Психолого-педагогического сопровождение развития ребенка как деятельность образовательной организации |
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Модель деятельности образовательной организации и позиция заместителя директора в обеспечении психолого-педагогической поддержки развития личности ребенка в образовательной деятельности: управленческий аспектСегодня воспитательная деятельность в образовательных организациях строится в новых социально-культурных условиях. Для заместителя директора, курирующего вопросы воспитательной деятельности, выстраивать процесс управления необходимо исходя из понимания складывающихся ситуаций в социальной жизни детей, подростков, молодежи. Проблема знания ценностного мира детства и юношества - это центральная системообразующая проблема современного воспитания, ибо целью воспитания является формирование эмоционально-ценностного отношения человека к миру, обществу, самому себе. Задача воспитания - это целенаправленное управление процессом развития ценностного мира современных детей, а воспитательная деятельность педагога - это деятельность, обеспечивающая условия для развития личности каждого ребенка. В изменившейся социокультурной ситуации (расширение информационной среды, глубокие изменения в мире труда, смена в течение жизни нескольких специальностей и др.) изменились и сами дети, поэтому особое внимание в сфере воспитания необходимо уделить созданию условий для развития личности, которая будет мобильна, инициативна, сможет сотрудничать, самостоятельно действовать в ситуации выбора, сумеет не только жить в гражданском обществе, но и создавать его.
|
№ |
Содержание |
Вид деятельности |
Цель |
Сроки |
администрация |
||||
1 |
Проведение совещания педагогов основной школы по проблеме введения федерального государственного образовательного стандарта в основной школе |
организационно |
Согласование плана мероприятий в рамках введения ФГОС |
август |
2 |
Организация режима обучения во время адаптационного периода в 5-м классе (расписание уроков и внеурочных мероприятий, система оценивания, система домашних заданий и т.д.) |
организационно |
обеспечение щадящего режима для учеников во время прохождения ими адаптационного периода |
в течение учебного года |
3 |
Осуществление контроля за соблюдением условий реализации ФГОС |
организационно |
соответствие школьных условий введения ФГОС требованиям стандарта |
в течение учебного года |
4 |
Осуществление контроля реализации ФГОС в 5-х классах через |
профилактика |
своевременное выявление проблем учебновоспитательного процесса |
в течение учебного года |
№ |
Содержание |
Вид деятельности |
Цель |
Сроки |
5 |
Реализация системы мониторинга образовательных достижений, в том числе и динамики образовательных достижений учащихся |
организационно |
оценка степени эффективности введения ФГОС |
в течение учебного года |
6 |
Организация проведения мероприятий по отслеживанию эффективности реализации школьной программы формирования универсальных учебных действий |
организационно |
оценка степени эффективности введения ФГОС |
в течение учебного года |
7 |
Организация психологопедагогических консилиумов по возможным трудностям адаптационного периода в 5-х классах |
организационно |
ознакомление с результатами психологического исследования, выделение «группы риска», разработка и утверждение индивидуальных (групповых) программ психологопедагогического сопровождения |
сентябрь |
8 |
Организация промежуточного психологопедагогического консилиума по прохождению адаптационного периода учениками 5-х классов |
организационно |
обсуждение промежуточных результатов прохождения учениками адаптационного периода |
ноябрь - декабрь |
№ |
Содержание |
Вид деятельности |
Цель |
Сроки |
9 |
Организация психологопедагогического консилиума по итогам адаптационного периода в 5-х классах |
организационно |
подведение итогов прохождения ученикам адаптационного периода |
май |
10 |
Проведение психологопедагогических консилиумов по ученикам с выявленным риском школьной дезадаптации |
организационно |
своевременное выявление и профилактика случаев школьной дезадаптации |
в течение учебного года |
11 |
Организация и проведение производственных совещаний, заседаний МО по различным проблемам протекания адаптационного периода в 5-х классах, а также вопросам введения ФГОС |
организационно |
повышение профессиональной компетенции учителей |
в течение учебного года |
12 |
Проведение совещания с классными руководителями 5-х классов по организации воспитательной работы в классе в соответствии со школьной программой воспитания и социализации учащихся |
организационно |
повышение профессиональной компетенции классных руководителей, согласование плана мероприятий |
август |
№ |
Содержание |
Вид деятельности |
Цель |
Сроки |
13 |
Оказание помощи классным руководителям в планировании воспитательной работы в классе, разработке и проведении классных часов, родительских собраний и других внеклассных мероприятий |
просвещение |
повышение профессиональной компетенции классных руководителей по вопросам организации воспитательной работы в классе |
в течение учебного года |
14 |
Осуществление контроля за реализацией школьной программы воспитания и социализации учащихся |
организационно |
контроль за процессом воспитательной работы, своевременное выявление проблем и корректировка их |
в течение учебного года |
15 |
Организация и проведение родительских собраний по вопросам организации обучения в условиях введения ФГОС в 5-х классах. |
просвещение |
повышение педагогической компетентности родителей |
сентябрь |
16 |
Организация и проведение родительских собраний по итогам введения ФГОС в 5-х классах. |
просвещение |
повышение педагогической компетентности родителей |
апрель - май |
17 |
Организация мероприятий по повышению квалификации педагогов школы в рамках реализации ФГОС |
просвещение |
повышение профессиональной компетентности педагогов |
в течение учебного года |
№ |
Содержание |
Вид деятельности |
Цель |
Сроки |
педагог-психолог |
||||
1 |
Участие в работе психологопедагогических консилиумов |
Просвещение |
освещение проблем развития интеллектуальных и личностных особенностей учащихся, прогноз трудностей в обучении отдельных групп учащихся |
по графику проведения консилиумов |
2 |
Составление рекомендаций для учителей, родителей по профилактике и своевременной коррекции трудностей в обучении и воспитании детей в период адаптации |
Организационно |
оказание помощи родителям и учителям, повышение уровня психологической компетентности |
сентябрь - октябрь |
3 |
Проведение индивидуальных консультаций для учителей- предметников и классных руководителей 5-х классов по проблеме корректировки возможных трудностей в обучении при переходе учеников в 5-й класс (по итогам диагностики) |
Консультирование |
повышение уровня профессиональной и психологической компетентности учителей |
август |
4 |
Составление рекомендаций для учеников и их родителей, имеющих проблемы в обучении. |
Коррекционно- |
помощь ученикам в прохождению адаптационного периода. |
в течение учебного года |
№ |
Содержание |
Вид деятельности |
Цель |
Сроки |
5 |
