На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психолого-педагогического сопровождение развития ребенка как деятельность образовательной организации - Психолого-педагогическое сопровождении ребенка как суть деятельности педагога-психолога
Психолого-педагогического сопровождение развития ребенка как деятельность образовательной организации - Психолого-педагогическое сопровождении ребенка как суть деятельности педагога-психолога
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Психолого-педагогического сопровождение развития ребенка как деятельность образовательной организации
Психолого-педагогическое сопровождении ребенка как суть деятельности педагога-психолога
Учитель-предметник - субъект психолого-педагогического сопровождения
Роль классного руководителя в психолого-педагогическом сопровождении классного сообщества
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации (позиция социального педагога и задачи сопровождения)
Все страницы

 


2. Психолого-педагогическое сопровождении ребенка как суть деятельности педагога-психолога


Модернизация образования сопровождается изменением требований к содержанию деятельности педагога-психолога. Заложенный в основу ФГОС компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу. Смысл такого подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.
Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность периодически приобретает исследовательский или практикопреобразовательный характер. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.
Как изменяется роль педагога-психолога образования в решении задач реализации ФГОС?
Согласно профессиональному стандарту «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», основная цель деятельности педагога-психолога - психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления.
Задачи деятельности педагога-психолога образовательной организации, исходя из содержания ФГОС общего образования и профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», направлены на:
- создание системы психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс;
- обеспечение формирования и развития универсальных учебных действий и личностных результатов как собственно психологической составляющей ядра образования;
- разработку критериев и методов оценивания сформированности метапредметных и личностных компетенций;
- разработку системы повышения психологической компетентности участников образовательного процесса (администрации, педагогов, родителей, обучающихся);
- взаимодействие с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей и развивающей траектории образовательной организации;
- подготовку методических материалов по психологическому сопровождению обучающихся;
- психологическое сопровождение реализации основной образовательной программы.
Психолого-педагогическое сопровождение - это целостная, системно организованная деятельность психолога и педагогического коллектива, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде.
Новые образовательные стандарты существенно изменили «расстановку сил» всех участников образовательного процесса. Педагоги, которые работали в «ЗУНовской» парадигме, сейчас переходят к парадигме развивающей, которая предполагает, в первую очередь, всестороннее развитие ребенка. В рамках этой новой парадигмы педагог-психолог становится фигурой, равновеликой фигуре учителя.
Занимая одну из ключевых позиций в образовательном учреждении, педагог-психолог выполняет новые обязанности (Приложение 2):
• Отвечает за измерение результатов обучения, то есть, в частности, за определение уровня формирования компетенций учащихся;
• Отвечает за учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям. В том числе в условиях организации инклюзивных процессов в образовании;
• Владеет соответствующими компетенциями построения индивидуальных образовательных траекторий - знает, как построить работу и распределить ответственность между различными участниками образовательного процесса.
Следовательно, суть деятельности педагога-психолога состоит в том, чтобы сопровождать ребенка в процессе всего обучения в школе. По мнению Н.В. Кермли, сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и трудности, которые возникают у него на пути. Помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем мире, познавать себя. Но при этом не контролирует, не навязывает свои методы, идеи и ориентиры. И только в случае, когда ребенок заблудится или будет нуждаться в помощи, помогает ему вернуться на свой путь. Ни сам ребенок, ни его провожатый не могут значительно влиять на происходящее вокруг. Взрослый также не может наставить ребенка на путь, по которому обязательно надо идти. Выбор пути - это право каждой личности, но если на определённых этапах с ребенком оказывается человек, способный облегчить процесс выбора, то это большое преимущество. Сопровождение - «метод, который обеспечивает создание условий для принятия школьником оптимальных решений в разных ситуациях жизненного выбора, особенно во время определения профиля обучения» (Фуряева Т.В., Каблукова И.Г., 2007).
Именно в подобном сопровождении школьника на каждом этапе его обучения в школе и видится главная цель психолого-педагогической практики в школе.
Содержание и организация психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного пространства в условиях реализации ФГОС предполагает также расширение перечня используемых психологопедагогических технологий, а именно:
- моделирование и проектирование (образовательного пространства, образовательных маршрутов, индивидуальных траекторий развития);
- экспертиза (оценка соответствия образовательной среды - образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов - поставленным развивающим и воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, уровню психологической компетентности);
- мониторинг (исследование развивающего характера и безопасности образовательной среды; психологический анализ урока; преодоление психолого-педагогических проблем участников образовательного процесса, в том числе диагностика сформированности УУД);
- консилиум (как совместная педагогическая рефлексия решения задач индивидуальной стратегии сопровождения ребенка, определение конкретных путей их решения в условиях специализированного обучения и т.д.);
- тьюторство (проектирование зоны ближайшего развития, работа с личным интересом - потребностью - учащегося, формирование творческих компетентностей и т.д.);
