На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Влияние детско-родительских отношений на профессиональную направленность подростков
Влияние детско-родительских отношений на профессиональную направленность подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Казакова Анна Владимировна бакалавр, студентка Научный руководитель Лобков Юрий Леонидович канд. психол. наук, доцент, преподаватель
ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»
г. Курск, Курская область

Подростковый возраст обычно рассматривается как переломный, кризисный. Психологи и социологи начала XXI века говорят о затруднении социальной ситуации развития подростков, растягивании периода детства, изменяемости индивидуальных направлений взросления [2, с. 352; 4, с. 49].


Профессиональная направленность служит первостепенной задачей развития подросткового и юношеского возрастов. Период подросткового и юношеского возрастов - это усиленная стадия личностного развития, самоопределения подростка во всех сферах его жизни через поиск идентичности, строить индивидуальную систему ценностей, преобразования отношений с родителями в направлении, прежде всего равноправия, самоутверждения подростка, развития независимой личности, профессионального и семейного самоопределения, формирования образа мира и жизненной перспективы в целом [1, с. 367].
Совместное участие родителей и подростка в выстраивании личной профессиональной перспективы ребенка действительно важно и зависимо с неразрешенным молодым человеком вопросом достижения самостоятельности в отношениях с родителями [3, с. 304].
Всего в исследовании приняли участие 53 человека: 25 учеников седьмых классов и 28 - восьмых классов.


В исследовании были использованы такие методы, как:
- методика «Взаимодействие родитель - ребенок» И.М. Марковской;
- опросник профессиональных установок подростков И.М. Кондакова;
- опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафера.


В результате проведенного исследования установлено, что:
1. В подростковом возрасте наиболее значимым является принятие личности человека, его прав, точки зрения и взглядов. В отношении с родителями подростки больше всего ценят доверительные отношения и поддержку, а также эмоциональную близость. Подростки в семьях, где принимают их выбор и между родителями и детьми выстраиваются доверительные отношения, легче делают свой выбор, они более уверены и раскованы, поскольку всегда получают поддержку родителей.
2. Если у подростка с родителями нет доверительных отношений, последние отвергают его выбор, слишком строги, в семье преобладает авторитарный стиль общения, подросток не удовлетворен своими отношениями ребенок - родитель, то и выбор он делает неуверенно, несамостоятельно. Здесь возможны два варианта: либо он принимает навязанный ему выбор родителей, либо делает диаметрально противоположный выбор, «назло».
3. Выстраивание эмоционально близких отношений с ребенком, преобладание демократического стиля общения в семье, доверительность и надежность отношений, способствует воспитанию самостоятельной, независимой и целеустремленной личности подростка.


Данные, полученные в результате проведения методики «Взаимодействие родитель-ребенок», позволили провести корреляционный анализ профессиональных установок и детско-родительских отношений. Данные на каждого испытуемого были обработаны по 10 шкалам. Анализ показал, что высокая степень контроля родителями подростка отрицательно влияет на самостоятельность, коррелируя тем самым нерешительность и зависимость в профессиональных установках (r=0,517, 1=0,405), отсутствие эмоциональной близости в отношениях с родителями, дистанцирование в отношениях отрицательно связано с зависимостью (r=-0,21), наличие совместной деятельности в семье, принятие ребенка как личности и индивидуальности отрицательно коррелирует с нерешительностью (r=-0,822), единообразие мнений и выборов в семье, принятие совместных решений родителей и ребенка коррелирует отрицательно с зависимостью (r=-0,241), авторитарность родителей в отношениях и неудовлетворенность этими отношениями со стороны подростка отрицательно коррелирует с несамостоятельностью в принятии профессиональных установок (r=-0,22, r=-0,27).


Влияние детско-родительских отношений на формирование уверенности в самостоятельном выборе, представлениях о дальнейшей жизни, профессии, является основным показателем для нашего исследования. Поэтому для проведения анализа мы приняли решение разделить испытуемых на две группы:
- независимые, самостоятельные в выборе, самостоятельно его сделавшие;
- зависимые, несамостоятельные, неуверенные в своем выборе, не сделавшие выбор.


