На главную Лекции и практикум по психологии Социальная психология Манипуляция как вид социальной коммуникации
Манипуляция как вид социальной коммуникации
Лекции и практикум по психологии - Социальная психология

1. Коммуникационные барьеры как предпосылки манипуляции.
2. Когнитивные искажения мышления и памяти как предпосылки манипуляции.
2.1. Когнитивные искажения мышления.
2.2. Когнитивные эффекты памяти
3. Понятие и виды манипуляции.
4. Типы манипуляторов.
5. Цензура как технология коммуникационного действия.


1. Коммуникационные барьеры как предпосылки манипуляции


Реализация коммуникационной функции устной коммуникации затрудняется коммуникационными барьерами — препятствиями на пути движения смысла от коммуниканта к реципиенту. Эти барьеры делятся на 4 класса:
1. Технический барьер в виде шумов и помех в искусственных коммуникационных каналах. Шумы имеют естественное происхождение, а помехи создаются умышленно. Из-за воздействия шумов и помех уменьшается различимость полезных сигналов и возникает актуальная задача распознавания сигналов на шумовом фоне. Эта задача актуальна для радиосвязи, проводной связи, видео-звукозаписи, компьютерной техники (вспомним компьютерные вирусы, засорение пространства Интернет) и окончательное решение ее вряд ли возможно, так как всякое новое поколение техники страдает своими «болезнями», неведомыми ранее.
2. Межъязыковый барьер возникает при несоответствии языков, кодовых систем, тезаурусов коммуниканта и реципиента. Это ситуация «Вавилонского столпотворения», когда люди говорят на разных языках и не могут понять друг друга.
В настоящее время насчитывается несколько тысяч стихийно возникших языков, наречий и диалектов. Главный ущерб, наносимый межъязыковым барьером, состоит не в том, что чужеземцы, сталкиваясь друг с другом, не могут объясниться на бытовые, торговые или военные темы. Здесь устное разноязычие преодолевается за счет невербального или иконического канала (если нет толмача-переводчика). Главная беда состоит в том, что в силу социально-мнемической функции, функции социализации и мировоззренческой функции естественный язык накладывает печать своеобразия на национальную культуру, общественное сознание, индивидуальное мировоззрение. Межъязыковые барьеры разделяют род человеческий на чуждые и враждующие друг с другом этносы, народы, нации. Манящий идеал межчеловеческой гармонии и мира оказывается не достижимым; разноязычное человечество не может быть единым человечеством.
Кардинальный способ преодоления межъязыкового барьера виделся в разработке искусственного языка между народного общения. Первым языком такого рода стал воляпюк, предложенный в 1879 г. в Германии И. М. Шлейером. Слова «естественных языков в нем видоизменялись и теряли опознаваемость, например, английское world — vol, speak — puk, отсюда volapuk — всемирный язык. Воляпюк оказался чересчур сложным для практического использования, поэтому в дальнейшем международные языки стали строиться на основе интернациональной лексики, преобразованной по вкусу авторов. Грамматика максимально упрощалась. Количество проектов к 30-м годам XX века исчислялось тремя сотнями. Образовалось научное направление интерлингвистика. Наиболее популярны следующие продукты интерлингвистики:
Эсперанто (основан в 1887 г. Л. Заменгофом, Польша);
Идо (реформированный Эсперанто, 1907 г., Франция);
Окциденталь (1921—1922 гг., автор Э. Валем, Эстония);
Новиаль (синтез идо и окциденталя, осуществленный Л. Есперсеном, Дания, в 1928 г.);
Интерлингва — создан в 1951 г. Ассоциацией международного вспомогательного языка в США.
Наиболее успешным проектом оказался язык Эсперанто.
3. Социальный барьер возникает между людьми, говорящими на одном и том же естественном языке, но принадлежащими к различным социальным группам. Затруднено взаимопонимание разных поколений (споры «отцов» и «детей»), представителей разных классов и сословий, имеющих антагонистические интересы, жителей города и села, мужчин и женщин, людей с разным образовательным цензом и т. д. Сущность социального барьера не в различных социолектах, жаргонах, стилях речи, отличающих одну социальную группу от другой, а в различии ценностных ориентации, личного психофизиологического и житейского опыта, содержание групповой памяти.
Эти различия неустранимы, да и нет необходимости стремиться к их устранению, так как это привело бы к унылой унификации рода человеческого — «все на одно лицо».
4. Психологический барьер возникает вследствие искажений в перцепции, неизбежно сопровождающей коммуникацию. Перцепция, напомним, представляет собой познание (восприятие) коммуникантом и реципиентом друг друга. Это познание использует этические и эстетические критерии, ситуационные расчеты, привычные симпатии и антипатии. В результате в сознании общающихся людей формируется образ (имидж) партнера, который может быть привлекательным или отталкивающим, безразличным или волнующим и т. д. Большое значение имеет коммуникационная ситуация: являются ли люди равноправными сотрудниками, делающими общее дело, или они находятся в отношениях начальник — подчиненный и др. Кроме того, в сознании и коммуниканта, и реципиента всегда присутствует их собственный имидж, т. е. представление о себе самом.
Итак, в сознании коммуниканта складываются:
• собственный имидж — Як;
• имидж реципиента — Рк .
В сознании реципиента в свою очередь образуются:
• собственный имидж — Яр;
• имидж реципиента — Кр.
В случае межличностного общения возникает следующая ситуация: коммуникант говорит в качестве Як, обращаясь к Рк, реципиент отвечает ему как Яр
и адресуется при этом к Кр(см. рис. 4.4). Ск и Ср — сообщения, которыми обмениваются К и Р.
Ясно, что в реальной жизни Як и Кр, также как Яр и Рк не совпадают, а в лучшем случае имеют сходство. Коммуниканту трудно предугадать его имидж в сознании реципиента, и наоборот. В результате каждый из них обращается «не по адресу» и сам это не осознает. В этом и заключается суть психологического барьера, который, строго говоря, неустраним во всех видах и формах социальной коммуникации, кроме подражания.