- адресность (определение характера проблемы; поиск специалиста, способного решить проблему; содействие в установлении контакта со специалистом; подготовка сопроводительной документации; отслеживание результатов взаимодействия);
- информационные технологии (сетевое взаимодействие, веб-сайт ОУ, интерактивные системы информирования, мультимедийные презентации в просветительской и консультативной деятельности, компьютерная психодиагностика).
Кроме того, в обучении средней и старшей ступеней используются проектные, исследовательские, дискуссионные технологии. А также педагогика сотрудничества, учебных проблемных ситуаций, проблемного диалога, обучение смысловому чтению, ИКТ-технологии.
В новой парадигме психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как комплексная технология, в связи с этим эффективный педагог-психолог обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса.
Важное место в образовательном процессе и в психолого-педагогическом сопровождении детей занимает психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разъяснительная и информационная работа.
Психическое здоровье учащихся.
В ситуации, когда в ходе образовательного процесса увеличиваются нагрузки на ребенка (не важно, эмоциональные или учебные) субъектами образовательного процесса явно не планируется желание «перегрузить» ребенка, а достичь большей обученности и воспитанности в соответствии с имеющимся федеральным стандартом.
Отсутствие четких и понятных для педагогов критериев максимальной, но в то же время оптимальной нагрузки вызывает необходимость со стороны других «вспомогательных» субъектов образования контролировать состояние ребенка, уравнивания эти воздействия с имеющимися у ребенка возможностями.
Создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды предполагает:
- психологическое сопровождение детей «группы риска», в том числе из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников, профессиональная ориентация обучающихся;
- психологическая подготовка обучающихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ;
- сопровождение педагогов в аттестационный период, проведение профилактических мероприятий с родителями и педагогами по преодолению конфликтных ситуаций в образовательной среде, профилактике суицидального поведения и наркомании, созданию благоприятного психологического климата в семье и установлению благоприятных детско-родительских отношений;
- размещение стендовой информации по вопросам психологии и оказания психологической помощи различными организациями - проведение организационно-методической работы, анализа результативности и эффективности психологического сопровождения.
Кроме этого в сопровождении образовательного процесса могут присутствовать мероприятия, которые ориентированы на выполнение специального запроса конкретного общеобразовательного учреждения (психологическое сопровождение экспериментальной деятельности и т.д.)
Индивидуализация образовательных маршрутов рассматривается в широком смысле, т.е. от развития одаренности детей до сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Для сохранения психического и физического здоровья, развития одарённости у детей, педагогу-психологу совместно с педагогическим коллективом необходимо решать задачи по разработке индивидуальных образовательных маршрутов; формированию адекватной самооценки; охране и укреплению физического и психологического здоровья; профилактике неврозов; предупреждению изоляции одаренных детей в группе сверстников; развитию психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.
Состав группы обучающихся с ОВЗ в настоящее время явно меняется, при этом выделяются два взаимосвязанных процесса. Одной из ведущих современных тенденций является рост доли детей с тяжёлыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развёрнутой системы специальных условий обучения и воспитания.
Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ достигает к началу школьного обучения близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным. Существенную роль в таком изменении ситуации играет раннее (на первых годах жизни) выявление и ранняя комплексная помощь детям, внедрение в практику научно обоснованных и экспериментально проверенных форм организации совместного обучения здоровых дошкольников с детьми с ОВЗ, принципиально новых подходов и технологий их обучения.
Часть наиболее «благополучных» детей с ОВЗ «уходят» в общеобразовательное пространство. На фоне интеграции/инклюзии части наиболее «благополучных» обучающихся с ОВЗ растёт доля детей со сложной структурой нарушения развития. Эти взаимосвязанные тенденции изменения состава обучающихся являются устойчивыми, вследствие чего встают задачи более точной, чем в настоящее время, дифференциации уровней образования детей с ОВЗ и обеспечения гарантий получения специальной психологопедагогической помощи детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Достижения в развитии цифровых технологий, отоларингологии, аудиологии, специальной психологии и коррекционной педагогики, согласованные действия специалистов разного профиля в системе междисциплинарной помощи детям с ОВЗ приводят к появлению новых групп обучающихся с ОВЗ - их медицинский и социально-психологический статус меняется на протяжении детства.
Эффективная реализация включения особого ребенка с особыми потребностями в среду общеобразовательного пространства невозможна без комплексного специализированного психолого-педагогического сопровождения. В общей сложности сопровождение ребенка или группы детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе как одно из приоритетных направлений деятельности инклюзивной образовательной практики, может быть определена как система профессиональной деятельности, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия. (Битянова М.Р., 1998).
Основные задачи деятельности педагога-психолога:
1. Создание условий для реализации психологических возрастных и индивидуально-личностных возможностей учащихся.
2. Оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии.
3. Проведение диагностических исследований по программе мониторинга требований ФГОС.
4. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
5. Участие в развитии и проектировании развивающей образовательной среды школы.
Основные направления деятельности.
I. Работа с учащимися и ученическими коллективами.


