На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Теоретико-методологические основы психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном пространстве - Методика организации психолого-педагогического сопровождения. Этапы построения программы сопровождения
Теоретико-методологические основы психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном пространстве - Методика организации психолого-педагогического сопровождения. Этапы построения программы сопровождения
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Теоретико-методологические основы психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном пространстве
Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования: анализ существующих научных представлений. Соотношение понятий «сопровождение» и «поддержка»
Компоненты психолого-педагогического сопровождения субъектов образования
Методика организации психолого-педагогического сопровождения. Этапы построения программы сопровождения
Технологии психолого-педагогического сопровождения: определение, критерии, компоненты, структура, виды
Все страницы

 


1.4. Методика организации психолого-педагогического сопровождения. Этапы построения программы сопровождения


Психолого-педагогическое сопровождение как целостная, системно организованная деятельность, направлено на создание в рамках объективно данной образовательной среды условий для максимального личностного развития ребенка и других субъектов образования. Программа П-ПС, разработанная с учетом специфики образовательной организации, на основании анализа информации о субъектах образования и их актуальных проблемах, и потребностях, позволяет решать широкий спектр психологических и педагогических задач.
Этапы построения программы психолого-педагогического сопровождения
Работа над программой психолого-педагогического сопровождения состоит из нескольких этапов. (примеры, приведённые в данном параграфе пособия построены на основе материалов К.В. Адушкиной, О.В. Лозгачёвой (Психолого-педагогическое сопровождение ..., 2017).
Аналитический этап. Разработка и внедрение программы психологопедагогического сопровождения требует определения (уточнения) потребностей в данной деятельности:
- анализ актуальных задач субъектов образования;
- организационный анализ;
- персональный анализ.
Анализ актуальных задач направлен на выяснение того, какие знания, навыки, умения, личностные особенности необходимы субъектам образования для успешного выполнения им своих образовательных, родительских, профессиональных обязанностей.
Проведение такого анализа обычно связано с детальным рассмотрением имеющихся представлений о личностно и профессионально важных качествах, поддающихся преднамеренным изменениям в условиях образовательной организации.
Для анализа актуальных задач, применяются следующие средства:
• изучение нормативных документов (федеральных, региональных, отраслевых, организационных);
• беседы со всеми субъектами образования о трудностях и характерных проблемах, требующих решения;
• проведение экспертизы установленного перечня актуальных задач, а также трудностей и дефицитов при их выполнении.
Организационный анализ предполагает рассмотрение миссии, стратегии и целей образовательной организации, ее ресурсов (временных, информационных, материальных, технологических, экономических и людских), структуры и отношений между организационными единицами, а также характеристик среды, в которой действует образовательная организация.
При этом обращается внимание на соответствие предполагаемых результатов сопровождения философии организации и ее стратегии. Корректность организационного анализа во многом определяет устойчивость изменений, достигнутых в ходе сопровождения.
Персональный анализ позволяет определить участников программы сопровождения. Эта задача связана с получением информации об индивидуальнопсихологических и профессиональных характеристиках субъектов образования.
Диагностический этап. Целью данного этапа является выявление сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения.
Начинается этап с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем разрабатывается план проведения диагностического обследования. Это первичная диагностика соматического, психологического, социального здоровья субъектов. При этом может использоваться широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности и документации.
На этом этапе важно четко определить объект и предмет работы, чтобы подобрать адекватные методы и методики диагностического обследования.
При разработке программы сопровождения можно столкнуться с тем, что не все психологические феномены одинаково легко поддаются диагностике. Сталкиваясь со сложным объектом в ходе разработки программы психолого-педагогического сопровождения, можно придерживаться следующего алгоритма действий. Во-первых, в ходе анализа теоретических источников сформулировать определение феномена, являющегося объектом работы. Во-вторых, разбить определение на ряд составляющих, более простых элементов, к каждому из которых подобрать соответствующие диагностические средства. В-третьих, при отсутствии, недостаточности или частичном соответствии объекту имеющихся исследовательских методов и методик, рассмотреть возможность модификации и создания собственного инструментария, с подробным описанием плана и алгоритмов проделанной работы (пример).
Программа «Формирование осмысленности жизни у подростков, оставшихся без попечения родителей»
Теоретический анализ философских, психологических и педагогических источников по теме исследования показал, что понятие смысл жизни исследуется давно с разных теоретических позиций. В данной работе мы будем понимать под смыслом жизни убеждение в том, что жизнь дана для того, чтобы ее прожить творчески, при этом под осмысленностью жизни подразумевается количественная мера и степень устойчивости, направленности жизнедеятельности субъекта на какой- либо смысл.
Существуют различные точки зрения на структурные компоненты осмысленности жизни (таблица 1), но наиболее проработанной и соответствующей целям нашего исследования является точка зрения Д.А. Леонтьева, который в структуре смысла жизни выделяет такие элементы как ценностные ориентации, уровень рефлексивности, локус контроля.
Таблица 1
Структура смысла жизни и методики исследования