На основе этого деления и данных, полученных по опроснику профессиональных установок, испытуемые были разделены на две группы. Одна из групп получила условное название - независимо-решительные, вторая - нерешительно-зависимые. Мы соотнесли данные каждой группы с полученными результатами взаимодействия ребенок - родитель.


По четырем шкалам возникли выделены различия в двух группах. Рассмотрим их:
- эмоциональная дистанция. Независимо-решительная группа отмечает отсутствие или слабую выраженность данной шкалы. Во второй группе эта шкала ярко выражена;
- принятие. Участники нерешительно-зависимой группы указывают на низкий показатель по данной шкале. В их детско-родительских отношениях слабо выражено принятие другого мнения. В группе независиморешительных по данной шкале высокий показатель, то есть подростки принимаются родителями, учитываются их мнение и свобода выбора;
- сотрудничество. В детско-родительских отношениях независимо-решительных испытуемых по этой шкале высокий показатель. То есть эти дети часто выполняют совместно с родителями различные виды деятельности, проводят вместе много времени. Во второй группе лишь третья часть испытуемых отметила редкие случаи совместной деятельности с родителями, указав на желание увеличить количество этих случаев;
- удовлетворенность отношениями. Во второй группе отсутствуют подростки, которых устраивают детско-родительские отношения. В первой группе лишь 5% показали средний уровень по данной шкале, то есть все испытуемые удовлетворены своими отношениями с родителями.


В двух группах практически отсутствуют различия по остальным шкалам (требовательность и контроль, авторитетность родителей, воспитательные воздействия). Из этого можно сделать вывод, что на формирование самостоятельности в профессиональных установках эти показатели не оказывают сильного влияния. При этом в детско-родительских отношениях для подростка важны принятие, доверие, эмоциональная близость. Высокая степень выраженности этих показателей позитивно коррелирует с удовлетворенностью отношениями с родителями.
При дальнейшем анализе позиций детско-родительских отношений, выделении особенности и различий между двумя группами, нами были выстроены профили детско-родительских отношений. Это позволило увидеть различия в показателях внутри каждой группы. Для нерешительнозависимой группы разброс в данных больше по всем шкалам, нежели в независимо-решительной группе. То есть во второй группе показатели шкал однородны и приблизительно схожи, что говорит о сходстве позиций в отношениях между родителями и подростком.
Для независимо-решительной группы характерны высокие показатели эмоциональной близости, принятия и сотрудничества, низкие показатели требовательности и строгости. В нерешительно-зависимой группе данные по каждой шкале диаметрально противоположны первой группе. Среди участников нерешительно-зависимой группы: 9 испытуемых отмечают слабую эмоциональную связь с родителями; 9 испытуемых - низкий уровень принятия, 7 испытуемых - повышенную требовательность, 12 - склонность родителей к наказаниям.


На основе анализа теоретической литературы и полученных результатов по опроснику взаимодействия ребенок - родитель, нами были выделены личностные и предметные компоненты детско-родительских отношений. К этим компонентам мы отнесли: эмоциональную близость, принятие личности и индивидуальности - личностные компоненты, а к предметным компонентам отнесены требовательность и контроль в отношениях.


Анализируя данные обеих групп с точки зрения выделенных компонентов, мы пришли к выводам:
- показатели предметного компонента в двух группах высокие;
- показатели личностного компонента в группе независимо-решительных более высокие по сравнению с нерешительно-зависимыми.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в группе независимо-решительных наиболее выражен личностный компонент, во второй группе предметный компонент отсутствует.


Список литературы
1. Белинская Е.П. Кризис идентичности в условиях радикальных социальных изменений / Е.П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая // Социальная психология. Хрестоматия. - 2-е изд., испр. и доп / ред. Е. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - С. 367-376.
2. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. -М.: Эксмо, 2003. - 352 с.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
4. Леонтьев Д.А. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте / Д.А. Леонтьев, Е.Р. Калитиевская // Вопросы психологии. - 2006. - №3. - С. 49-55.

Источник: Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 июня 2021 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 308 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.