Проведение индивидуальных консультаций для родителей учеников, имеющих сложности адаптационного периода |
Консультативная |
оказание помощи родителям в проблемных ситуациях |
в течение учебного года |
6 |
Проведение индивидуальных консультаций для учителей- предметников, классных руководителей по проблемам, возникающим у учеников в адаптационный период, способах их разрешения, по вопросу разработки индивидуальных учебных планов |
Консультативная |
оказание помощи учителям, корректировка их действий |
в течение учебного года |
7 |
Составление пробного варианта диагностического инструментария для исследования уровня сформированности универсальных учебных действий |
Организационно |
обеспечение реализации системы мониторинга |
в течение учебного года |
8 |
Исследование уровня адаптированности учеников 5-х классов к обучению в основной школе |
диагностика |
отслеживание протекания процесса адаптации, своевременное оказание помощи ученикам «группы риска» |
октябрь, |
№ |
Содержание |
Вид деятельности |
Цель |
Сроки |
9 |
Проведение комплекса исследований по выявлению уровня сформированности универсальных учебных действий:
и профилактика трудностей в обучении» Л.А. Ясюковой - исследование коммуникативных
|
диагностика |
выявление динамики развития |
декабрь, |
10 |
Проведение родительских собраний по темам:
в 5-м классе»
|
просвещение |
повышение |
октябрь, |
11 |
Проведение коррекционно-развивающих занятий с группой учеников 5-х классов по программе «Первый раз в 5-й класс» |
коррекционно- |
профилактика трудностей в обучении |
в течение учебного года |
№ |
Содержание |
Вид деятельности |
Цель |
Сроки |
классные руководители |
||||
1 |
Составление плана воспитательной работы в классе, графика проведения тематических классных часов. |
организационно |
организация жизни классного коллектива в соответствии с потребностями учащихся и их родителей, воспитательной необходимостью |
август |
2 |
Проведение запланированных воспитательных мероприятий в классе, в том числе и тематических классных часов с приглашением специалистов(социального педагога, психолога и т.д.). |
просвещение, |
учет потребностей учеников класса и их родителей, профилактика возможных проблемных ситуаций |
в течение учебного года |
3 |
Составление плана работы с родителями, плана проведения родительских собраний с приглашением психолога, социального педагога и других специалистов. |
организационно |
проведение системной работы с родителями |
август |
4 |
Изучение состава и структуры семей учащихся. |
профилактическое |
своевременное выявление дезадаптированных семей и детей из таких семей |
сентябрь |
№ |
Содержание |
Вид деятельности |
Цель |
Сроки |
5 |
Проведение индивидуальных консультаций для родителей по вопросам обучения и воспитания учеников (по графику). |
консультативное |
оказание помощи родителям в конфликтных и проблемных ситуациях, связанных с воспитанием детей |
в течение учебного года |
6 |
Проведение тематических родительских собраний по вопросам проблем обучения и воспитания (по графику). |
просвещение |
повышение уровня компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания детей |
в течение учебного года |
7 |
Реализация профилактической программы «Полезные навыки» |
профилактика |
ориентация учеников на овладение нормами здорового образа жизни |
в течение учебного года |
8 |
Работа в рамках реализации внутришкольного мониторинга образовательных достижений учащихся (формирование портфеля достижений) |
организационно |
Реализация системы достижений освоения основной образовательной программы |
в течение учебного года |
учителя-предметники |
||||
1 |
Проведение индивидуальных консультаций для родителей учеников 5-х классов, имеющих сложности и проблемы в обучении. |
консультативное |
оказание помощи родителям в конфликтных и проблемных ситуациях, связанных с обучением детей |
в течение учебного года |
№ |
Содержание |
Вид деятельности |
Цель |
Сроки |
2 |
Реализация внутришкольного мониторинга образовательных достижений учащихся. |
диагностика |
оценка степени эффективности введения ФГОС |
в течение учебного года |
3 |
Разработка индивидуальных учебных планов для различных категорий учеников в соответствии с индивидуальными интеллектуальными способностями: «одаренные» ученики, «способные» ученики, ученики «группы риска» и т.д. |
организационно |
предупреждение появления проблем в обучении у различных групп учащихся |
в течение учебного года |
4 |
Проведение индивидуальных консультаций для учеников, имеющих трудности в обучении. |
консультативное |
оказание помощи ученикам в процессе обучения |
в течение учебного года |
5 |
Реализация профилактической программы «Полезные привычки» |
профилактика |
ориентация учеников на овладение нормами здорового образа жизни |
в течение учебного года |
социальные педагоги |
||||
1 |
Выявление и контроль за учениками из дезадаптированных семей (посещаемость, выполнение требований учителей и т.д.) |
профилактика |
предупреждение возникновения конфликтных и проблемных ситуаций у учеников «группы риска» |
в течение учебного года |
№ |
Содержание |
Вид деятельности |
Цель |
Сроки |
2 |
Выявление и контроль за учениками, имеющими те или иные проблемы в развитии поведенческой и эмоциональной сферы. |
профилактика |
предупреждение возникновения конфликтных и проблемных ситуаций у учеников «группы риска» |
в течение учебного года |
3 |
Осуществление контроля за вовлеченнностью учеников «группы риска» во внешкольную досуговую деятельность и внеурочную деятельность |
профилактика |
обеспечение стопроцентной занятости учеников «группы риска» во внеурочное время |
в течение учебного года |
4 |
Выступление на классных родительских собраниях 5-х классов по проблемам воспитания и организации жизни детей. |
просвещение, |
повышение уровня компетентности родителей в вопросах воспитания и организации жизни детей |
в течение учебного года |
5 |
Проведение индивидуальных консультаций для родителей детей, имеющих проблемы в развитии эмоциональной и поведенческой сферы. |
консультативное |
повышение уровня компетентности родителей в вопросах решения конфликтных ситуаций со своими детьми |
в течение учебного года |
6 |
Контроль за реализацией профилактических программ. |
профилактика |
ориентация учеников на овладение нормами здорового образа жизни |
в течение учебного года |
Психологическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении со стороны учителя преимущественно осуществляется педагогическими
средствами, через инновационные и традиционные школьные формы учебного и воспитательного взаимодействия. Разнообразие средств обеспечивает качество выполнения функций учителя-предметника в процессе осуществления психолого-педагогического сопровождения ребенка:
• участие в проведении родительских собраний;
• проведение индивидуальных консультаций для родителей учеников, имеющих сложности в обучении;
• проведение индивидуальных консультаций для учеников, имеющих трудности в обучении;
• разработка индивидуальных учебных маршрутов для различных категорий учеников;
• реализация школьной программы по формированию универсальных учебных действий;
• участие в работе МО, семинарских занятиях, конференциях и т.д.