Компоненты

Методики

Ценностные ориентации

Тест СЖО (Дж. Крамбо, Л. Махолик, адаптирован Д.А. Леонтьевым)

Рефлексивность

Методика диагностики рефлексивности (А.В. Карпов)

Локус контроля

Тест-опросник уровня субъективного контроля (Дж. Роттер)


Компоненты Методики
Ценностные ориентации Тест СЖО (Дж. Крамбо, Л. Махолик, адаптирован Д.А. Леонтьевым)
Рефлексивность Методика диагностики рефлексивности (А.В. Карпов)
Локус контроля Тест-опросник уровня субъективного контроля (Дж. Роттер)

Грамотный подбор диагностического инструментария позволит определить потребность в психолого-педагогическом сопровождении и оценить его эффективность.
Проективный этап. На этом этапе выбирают формы, способствующие оптимальному решению выявленных проблем, выбирают методы, строят прогнозы эффективности.
На сегодняшний день в качестве наиболее распространенных средств оценки эффективности психолого-педагогического сопровождения применяются самоотчеты участников, экспертное оценивание, психодиагностические средства, оценка результатов деятельности.
Для определения эффективности проделанной работы разработано множество общих критериев, например критерии, предложенные Д. Киркпатрик:
1. Реакции - измерение впечатлений участников программы сопровождения.
2. Научение - измерение объема освоенного материала.
3. Поведение - измерение того, насколько результаты сопровождения воплощаются в повседневной деятельности.
4. Результаты - измерение результатов сопровождения, отражающихся в улучшении количественных и качественных характеристик.
В качестве критериев эффективности сопровождения субъектов образования выделяются:
Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности школьника и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях внедрения ФГОС. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются:
• отсутствие неуспевающих учащихся;
• профессиональное самоопределение;
• активное участие школьника в общественной жизни школы, инициативность, творческое отношение к делу;
• отсутствие признаков девиантного поведения в школе и вне школы;
• бесконфликтное взаимодействие с одноклассниками;
• отсутствие конфликтов с педагогами.
Психологическая эффективность:
• субъективное ощущение у субъектов образования комфорта и уверенности в образовательной организации;
• гармоничность межличностных отношений;
• сформированность личностно и профессионально значимых качеств;
• развитие психологической компетентности.
Медицинская эффективность связывается с сохранением психического и физического здоровья субъектов образования, а также определяется как динамика хронических заболеваний школьников, представленная в отчетах медицинской службы образовательной организации.
При проектировании программы психологического сопровождения целесообразно придерживаться следующей последовательности действий:
1. Определение целевой аудитории - на основе запроса или анализа результатов обследования определяется ведущий субъект: программы с обучающимися, с педагогами, с родителями, с администрацией, комплексные.
2. Определение уровня, на котором будет проводиться работа: индивидуальный, групповой, коллективный, организационный - в зависимости от характера, глубины и сложности выявленных проблем.
3. Формулирование целей и конкретизация целей в задачах.
4. Выбор пространственно-временных условий проведения программы сопровождения - исходя из выше сказанного, выбирается краткосрочный или пролонгированный вид программы.
5. Определение основных форм работы. На основе анализа результатов обследования определяется, кто из субъектов нуждается в неотложной помощи, кому необходима психолого-педагогическая поддержка, коррекция и т.д., таким образом, выбирается вид программы по ведущей форме сопровождения: развивающая, коррекционная, профилактическая или просветительская (таблица 2, примеры).