Задачи:
1. Отслеживание психического развития конкретных детей, уровня сформированности универсальных учебных действий на отдельных возрастных этапах
2. Создание условий для реализации возрастных и индивидуальнопсихологических возможностей учащихся в образовательном процессе.
3. Оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии.
4. Развитие психологической компетентности учащихся.
5. Создание условий для социально-психологического развития ученических коллективов.


Основные виды деятельности:
1. Психолого-педагогическая диагностика сформированности универсальных учебных действий, участие в мониторинге реализации ФГОС.
2. Развивающая работа со всем ученическим коллективом.
3. Психологическое обучение и просвещение школьников.
4. Коррекционно-развивающая и консультативная работа с отдельными учащимися.
5. Диспетчерская работа.
II. Работа психолога с родителями.


Задачи:
1. Повышение уровня психологической компетентности родителей учащихся.
2. Включение родителей в процессе решения образовательных и развивающих задач в отношении их ребенка и класса в целом.


Виды деятельности:
1. Консультирование родителей конкретных учащихся по проблемам воспитания и психологического развития их детей.
2. Информирование и просвещение родителей.
3. Совместная развивающая работа родителей с детским коллективом.


III. Работа с педагогическим коллективом школы.


Задачи:
1. Совместное решение психолого-педагогических проблем и задач развития учащихся.
2. Предоставление педагогам психологической информации о процессе развития отдельных учащихся и ученических коллективов.
3. Участие в проектировании и анализе уроков в соответствии с требованиями ФГОС по формированию универсальных учебных действий.
4. Анализ и проектирование социально-психологической среды класса, способствующей обучению и развитию учащихся.
5. Оказание комплексной помощи ребенку, имеющему трудности в обучении и развитии.


Виды деятельности:
1. Проектирование и анализ уроков в соответствии с требованиями ФГОС по формированию универсальных учебных действий.
2. Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, воспитанием и психологическим развитием учащихся и ученических коллективов.
3. Подготовка и проведение психолого-педагогических консилиумов.
4. Разработка и реализация совместных программ психологопедагогической работы с отдельными учащимися или ученическим коллективом.
5. Методическая поддержка работы классного руководителя с учащимися и родителями.