Естественно, что учитель-предметник должен быть инициатором, лидером
в управлении общением в ходе психолого-педагогического сопровождения ребёнка и в целом, воспитательным процессом.
В.А. Кан-Калик (Кан-Калик В.А., 1987) советует обратить внимание на оперативность начала контакта, формирование чувства «мы», введение личностных отношений во взаимодействии с детьми, демонстрацию собственной расположенности к классу, показ ярких целей деятельности, передачу учащимся понимания педагогом их внутреннего состояния, организацию цельного контакта со всем классом, изменение стереотипных негативных установок к отдельным учащимся. Все это помогает преодолевать барьеры - препятствия, мешающие эффективному общению, возникающие у учителя, особенно в начале педагогической деятельности.
1. Боязнь класса.
Снимается психологической настройкой, переключением внимания на интерес к предстоящей работе с классом, поиском «эмоционального ядра» общения.
2. Физический барьер, т.е. дистанция, с помощью которой учитель удаляет себя от учеников, «закрывает» себя, пытаясь, «спрятаться» за стол, стул, в угол.
Выход - демонстрация доверия, работа в открытой позиции.
3. Социальный барьер - создаётся постоянным подчёркиванием своей позиции «сверху» («перед вами учитель»), когда педагог не адаптирует свою речь к уровню понимания школьников, («заумно» говорит). Барьер - это негативная установка на основании прошлого опыта общения, в преодолении которой помогает развитие такого свойства, как оптимистическое прогнозирование своей деятельности.
В основе эффективной психолого-педагогической поддержки сопровождения ребёнка в образовательном процессе лежат правильные формы общения учителя с учеников, где вопрос выступает важным приёмом развития и помощи. Вопросы, которые побуждают размышлять, думать, воображать, творить или тщательно анализировать, повышают уровень мышления и убеждают учащихся в том, что их суждения имеют ценность.
Рекомендации учителю (Общение учителя ..., 2019),:
Как формулировать вопрос?
1. Чётко и сжато.
2. Одним вопросом спрашивать только одно.
3. Вопрос напрямую должен быть связан с темой.
4. Слова вопроса ученикам должны быть понятны.
5. Идите от конкретных предметов к общим. Так ученикам легче думать и отвечать на вопросы.
6. Избегайте вопросов, на которые класс не может ответить.
7. Предлагайте вопросы, требующие объяснить свой взгляд.
8. Когда ученики отвечают на предложенный вопрос, часто спрашивайте: «Почему вы так думаете?»
Способы подачи вопросов.
- Паузы. Задав вопрос, учитель должен сделать паузу, дать возможность ученикам подумать. Время, данное для размышлений, поощряет обдуманные ответы.
- Ученикам предлагается вначале ответы записать. Это помогает ученикам сосредоточить внимание (и думая и наблюдая) на вопросы и найти наиболее обдуманный и обоснованный ответ.
- Отвечать предлагается не добровольцам. Часто добровольцы монополизируют дискуссию. Это не даёт возможность говорить стеснительным ученикам.
- Переадресовка вопросов. Это действенный способ активизировать участие в дискуссии и сократить время, которое учитель тратить на разговоры. Учитель формулирует вопросы так, чтобы на него был более чем один правильный ответ, и предлагает вопросы, вытекающие из предыдущих ответов учеников. Так все ученики вовлекаются в дискуссию.
Как вести себя, когда ученики отвечают ошибочно?
- Следует усилить ту часть ответа, которая правильна, и спросить, может ли ученик использовать то же понятие в ошибочной части.
- Перефразируйте вопрос и дайте ученику ещё одну возможность.
- Намекните ученику, чтобы он имел возможность мыслить.
- Объясняйте дальше: установите, какая часть ответа правильная, и попросите ученика её продолжить.
- Попросите помощи у других учеников.
- Если ученик отвечает ошибочно, учитель может предложить вопрос: «Почему ты так думаешь?». Тогда ученик не будет чувствовать себя смущённым и часто сам сможет найти логическую ошибку, которая привела к ошибочному выводу.
