Страница 3 из 5
1.3. Компоненты психолого-педагогического сопровождения субъектов образования
В общем виде психолого-педагогическое сопровождение как процесс (или целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса) определяется следующими тремя основными компонентами: 1. Систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения. 2. Созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения. 3. Созданием специальных социально-психологических и образовательных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с особыми образовательными потребностями. Вот традиционные виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению: - Профилактика. - Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг)). - Консультирование (индивидуальное и групповое). - Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная и групповая). Важно учитывать различия коррекционной и развивающей работы. Если в коррекционной работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Этот уровень может быть как выше, так и ниже среднестатистического. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей - смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. - Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей. - Экспертиза - образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений. Сегодня в системе психолого-педагогического сопровождения наряду с рассмотренными выше традиционными видами деятельности реализуется такое комплексное направление, как разработка (проектирование) образовательных программ. Такие возможности открываются в связи со складывающимся различением учебной и образовательной программ. В учебной программе акцент делается на овладение знаниями, умениями, навыками. В образовательной программе основное внимание уделяется становлению, развитию и воспитанию личности в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно- потребностных характеристик. Таким образом, образовательная программа (ОП) в отличие от учебной должна выполнять не только обучающую, но и диагностическую, прогностическую, коррекционную функции. Это предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе и, следовательно, предполагает построение системы П-ПС образовательного процесса. Основанием для проектирования образовательных программ любой ступени образования является возрастно-нормативная модель развития ребенка определенного возраста (см. п. 1.1.), в которой дается характеристика его развития в виде последовательности ситуаций и типов развития. Образовательная программа проектируется совместно педагогом- психологом и учителями и включает в себя несколько этапов: 1- й этап: мотивационный - установление эмоционального контакта между педагогом и психологом, совместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий. 2- й этап: концептуальный - раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для педагога, выработка общего языка, определение роли, статуса и общей профессиональной позиции учителя и психолога относительно ребенка, распределение между ними функциональных обязанностей, формирование общей цели, задач, мотивов, смыслов сотрудничества. 3- й этап: проектный - разработка проекта ОП на основании ориентировочной диагностики наличного уровня развития детей; ознакомление с проектом программы других участников образовательного процесса; психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса (не принимавших участия в разработке проекта программы). 4- й этап: реализация проекта - практическая реализация ОП: одновременно проводится текущая педагогическая диагностика, анализ и рефлексия процесса реализации программы, при затруднениях проводится психологическая диагностика для определения причин и направления разрешения затруднений. 5- й этап: рефлексивно-диагностический - завершение процесса: итоговая диагностика, совместный анализ результатов, рефлексия, внесение предложений по проектированию ОП перехода на следующую ступень образования (развития). Каждое направление включается в единый процесс сопровождения ребенка как субъекта образования, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение. Кто осуществляет психолого-педагогическое сопровождение? Рассмотрим краткую характеристику субъектов П-ПС в зависимости от их функций в области сопровождения: Директор образовательного учреждения или организации осуществляет непосредственное руководство в системе психологического сопровождения: - утверждает планы, программы системы сопровождения, нормативные документы, регулирующие деятельность субъектов системы сопровождения; - контролирует деятельность системы сопровождения и осуществляет ее ресурсное обеспечение; - обеспечивает материальное и моральное стимулирование субъектов сопровождения по результатам работы; - осуществляет координацию взаимодействия всех субъектов системы сопровождения; - распределяет обязанности между субъектами системы сопровождения. Зам. директора по УВР: - руководит школьным психолого-медико-педагогическим консилиумом; - организует условия обучения (распределение нагрузки, составление расписания занятий, организует режим обучения во время адаптационных периодов и т.д.); - осуществляет контроль за УВП (посещение уроков, индивидуальные консультации с учителями, мониторинг качества обучения и т.д.); - организует производственные совещания, заседания МО, обучающие семинары и т.д. Учителя-предметники: - участвуют в проведении родительских собраний; - проводят индивидуальные консультации для родителей учеников, имеющих сложности в обучении; - проводят индивидуальные консультации для учеников, имеющих трудности в обучении; - разрабатывают индивидуальные учебные маршруты для различных категорий учеников; - реализуют школьную программу по формированию универсальных учебных действий; - участвуют в работе МО, семинарских занятиях, конференциях и т.