Таблица 2
Вид программы по ведущей форме сопровождения

Вид программы

Результаты обследования

Целевая аудитория

Цель программы

Развивающая

Выявленные проблемы развития

Субъекты, имеющие актуальные проблемы развития

Помощь в решении актуальных задач

Коррекционная

Выявленные отклонения

Субъекты, имеющие отклонения от нормы

Исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели

Профилактическая

Выявление субъектов группы риска

Субъекты, имеющие предпосылки (медикобиологические, социальные, психологопедагогические, факторы риска) к возникновению тех или иных проблем

Предупреждение
возникновения
проблем

 

 

 

 

Просветительская

Устранение недостаточности психологопедагогических знаний и компетенций

Субъекты, не имеющие предпосылок к возникновению проблем и не имеющие проблемы в развитии в данный момент

Развитие
психолого
педагогической
компетентности



6. Подбор содержания программы, исходя из выше перечисленного, и распределение содержания по встречам.
7. Определение потребностей в расходных материалах и специальном оборудовании
После составления программы, важно распределить обязанности по её реализации (если требуется привлечение дополнительных специалистов), определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов.


Пример
Программа «Коррекция агрессивного поведения подростков»


В результате разностороннего анализа личностных особенностей агрессивных подростков, был выделен ряд проблем, требующих коррекции, решение данных проблем легло в основу задач программы психологопедагогического сопровождения:
• развитие положительной социально-активной позиции;
• развитие коммуникативных умений и навыков (благодаря развитым коммуникативным навыкам агрессивные подростки смогут более конструктивно решать те трудности в коммуникации, с которыми они сталкивается);
• формирование умений управления своими чувствами и эмоциональными реакциями (для улучшения навыков саморегуляции);
• формирование стремления к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентации в нем (для создания личностной основы для изменений и дальнейшего развития).

Пример
Программа «Психолого-педагогическое сопровождение
пятиклассников в адаптационный период»


По итогам первичной диагностики в начале учебного года у пятиклассников наблюдается повышенная школьная тревожность, отмечается преобладание различных страхов, которые связанны в первую очередь с взаимодействиями с одноклассниками и учителями, признанием себя в классе. Для некоторых учащихся характерно беспокойство и снижение учебной мотивации, что говорит о среднем уровне школьной адаптации.
Такие трудности указывают на необходимость проведения коррекционноразвивающей программы с пятиклассниками в адаптационный период.
Деятельностный этап. Этот этап заключается в выполнении запланированных действий и обеспечивает достижение желаемого результата.
Рефлексивный этап - период осмысления результатов проделанной работы. Этот этап может стать заключительным в решении отдельной проблемы или стартовым в проектировании дальнейших мероприятий по предупреждению и коррекции выявленных проблем, имеющихся в образовательном учреждении.


Пример
Программа «Формирование коммуникативной
компетентности подростков»


По результатам контрольной диагностики было определено, что процедура целенаправленного формирующего воздействия средствами социальнопсихологического тренинга способствовала развитию коммуникативных умений и навыков у подростков, что может рассматриваться как показатель сформированности коммуникативной компетентности. Выявлено, что участники тренинговой группы характеризуются статистически более высоким уровнем сформированности коммуникативной компетентности по сравнению с участниками контрольной группы исследования.
Программа «Развитие профессионально самосознания учащихся»
Анализ анкет участников групповой работы показал, что они высоко оценивают значимость заявленной темы и информационную насыщенность программы. Отмечают, что полученные знания начали использовать на практике уже в процессе работы, чему способствовало выполнение домашних заданий, а обратная связь от группы заставила задуматься о переосмыслении некоторых действий и поступков, несмотря на то, что выслушивать мнения других участников было не всегда комфортно. Некоторые считают, что участие в данной программе показало им необходимость дальнейшей работы над собой.
Оформление программы сопровождения
Если необходимо письменно оформить программу сопровождения, для утверждения этой программы администрацией образовательного учреждения, прохождения аттестации и т.п., то следует придерживаться следующего плана:
Предисловие
Может включать в себя базовые теоретические положения, лежащие в основе программы, отмечать новизну данной программы по сравнению с уже имеющимися.