Большинство затруднений, которые возникают порой между педагогами и учащимся, происходят на первой стадии взаимодействия, то есть при сообщении педагогом какой-либо информации (М.А. Шпанагель. Способы эффективного общения «учитель-ученик» https://kladraz.ru/blogs/marija- aleksandrovna-shpanagel/sposoby-yefektivnogo-obschenija-uchitel-uchenik.html) Так как на этой стадии педагог стремится придать поведению учащихся определённую направленность. Причин этих затруднений две: Первая состоит в том, что отсутствует взаимопонимание, а вторая - отсутствие согласия учащегося с позиций педагога.
Поэтому учителям рекомендуется использовать некоторые психологические приёмы достижения взаимопонимания с учащимися. К их числу относятся:
1. Приём «имя собственное». При взаимодействии с тем или иным учащимся не забывать обращаться к нему по имени, так как звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного, причём это необходимо делать не от случая к случаю, а постоянно, располагая к себе учащихся «заранее», а не тогда, когда крайне необходимо уговорить учащегося выполнить то или иное задание.
2. Приём «зеркало отношений». Лицо - это «зеркало отношений», и люди с доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия. Так же приятно спокойное выражение лица.
3. Приём «золотые слова» - слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. Самый эффективный комплимент - комплимент на фоне анти-комплимента себе.
4. Приём «терпеливый слушатель» - при общении с учащимся педагог должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.
5. Приём «их жизнь». При общении с учащимися следует интересоваться их вне учебными, их личными заботами и интересами и используйте эти знания в интересах воспитания и обучения.
6. Приём «Я-высказывание» В напряжённой ситуации, когда люди испытывают сильные эмоции и они им не нравятся, самый простой способ решить эту проблему - осознать их и озвучить их партнёру по общению. Этот способ называется «Я-высказыванием». Например, использование в речи «Я-высказываний» делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. («Я очень беспокоюсь за твою успеваемость, когда ты не посещаешь занятия»), а не нацелено, как «Ты-высказывание», на то, чтобы обвинить другого человека («Ты опять пропускаешь занятия!»). Если использовать «Ты-высказывания», то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование «Я-высказываний» позволяет ученику выслушать учителя и спокойно ему ответить.
7. Мимика, пантомимика, вербалика, паравербалика. Преподаватели понимают, что повышение голоса на учеников может разрушить отношения между ними. В.А. Сухомлинский в своих работах неоднократно подчёркивал, что крик учителя ошеломляет, оглушает ребёнка. Дети, на которых часто кричат, теряют способность воспринимать тончайшие оттенки чувств других людей. Крик заглушает, притупляет голос детской совести. В крике дети чувствуют растерянность и бессилие того, кто кричит. Они воспринимают крик как одно из двух - или нападение на них, учеников, или же защиту от них, боязнь, страх. И то, и другое вызывает реакцию активного протеста. Криком учителя воспитывают взрослых крикунов. Крик - не лучший помощник для разрешения конфликта. В подобных ситуациях есть много других методов, например: вступить в дискуссию на интересную ученикам тему, правильно поставить ряд вопросов, а затем плавно и медленно переходить к обучению. Ученик почувствует уважение к себе, и вы на некоторое время овладеете его вниманием.
Тембр, интонация, темп речи должны быть миролюбивыми, неторопливыми. Движения учителя - собранные, ненавязчивые.
Ничего так не передаёт ощущение силы личности, как невозмутимое, спокойное дружелюбие. Истеричность, возмущённые выкрики, угрозы - все это принижает педагога в восприятии учащихся, делает их неприятными, но никак не сильными (так же как заискивание и задабривание: из них учащиеся извлекают выгоду: но за это напрочь отказывают в уважении).
Все способы поведенческих реакций и формы поведения учащихся обусловлены и заимствованы из поведения взрослых, в том числе и учителей.
Теория С. Кривцовой (Кривцова С.В., 2004) основана на трёх основных законах поведения:
1- й закон: Ученики выбирают определённое поведение в определённых обстоятельствах.
2- й закон: Любое поведение учеников подчинено общей цели - чувствовать себя принадлежащими к школьной жизни.
3- й закон: Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведёт себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырёх целей:
• привлечение внимания;
• власть;
• месть;
• избегание неудачи.
Для исправления плохого поведения ребёнка нужно составить школьный план действий - индивидуальную программу построения взаимоотношений с конкретным учеником, оптимальную стратегию и тактику общения с ним. Этот план включает последовательное решение пяти задач (пяти «шагов»).
Шаг № 1. Объективное описание поведения ребёнка.
Шаг № 2. Понимание мотива «плохого» поведения.
Шаг № 3. Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки» на уроке.
Шаг № 4. Разработка стратегии и тактики поддержки ученика для повышения его самоуважения.
Шаг № 5. Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию конкретного ШПД.
Таким образом, правильное поведение можно вызвать только правильным поведением.
Итак, педагог оказывается соратником педагога-психолога в разработке стратегии сопровождения каждого ребёнка и основным её реализатором. Психолог же помогает учителю «настроить» процесс обучения и общения на конкретных учеников.
Вопросы:
1. На что должен опираться учитель-предметник, участвуя в психологопедагогической сопровождении развития ребёнка в современном образовательном пространстве?
2. На ваш взгляд - в чем состоит работа учителя-предметника при создании условий для адаптации и самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой?
3. При проектировании и реализации психолого-педагогического сопровождения ребёнка, что педагогом принимается в качестве главного аксиологического принципа?
4. Какими средствами обеспечивается качество выполнения функций учителя-предметника в процессе осуществления психолого-педагогического сопровождения ребёнка?
5. Какие психологические приёмы достижения взаимопонимания с учащимися вам известны?
6. Охарактеризуйте последовательность и содержание шагов при создании индивидуальной программы построения взаимоотношений с конкретным учеником, поиске оптимальной стратегии и тактики общения с ним.