2. Когнитивные искажения мышления и памяти как предпосылки манипуляции.
2.1. Когнитивные искажения мышления


Как правило, наш ум использует когнитивные искажения, чтобы усилить какую-то негативную эмоцию или негативную цепочку рассуждений.


Выделим основные примеры когнитивных искажений.
1. «Фильтрация».
Происходит мысленное увеличение негативных сторон, одновременно отфильтровываются все позитивные аспекты ситуации. Зациклившись на неприятной детали, мы теряем объективность, а реальность расплывается и искажается.


2. «Черное-белое мышление».
При черно-белом мышлении все видится либо в черном, либо в белом цвете, других оттенков быть не может. Все должны происходить идеально или мы неудачники - нет золотой середины. Мы бросаемся из крайности в крайность, не допуская мысли о том, что большинство ситуаций и людских характеров - сложные, составные, с множеством оттенков.


3. Чрезмерное обобщение.
При этом когнитивном искажении выводы делаются исходя из единственного аспекта, «кусочке» произошедшего. Если что -то плохое случается однажды, мы убеждаем себя, что так будет повторяться снова и снова. Мы начинаем видеть единственное неприятное событие как часть нескончаемой цепочки поражений.


4. Эффект «приписывания».
Независимо от действительно происходящих событий, мы делаем выводы о развитии ситуации, мнении других людей и причинах их поведения.


5. Катастрофизация.
Мы живем в ожидании катастрофы, которая вот-вот разразится, не обращая внимания на объективную реальность. То же самое можно сказать о привычке преуменьшать и преувеличивать. Услышав о проблеме, мы тут же включаем «а что если?..» («Если это случится со мной?» «Если произойдет трагедия?). Так, мы преувеличиваем важность незначительных событий (скажем, свою ошибку или чужое достижение) или, наоборот, мысленно сжимаем важное событие, пока оно не покажется крошечным (например, собственные желаемые качества или недостатки других).


6. Олицетворение.
При этом когнитивном искажении мы верим, что действия и слова окружающих нас людей - личная реакция на нас, наши слова и поступки. Мы также постоянно сравниваем себя с другими, пытаясь выяснить, кто умнее, лучше выглядит и так далее. Кроме того, мы можем считать себя причиной какого-то неприятного внешнего события, за которое мы объективно не несем никакой ответственности. Например, цепочка искаженных рассуждений может быть такой: «Мы опоздали на ужин, поэтому хозяйка пересушила мясо. Если бы только я поторопила мужа, этого бы не случилось».


7. Ложный вывод о контроле.
Если мы чувствуем, что нас контролируют извне, то ощущаем себя беспомощной жертвой судьбы. Ложный вывод о контроле заставляет нас нести ответственность за боль и счастье каждого вокруг нас. «Почему ты несчастлив? Это потому что я сделал/сделала что-то не так?»


8. Ложный вывод о справедливости.
Мы обижаемся, считая, что с нами поступили несправедливо, но у окружающих может быть другая точка зрения на этот счет. Те из нас, кто идет по жизни, оценивая каждую ситуацию «по справедливости», в итоге часто чувствуют себя плохо.