Пример
Программа «Развитие профессионального самосознания кадетов»


Предисловие. Исследование проблемы самосознания представляет большую значимость для психологической науки. От развития самосознания зависит не только формирование психологического склада личности, но и успешность деятельности, выполняемой субъектом. При этом наиболее значимые изменения в самосознании человека происходят в период освоения профессиональной деятельности, в момент принятия на себя профессиональной роли. Именно в этот период возникает одно из значимых новообразований - профессиональное самосознание. Его происхождение и развитие неразрывно связано с уровнем профессиональной подготовки и степенью овладения профессиональным мастерством. Возникнув, профессиональное самосознание становится важным звеном в регулировании, как текущей деятельности, так и профессионального развития субъекта в целом. От уровня развития профессионального самосознания зависит темп, успешность овладения профессией, вхождение в профессиональную общность. Развитое профессиональное самосознание является одним из условий профессионального становления кадетов.
Юношеский возраст является знаковым в жизни и развитии человека. На плечи молодых людей ложатся новые проблемы, осваиваются новые формы деятельности, и чтобы каждый студент имел успех в новой сфере ему необходимо психолого-педагогическое сопровождение.
Стоит отметить, что на разных этапах обучения в колледже кадетам предстоит справлять с разными задачи и проблемами, так, первому курсу необходимо умение правильно распределить свои нагрузки, адаптироваться к новым формам занятий и требованиям. На старших курсах важной задачей становится стремление осознать себя как профессионала и более того, направить свои силы на реализацию этого стремления.
Эффективным, на наш взгляд, будет применение личностноориентированного подхода, предполагающего развитие у кадетов личностных качеств, которые рассматриваются как профессионально важные, а также учет их индивидуальных особенностей, которые способствуют развитию профессионального самосознания.


Пример
Профилактика психологического насилия
в детско-родительских отношениях


Предисловие. Вопросы особенностей личности родителей, особенности воспитания ребенка и отношения к нему родителей, особенности личности ребенка как результат семейных воздействий и т.д., рассматривали психологи, педагоги, социологи (А.Я. Варга, Т.В. Архиреева, Н.Н. Авдеева, А.И. Захаров, А.И. Спиваковская, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, и др.). Исследования А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина выявили, что психическое развитие ребенка зависит от эмоционального контакта и особенностей взаимодействия с родителями. Практика психологической помощи детям и родителям показала, что если восстановить благоприятный стиль общения в семье, то даже самые трудные проблемы в воспитании могут быть разрешены. Однако Ю.Б. Гиппенрейтер считает, что одной теоретической
разъяснительной работы, которую проводят педагоги и психологи недостаточно, нужно не только просвещать, но и обучать родителей способам правильного общения с детьми. Для этого нужно организовать системную совместную работу психолога, педагогов и родителей в рамках психологопедагогической профилактической программы сопровождения.
Наша программа основывается на когнитивно-поведенческом подходе и использует главный механизм этого подхода - замену одного нежелательного вида поведения на другой, более приемлемый, также большое значение придаётся установкам и мотивации. Основной целевой группой в профилактике психологического насилия являются родители и дети с высоким процентом выявленных проблем при диагностике детско-родительских отношений.


Пояснительная записка
Обязательно включает следующие компоненты:
• Название программы.
• Цель и задачи программы.
• Методологические основания и механизмы воздействия.
• Принципы работы.
• Целевая аудитория и требования к участникам.
• Требования к подготовке ведущего.
• Условия работы по программе, количество часов.
• Перечень оборудования, необходимого для реализации программы.
Название программы.
Программа психолого-педагогического сопровождения обязательно должна иметь название, которое может быть как «наукоёмким» (например, «Гармонизация эмотивной сферы младших школьников средствами артте- рапии»), так и «популярным» (пример - «Радуга чувств»).
Цель и задачи программы.
Цель - это тот желаемый конечный результат (образ желаемого будущего), который должен быть получен в ходе сопровождения. Формулировка цели программы может совпадать с её названием (например, «Снижение уровня школьной тревожности у дезадаптированных младших школьников»).
Задачи - это представление о промежуточных результатах сопровождения; это последовательные этапы, реализация которых обеспечивает достижение поставленной цели. В формулировку задач должны входить содержательные аспекты последовательности выполняемых в ходе сопровождения действий. Задачи должны отражать результаты, достижение которых планируется в ходе работы.
При формулировании задач сопровождения наиболее типичными ошибками являются:
1. Подмена задачи одним из видов деятельности, осуществляемых в ходе сопровождения (например, подбор диагностических методик, а не определение уровня развития понятийного мышлений и т.п.).
2. Задачи не обеспечивают достижение поставленной цели.
Пример. Программа «Профессиональное самоопределение старшеклассников». Задачи: 1) Формирование информационного пространства. 2) Усиление Я-концепции. 3) Создание профплана.
3. Формулировка задачи дублирует определение цели.
Критерии формулирования задач:
1. Задачи должны быть конкретны.
2. Результаты, достижение которых намечено в задачах, должны быть, по возможности, сформулированы в позитивных терминах, т.е. отражать то, чего нужно достигнуть, а не то, чего избежать.
3. Задачи должны быть реалистичны, т.е. достижимы в имеющихся пространственно-временных условиях. В то же время, задачи не должны быть слишком простыми.
4. Достижение планируемых результатов должно быть принципиально проверяемо: на уровне объективного изучения вызванных сопровождением изменений или хотя бы на уровне субъективных самоотчетов участников.
Методологические основания и механизмы воздействия.
Методология - это система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности для получения запланированного результата. При описании программы сопровождения обязательно должны быть указаны методологические принципы или подход, на котором она базируется.