Классный руководитель - одна из ключевых фигур, сопровождающих процесс развития личности ребенка, процесс развития коллективной детской общности.
Деятельность классного руководителя ориентируется на решение жизненных проблем каждого ребенка в классе, на создание такой общности, в которой каждому было бы комфортно. Перед классным руководителем встает проблема создания коллектива в школьном классе и включение его в коллектив школы. И здесь очень важная позиция классного руководителя. Одной из ее характеристик является обеспечение адекватности профессиональной деятельности возрасту учащихся - мобильность, необходимость изменения роли в зависимости от возраста воспитанника.
В современных условиях сопровождения классный коллектив должен быть инструментом личностного развития ребенка. Очень важно классному руководителю создавать условия для процесса идентификации ребенка с коллективом класса.
Для классного руководителя, успешно сопровождающего детское сообщество, очень важно учесть, что классный коллектив не только субъект воспитания, но и объект влияния на каждого отдельного ребенка.
Сущность педагогического сопровождения процесса развития школьного класса представляет собой целенаправленное педагогическое влияние на класс, коррекцию негативных явлений в его жизни и использования того положительного, что делает процесс самоорганизации, происходящего в классе.
Интеграция этих влияний позволяет создавать классному руководителю максимально благоприятные условия для сопровождения личностного развития каждого воспитанника.
Центральной фигурой сопровождения личностного развития ребенка в общности (классе), безусловно, является классный руководитель. Именно он «прикасается» буквально ежедневно к личности ребенка.
Классный руководитель в реальности школьной жизни находится под постоянным процессом возникающих дел, забот, множества нерешенных педагогических проблем. Но именно классный руководитель может дать опыт построения отношений, помочь выстроить взаимную помощь, сформировать ответственность, уважение и терпимость.
Классный руководитель создает условия для психологической защиты ребенка от негативных влияний сверстников, среды, семьи. Он сопровождает школьный класс на реализацию важной социальной функции, т.к. каждый класс - это часть структуры школьного организма.
Очень важным принято считать, что классный руководитель должен помочь классу мыслить в постановке реальных жизненных проблем, которые предлагает решить в классе. Действительно, когда дети остро чувствуют значимость классного руководителя в решении проблем их индивидуальной жизни, то тогда классный руководитель выполняет истинное назначение детоводителя.
Организуя педагогическое сопровождение, классный руководитель должен помнить, во-первых, педагогическая оценка должна быть ориентирована на конкретную ситуацию в классе. Во-вторых, принимать во внимание душевное состояние ребят. В-третьих, не подлежит оценке поступок, пока не выявлены его мотивы. В-четвертых, оценка педагога (классного руководителя) - это всегда преломленный через призму личности педагога общественное мнение, поэтому не допускается персонализированный вариант оценивания.
Выбор форм и технологий сопровождения жизнедеятельности детей в классе во многом определяется той структурой, общностью, той деятельностью, в которую включены воспитанники. Это пространство должно удовлетворять насущным возрастным потребностям и быть благоприятным для развития личности. Классному руководителю нужно поддерживать желание ребят все испытать самим, страсть к приключениям, фантазии, стремление к независимости и самостоятельности, ответственность, потребность в проявлении себя.
Классный руководитель должен иметь в виду, что для современного детства важна общность. Сопровождая ребенка, классный руководитель первоочередное внимание уделяет определению целевых ориентиров класса, построению структуры деятельности, организации, объединению всех, распределению ролей, выработке норм и правил жизни классного коллектива. Как складывается в классе атмосфера взаимопривития, взаимопонимания друг друга, есть ли ценностно-смысловая близость детей. Именно это определяет необходимость сопровождения детской общности для самоутверждения ребенка. Задача педагога на пути поддержки детской общности - организовать такую деятельность, помочь детям включиться в нее.
Одним из важнейших элементов сопровождения является деятельность классного руководителя по оказанию помощи ребенку в решении значимых для него проблем. От того, насколько педагог-воспитатель обладает способностью вовремя заметить, правильно понять и корректно содействовать решению проблемной ситуации, в которой находится ученик, во многом зависит успешность педагогического влияния на развитие личности школьника, на становление и проявление его индивидуальности, на реализацию базовой потребности растущего человека - стать и быть самим собой.
Методической подсказкой для классного руководителя может служить такая технология деятельности, которая поможет в поддержке и сопровождении воспитанника в решении его проблем. Это может быть основанием создания некой педагогической модели.
1 этап: начальный. Он начинается с момента получения классного руководства одного или нескольких сигналов о возникающих у подростка значимых и трудноразрешимых проблем. Свидетельством этого является то обстоятельство в поведении, в отношениях, когда ребенок ведет себя не так, как вчера.
Сигналом является тревожные суждения о воспитаннике его одноклассников, учителей-предметников, обращение кого-либо к администрации, психологу, социальному педагогу. Возможен вариант попытки ребенка показать, что он нуждается в общении. И здесь требуется психолого-педагогическая готовность классного руководителя к принятию проблемы и поиску способов ее решения.
«Воспитатель должен подавить в себе, - подчеркивал известный русский педагог Константин Николаевич Вентцель, - всякое раздражение, которое может вызывать в нем, например, упрямый и своевольный ребенок, потому что раздражение создает между ним и ребенком непроходимую стену, поведет к взаимному отчуждению друг от друга, заставит ребенка замкнуться в себе, и тогда воспитатель утеряет всякий ключ к пониманию индивидуальности ребенка, а следовательно, и тех путей, которые могли бы вывести эту индивидуальность на хорошую и светлую дорогу». Подобную же мысль через полвека выскажут американские психологи-консультанты Роберт и Джина Байярд, которые в книге «Ваш беспокойный подросток» напишут: «Когда вы чувствуете себя обеспокоенными, расстроенными, сердитыми, то, скорее всего, ведете себя импульсивно и делаете то, что на самом деле дает прямо противоположное тому, что вы действительно хотите». (Байярд Р.Т., Байярд Дж., 2003).