9. Обвинение.
Мы считаем, что другие люди ответственны за нашу боль, или, наоборот, виним себя в каждой проблеме. Пример такого когнитивного искажения выражен во фразе: «Ты все время заставляешь меня плохо думать о себе, перестань!» Никто не может «заставить думать» или заставить испытывать чувство - мы сами контролируем наши эмоции и эмоциональные реакции.


10. «Я (не) должен».
У нас есть список железных правил - как мы и люди вокруг нас должны себя вести. Тот, кто нарушает одно из правил, вызывает наш гнев, и мы злимся на себя, когда нарушаем их сами. Мы часто пытаемся мотивировать себя тем, что должны или не должны, как будто обречены получить наказание еще до того, как сделаем что-то.


11. Эмоциональные аргументы.
Мы верим - то, что мы чувствуем, автоматически должно быть правдой. Если мы чувствуем себя глупыми или скучными, значит, мы и правда глупые и скучные. Мы принимаем на веру то, как отражают реальность наши нездоровые эмоции. «Я так чувствую, значит, это должно быть правдой».


12. Ложные выводы о переменах.
Мы склонны ожидать, что окружающие изменятся, чтобы подстроиться под наши желания и требования. Надо только как следует надавить или умаслить. Стремление изменить других так настойчиво дает о себе знать в нас, потому что нам кажется, что наши надежды и счастье полностью зависят от окружающих.


13. Навешивание ярлыков.
Мы обобщаем одно или два качества до глобального суждения, доводим обобщение до крайности. Это когнитивное искажение также называют навешиванием ярлыков. Вместо того чтобы проанализировать ошибку в контексте конкретной ситуации, мы приклеиваем нездоровый ярлык к самому себе.


14. Желание быть всегда правым.
Мы всю жизнь пытаемся доказать, что наши мнения и действия - самые правильные. Оказаться неправым - немыслимо, поэтому мы идем на все, чтобы продемонстрировать нашу правоту. Сознание своей правоты для многих оказывается важнее, чем чувства людей вокруг, включая даже наших близких.


15. Ложные выводы об универсальности награды за поведение.
Мы уверены, что наши жертвы и забота о других в ущерб собственным интересам обязательно окупятся - как будто кто-то невидимый за нашей спиной ведет счет. И мы чувствуем горькое разочарование, когда так и не получаем долгожданную награду.


2.2. Когнитивные эффекты памяти


1. Эффект насыщения
Возникает в аудитории тогда, когда происходит чрезмерное и частое использование однообразных стимулов. Это приводит к перегрузке психики реципиента и к снижению у него способности воспринимать аналогичную по содержанию информацию.


2. Эффект бумеранга.
Благодаря сторожевому воздействию памяти происходит насыщение сознания и начинают включаться такие механизмы защиты, которые вызывают у аудитории поведение, противоположное ожидаемому. Эффект этот часто возникает при одноразовом информационном воздействии. Иногда даже наблюдается регрессия к более примитивным формам поведения.


3. Эффект стирания словесной и изобразительной формы.
В этом случае процессы памяти не допускают перегрузки сознания абсолютно одинаковыми словесными формулировками и штампованными образами, утрачивающими от многократного повторения свое первоначальное значение.


4. Дремлющий эффект.
Возникает в том случае, когда первоначальное информационное воздействие не подкрепляется в дальнейшем. При этом созданный у индивида в сознании очаг возбуждения может быть использован. Особо изощренное информационное воздействие, эксплуатирующее дремлющий эффект, строится на предварительном создании такого очага возбуждения и на последующем воздействии на этот очаг, но уже с другой позиции.


3. Понятие и виды манипуляции


Манипуляция — это вид психологического воздействия, словесного или образного, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого/аудитории к совершению определенных действий.
Причины манипулирования:
- слабость (многие боятся честной и открытой стратегии);
- неверие в действенность просьбы;
- неверие в действенность убеждения;
- стремление к одностороннему выигрышу;
- стремление в одностороннему выигрышу;
-привычка манипулировать.


Признаки манипуляции.
1. Психологическое воздействие
2. Отношение манипулятора к другому как к средству достижения собственных целей;
3. Скрытый характер воздействия;
4. Использование силы, игра на слабостях;


2. Виды манипуляций.
1. Психологическое давление (выведение партера из состояния комфорта).
а) угрозы (реальные - прямые; нереальные - косвенные);
б) личное нападение (например с самого начала разговора на партнера начинают кричать, зачем извиняться);
в) манипуляции с территорией (некомфортная температура, неудобные кресла, размещение собеседников на разных уровнях; своя/чужая территория);
г) «плохой парень - хороший парень».
2. Манипуляции с информацией:
а) дезинформация;
б) манипуляции с полномочиями;
в) выдача недостоверной или неполной информации.