Пример
Методологические основы реализации программы «Формирование психологической культуры семьи»


Основным методологическим подходом, на основании которого строится программа, является субъектно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-
Славская, А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, Т.П. Емельянова, Н.А. Журавлева, А.Б. Купрейченко, В.П. Позняков, В.В. Селиванов и др.).
Ряд идей этого подхода позволяют использовать его при формировании психологической культуры семьи, а именно: определение сущности субъекта через его самостный потенциал; зависимость зрелости отношений от уровня суъектности индивидов; изменение другого через изменение себя; идея, что человек своим бытием усиливает самоценность другого, признает за другим право на самоопределение и свободу.
Методологическую основу программы составили: система тренинговых упражнений «Семь шагов» Р.В. Овчаровой, программа развития психологической культуры в детско-родительских отношениях А.В. Гумницкой, «Тренинг формирования супружеских отношений» В.Б. Шапаря. Кроме этого, некоторые упражнения были нами видоизменены (домашние задания) и разработаны самостоятельно (мини-лекции по материалам книги Ю.Б. Гиппенрейтер).
По методологической ориентации групповая работа представляет собой тренинг сензитивности. Группы сензитивного тренинга акцентированы на общем развитии индивида. В рамках этой ориентации первичным является выявление жизненных приоритетов индивида, усиление чувства самоидентичности. Тренинг направлен на развитие сензитивной способности, без актуализации которой затруднено правильное понимание личностных качеств и состояний партнеров, отношений, складывающихся между ними.
Механизмы воздействия.
В зависимости от методологической ориентации ведущими в программе сопровождения могут быть различные механизмы воздействия, рассмотрим те механизмы, которые используются чаще всего.
1. Сообщение информации. Получение участниками программы сопровождения разнообразных сведений об особенностях человеческого поведения и межличностного взаимодействия, которая помогает лучше понять себя и окружающих, изменить свое поведение.
2. Внушение надежды. Появление надежды на успех решения своих проблем под влиянием видимых изменений в поведении других участников программы и собственных достижений.
3. Универсальность проблем. Переживание и понимание участником программы того, что он не одинок, что другие члены группы имеют такие же проблемы, конфликты, переживания, с которыми можно и нужно работать.
4. Альтруизм. Возможность в процессе групповой работы помогать другим. Человек ощущает себя способным быть полезным и нужным, начинает больше уважать себя и верить в собственные возможности.
5. Имитационное поведение. Участник программы может обучиться более конструктивным способам поведения за счет подражания психологу или успешным членам группы.
6. Интерперсональное влияние. Изменение и расширение образа «Я» за счет получения новой информации о себе посредством анализа собственных переживаний, эмоциональных и поведенческих стереотипов в ходе обратной связи.
7. Рефлексия представляет собой особое оперирование субъекта с собственным сознанием, порождающее в результате идеи о самом себе, переосмысление человеком происходящих изменений, которые уже вошли в сферу сознания.
8. Идентификация - принятие роли другого человека для лучшего понимания его и себя, для знакомства с новыми эффективными способами поведения.
9. Эмпатия - сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого, проникновение в субъективный мир другого; когнитивная осведомленность и понимание эмоций и чувств другого человека; принятие в собственном сознании роли другого человека.
Принципы работы.
Поскольку большинство программ сопровождения предполагают работу с группой, то в них могут быть применены общие принципы групповой работы, описанные в работах М.Р. Битяновой, А.Г. Лидерса, К. Рудестама, А.С. Спиваковской и др.:
• принцип добровольности: участники самостоятельно принимают решение об участии в работе группы;
• принцип информированности: участники группы заранее знают о целях работы и возможных результатах;
• принцип осознанности поведения: предполагает перевод поведения с неосознанно-импульсивного уровня на осознанный, с принятием личной ответственности за собственные действия и поступки;