На этом этапе классный руководитель подбирает приемы и методы, наиболее адекватные по отношению к выясненной проблеме: педагог непосредственно наблюдает размышления самих ребят, консультирует психолога, социального педагога, проводит «разговор по кругу».
2 этап можно определить, как контактный - это попытка классного руководителя установить контакт. На этом этапе важно определить психологическое состояние подростка, его готовность к общению, взаимодействию. Эту работу желательно проводить в контексте с психологом школы.
3 этап: операционно-диагностический. На этом этапе классный руководитель свои усилия направляет на «раскодирование» проблемы и определение причин ее возникновения. Каковы приемы деятельности классного руководителя?
Чаще всего применяются приемы невербальной эмоциональной поддержки. При их использовании воспитатель демонстрирует всем своим видом, что он внимательно слушает собеседника, подкрепляет высказывания ученика своими эмоциями: корректно удивляется, сочувствует, сопереживает, положительно или отрицательно реагирует на сказанное. К числу незаменимых способов организации доверительной беседы следует отнести прием «Перефраза», когда педагог делает очень близкое к оригиналу краткое повторение высказанного ребенком в виде утверждения или вопроса. Известный российский психолог Р.С. Немов рекомендует начинать перефразу словами: «итак...», «ты сказал...», «правильно ли я вас поняла...». (Немов, Р.С., 2018).
Обязательно надо помнить о том, что говорит ребенок, так называемый примем «глазами ребенка». Создавая благоприятную эмоциональнопсихологическую атмосферу, классный наставник тем самым побуждает своего воспитанника рассказать о том, что его в данный момент волнует, кто или что могло стать причиной возникшей трудности.
4 этап: проектный. Основное содержание на этом этапе - организация такой деятельности, которая учитывает два момента: во-первых, подросток сам при поддержке классного руководителя определяет пути и способы решения возникшей проблемы, во-вторых, педагог и подросток договариваются о формах и способах взаимодействия.
Технологический арсенал совместной работы взрослого и ребенка составляют такие приемы и методы, как:
- методы самопроектирования и педагогического проектирования;
- прием «Анализ способов решения чужой проблемы»;
- метод договора.
Метод самопроектирования позволяет ученик сформировать в своем сознании представления о возможных вариантах решения проблемы.
5 этап: деятельностный. На этом этапе ученику предстоит осуществлять проектный замысел. Понятно, что для преодоления каждой проблемы потребуется определенная деятельность. Различные проблемные ситуации объединяет одно - активная деятельность ученика.
Представляется очевидной задача классного руководителя на этом этапе - обеспечение поддержки активности ученика по осуществлению разработанного проекта. Применяя методы стимулирования и оказывая консультативную помощь, педагог старается поддержать стремление и активность ребенка по выполнению плана намеченных действия.
Однако разрешением проблемной ситуации технологическая цепочка педагогической поддержки не завершается.
6 этап: результативно-аналитический. В ходе него целесообразно обсудить вместе с ребенком успехи и неудачи, которые встретил он на своем пути в процессе преодоления трудности. Приемы рефлексии и саморефлексии помогают ученику осмыслить сделанное на предыдущих этапах и обогатить тем самым свой жизненный опыт.
Важным элементом рефлексивной деятельности является констатация факта разрешения проблемы. Ученик и классный руководитель должны быть твердо убеждены в том, что проблемная ситуация разрешена. Если в процессе рефлексии они делают прямо противоположный вывод, то происходит переформулирование затруднения и возвращение к начальным звеньям технологической цепочки. Так следует действовать до тех пор, пока проблема не будет окончательно решена.
Обеспечение данной технологической цепочки результативно и возможно тогда, когда в качестве принципов педагогического взаимодействия классный руководитель избирает следующие:
- согласие ребенка на помощь и поддержку;
- опора на наличные силы и потенциальные возможности личности учащегося;
- вера в эти возможности;
- ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
- совместность, сотрудничество, содействие;
- конфиденциальность;
- доброжелательность и безоценочность;
- безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
- реализация принципа «не навреди»;
- рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
Одним из важных аспектов деятельности классного руководителя в современных условиях является сопровождение индивидуализированной помощи ребенку.
Каковы могут быть направления этой работы сегодня?
Первое направление - система действий педагога по обеспечению благоприятного положения ребенка в системе групповых отношений. Классный педагог для каждого ребенка находит достоинство, которое нужно отметить, опираясь на его достижения. Это могут быть выражения: «У него своя точка зрения», «Он (они) нас только внимателен...», «Он (они) интересен своих высказываниях» и т.д.
Все это придает уверенность ребенку, определяет положительное к нему отношение. Очень важно классному руководителю быть озабоченным созданием ситуации успеха для всего коллектива класса. Но ситуация успеха не исключает ситуации неуспеха. Вот что по этому поводу высказала Н.Е. Щуркова, доктор педагогических наук: «Неуспех же, чтобы стать сильнейшим импульсом и доставить внутреннее глубокое удовлетворение, организуется тонко, ярко, красиво, экспрессивно, так чтобы ребенок видел в развернувшейся ситуации большую веру в его способности».
Второе направление, по которому идет внимание педагога в индивидуальности, связано с разнообразием деятельности и предпочтениями каждого из учеников какого-то одного вида деятельности. «Деятельностная ниша» каждого ребенка позволяет ему утверждать свое уникальное «Я», держать равновесие «успех-неуспех», сохранять бодрость и радость жизни, а главное, претендовать на реальное заслуженное уважение, подкрепляя его индивидуальными заслугами.
