Виниченко Мария Александровна канд. психол. наук, доцент ФГ АОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» г. Белгород, Белгородская область Герман Ирина Борисовна педагог-психолог МБДОУ «Д/С КВ №7 «Семицветик» г. Белгород, Белгородская область Росада Алла Юрьевна старший воспитатель МБДОУ «Д/С КВ №7 «Семицветик» г. Белгород, Белгородская область В современных социально-экономических условиях особую значимость приобретает феномен психолого-педагогического сопровождения в современном процессе образования. Реформы системы дошкольного, школьного, среднего профессионального и высшего профессионального образования продемонстрировали как объективные, так и субъективные сложностей в процессе реализации данных изменений как со стороны обучающегося, так и со стороны педагога, обеспечивающего данный процесс. Таким образом, выявился ряд противоречий, который соответствует актуальному уровню развития как системы образования в целом, так и психологической готовности людей младшего и старшего поколения - детей, родителей, педагогов - к процессу современной образовательной деятельности.
В своей работе под психолого-педагогическим сопровождением учебного процесса мы будем понимать, прежде всего, вслед за В.Н. Раскалиносом [1], «систему целенаправленного взаимодействия педагога- психолога, педагогических работников как с обучающимися, так и друг с другом, с целью предоставления помощи в преодолении трудностей различного характера в образовательных и жизненных ситуациях». Кроме того, хотелось бы отметить, что мы акцентируем внимание в реализации данного вида деятельности - психолого-педагогического сопровождения - именно на том, что сам факт сопровождения предполагает процесс взаимодействия участников процесса. Именно через взаимодействие происходит изменение условий для участников процесса. При работе в дошкольных и школьных образовательных организациях мы столкнулись с таким толкованием данного феномена, который предполагает обязательное наличие психически, психологически или физически нездоровых людей в образовательном процессе. Данное бытовое представление некоторых педагогических работников о самом явлении «сопровождения» рождает в корне неверное отношение к самому процессу психолого-педагогического сопровождения, потому что часть родителей настаивают на том, чтобы данные действия к их детям не применялись. Подобное заблуждение относительно явления психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе имеет под собой серьезные объективные причины. И в первую очередь, это место психологопедагогического сопровождения в образовательном процессе. Необходимо отметить, что нормативно-правовой базы для точного и однозначного определения феномена психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с его содержательными и функциональными составляющими на сегодняшний момент не существует. При организации данной работы психологи или лица их заменяющие ориентируются, как правило, на следующий перечень документов в сфере образования: 1) ФЗ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2) ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации; 3) Приказ Минобрнауки от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования»; 4) Приказ Минобрнауки от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего основного общего и среднего общего образования»; 5) Приказ Минобрнауки от 20.09.2013 №1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»; 6) Письмо Минобрнауки от 07.06.2013 г. № ИР-535/17 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»; 7) приказы департамента образования города; 8) приказы департамента здравоохранения; 9) иные нормативно-правовые документы. Мы видим, что за процессом психолого-педагогического сопровождения не закреплено конкретное место в структуре деятельности педагога- психолога. Данная деятельность реализуется в рамках функционирования психологической или психолого-педагогической службы дошкольного или школьного образовательного учреждения. И одной из ее функций является помощь детям с ОВЗ. Именно данный факт в некоторых случаях «дискредитирует» важность психолого-педагогического сопровождения для каждого ребенка, в том числе и психически, психологически и физически здорового. Причем для детей с ОВЗ организована в образовательных учреждениях очень серьезная и профессиональная поддержка, в то время как дети без наличия ОВЗ остаются без должного внимания в нелегком процессе как первоначальной адаптации к образовательному процессу, что в дошкольном учреждении, что в общеобразовательной школе, так и в процессе постоянного эмоционального напряжения при успешном освоении программного материала учебного курса или учебной дисциплины. Таким образом, именно данная категория детей, на наш взгляд, является группой риска в условиях реализации образовательного процесса в дошкольном и школьном образовательном учреждении. Потому что эта группа детей, как правило, видимых причин для беспокойства и оказания помощи не проявляет. На самом же деле именно эта группа детей тратит колоссальное количество усилий для того, чтобы справиться с новыми требованиями, предъявляемыми к ним в процессе обучения. Эти дети понимают, что они отличаются от группы детей с ОВЗ, потому что у них нет явных и видимых причин для оказания им помощи, поэтому требования могут ужесточаться и масштаб учебного здания тоже может меняться. Эти процессы проявляются, прежде всего, в повышенном требовании к правильности выполнения инструкции, к ее четкому воспроизведению - речевому, кинестетическому, теоретическому; к объему информации - он может увеличиваться, так как, по мнению педагога, ребенок «в состоянии» это осилить; к дисциплинарному контролю - повышенные требования к усидчивости и аккуратности в процессе выполнения задания, работы со стороны «успешного» обучающегося. Однако данные видимые квазиуспешные обучающиеся испытывают гораздо большее напряжение и эмоциональное истощение, чем обучающиеся, которые находятся под эгидой психолого-педагогического сопровождения. Потому что именно психолого-педагогическое сопровождение призвано учитывать все возможные ресурсы обучающегося для получения им образования: как познавательные возможности обучающегося, так и эмоционально-волевые особенности при участии в образовательном процессе. Таким образом, на наш взгляд, педагогам-психологам необходимо проводить разъяснительную работу как с коллегами педагогами, так и с родителями обучающихся, чтобы донести до каждой категории участников образовательного процесса важность сохранения здоровья - психического, психологического и физического - обучающегося с самого начала его приобщения к образовательному процессу: ребенок должен знать, что он всегда может рассчитывать на помощь со стороны взрослого - учителя. Педагога-психолога, социального педагога, других специалистов, замещающих или выполняющих данные должностные обязанности. Именно через открытость ребенка к специалисту может осуществляться процесс взаимодействия в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса. Эта важная привычка позволит ребенку при смене образовательных условий - от дошкольного к школьному, к средне-профессиональному и высшей школе всегда уметь находить в себе ресурсы для реализации поставленной перед собой образовательной задачи, потому что специалисты всегда помогут. Необходимо на сегодняшнем этапе развития современного общества прививать к обучающимся, начиная с дошкольного возраста, культуру психологического взаимодействия. Чтобы профессиональное вмешательство в образовательный процесс и жизненные ситуации не пугали обучающихся и их родителей, а были источником решения возникающих сложностей в образовательном процессе и трудностей в межличностном взаимодействии, коммуникативной, профессиональной сфере. Таким образом, мы подчеркиваем важность и актуальность реализации психолого-педагогического сопровождения обучающихся на каждом этапе образовательного процесса - от дошкольного до высшей школы, что сможет обеспечить не только высокие образовательные результаты в учебной деятельности, но и получить навыки социального взаимодействия в межличностной и профессиональной сфере. Список литературы 1. Раскалинос В.Н. Психолого-педагогическое сопровождение: методологический аспект [Текст] / В.Н. Раскалинос // Гуманитарные исследования. - 2019. - №1 (22). - С. 123-126. Источник: Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 июня 2021 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 308 с.
|