На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Теоретико-методологические основы психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном пространстве - Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования: анализ существующих научных представлений. Соотношение понятий «сопровождение» и «поддержка»
Теоретико-методологические основы психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном пространстве - Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования: анализ существующих научных представлений. Соотношение понятий «сопровождение» и «поддержка»
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Теоретико-методологические основы психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном пространстве
Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования: анализ существующих научных представлений. Соотношение понятий «сопровождение» и «поддержка»
Компоненты психолого-педагогического сопровождения субъектов образования
Методика организации психолого-педагогического сопровождения. Этапы построения программы сопровождения
Технологии психолого-педагогического сопровождения: определение, критерии, компоненты, структура, виды
Все страницы

1.2. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования: анализ существующих научных представлений. Соотношение понятий «сопровождение» и «поддержка»


Психолого-педагогическое сопровождение (П-ПС) процесса развития ребенка приобретает особую актуальность сегодня, в период радикальных изменений, происходящих в системе российского образования. Преобразования связаны с реформированием и комплексным обновлением всех звеньев образовательной системы и сфер образовательной деятельности.
Процесс модернизации системы образования также сопровождается обновлением ее нормативно-правовой базы.
В последние годы изданы принципиально новые документы, регламентирующие деятельность в сфере образования.
Нормативное и правовое обеспечения деятельности П-ПС:
Международные нормативно-правовые документы:
• Конвенция ООН о правах ребенка.
Федеральные нормативно-правовые документы:
• Конституция Российской Федерации;
• Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998 № 124-Ф3 (изменения и дополнения от 20.07.2000);
• Трудовой кодекс Российской Федерации (Федеральный Закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ);
• Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ;
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
• Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 30.12.2012 № 319-ФЗ;
• Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
• Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации десятилетия детства»;
• Постановление правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678 «Номенклатура должностей педагогических работников»;
• Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»;
• Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22.10.1999 № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»;
• Приказ Министерства образования Российской Федерации от 28.02.2000 № 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 № 373 «Об утверждении ФГОС начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22.12. 2009 № 15785);
• Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1987 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 01.02.2011 № 19644);
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психологомедикопедагогической комиссии»;
• Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
• Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.06.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.05.2016 № 536 «Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
• Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»;
• Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.2003 N28-51-513/16 «О Методических рекомендациях по психологопедагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогический, медицинской и социальной помощи»;
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации, департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 02.03.2016 № 07-871 «О психологической службе образования в Российской Федерации»;
• Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);
• Концепция развития психологической службы в системе образования Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации 19.12.2017).
Анализ существующих нормативно-правовых документов и научнопрактической литературы показывает, что на современном этапе развития российского общества совместно с формированием гуманистической направленности образования интенсивно реализуется идея психологопедагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса, возникшая в рамках проблемы оказания эффективной квалифицированной психологической помощи.
Идеи сопровождения в целом и психолого-педагогического сопровождения в частности активно развиваются в работах Л.В. Байбородовой, Н.Г. Битяновой, О.С. Газмана, И.В. Дубровиной, С.В. Дудчик, Е.И. Казаковой, Н.В. Клюевой и др. В наиболее общем смысле, сопровождение характеризуют как помощь ребенку в преодолении возникающих трудностей, в поиске путей решения актуальных противоречий, встречающихся при организации образовательного процесса. И как непрерывный процесс изучения, формирования и создания условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, обеспеченных командной работой специалистов различных профилей.
Идеи психолого-педагогического сопровождения соответствуют прогрессивным идеям отечественной психологии (Е.В. Бондаревская, Р.Л. Кричев- ский, С.В. Кульневич, И.А. Якиманская и др.), педагогики сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков и др.), зарубежной гуманистической психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, Дж. Мид, М. Кун, И. Блумер) (Харавинина Л.Н., 2011).
Психолого-педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка.
В настоящее время широкое распространение различных форм сопровождения породило большое количество определений и подходов к данному феномену.
Исходя из ведущих аспектов деятельности субъектов образования, требующих сопровождения, выделяют психолого-педагогическое сопровождение (Е.А. Бауэр, А.В. Малышев), под которым понимается совокупность социально-психологической и педагогической деятельности на основе определенной методологии, обеспечивающее современное качество образования.
Педагогическая поддержка - это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребенка и взрослого. И предполагает самоопределение ребенка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы. Автор этой концепции О.С. Газман определил данное направление в педагогике как педагогику свободы. Ее цель - разработать средства для формирования свободоспособной личности. Проблема образования личности в педагогике свободы выступает как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс - как субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка. В них доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом. Педагогика поддержки - это «понимающая» педагогика, которая в отличие от педагогики воздействия, может эффективно решать задачи изменения личностных качеств ребенка и взрослого, поскольку они оба гибко меняют свое поведение и сообща строят пространство сотрудничества.
Таким образом, сравнивая сущность понятий «педагогическая поддержка» и «психолого-педагогическое сопровождение», можно сделать вывод, что педагогическая поддержка связана в большей мере с преодолением конкретных проблем обучающегося, и реализуется педагогами в проблемной ситуации. Психолого-педагогическое сопровождение предполагает непрерывную (заранее спланированную) деятельность, направленную на предотвращение трудностей. В то же время эти понятия при определенной трактовке могут рассматриваться и как синонимичные. Так же существуют представления о том, что поддержка является частью сопровождения. Такая точка зрения тоже допустима.
