На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Теоретико-методологические основы психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном пространстве - Компоненты психолого-педагогического сопровождения субъектов образования
Теоретико-методологические основы психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном пространстве - Компоненты психолого-педагогического сопровождения субъектов образования
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Теоретико-методологические основы психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном пространстве
Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования: анализ существующих научных представлений. Соотношение понятий «сопровождение» и «поддержка»
Компоненты психолого-педагогического сопровождения субъектов образования
Методика организации психолого-педагогического сопровождения. Этапы построения программы сопровождения
Технологии психолого-педагогического сопровождения: определение, критерии, компоненты, структура, виды
Все страницы

 


1.3. Компоненты психолого-педагогического сопровождения субъектов образования


В общем виде психолого-педагогическое сопровождение как процесс (или целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса) определяется следующими тремя основными компонентами:
1. Систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения.
2. Созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения.
3. Созданием специальных социально-психологических и образовательных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с особыми образовательными потребностями.
Вот традиционные виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:
- Профилактика.
- Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг)).
- Консультирование (индивидуальное и групповое).
- Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная и групповая). Важно учитывать различия коррекционной и развивающей работы. Если в коррекционной работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Этот уровень может быть как выше, так и ниже среднестатистического. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей - смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка.
- Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.
- Экспертиза - образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений.
Сегодня в системе психолого-педагогического сопровождения наряду с рассмотренными выше традиционными видами деятельности реализуется такое комплексное направление, как разработка (проектирование) образовательных программ.
Такие возможности открываются в связи со складывающимся различением учебной и образовательной программ. В учебной программе акцент делается на овладение знаниями, умениями, навыками. В образовательной программе основное внимание уделяется становлению, развитию и воспитанию личности в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно- потребностных характеристик. Таким образом, образовательная программа (ОП) в отличие от учебной должна выполнять не только обучающую, но и диагностическую, прогностическую, коррекционную функции. Это предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе и, следовательно, предполагает построение системы П-ПС образовательного процесса.
Основанием для проектирования образовательных программ любой ступени образования является возрастно-нормативная модель развития ребенка определенного возраста (см. п. 1.1.), в которой дается характеристика его развития в виде последовательности ситуаций и типов развития.
Образовательная программа проектируется совместно педагогом- психологом и учителями и включает в себя несколько этапов:
1- й этап: мотивационный - установление эмоционального контакта между педагогом и психологом, совместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий.
2- й этап: концептуальный - раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для педагога, выработка общего языка, определение роли, статуса и общей профессиональной позиции учителя и психолога относительно ребенка, распределение между ними функциональных обязанностей, формирование общей цели, задач, мотивов, смыслов сотрудничества.
3- й этап: проектный - разработка проекта ОП на основании ориентировочной диагностики наличного уровня развития детей; ознакомление с проектом программы других участников образовательного процесса; психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса (не принимавших участия в разработке проекта программы).
4- й этап: реализация проекта - практическая реализация ОП: одновременно проводится текущая педагогическая диагностика, анализ и рефлексия процесса реализации программы, при затруднениях проводится психологическая диагностика для определения причин и направления разрешения затруднений.
5- й этап: рефлексивно-диагностический - завершение процесса: итоговая диагностика, совместный анализ результатов, рефлексия, внесение предложений по проектированию ОП перехода на следующую ступень образования (развития).
Каждое направление включается в единый процесс сопровождения ребенка как субъекта образования, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение.
Кто осуществляет психолого-педагогическое сопровождение? Рассмотрим краткую характеристику субъектов П-ПС в зависимости от их функций в области сопровождения:
Директор образовательного учреждения или организации осуществляет непосредственное руководство в системе психологического сопровождения:
- утверждает планы, программы системы сопровождения, нормативные документы, регулирующие деятельность субъектов системы сопровождения;
- контролирует деятельность системы сопровождения и осуществляет ее ресурсное обеспечение;
- обеспечивает материальное и моральное стимулирование субъектов сопровождения по результатам работы;
- осуществляет координацию взаимодействия всех субъектов системы сопровождения;
- распределяет обязанности между субъектами системы сопровождения.
Зам. директора по УВР:
- руководит школьным психолого-медико-педагогическим консилиумом;
- организует условия обучения (распределение нагрузки, составление расписания занятий, организует режим обучения во время адаптационных периодов и т.д.);
- осуществляет контроль за УВП (посещение уроков, индивидуальные консультации с учителями, мониторинг качества обучения и т.д.);