IV. Работа с администрацией.


Задачи:
1. Согласование планов психологической работы с планами работы других структур, программой школы, концепцией развития по реализации требований ФГОС.
2. Предоставление психологической информации, необходимой для принятия руководителем обоснованных управленческих решений.


Виды деятельности:
1. Консультации с администрацией по вопросам деятельности психолога.
2. Информирование администрации по психологическим вопросам.
3. Совместное планирование.


Необходимая управленческая поддержка деятельности психолога.
1. Внесение в план школы диагностических, развивающих и обучающих мероприятий психологической службы (психолога) по реализации ФГОС.
2. Создание условий для реализации сотрудничества педагогов и психологов (организация и поддержка управленческими решениями работы психологических консилиумов, контроль за выполнением решений консилиумов и проведением запланированных психолого-педагогических мероприятий и т.д.).
3. Создание общешкольной концепции сотрудничества с родителями.
4. Создание кабинета психолого-педагогического сопровождения, обеспечение необходимыми материалами и оборудованием для осуществления деятельности педагога-психолога.
5. Получение согласия родителей на проведение диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий с их детьми.
6. Рассмотрение и утверждение планов и программ психологической работы.
7. Обеспечение возможностей для привлечения других специалистов к работе с трудными случаями (логопеда, психоневролога, нейропсихолога, нарколога и т.д.).
8. Предоставление времени для методической работы и обработки данных диагностики.


Методическое обеспечению деятельности психолога.
1. Обеспечение психолога диагностическими материалами для проведения скрининговых исследований в классах, работающих в условиях новых ФГОС.
2. Научно-методическое обеспечение диагностики, проводимой психологом в рамках мониторингов образовательных программ и отслеживания результатов собственной деятельности.
3. Обеспечение коррекционно-развивающими программами для организации помощи детям, учащихся в условиях новых ФГОС
4. Обеспечение методической литературой и методическими разработками для просветительской работы с родителями и педагогами.
5. Обеспечение необходимыми методическими материалами для индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы (игрушки, развивающие материалы, музыкальное сопровождение и др.).
6. Обеспечение методическими материалами для организации сотрудничества педагогов и психологов школы (консилиумов, совместных психологопедагогических программ и проектов и т.д.).


Документация.
1. План работы на год и на каждую четверть (понедельный).
2. Журнал со следующими разделами:
- развивающие занятия;
- консультации (отдельно - детей, педагогов и родителей);
- направления к специалистам.
3. Программы развивающих занятий и учебных курсов.
4. Тематические планы учебных курсов по психологии.
5. Справки по итогам мониторингов проводимых мероприятий и реализуемых программ.
6. Диагностические карты учащихся и класса.
7. Отчет и аналитическая справка по итогам года.


Критерии эффективности работы педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения.
Критериями эффективности деятельности в условиях реализации ФГОС являются:
1. Динамика уровня развития и воспитанности обучающихся.
2. Улучшение адаптационных возможностей; положительная динамика и устойчивые результаты коррекционно-развивающей работы.
3. Рост психологической компетентности педагогов, рост профессионального уровня коллектива, повышение эффективности форм работы с детьми и родителями.
4. Улучшение психологического климата в педагогическом и классных коллективах.
5. Рост профессионального мастерства учителей, изменение характера их затруднений, уменьшение количества затруднений в элементарных психологических вопросах.
6. Сотрудничество, сотворчество всех участников образовательного процесса, демократизм действий с опорой на данные диагностики (мониторинговых исследований) свобода выбора методов и средств обучения.


Вопросы:
1. В чём суть компетентностного подхода в образовании?
2. Что предполагает создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды?
3. В чём проявляются современные тенденции в работе с детьми с ОВЗ?
4. Каковы основные задачи деятельности педагога-психолога?
5. По каким критериям измеряется эффективность работы педагога- психолога в системе психологического сопровождения?



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.