• принцип постоянной обратной связи: непрерывное получение участником информации от других членов группы о чувствах, которые возникают в результате его действий в ходе совместной работы;
• принцип оптимизации развития: в ходе работы осуществляется не только констатация определенного психологического состояния отдельных участников и группы в целом, но и активное вмешательство в происходящие события с целью оптимизации условий, необходимых для достижения поставленной цели;
• принцип активности и свободы выбора и ответственности за него: каждый активен, участник соблюдает правила группы, которые сам принимал, и несет ответственность за свой выбор.
Целевая аудитория и требования к участникам.
В описании программы должна быть точно обозначены характеристики целевой аудитории: возраст, на который рассчитаны применяемые технологии, пол, группа здоровья и т.п. Если программа сопровождения предполагает совместную работу детей и взрослых, то также должно быть прописано, кто из взрослых может участвовать в этой работе: только мамы или папы, оба родителя, бабушки и другие родственники, педагоги...
Требования к подготовке ведущего.
В зависимости от цели и задач программы, глубины планируемых личностных изменений участников, требования к уровню квалификации специалиста могут существенно варьироваться, поэтому должны быть описаны.
Так, при отсутствии в образовательной организации психологической службы, программы, направленные на формирование коммуникативных и поведенческих навыков, профилактические и просветительские программы может реализовывать специалист с базовым педагогическим образованием - классный руководитель или социальный педагог (например «Формирование ценности здорового образа жизни у младших школьников», «Профилактика табакокурения у подростков» и т.п.).
Коррекционно-развивающие программы, направленные на личностные изменения участников, исправление актуальных проблем их развития должен проводить педагог-психолог (например, «Коррекция интернет-аддикции у старшеклассников», «Развитие учебной мотивации у педагогически запущенных младших школьников», «Формирование самооценочных суждений у старших дошкольников»).
Реализация программ, в качестве основной формы работы использующих психотерапию, обязательно должна осуществляться педагогом-психологом, квалифицированным в области применения методов психотерапии (например, «Арт-терапевтический подход к формированию креативности младших школьников», «Коррекция школьной тревожности первоклассников средствами сказкотерапии» и т.п.).
Условия работы по программе, количество часов.
В Федеральном государственном образовательном стандарте не указано время, отводимое на психологическое сопровождение субъектов образования, поэтому автор программы при её составлении должен учитывать особенности своей образовательной организации, социокультурные, экономические и другие условия, требования используемых образовательных программ, возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов и других сотрудников).
При работе с детьми младшего школьного возраста существуют временные ограничения в работе психолога, связанные с возрастными особенностями психики ребенка (до 45 мин).
При работе с детьми более старшего возраста, для достижения максимального психологического эффекта рекомендуемое время групповых занятий (профилактических, просветительских, коррекционно-развивающих) до 90 минут, индивидуальных (в том числе консультирование) - 45 минут.
Общая длительность программы сопровождения должна быть обусловлена целью и задачами, таким образом, чтобы запланированные результаты могли быть достигнуты за отведенное время.


Пример
Программа «Развитие креативности у младших школьников»


Форма проведения: развивающие занятия.
Количество занятий: 18
Интенсивность проведения занятий: 2 раза в неделю Аудитория: учащиеся 3-4 классов.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Перечень оборудования, необходимого для реализации программы.
Пояснительная записка к программе предназначена в первую очередь для того, чтобы каждый специалист, который с ней ознакомится, смог бы воспроизвести её в своей профессиональной деятельности, поэтому очень важно указать материалы (канцелярские принадлежности, аудио- и видео-записи, технические средства и т.п.), необходимые для реализации программы.