3. Позиционное давление:
а) «вертикаль сзади» (Я-то все понимаю, но начальник);
б) «горизонталь сзади» (Я бы так сделал, но меня не поймут коллеги);
в) отказ от переговоров;
г) тактика ультиматума (применяется со слабыми партнерами: Если Вы..., то...»)
д) манипуляции со временем: затягивание разговора; сбивание темпа партнере; резкое ускорение темпа разговора; создание ситуации жестко лимитированного времени;
е) «тактика затвора» (я делаю нечто, что снимает с меня ответственность за решение проблемы, то, что предопределяет исход переговоров, например: «Вы, конечно, можете не подписывать приказ, но у ректора уже лежат списки с вашей фамилией»).


4. Типы манипуляторов.

1. Диктатор. Для того, чтобы управлять людьми не останавливается ни перед чем: приказывает, заставляет, угрожает, подавляет.
2. Тряпка, слабак. Как правило, это «жертвы» диктатора, которая виртуозно к нему приспосабливается, растворяется в нем, занимает беспринципную, бесхребетную позицию.
3. Вычислитель (калькулятор). Пытается контролировать, перепроверяет все и всех. Хитрит, обманывает.
4. Прилипала. Полярная противоположность вычислителю, преувеличивающая свою зависимость от других. Хочет, чтобы за него выполняли всю работу, потому что он беспомощен.
5. Хулиган. Управляет жертвами, используя угрозы, намеренно преувеличивая свою жестокость.
6. Славный парень. Добродетельный, угодливый, безгранично любящий. Преувеличивает свою заботу и любовь.
7. Судья. Склонен обвинять всех, не любит прощать других. Мстителен. Критичен.
8. Защитник. Преувеличивает свою поддержку других людей. Сочувствует людям, лишает их возможности самостоятельно действовать.


5. Цензура как технология коммуникационного действия.

Цензура понимается как контроль и ограничение распространения по коммуникационным каналам каких-либо знаний (фактов, концепций), стимулов (призывов, волевых воздействий), эмоциональных настроений (возмущение, одобрение, скорбь и пр.).
Цензурный контроль охватывает не только произведения письменности и печати или другие документы, но и театральные постановки, художественные выставки, научные собрания, публичные выступления и т.д.
Различаются виды цензуры:
• цензура запретительная или предварительная, когда для обнародования требуется предварительное разрешение цензурного ведомства; вызывающие подозрения произведения либо вовсе запрещаются к публикации, либо засекречиваются;
• цензура карательная, когда после выхода в свет неугодного властям произведения его издатель и автор подвергаются предусмотренным законом санкциям: конфискация тиража, штраф, заключение в тюрьму, закрытие неблагонадежного журнала или газеты и т. п.
Разновидностями карательной цензуры с точки зрения применяемых методов явялется библиоцид и спецхран. Библиоцид — полное уничтожение тиража произведения печати, сожжение рукописной книги и т. п. Спецхран — это «тюремное заточение», когда доступ к книгам читающей публики ограничен или вовсе исключен.
Реакцией на постоянные цензурные ограничения стали:
• бесцензурная (вольная, свободная) печать, разновидностями которой является «тамиздат» — издания, публикуемые вне пределов данного государства и «самиздат» — издания (рукописи), тайно подготавливающиеся и распространяемые на территории страны-цензуродержателя;
• эзопов язык — изложение неугодных власти идей в подцензурных изданиях, благодаря особому способу изложения.
На рисунке № 1.3. представлены следующие виды цензуры.

цензура



Рис. 1.3. Классификация цензуры .

Вопросы для самоконтроля.
1. Раскройте особенности коммуникационных барьеров в общении.
2. Какие были исторические попытки создания искусственного языка?
3. Приведите примеры когнитивных искажений мышления.
4. Приведите примеры когнитивных искажений памяти.
5. Какие выделяют признаки манипуляций?
6. Раскройте личностные особенности манипуляторов.
7. Почему цензура является технологией манипуляции?

Источник: Психология социальных коммуникаций : учебное пособие для студентов 1 курса (магистерская программа), обучающихся по специальности 054 «Социология» дневной формы обучения / Нар. укр. акад., [каф. социологии ; авт.-сост. Н. П. Гога]. - Харьков : Изд- во НУА, 2019. - 64 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.