д. Классный руководитель: - организует воспитательную работу с классным коллективом (планирование, проведение тематических классных часов и воспитательных мероприятий); - составляет социальный паспорт класса; - организует работу с родителями (планирование, проведение тематических родительских собраний); - проводит индивидуальные консультации для родителей по вопросам обучения и воспитания учеников; - организует взаимодействие со специалистами (педагог-психолог, социальный педагог, администрация); - проводит педагогическую диагностику; - проводит профилактические программы для учеников. Педагог-психолог всю деятельность в рамках системы сопровождения осуществляет в соответствии с должностными обязанностями и направлениями деятельности: - консультирование; - просвещение; - профилактика; - коррекционно-развивающая деятельность; - диагностика; - экспертиза. Медицинская служба: - участвует в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК); - предоставляет необходимые материалы о состоянии здоровья школьников для других субъектов системы психологического сопровождения (строго руководствуясь принципом конфиденциальности); - оказывает необходимую медицинскую помощь и консультации субъектам системы сопровождения; - ведет занятия со школьниками по медицинскому просвещению. Социальный педагог: - выявляет и контролирует учеников «группы риска»; - осуществляет контроль вовлеченности учеников «группы риска» в досуговую деятельность; - выступает на тематических родительских собраниях; - проводит индивидуальные консультации для родителей, в том числе и для родителей детей «группы риска»; - проводит профилактические программы для учащихся; - осуществляет взаимодействие с городским центром психолого-медикосоциального сопровождения. Государственное образовательное учреждение центр психолого-медикосоциального сопровождения: - осуществляет консультативно-диагностическую помощь в сложных случаях психологического сопровождения; - консультирует педагогов и родителей школьников по проблемам обучения и воспитания по просьбе других субъектов сопровождения; - проводит консультативную и коррекционную работу с учащимися школы на базе центра по заявке школы; - выдает заключения городской психолого-медико-педагогической комиссии об оптимальном образовательном маршруте школьников. Родители: - принимают участие в повышении психолого-педагогических знаний (лекциях, семинарах, индивидуальных консультациях и т.п.); - принимают участие в учебно-воспитательном процессе (родительских собраниях, совместной творческой деятельности и пр.); - принимают участие в управлении школой (совете школы, родительских комитетах). Учащиеся принимают участие в мероприятиях, направленных на: - формирование и развитие психолого-педагогической компетентности; - сохранение и укрепление психологического здоровья; - формирование понимания ценности здоровья и безопасного образа жизни; - обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; - формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников. Что может послужить причиной обращения за психологической помощью и участием в психолого-педагогическом сопровождении всех субъектов образовательного процесса, вне зависимости от их роли? По мнению И.А. Баевой это может быть: 1. Психологическое воздействие (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей). 2. Психологические эффекты (утрата доверия к себе и миру, беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания). 3. Психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность). Обучающиеся в качестве основания для П-ПС указывают на следующие причины: • низкая мотивация обучения; • трудности адаптации; • высокий уровень агрессии окружающих; • чувство ненужности; • учебная перегрузка; • личностные особенности окружающих; • страхи,тревоги. В качестве проблемных аспектов, требующих психолого-педагогического вмешательства, родители обучающихся указывают на следующие причины: • изменение состава семьи; • развод; • завышенные требования к ребенку; • пьянство (алкоголизм); • невнимание к ребенку; • смерть одного из родителей; • плохая забота о ребенке; • семейные конфликты; • педагогическая некомпетентность; • неполная семья; • изменение социального и материального статуса семьи; • жестокое обращение с ребенком, асоциальный образ жизни. В связи с этим понимание целей и задач сопровождения детей всех категорий (в том числе и с особыми образовательными потребностями), определение непосредственного содержания П-ПС с точки зрения деятельности соответствующих образовательных подразделений и структур должно находиться на путях: - поддержания оптимальной адаптации ребенка или подростка к воздействиям образовательной среды; - определения индивидуальных образовательных возможностей - создания и поддержания условий для оптимальности образовательных воздействий, их амплификации и, тем самым, полноценного «природосообразного» развития ребенка или подростка адекватного в данной образовательной ситуации и данном образовательном учреждении. Следовательно, одной из задач сопровождения является определение критериев максимально и оптимально допустимых образовательных воздействий (как в количественной, так и качественной представленности). Вопросы: 1. Каковы традиционные виды П-ПС? 2. Какие этапы включает в себя образовательная программа? 3. Кто осуществляет П-ПС (функциональное разделение)? 4. Каковы могут быть причины обращения за психологической помощью (с вовлечением субъектов П-ПС)? 5. Чем похожи и чем отличаются основания для П-ПС, приводимые психологами, учащимися и родителями учащихся?
|