Пример
Программа «Формирование интегративных качеств
личности первоклассников»


Мебель. Ковер, ширма, мольберты на каждого члена группы.
Канцелярские принадлежности. Пачка листов бумаги А4. Цветные листы А3, карандаши цветные и простые, клей, пластилин, ножницы, гуашь и кисти (по количеству детей).
Музыкальное сопровождение. П.И. Чайковский «Осенняя песня», «Щелкунчик: Вальс цветов», «Щелкунчик: Танец феи драже», звуки природы: на водоеме, лесные звуки, шум дождя.
Игрушки. Мишка, кукла, мячи (один на двоих детей).
Техническое оснащение. Фотокамера, ноутбук.
Содержание программы
Уровень подробности описания содержания программы (таблица 3) может существенно различаться, но в случае, если программа пишется для передачи технологии другим специалистам, описание должно быть максимально подробным. Краткое содержание программы обычно представляется в тематическом плане, где автор может указать цели каждой встречи, используемые формы работы, длительность занятий, основные технологии, названия упражнений и т.п.
Пример
Программа «Сопровождение поликультурных семей
в условиях образовательной организации»
План мероприятий и форм деятельности в рамках психолого-
педагогического сопровождения поликультурных семей


Таблица 3

Мероприятие

Задачи

Формы

1

Диагностика семьи

Изучение своеобразия семей, их запросов и потребностей в воспитании детей.

анкетирование, социологически срезы.

2

Знакомство с семьями

Посещение семьи

3

Консультационная
работа

Наблюдение, беседы с родителями

Мероприятие

Задачи

Формы

4

Консультационная работа по запросам и актуальным темам

Формирование атмосферы общности интересов, взаимной поддержки в решении проблем поликультурной семьи. Организация взаимодействия, направленного на развитие у членов поликультурной семьи умения сотрудничать, слушать и слышать друг друга.

Беседы с родителями.

Индивидуальные консультации.

5

Разработка материалов для наполнения информационных стендов, подготовка памяток, текстов инструктажей

Наглядно-текстовая информация: стенды, буклеты, папки- передвижки

6

Групповая консультационно- просветительская работа с родителями

Формирование у родителей необходимых знаний о воспитании и развитии детей в соответствии с возрастом. Индивидуальная адресная помощь поликультурной семье

Родительские собрания

Мини-собрания

Дни открытых дверей

Родительские тренинги

7

Объединение родителей по интересам и проблемам

Организация работы «Родительского клуба» по темам: Как формировать и укреплять семейные традиции. Позитивный опыт семейного воспитания: какой он?

8

Разработка и реализация совместного проекта «Вместе дружная семья - родители и я»

Обмен информацией о развитии ребенка и его особенностях в условиях смешения воспитательных традиций разных национальностей. Приобщение родителей к педагогическому процессу. Создание условий для творческой самореализации членов поликультурных семей.

Совместные проекты «Семья - территория успеха», «Традиции моей семьи»

9

Подготовка и проведение экскурсии, посещение Ночи музеев.

Проведение совместных мероприятий: экскурсии, походы выходного дня, соревнования

10

Проведение выставок

Выставки детских работ

11

Страничка на сайте

Создание и ведение странички на сайте ОО «Родителям от родителей: о воспитании и понимании»


Примеры подробного описания содержания программ представлены в третьей части данного учебного пособия.
Заключение
В заключении автор программы может ознакомить с результатами апробации, дать рекомендации, обсудить возможные проблемы реализации и т.п.
В конце программы должен быть представлен список литературы с перечислением источников, на которых базируется программа, и источников, знакомство с которыми желательно для работы по программе.
Вопросы:
1. Каковы этапы построения программы психолого-педагогического сопровождения ребёнка в современном образовательном пространстве?
2. Что включает аналитический этап разработки и внедрения программы психолого-педагогического сопровождения ребёнка?
3. В чем цель диагностического этапа?
4. При проектировании программы психологического сопровождения, какой последовательности действий целесообразно придерживаться?
5. В качестве критериев эффективности сопровождения субъектов образования что можно выделить?
6. В чем суть деятельностного этапа? рефлексивного этапа?
7. Как оформить программу психолого-педагогического сопровождения ребёнка в образовательном пространстве?

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.