- организует производственные совещания, заседания МО, обучающие семинары и т.д.
Учителя-предметники:
- участвуют в проведении родительских собраний;
- проводят индивидуальные консультации для родителей учеников, имеющих сложности в обучении;
- проводят индивидуальные консультации для учеников, имеющих трудности в обучении;
- разрабатывают индивидуальные учебные маршруты для различных категорий учеников;
- реализуют школьную программу по формированию универсальных учебных действий;
- участвуют в работе МО, семинарских занятиях, конференциях и т.д.
Классный руководитель:
- организует воспитательную работу с классным коллективом (планирование, проведение тематических классных часов и воспитательных мероприятий);
- составляет социальный паспорт класса;
- организует работу с родителями (планирование, проведение тематических родительских собраний);
- проводит индивидуальные консультации для родителей по вопросам обучения и воспитания учеников;
- организует взаимодействие со специалистами (педагог-психолог, социальный педагог, администрация);
- проводит педагогическую диагностику;
- проводит профилактические программы для учеников.
Педагог-психолог всю деятельность в рамках системы сопровождения
осуществляет в соответствии с должностными обязанностями и направлениями деятельности:
- консультирование;
- просвещение;
- профилактика;
- коррекционно-развивающая деятельность;
- диагностика;
- экспертиза.
Медицинская служба:
- участвует в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК);
- предоставляет необходимые материалы о состоянии здоровья школьников для других субъектов системы психологического сопровождения (строго руководствуясь принципом конфиденциальности);
- оказывает необходимую медицинскую помощь и консультации субъектам системы сопровождения;
- ведет занятия со школьниками по медицинскому просвещению.
Социальный педагог:
- выявляет и контролирует учеников «группы риска»;
- осуществляет контроль вовлеченности учеников «группы риска» в досуговую деятельность;
- выступает на тематических родительских собраниях;
- проводит индивидуальные консультации для родителей, в том числе и для родителей детей «группы риска»;
- проводит профилактические программы для учащихся;
- осуществляет взаимодействие с городским центром психолого-медикосоциального сопровождения.
Государственное образовательное учреждение центр психолого-медикосоциального сопровождения:
- осуществляет консультативно-диагностическую помощь в сложных случаях психологического сопровождения;
- консультирует педагогов и родителей школьников по проблемам обучения и воспитания по просьбе других субъектов сопровождения;
- проводит консультативную и коррекционную работу с учащимися школы на базе центра по заявке школы;
- выдает заключения городской психолого-медико-педагогической комиссии об оптимальном образовательном маршруте школьников.
Родители:
- принимают участие в повышении психолого-педагогических знаний (лекциях, семинарах, индивидуальных консультациях и т.п.);
- принимают участие в учебно-воспитательном процессе (родительских собраниях, совместной творческой деятельности и пр.);
- принимают участие в управлении школой (совете школы, родительских комитетах).
Учащиеся принимают участие в мероприятиях, направленных на:
- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности;
- сохранение и укрепление психологического здоровья;
- формирование понимания ценности здоровья и безопасного образа жизни;
- обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности;
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
Что может послужить причиной обращения за психологической помощью и участием в психолого-педагогическом сопровождении всех субъектов образовательного процесса, вне зависимости от их роли?
По мнению И.А. Баевой это может быть:
1. Психологическое воздействие (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей).
2. Психологические эффекты (утрата доверия к себе и миру, беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания).
3. Психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность).
Обучающиеся в качестве основания для П-ПС указывают на следующие причины:
• низкая мотивация обучения;
• трудности адаптации;
• высокий уровень агрессии окружающих;
• чувство ненужности;
• учебная перегрузка;
• личностные особенности окружающих;
• страхи,тревоги.
В качестве проблемных аспектов, требующих психолого-педагогического вмешательства, родители обучающихся указывают на следующие причины:
• изменение состава семьи;
• развод;
• завышенные требования к ребенку;
• пьянство (алкоголизм);
• невнимание к ребенку;
• смерть одного из родителей;
• плохая забота о ребенке;
• семейные конфликты;
• педагогическая некомпетентность;
• неполная семья;
• изменение социального и материального статуса семьи;
• жестокое обращение с ребенком, асоциальный образ жизни.
В связи с этим понимание целей и задач сопровождения детей всех категорий (в том числе и с особыми образовательными потребностями), определение непосредственного содержания П-ПС с точки зрения деятельности соответствующих образовательных подразделений и структур должно находиться на путях:
- поддержания оптимальной адаптации ребенка или подростка к воздействиям образовательной среды;
- определения индивидуальных образовательных возможностей - создания и поддержания условий для оптимальности образовательных воздействий, их амплификации и, тем самым, полноценного «природосообразного» развития ребенка или подростка адекватного в данной образовательной ситуации и данном образовательном учреждении.
Следовательно, одной из задач сопровождения является определение критериев максимально и оптимально допустимых образовательных воздействий (как в количественной, так и качественной представленности).
Вопросы:
1. Каковы традиционные виды П-ПС?
2. Какие этапы включает в себя образовательная программа?
3. Кто осуществляет П-ПС (функциональное разделение)?
4. Каковы могут быть причины обращения за психологической помощью (с вовлечением субъектов П-ПС)?
5. Чем похожи и чем отличаются основания для П-ПС, приводимые психологами, учащимися и родителями учащихся?

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.