Третье направление - организация внешне выраженного в словах, мимике, действиях и расположения к каждому ребенку внимания, заботы, признания, восхищения.
Четвертое направление - классный руководитель отводит время для индивидуальных коротких бесед.
В помощь классному руководителю мы выделим основные шаги алгоритма сопровождения воспитанников классного сообщества:
Шаг 1. Обозначьте проблемы класса, требующие разрешения. Обозначьте по возможности поля проблем каждого ребенка.
Шаг 2. Проясните сферы вашей помощи в союзе с коллегами.
Шаг 3. Что вы можете предложить для решения проблемы класса и конкретного воспитанника?
Шаг 4. Услышьте мнения ваших ребят! Конкретную позицию того или иного ребенка.
Шаг 5. Должны появиться конкретные шаги в решении проблем. Ключевым для вас является вопрос: что необходимо предпринять, чтобы обезопасить детей от этой проблемы. Что нужно лично вам, учителю, работающему в классном детском сообществе? Инициируйте мыслительную педагогическую деятельность, советуйтесь с психологом, социальным педагогом, семьей.
Шаг 6. Спросите себя, все ли я предпринял, все ли условия и правила педагогической деятельности учтены.
Шаг 7. Обладаю ли я как педагог, классный руководитель всеми резервами и возможностями для преодоления проблем в классном сообществе и в работе с конкретными личностями.
Вопросы:
1. В чём состоит сущность педагогического сопровождения процесса развития школьного класса?
2. О чём важно помнить классному руководителю, организующему педагогическое сопровождение?
3. Какие приемы и методы включает технологический арсенал совместной работы взрослого и ребенка?
4. Чем важна констатация факта разрешения проблемы в рамках рефлексивной деятельности?
5. Каковы основные шаги алгоритма сопровождения воспитанников классного сообщества?
Выполняя свои профессиональные функции, социальный педагог образовательной организации сопровождает ребенка на протяжении всего пути его развития, по возможности своевременно выявляя и устраняя причины, порождающие те или иные формы отклоняющегося поведения. Социальный педагог - это защитник интересов ребенка, посредник между личностью и государственно-общественными социальными службами, наставник, уделяющий особое внимание формированию нравственных ценностей растущей личности и включение ее в социум, что особенно важно в сложившихся политических и социально-экономических условиях современной России.
Наши школьники - это школьники нового времени, но причины возникновения у них дезадаптивного поведения те же: нехватка родительского внимания, деформация института семьи, национальных идеалов и ценностей, среди которых на первый план четко выходят материальные, безразличие к жизни, неустойчивая жизненная позиция, страх перед будущим (Тели- на И.А., 2013). Неудивительно, что, начиная работать с детским коллективом, социальный педагог зачастую встречает с их стороны настороженное, а то и враждебное отношение. С точки зрения детей, это еще один взрослый, обладающий неким закосневшим, архаичным мировосприятием, который собирается их «исправлять»: будет читать скучные нотации, осуждать, запугивать и т.д. А потому они всегда готовы вступить либо в активное противоборство - защищать себя, свои взгляды, друзей, свое поведение, либо замкнуться, пропустив все, что будет говориться, «мимо ушей». Поэтому, важным становится первый контакт с детским сообществом, и одной из задач социального педагога следует назвать включенность в жизнь современных детей, подростков и молодежи.
Работая с «цифровым поколением», социальному педагогу приходится «держать руку на пульсе», принимая во внимание основные тенденции, направления, интересы детского сообщества.
В условиях постоянно меняющегося мира появляются и новые формы дезадаптивного поведения.
Так, случившаяся компьютеризация столкнула социум с явлением подростковой игромании и интернет-зависимости, ведь современные школьники не только общаются посредством Интернета, они живут в нем, что приводит к нарушениям межличностной коммуникации. Виртуальное общение, с одной стороны, позволяет подростку найти сообщество по интересам, выразить себя, с другой - несет в себе определенные риски, например, вовлечение в экстремистские группировки. Появляются новые виды субкультур, связанные с информационным пространством: геймеры - игроки в компьютерные игры, хакеры - взломщики различных Интернет-ресурсов, блогеры и видеоблогеры - люди, которые регулярно добавляют записи преимущественно развлекательного (новостного, личного, реже - информационного) характера в социальных сетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, Twitter, персональной ленте публикаций Яндекс.Дзен, видеохостинге YouTube и др. (Цымбаленко С.Б., Макеев П.С., 2015).
Помимо Интернета, подростков привлекают и другие формы «ухода от реальности»: ролевые игры (полевые фэнтези-игры, исторические реконструкции, военные игры и т.д.), настольные («Манчкин», «Подземелья и драконы» и т.д.), реалити-квесты (симуляция игровой реальности какого-либо фильма и приключения, решение головоломок, подбор кодов и т.д.). Появляются и такие виды субкультур, как фанаты аниме (любители японской мультипликации), райтеры (те, кто рисует граффити на стенах), фанаты футбола и околофутбола (офники), фанаты различных музыкальных течений (рэп, рейв, рок и т.д.) и другие.
Склонные к риску подростки вводят в моду такие виды «опасного досуга», как паркур (преодоление препятствий и выполнение уличных трюков с использованием стен зданий, крыш, различных урбанистических сооружений), руфинг (передвижение по крышам, выполнение различных трюков на верхних точках зданий), диггерство (исследования искусственных подземных сооружений, подвалов), сталкерство (исследование заброшенных или недостроенных объектов), опасное селфи (вид фотографирования себя, например, на строительном кране, на краю заброшенного железнодорожного моста и т.д.) и другие (Методические материалы ..., 2018).