А.П. Тряпицына и Е.И. Казакова предлагают рассматривать под сопровождением такую деятельность, которая обеспечивает помощь в ситуации жизненного выбора, вхождение в «зону развития».
Сопровождение как технология деятельности психолога рассматривается у Р.В. Овчаровой. Г. Бардиер, И. Розман, Т. Чередниковой. Они рассматривают психологическое сопровождение как помощь ребенку в реализации самостоятельного выбора своего жизненного пути.
Свое понимание, термина «сопровождения» дает и М.М. Семаго. Он считает, что это поддержание функционирования ребенка в условиях оптимальной амплификации образовательных воздействий и недопустимость его дезадаптации.
Сопровождение как процесс.
Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Н.С. Глуханюк, И.В. Аркусова, Г.В. Безюлева подчеркивают, что психологическое сопровождение - это целостный процесс, включающий операциональное поле развития, становления и коррекции личности.
A. К. Маркова включает в этот процесс несколько этапов: диагностику, сбор информации о методах решения проблемы, консультацию на этапе принятия решения, помощь на этапе реализации.
B. А. Сластенин подробно раскрывает в своей трактовке психологопедагогического сопровождения методы актуальной психологопедагогической деятельности. С его точки зрения, психолого-педагогическое сопровождение - это «процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности ученика в проблемной ситуации при минимальном, по сравнению с поддержкой, участии педагога».
Сопровождение как взаимодействие.
Психолого-педагогическое сопровождение как сотрудничество, обеспечивающее беспроблемное взаимодействие, рассматривается в концепции О.Е. Кучеровой. В ее концепции исследуется зависимость в связке «педагог - ученик», которая заключается в том, что ученик не может решить задачу самостоятельно и нуждается в объективной помощи, а педагог не может решить задачу за ученика, поскольку лишит его самостоятельности, и, следовательно, необходимого развития.
В публикациях Г.А. Нагорной психолого-педагогическое сопровождение трактуется как «полисубъектные, диалогические отношения в процессе учебно-профессионального взаимодействия». По ее мнению, личность в таких отношениях не только занимает субъектную позицию, но и сама «создает полисубъектные диалогические отношения в ходе взаимообщения».
Сопровождение как создание условий.
Ряд авторов рассматривают сопровождение как условие успешного обучения и психологического здоровья. По мнению Е.К. Исаковой, Д.В. Лазаренко и С.В. Сильченковой, сопровождение - это форма профессиональной деятельности, направленная на создание условий для личностного развития и самореализации воспитанников, развития их самостоятельности и уверенности в различных ситуациях жизненного выбора. Данное определение раскрывает цели сопровождения как конкретные результаты развития личности.
М.Р. Битянова определяет понятие сопровождения как проектирование образовательной среды, исходящее из общегуманистического подхода к необходимости максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка (создание условий для максимально успешного обучения данного конкретного ребенка). Данный подход опирается на возрастные нормативы развития, основные новообразования возраста как критерии адекватности образовательных воздействий в логике собственного развития ребенка, приоритетности его потребностей, целей и ценностей.
Психолого-педагогическое сопровождение как реализация защиты прав ребенка.
Наиболее обобщенным, гуманистически-ориентированным является понимание сопровождения как реализации защиты прав детей на развитие и образование. Определяемое понятие «защита», в первую очередь, распространяется на отдельного ребенка или группу детей, которые по ряду причин имеют проблемы в адаптации к образовательной среде. Речь идет о создании равновесной (с точки зрения соотношения потенциальных возможностей ребенка, оптимальности его развития, обучения, воспитания и образовательных воздействий) системы «ребенок - образовательная среда».
Таким образом, рассматривая каждого ребенка как основного субъекта образовательной среды, можно конкретизировать цели и задачи сопровождения. (Создание и апробация..., 2012.)
Методологические основы сопровождения.
Несмотря на широкое разнообразие определений, подавляющее большинство программ сопровождения субъектов образования базируются на общих методологических основаниях, в качестве которых выступают:
Личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К. Роджерс, И.С. Якиманская), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка при построении системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, максимальный учет индивидуальных, субъектных и личностных особенностей детей. С этих позиций сопровождение должно ориентироваться на потребности и интересы конкретного ребенка, логику его развития, а не на заданные извне задачи.
Антропологическая парадигма в психологии и педагогике (Б.С. Братусь, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков), предполагающая целостный подход к человеку, смещение анализа с отдельных функций и свойств (внимание, память, мышление, произвольность и др.) на рассмотрение целостной ситуации развития ребенка в контексте его связей и отношений с окружающими людьми.
Парадигма развивающего образования (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), утверждающая необходимость проектирования такой системы образования, которая не только учит ребенка знаниям и умениям, но обеспечивает развитие у него фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств. Что предполагает серьезную «психологизацию» педагогической практики.
Теория педагогической поддержки (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова), утверждающая необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности, развитие ее «самости», создания условий для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.
Проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения (М.Р. Битянова, Е.В. Бурмистрова, А.И. Красило), ориентирующий на создание (проектирование) в образовательной среде условий для кооперации всех субъектов образовательного процесса в проблемной ситуации.
Таким образом, на современном этапе психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как многогранное явление, широко применяемое в различных аспектах жизнедеятельности.
В качестве основных характеристик сопровождения выступают его процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную ситуацию человека, отношений между участниками, приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта (педагогика успеха), право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Базовым понятием можно считать идею О.С. Газмана, автора технологии индивидуализированного (персонифицированного) воспитания, показавшего в своих работах, что педагогическая поддержка и сопровождение развития личности человека - не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей работы, а комплексная система, особая культура поддержки и помощи человеку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации (Газман О.С., 2013).
В целом сопровождение ребенка или группы детей в образовательном процессе как одно из приоритетных направлений деятельности образовательной организации, может быть определено как «.. .система профессиональной деятельности, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия» (Битянова М.Р., 1998).
Само понятие «сопровождение» распространяется на детей класса, группы, родителей всех детей, на членов педагогического коллектива. 
Инфраструктура П-ПС (рисунок 1): психолого-педагогические и медикосоциальные центры (ППМС-центры), школьные службы сопровождения, профориентационные центры, центры психолого-педагогического консультирования, психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), кабинеты доверия и др.).

