- прием «приклеивания ярлыков» используется для того, чтобы опорочить идею, личность или предмет в глазах аудитории посредством оскорбительных эпитетов, метафор, вызывающих негативное отношение («коммунистический», «красный», «белый», «коричневый»);
- прием «сияющего обобщения» заключается в обозначении конкретной вещи, идеи или личности обобщающим родовым именем, имеющим положительную эмоциональную окраску. Цель - побудить аудиторию принять и одобрить преподносимое понятие, не вызывающее у аудитории нежелательных ассоциаций (западная демократия, свободный мир и др.);
- «перенос» (или «трансфер») представляет собой побуждение аудитории к ассоциации преподносимого понятия с кем-либо или чем-либо, имеющим бесспорную престижную ценность, чтобы сделать понятие приемлемым. Например, преподнося избирателям кандидатуру сомнительного кандидата, его называют другом покойного президента или человеком, принятым в высшем обществе;
- прием «свидетельства» заключается в приведении высказывания личности, которую уважают или ненавидят в аудитории пропаганды, чтобы побудить аудиторию к определенному отношению (позитивному или негативному);
- прием «игры в простонародность» призван побудить аудиторию к ассоциации личности коммуникатора и преподносимых им понятий с позитивными ценностями из-за «народности» этих понятий или принадлежности пропагандиста к «простым людям»;
- прием «перестановки» заключается в отборе и тенденциозном преподнесении аудитории только позитивных или только негативных фактов для доказательства справедливости позитивной или негативной оценки какой-либо идеи, концепции, личности;
- прием «фургон с оркестром» побуждает аудиторию принять преподносимую в информации ценность, поскольку якобы все в данной социальной группе разделяют ее. Апелляция ко «всем» учитывает, что люди, как правило, верят в побуждающую силу большинства и поэтому хотят быть с теми, кто его составляет. Например, в рекламе товаров, которыми якобы пользуются «восемь из каждых десяти преуспевающих американцев».
Под заражением в социальной психологии понимается процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему. При наличии обратной связи заражение способно нарастать в силу взаимной индукции, приобретая вид циркулярной реакции.
Как правило, заражение характерно для непосредственного общения, особенно в условиях скопления значительного количества людей. При восприятии сообщений средств массовой информации заражение может возникать в значительной мере в тех случаях, когда сообщения начинают обсуждаться реципиентами при непосредственных контактах. При этом создаются условия для возникновения циркулярных реакций.
Заражение может возникать в результате какого-либо необычного сообщения, которое привлекает внимание людей и пробуждает в них интерес. Будучи взволнованным этим событием, индивид, присоединившийся к группе собравшихся, уже готов утратить некоторую часть своего самообладания и получать возбуждающую информацию от объекта интереса. Начинается циркулярная реакция, побуждающая собравшихся к проявлению более или менее одинаковых эмоций и к удовлетворению потребности во все более новых и более сильных эмоциях через психическое взаимодействие. Здесь, вероятно, проявляется очень глубокий и древний стадный инстинкт человека, заставляющий его чувствовать себя частью своего племени и ориентироваться на свое племя в необычных ситуациях. Поскольку это подсознательный инстинктивный акт, то проявляться он может только через неосознаваемые психические процессы, а именно - через эмоции.
Второй этап заражения связан с началом процесса кружения, в ходе которого накал эмоций еще более обостряется и возникает состояние готовности к реагированию на информацию, поступающую от присутствующих. Внутреннее напряжение индивидов, возбужденных событием, побуждает их к движению, общению и взаимодействию друг с другом. Резко усиливается чувство общности и взаимной поддержки.
Последний этап в развитии процесса заражения составляет активизация индивидов путем стимулирования импульсов, соответствующих объекту общего внимания. Такое стимулирование чаще всего происходит со стороны лидера на основе внушения и побуждает индивидов, составляющих толпу, приступить к немедленным конкретным действиям. Таким образом, эти три этапа развития процесса заражения в то же время раскрывают и психологические механизмы его воздействия.
Как отмечает А. А. Леонтьев, мера заражения слушателей зависит от ряда факторов. Важнейшими из них являются: 1) соответствие настроения аудитории интересам и убеждениям данного конкретного слушателя (как иногда говорят, его ценностной ориентации); 2) психологическая зрелость слушателей (определяемая возрастом, уровнем образования и т. п.); 3) личностные и профессиональные особенности слушателей (например, крайне трудно захватить и заразить аудиторию, состоящую из специалистов по ораторской речи, но зато и реагируют они более остро).


Вопросы для самоконтроля
1. Что такое массовая коммуникация? Раскройте отличия и сходство массовой коммуникации и межличностной коммуникации?
2. В чем состоят основные функции слухов?
3. Какими способами осуществляется профилактика слухов в больших группах? Как противодействовать слухам?
4. Раскройте основные способы воздействия массовых коммуникаций на аудиторию.
5. Как можно повысить эффективность убеждения?
6. Укажите факторы, определяющие эффективность внушающего воздействия.
7. Раскройте содержание основных этапов заражения и факторов, повышающих его эффективность.


Практические задания


1. В течение нескольких часов просмотрите телевизионные передачи и запишите содержание рекламных роликов на предложенном бланке. Проанализируйте различные методы убеждающего воздействия, используемые в рекламных роликах и сравните результаты своих наблюдений с результатами других студентов.
Протокол наблюдения за методами рекламного воздействия

Рекламируемый
товар

Основное лицо, рекламирующее товар

Потребители, на которых рассчитано убеждающее воздействие (возраст, материальное положение, социальный статус и т. д.)

Виды
убеждающего
воздействия

 

 

 

 

 

2. Проведите самодиагностику внушаемости личности с помощью методики О. П. Елисеева «Определение степени внушаемости».


3. Подготовьтесь к проведению деловой игры «Точка зрения». Описание. Участники делятся на две группы. Каждая из них имеет свою точку зрения на одну и ту же проблему (это команды- оппоненты) и пытается доказать ее правильность в ходе дискуссии. Наблюдатели - тренер (ведущий) и его помощники. Заранее, перед игрой, команды подбирают необходимые для аргументации своей точки зрения цитаты, критическую литературу и т. д.
Обсуждение. Какой опыт вы получили во время игры? Какие выводы сделали? В игре может моделироваться столкновение мнений людей из разных социальных слоев, противоборствующих партий, ученых различных эпох.

Источник: Шершнёва, Т. В.
Психология : пособие для студентов специальности «Профессиональное обучение (по направлениям)» : в 5 ч. / Т. В. Шершнёва. - Минск : БНТУ, 2022. - Ч. 3. - 2022. - 105 с. (Ч. 3).

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.