На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Теоретико-методологические основы психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном пространстве
Теоретико-методологические основы психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном пространстве
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Теоретико-методологические основы психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном пространстве
Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования: анализ существующих научных представлений. Соотношение понятий «сопровождение» и «поддержка»
Компоненты психолого-педагогического сопровождения субъектов образования
Методика организации психолого-педагогического сопровождения. Этапы построения программы сопровождения
Технологии психолого-педагогического сопровождения: определение, критерии, компоненты, структура, виды
Все страницы

1.1. Ребенок как субъект образования. Особенности его сопровождения в современном образовательном пространстве

Введение федерального государственного образовательного стандарта фактически изменило педагогическое образование на психолого-педагогическое. Это обозначило необходимость обучения, ориентированного на развитие учащихся, учет их индивидуальных особенностей и всестороннее раскрытие интеллектуального и личностного потенциала. Что, в свою очередь, поднимает вопрос психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе реализации образовательных программ. Его актуальность - в сложности и многообразии самих образовательных программ, разной подготовленности обучающихся к школе, различной степени соответствия программных требований и индивидуальных возможностей и способностей обучающихся к их усвоению, проблемах преемственности программ и требований учителей на переходных этапах.

 

Человек, получающий знания в любой образовательной системе, является обучающимся. Он - субъект образовательного процесса. Что это значит? Ответ находим у А.В. Брушлинского (Брушлинский А.В., 2003): «.. .быть субъектом, то есть творцом своей собственной истории, вершителем своего жизненного пути: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды человеческой активности - творческой, нравственной, свободной». То есть человек всегда связан с обществом, но в то же время он достаточно самостоятелен - «признается абсолютная ценность человека как личности с безусловными правами на свободу, саморазвитие» (Брушлинский А.В., 2003). Ребенок - субъект образовательного процесса, вследствие чего имеет индивидуальные личностные и деятельностные характеристики. В психологии к таким характеристикам относят: индивидуально-типологические предпосылки (задатки), способности, особенности интеллектуальной деятельности, когнитивного стиля, уровень притязаний и самооценки, особенности стиля выполнения деятельности (планирование, организация, точность, аккуратность и др.), в данном случае учебной, и отношение к ней, т.е. обучаемость. И в каждом возрастном периоде развития человека существуют свои закономерности и психические новообразования, используя которые можно построить процесс обучения в соответствии с процессом развития согласно нормы.
Е.И. Исаев, доктор психологических наук, последователь В.В. Давыдова, считает, что понятия «норма развития» и «возрастно-нормативная модель развития» еще не обрели понятийного статуса в психолого-педагогической науке. Норма развития - это не характеристика среднестатистического уровня развития детей на определенном этапе онтогенеза или ступени образования. Так понимаемая норма развития фиксирует лишь сложившиеся на данный момент представления о нормальности развития детей в конкретных социокультурных условиях (Исаев Е.И., 2016).
В психологии развития понятие «норма развития» вводится для обозначения потенциальных возможностей детей определенного возраста. Норма развития - это не то среднее, что есть, а то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман). Норма развития - это указание на максимальные возможности развития детей на определенной ступени образования.
Почему именно возможности развития ребенка, а не его достижения? Ответ на этот вопрос содержится в психологических исследованиях закономерностей развития определенных способностей на этапе онтогенеза. Установлено, что новообразования развития (субъектные способности) всегда обнаруживают себя за пределами того возрастного периода, в котором они сложились (П.Г. Нежнов, К.Н. Поливанова, Д.Б. Эльконин). Поэтому ориентироваться на оценку высших достижений именно в данном возрасте неправомерно - они проявляют себя лишь на следующем этапе.
Нормы развития необходимы для оценки развивающего потенциала инновационных образовательных практик, новых образовательных и учебных программ.
Нормативные модели развития детей определенного возраста на определенной ступени образования позволяют выстраивать обоснованную систему педагогической деятельности (в том числе и психолого-педагогического сопровождения) и адекватную ей критериальную базу (Приложение 1). Понятие «возрастно-нормативная модель развития» - это педагогическая интерпретация психологического понятия нормы развития. Оно включает представление об основных целях, содержании, методах, организационных формах образования, соответствующих задачам культурного развития человека на определенном этапе онтогенеза. Например, представление о модели культурного развития (нормативном развитии человека в данной культуре) необходимо для того, чтобы избежать вариантов «некультурного» развития индивида в границах той или иной образовательной ступени - как забегания вперед, форсирования детского развития, так и его отставания, инфантилизации (Исаев Е.И., 2016).
Опираясь на возрастно-нормативные модели развития, можно выстроить возрастно-ориентированную деятельность по психологическому сопровождению современного ребенка в образовательной организации, выявить благоприятные и неблагоприятные условия нормального развития и впоследствии адекватным образом работать с этими условиями: благоприятные - создавать и поддерживать, неблагоприятные - блокировать. Этому способствует антропологический подход в отечественном образовании, согласно которому именно ребенок находится в центре познания.
Какой он, современный ребенок?
«Поколение Z», «цифровое поколение», «сетевое поколение» - все эти словосочетания используются сегодня для обозначения поколения детей и молодежи, прошедших социализацию в условиях широкого распространения цифровых технологий в сфере обыденной жизни, образования и профессиональной деятельности.
По поводу цифрового поколения идут дискуссии как общественные, так и профессиональные. Концепт «цифровое поколение» («поколение Z»), безусловно, апеллирует к теории поколений, которая начала интенсивно разрабатываться в социогуманитарных науках в 1990-х гг. «Теория поколений» была сформулирована учеными-демографами Нейлом Хоув и Вильямом Штраус в 1991 году и адаптирована в 2003-2004 году командой психологов и педагогов под руководством Евгении Шамис - координатора проекта RuGenerations. Под «поколением» в рамках рассматриваемой теории понимается общность людей, рожденных в определенный исторический период и являющихся носителями схожих ценностей, сформированных под воздействием общих факторов (социальных, культурных, экономических и политических событий, технического прогресса).
Сейчас в России живут и работают представители следующих поколений (Шамис Е., Никонов Е., 2016).
Поколение GI (1900-1923 г.р.)
Молчаливое поколение (1923-1943 г.р.)
Поколение Беби-Бумеров (1943-1963 г.р.)
Поколение Х (1963-1984 г.р.)
Поколение Миллениум или Y (1984-2000 г.р.)
Поколение Z (с 2000 г.р).
«Поколение Z» - это дети мультимедийных технологий. Это поколение, родившееся в информационном обществе. Его представители «связаны» между собой благодаря таким вещам, как Интернет (в целом), соцсети и YouTube, мобильные телефоны, SMS и МР3-плееры и т.д. В этом «поколение Z» становится синонимом англоязычного термина Digital Native («цифровой абориген» или «цифровой человек»). Родителей же детей «Z» называют «Digital Immigrant» («цифровой иммигрант»), так как в их детстве большинства из этих вещей не существовало. Сегодня Интернет не ограничивается домашним компьютером и может быть доступен в любой момент благодаря ноутбукам, мобильным телефонам, умным часам, бортовым компьютерам автомобилей, карманным устройствам вроде PSP и т.д.
Дети «поколения Z» более зависимы от цифровых технологий, чем их родители, которые пользовались телевидением как альтернативой книгам и газетам. Они нетерпеливы и сосредоточены на краткосрочных целях, при этом менее амбициозны, чем дети из предыдущих поколений. Они более ориентированы на потребление и более индивидуалистичны. «Z» не склонны становиться частью определенных групп - они настаивают на собственном праве принимать решения.
Развитие технологий сделало их поколением, выросшим в цифровой среде - почти всю информацию они получают из Сети. Неограниченный доступ к информации придает им уверенности в своих взглядах. Поколение «юзеров» - они используют все средства для общения в Сети - общается в социальных сетях, играет в онлайн-игры, постоянно рассказывает о своей жизни в блогах и общается по Skypе, Facebook, Discord, ВКонтакте, Steam и др.
Людей этого поколения отличает, прежде всего, максимальная приближенность к информации, с которой они умеют отлично работать. Они быстрее развиваются, чем дети этого же возраста 10-15 лет назад. Например, средний возраст детей, играющих с куклой Барби, упал с 10 до 3 лет. «Поколение Z» обитает в виртуальном мире - они, в отличие от представителей старших поколений, менее склонны совершать поездки и выходить из своих домов.
Виртуальные развлечения выходят на первый план. Растущие в Сети дети привыкли, что их желания в виртуальной реальности всегда исполняются, но, чтобы этого добиться в реальной жизни, часто недостаточно просто нажать на кнопку, поэтому дети «поколения Z» будут в будущем испытывать проблемы в связи с этим.
Они выросли в эпоху экономической депрессии, и окружение ждет от них, по большей части, одного - быть успешными. Большинство из них очень быстро взрослеют, видя себя значительно старше своих лет.
Детский психолог Шерри Постник-Гудвин (Sherry P.-G., 2016) отмечает, что общению в виртуальном пространстве часто отдается приоритет при выборе между личной встречей и обсуждению вопросов посредством электронной почты или службы мгновенных сообщений. Представители «поколения Z» очень открыты, и это часто шокирует людей старшего возраста.
Все происходит соответственно ведущей деятельности в каждом возрасте. Если в дошкольном возрасте ведущая деятельность - игра, то дети смотрят мультфильмы в сети и играют в онлайн-игры. Дальше ведущей деятельностью становится учеба, потом интимно-личностное общение. И обучение, и общение со сверстниками становится все более онлайновым. Отсюда, из специфики такого привычного для нового поколения виртуального способа коммуникации с окружающим миром, и вытекают дальнейшие психологические особенности этого поколения. Меньше человеческой коммуникации - больше техногенной. Эти дети и подростки лучше разбираются в технике, в чем-то материальном, чем в человеческих эмоциях и человеческом поведении. Коммуникативная дистанция с родителями увеличивается. Сегодня родители все меньше играют роль авторитета для своих детей, - всезнающим авторитетом для последних становится Интернет. Родители начинают учиться у своих детей. Некоторые ученые говорят о том, что начинает формироваться префигуративное общество. Это такое общество, в котором жизнь молодежи настолько отличается от жизненных моделей старшего поколения, что последние просто не могут передать детям ничего практически значимого, полезного. В таком обществе, напротив, младшее поколение способно передавать какие-то знания старшему.
Особенности познавательной сферы поколения Z. Основная отличительная особенность нового поколения - клиповое мышление.
Клиповое мышление - это процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между частями, фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу.
Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы, СМИ, Интернет. Теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек. С другой стороны, клиповое мышление используется как защитная реакция организма на информационную перегрузку.
Клиповое мышление обладает не только недостатками - это просто развитие одних когнитивных навыков за счет других. Это феномен, присущий, по мнению Ларри Розена, именно «поколению Z», воспитанному в эпоху бума компьютерных и коммуникационных технологий, - их возросшая способность к многозадачности. Дети Интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки. «Платой» за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.
Учащиеся сегодня имеют возможность скачивать информацию по любому интересующему их вопросу. Но «скачивание» резко снижает интерес и способность к самостоятельным открытиям. С помощью Интернета дети попадают в мир, где все уже известно и где нужно только правильно сориентироваться, чтобы найти необходимый ответ. Этот конфликт знания и информации все чаще и чаще вспыхивает на уроках: учащиеся, привыкшие к клиповым режимам работы с информацией, практически не умеют мыслительно концентрироваться, у них оказываются крайне ослаблены способность воображения, рефлексии, понимания, в том числе, понимания другого и т.д.
Сегодняшние дети не умеют строить проблемную коммуникацию и вообще перестают ценить живое общение. Они охотно вступают в языковую игру по любому вопросу, но при этом оказываются не способны различить, когда они думают сами и отстаивают действительно свою позицию, а когда всего лишь воспроизводят скаченную накануне информацию.
Особенности внимания современных школьников. Известно - для педагогического процесса важна концентрация внимания. Специальных исследований особенностей внимания цифрового поколения пока в РФ не проводилось. В зарубежных исследованиях показано, что устойчивость внимания у школьников уменьшилась по сравнению с предыдущим поколением, а переключение и распределение внимания развиты лучше.
Особенности памяти. У детей цифрового поколения больше развита кратковременная память, чем долговременная. Современному ребенку, имеющему возможность в любое время «погуглить» и найти нужную информацию, нет смысла хранить ее долго в своей памяти. Изменяется и структура мнемонических процессов. Современные подростки совершенно точно запоминают не содержание, а место, где находится какая-либо информация.
Восприятие тоже изменилось. Дети, которые проводят много времени виртуальной среде, получают определенную депривацию, т.е. лишаются части сенсорных сигналов, которые связаны с окружающим миром - запахи, вкусы, прикосновения и т.д.
Личностные особенности «поколения Z». В наиболее ярком виде психологические особенности нового поколения можно наблюдать в их крайних проявлениях, в форме определенных психологических синдромов.
Во-первых, это гиперактивность как результат клипового сознания. Детям трудно долго оставаться сосредоточенными на чем-то одном, они очень непоседливы и потому расторможены, гиперактивны. Поэтому у таких детей часто возникают проблемы с успеваемостью из-за неусидчивости и нетерпеливости, хотя при этом они и могут быть одаренными в любых сферах деятельности. Избыток информации, который обрушивается на детскую голову с первых лет жизни, приводит к изменению возрастного развития нервной системы. Вот почему эти дети повышено возбудимы, впечатлительны, непоседливы.
Во-вторых - инфантилизация. Она проявляется в том, что взрослые люди сохраняют детские черты и во «взрослых» ситуациях ведут себя по-детски, не осознавая этого. Соответственно, подростки менее ответственны, менее исполнительны, они не готовы признавать свою вину за срывы и неадекватное выполнение каких-то работ. Но при этом, как дети, постоянно ожидают от окружающих и от учителя безусловной положительной оценки всего, что они делают.
Третье - склонность к аутизации. Речь идет об аутизме не в виде расстройства, а о доклинических формах аутизма. Аутизация, как способ взаимодействия с миром людей, с детства погруженных в себя и неспособных общаться с окружающими, выступает как защита от проблем современного образа жизни, как способ отгораживания от мира.
Современные дети живут в мире, где меняется социализация. Появилось новое требование - чтобы у человека был интернет, чтобы он владел компьютером, чтобы он мог общаться в виртуальном мире. Человеку, который не общается в интернете, сложнее социализироваться, потому что он хуже понимает язык тех людей, которые с ним разговаривают. (Гобова Е., Игнатова О., 2007; Коатс Дж., 2011).
Следует отметить, что, несмотря на широкое распространение и применение, ряд ученых считают вопрос о реальной научной значимости теории поколений открытым (Кулакова А.Б., 2018). Поэтому в не меньшей мере в характеристике современного поколения следует опираться на обобщение фундаментальных академических исследований последних лет, сделанное академиком Д.И. Фельдштейном (Фельдштейн Д.И., 2010). Обобщая его выводы, можно выделить наиболее значимые изменения поведения и психологии современных детей и подростков:
- Снижение когнитивного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- Рост эмоционального дискомфорта, уменьшение желания действовать активно.
- Уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и сокращение мотивационно-потребностной сферы.
- Снижение любознательности и воображения у младших школьников, неразвитость внутреннего плана действий.
- Более позднее формирование мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей (что указывает на слабую развитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность).
- Значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений.
- Рост «цифровой» зависимости.
- Ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя.
- Увеличение числа детей с эмоциональными проблемами.
- Снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков.
- Астенизация телосложения и снижение мышечной силы.
- Рост каждые десять лет на 10-15% основных форм психических заболеваний.
- Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Увеличение численности одаренных детей.
- В подростковом возрасте - рост индивидуализации, критичности по отношению ко взрослым, поиск смысла жизни и утверждение своей уникальности.
- Изменения в ценностных ориентациях подростков (I место - интеллектуальные (образованность); II - волевые (настойчивость, ориентированность на достижения); III - соматические (хорошее здоровье, презентабельная внешность)). В иерархии ценностей последние места занимают нравственные, эмоциональные, культурные и общественные.
Анализ ситуации, сложившейся в обществе в целом и в образовании в частности, позволяет сделать следующий вывод: у современных детей сформировалось «оцифрованное (клиповое) сознание», и необходимо найти пути и возможности грамотного его применения как в образовательном процессе так во всех жизненных аспектах. Чтобы в процессе психологопедагогического сопровождения, вычленяя краткую информацию, картинку обрывка мира, в дальнейшем не терять возможности воспитывать подрастающее поколение и передавать ему фундаментальные знания, используя, в том числе, возможности самого Интернета.
Вопросы:
1. Что такое субъект образовательного процесса?
2. Каковы особенности понятия «норма развития»?
3. Какие элементы включает в себя «возрастно-нормативная модель развития»?
4. Как понимается термин «поколение» в рамках теории поколений? Какие поколения представлены сейчас в России?
5. В чем особенности «Поколения Z»? Чем оно отличается от предыдущих?
6. Каковы преимущества и недостатки «клипового» мышления?
7. Что показали результаты академических исследований характеристик современного поколения, обобщенные академиком Д.И. Фельдштейном? В чем их сходство с выводами в рамках теории поколений?



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.