 Инфраструктура П-ПС

Рис 1. Инфраструктура П-ПС
При таком подходе объектом сопровождения выступает образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс), предметом деятельности является ситуация развития ребенка как система отношений ребенка: с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой. Задачи П-ПС на разных ступенях общего образования:
Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации,
развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.
Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка и решение экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности): развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровождения.
Уровни сопровождения:
Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности - развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций.
Уровень учреждения. На данном уровне работа ведется педагогами- психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами (в оптимальном варианте объединенными в службу, консилиум), выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями.
Возможным вариантом является сопровождение образовательного процесса специалистами ППМС-центров на основе договора с образовательным учреждением.
Специалист сопровождения принимает участие в разработке образовательной программы учреждения, программы развития, проектировании системы управления, проводит экспертизу и анализ планов учебной и воспитательной работы, решений, принимаемых педагогическим советом и руководством образовательного учреждения, а также текущего состояния образовательного процесса с точки зрения их психологической обоснованности и практической эффективности в развитии и воспитании личности и учебных групп, вносит соответствующие предложения руководству, отдельным работникам по управлению учреждением.
Уровень специализированного учреждения. На данном уровне оказывается специализированная помощь детям с проблемами, предполагающими наличие специалистов особой квалификации, комплексный (междисциплинарный) подход и особые условия для работы (наличие специального оборудования и др.). Подобные возможности имеются в системе ППМС-центров, ПМПК.
Направления психолого-педагогического сопровождения в условиях модернизации образования:
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- решение актуальных задач воспитания и обучения;
- решение проблем отношений ребенка с сообществом сверстников;
- при переходе на профильное обучение в старшей школе - организация всестороннего изучения индивидуальных и личностных особенностей выпускников основной школы, их интересов и склонностей, сопровождение профилизации обучения в старшей школе (проектирование индивидуальной траектории (маршрута) профессионализации);
- работа с педагогами и родителями как участниками учебновоспитательного процесса. Переход от традиционной модели психологического просвещения к модели развития психологической компетентности педагогов, оснащение их антропо- и психотехниками, позволяющими решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка, его обучения. Работа с родительской общественностью;
- специальная работа с родителями детей с ОВЗ по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях ребенка, оптимальных формах взаимодействия, обучению эффективным методам помощи. Одновременно у самих детей с ограниченными возможностями - развитие социальной компетентности, навыков общения с окружающими, преодоление социальной изоляции, расширение возможностей произвольного взаимодействия со сверстниками;
- разработка программы сопровождения учащихся в классах коррекционно-развивающего обучения (КРО) и соответствующих специалистов;
- выявление и поддержка одаренных детей.
Таким образом, в наши дни психолого-педагогическое сопровождение выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения. При этом психологопедагогическое сопровождение чаще всего трактуется как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Вопросы:
1. Как, в целом, понятие «сопровождение» характеризуют в своих работах отечественные специалисты?
2. Что общего в трактовках П-ПС отечественных специалистов? В чем различия?
3. Какова структура П-ПС? Попробуйте ее обосновать.
4. Какова специализация П-ПС на разных ступенях общественного развития?
5. В чем состоят особенности уровней П-ПС?
6. Каковы основные направления П-ПС в условиях модернизации российского образования?

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.