Знакомясь с детским коллективом и изучая его как на основе стандартных диагностических методик (наблюдений, бесед, анкетирования и т.д.), так и посредством бесед с учителями-предметниками, классным руководителем, классным сообществом, через отслеживание страничек в социальных сетях, группах, в которых состоит ребенок, социальный педагог составляет портрет школьника с учетом его интересов, ценностей и наклонностей. Понимание того, к чему стремится и каким видит себя растущая личность, с какими проблемами сталкивается, лежит в основе психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Главный вопрос подрастающего человека - это вопрос самоидентификации, осознания себя личностью не только в макросоциуме, но в том числе и в семье, и в классном коллективе. Не каждый ребенок понимает свою роль в нем и не видит себя в долговременной перспективе. Более того, на вопрос: «Каким ты видишь себя через пять, десять, пятнадцать лет?» многие дезадаптированные подростки ответить затрудняются, живя сегодняшним днем и ощущая себя потерянными без жизненной цели. В тупик приводят и тематические беседы на темы: «Чего я хочу добиться в этой жизни? Как я себе представляю свою будущую жизнь? В чем мой успех мог бы состоять?». Эти и другие подобные вопросы глубоко волнуют ребят, особенно тех, кто уже имеет опыт жизненной неустроенности и неудач, а вот ответы на эти вопросы требуют от каждого человека личностного и жизненного самоопределения, постановки целей, планирования своей жизни, умелого преодоления возникающих на пути трудностей. И здесь начинается непосредственный этап профессионального взаимодействия социального педагога с ребенком посредством таких форм, как информирование, консультирование, гуманизация условий учебы, труда и быта, включение ребенка в социально полезную, трудовую деятельность, создание условий для реализации творческих возможностей личности, использование созидательного потенциала обычаев и традиций и т.д. В этом основная задача социального педагога - быть не наблюдателем, а организатором и непосредственным участником совместной детско-взрослой деятельности, побуждать ребенка к активности, поиску выхода из трудной ситуации (Телина, И. А., 2013).
Организация социальным педагогом досуговой и социально значимой деятельности, таких, как волонтерство, фестивали, вовлечение в обустройство пришкольной или дворовой территории, клубная работа, дополнительное образование, временное или частичное трудоустройство может послужить альтернативой вхождению детей в антисоциальные группировки и субкультуры, профилактикой для различных форм аддиктивного и противоправного поведения. Главное, чтобы совместная детско-взрослая деятельность была просоциальной, интересной, значимой для ребенка и включать преодоление трудностей, вызывать сильные эмоции.
Кроме того, социальному педагогу приходится выполнять терапевтическую функцию, помогая предвосхищать и разрешать конфликтные ситуации, складывающиеся в детском коллективе, преодолевать «нелюбовь к себе» у дезадаптированных детей.
Часто родители и педагоги пытаются воздействовать на «трудных детей» по принципу «стань таким, как я хочу или каким надо быть», не учитывая при этом ни особенности, ни возможности растущего человека. Взрослый выстраивает в своей фантазии образ идеального ребенка, а затем всячески «подтягивает» к этому образу своего реального сына, дочь или ученика. Задача же социального педагога - научить ребенка принимать себя таким, какой он есть, опираясь на внутренние ресурсы, на лучшее в себе. Исправлять не себя самого, а свое поведение, отношение к себе, окружающим и разным аспектам своей жизни.
Говоря о жизненных целях ребенка, социальному педагогу полезно самому уметь и быть готовым разбираться в более или менее сложных житейских вопросах. Прежде всего это особенности некоторых профессий (содержание работы, режим, зарплата, необходимое образование и т.п.) - технических, которые часто предпочитают мальчики (автослесарь, наладчик, водитель, механик по компьютерам и т.д.), или связанных с модой или общением с людьми, которые обычно предпочитают девочки (дизайнер, визажист, воспитатель и т.д.). Кроме того, одной из наиболее важных целей у девочек- подростков часто фигурирует «иметь хорошую семью». И здесь требуется умение тактично выяснить, что имеется в виду под «хорошей» семьей, дать рекомендации по общению с противоположным полом. Неплохо, если педагог может привести какие-то конкретные примеры из жизни, касающиеся выбираемых подростками целей, имеет соответствующую подборку статей из газет, журналов, видеоролики на актуальную тему и т.п.
В ходе психолого-педагогического сопровождения социальному педагогу необходимо стать для ребенка партнером, а где-то и примером для подражания. Наилучшего результата возможно достигнуть, если социальный педагог:
- всегда готов выслушать ребенка;
- способствует созданию дружественной и поддерживающей атмосферы в детском коллективе с ориентацией обучающихся на совместную деятельность и сотрудничество;
- говорит о личных интересах каждого ученика, ненавязчиво пропагандируя просоциальные формы досуга и здоровый образ жизни;
- предоставляет альтернативу: разнообразные виды досуговой деятельности;
- создает ситуацию успеха;
- способствует развитию критического мышления ребенка;
- способствует развитию умения ребенка отстоять свою точку зрения. Определяя роль социального педагога в психолого-педагогическом
сопровождении ребенка в современной образовательной организации, уместно вспомнить слова доктора биологических и доктора филологических наук Т.В. Черниговской: «Задачи современного образования - воспитание спокойного отношения к постоянным переменам, обучение способности учиться и противостоять стрессу, научить сохранять человечность в цифровом мире».
Вопросы:
1. К чему должен быть готов социальный педагог, начинающий работу с детским коллективом?
2. В чём состоят особенности самоидентификации подростка?
3. Какой должна быть организация социальным педагогом досуговой и социально значимой деятельности?
4. Какими качествами должен обладать социальный педагог, чтобы достичь наилучшего результата?
Источник: Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в современном образовательном пространстве: Учебно-методическое пособие / А.И. Григорьева, Е.С. Арбузова, Т.В. Дьячкова, Л.В. Заика, А.А. Кацеро, Е.А. Рыбакина. - Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2019. - 216 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |