На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психолого-педагогического сопровождение развития ребенка как деятельность образовательной организации
Психолого-педагогического сопровождение развития ребенка как деятельность образовательной организации
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Психолого-педагогического сопровождение развития ребенка как деятельность образовательной организации
Психолого-педагогическое сопровождении ребенка как суть деятельности педагога-психолога
Учитель-предметник - субъект психолого-педагогического сопровождения
Роль классного руководителя в психолого-педагогическом сопровождении классного сообщества
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации (позиция социального педагога и задачи сопровождения)
Все страницы

1. Модель деятельности образовательной организации и позиция заместителя директора в обеспечении психолого-педагогической поддержки развития личности ребенка в образовательной деятельности: управленческий аспект

Сегодня воспитательная деятельность в образовательных организациях строится в новых социально-культурных условиях. Для заместителя директора, курирующего вопросы воспитательной деятельности, выстраивать процесс управления необходимо исходя из понимания складывающихся ситуаций в социальной жизни детей, подростков, молодежи. Проблема знания ценностного мира детства и юношества - это центральная системообразующая проблема современного воспитания, ибо целью воспитания является формирование эмоционально-ценностного отношения человека к миру, обществу, самому себе. Задача воспитания - это целенаправленное управление процессом развития ценностного мира современных детей, а воспитательная деятельность педагога - это деятельность, обеспечивающая условия для развития личности каждого ребенка.

В изменившейся социокультурной ситуации (расширение информационной среды, глубокие изменения в мире труда, смена в течение жизни нескольких специальностей и др.) изменились и сами дети, поэтому особое внимание в сфере воспитания необходимо уделить созданию условий для развития личности, которая будет мобильна, инициативна, сможет сотрудничать, самостоятельно действовать в ситуации выбора, сумеет не только жить в гражданском обществе, но и создавать его.
Поэтому на заместителя директора, курирующего воспитательную деятельность, ложится особая нагрузка. Он «отвечает» за образ жизни образовательной организации и ученического коллектива, что включает в себя представление о построении деятельности, общения и отношений в учебном заведении, определение системообразующих связей и факторов, выявление приоритетных направлений совместной деятельности. Важен не только набор привлекательных видов деятельности, но и их иерархия, которая характеризует своеобразие «лица» школы. В поле зрения заместителя директора находятся стиль, формы и способы делового и межличностного общения, характер и принципы построения отношений между субъектами воспитательного процесса, определяющие дух образовательной организации и возможности формирующего влияния на личность обучающегося.
Заместитель директора, который сегодня управляет воспитательным процессом, должен учитывать несколько принципиальных положений, которые обеспечивают психолого-педагогическую поддержку развития личности ребенка:
• ориентация на развитие личности конкретного ребенка;
• организация образовательного процесса на основе компетентсного подхода. А компетентность понимается как способность (умение) продуктивно, а значит созидательно решать проблемы не только на уроке, но и за его приделами;
• выделение как особых образовательных результатов школьника, таких социально значимых качеств, как инициативность, самостоятельность, ответственность, способность к сотрудничеству, способность к продуктивному действию - созиданию;
• организация детско-взрослых сообществ;
• активное использование новых педагогических технологий (проектов) внеучебных форм деятельности;
• расширение образовательного пространства;
• широкое использование социального партнерства;
• развитие системы дополнительного образования в школе;
• оценка не только академической успешности школьников, но и их личностных достижений, в том числе во внеурочной деятельности.
Не будем забывать, что в педагогических технологиях, которые обеспечивают психолого-педагогическую поддержку развития личности ребенка, как бы сами по себе они не были научно обоснованы и проверены, личностный фактор всегда имеет большое, а иногда и определяющее значение.
Поэтому к заместителю директора, курирующему воспитательную деятельность в образовательной организации, предъявляются особые требования. Чтобы деятельность была плодотворной, он должен обладать следующими качествами:
• во-первых, это личные лидерские качества: умение убедить, увлечь, повести за собой, организовать. Способность увидеть сильные и слабые стороны коллег, умение взаимодействовать с ними. Требуется высокий уровень развития коммуникативности и эмоциональности.
• во-вторых, это профессиональные качества: приверженность гуманистической педагогике, компетентность, креативность, эмпатийность и рефлексия.
Педагогическая деятельность в обеспечении психолого-педагогической поддержки развития личности ребенка в образовательной организации - это переплетения действий педагогов. Эти действия, эти влияния могут быть едины, могут дополнять друг друга, но могут вступать в противоречия и взаимно уничтожать усилия каждого из субъектов. Задача заместителя директора - создание единого воспитательного коллектива, поскольку воспитательная деятельность вырабатывает общую цель как для обучающихся, так и для педагогов и родителей. Они являются субъектами совместной деятельности. Между ними возникают и развиваются (в том числе и в результате специального управления) личностные отношения^
С позиции авторов данного пособия управленческая деятельность в сфере воспитания может выстраиваться по нескольким направлениям.
1. Создание единого педагогического сообщества в образовательной организации.
Педагогическое сообщество - это сообщество людей, имеющих как образовательные ценности, так и соответствующие их реализации деятельностные и культурные нормы. Необходимо организовать педагогическую деятельность по выработке единых целей и ценностных ориентаций участников педагогического процесса и организации совместного творчества педагогов.
Для обеспечения психолого-педагогической поддержки развития личности ребенка необходимо создание в образовательной организации психологического комфорта для педагогов, атмосферы общих интересов, взаимной терпимости, отсутствие личных конфликтов в педагогическом коллективе, распределение педагогических ролей с учетом и опорой на личность воспитателя, его педагогическую индивидуальность, возможность
каждому педагогу реализовать себя в том или ином виде педагогической деятельности, осознание своей нужности и полезности в школе.
Данная управленческая деятельность начинается с изучения личности самого педагога, его внутренних качеств, его интересов как «человека по профессии педагог» (В.А. Караковский). Чтобы педагогическая деятельность обеспечила психолого-педагогическую поддержку развития личности ребенка в образовательной организации необходимо:
• учет личностей педагогов, работающих в одном классе. (программа «Классный руководитель как лидер команды педагогов, работающих в одном классе»);
• учет темперамента классного руководителя и класса;
• учет личностей классных руководителей, работающих в одной параллели;
• преемственность классного руководителя начального и среднего звена и т.д.
2. В управлении становлением педагогическим сообществом ведущее место занимает процесс организации совместного творчества педагогов.
Потенциал совместного творчества педагогов складывается из совместноиндивидуальной деятельности (каждый сам по себе, а результат общий), совместно-последовательной (один начал - другой продолжил эту деятельность), совместно - взаимосвязанной (совместная разработка, осуществление и осмысление деятельности).
Именно в совместно - взаимосвязанной деятельности происходит наращивание делового единства и творческого потенциала педагогического сообщества. Организация подобной деятельности может быть выстроена по следующей схеме:
• совместная выработка общей педагогической «идеологии» - целей, ценностей, норм обучающей и воспитывающей деятельности в школе;
• совместная выработка, освоение общих педагогических технологий, способов педагогической работы;
• накопление разнообразного опыта совместной деятельности педагогов со всеми ее атрибутами: постановкой задач, выбором, планированием, осуществлением дел, осмыслением результатов.
Заместитель директора, курирующий воспитательную деятельность в образовательной организации, - это главный методист для всех педагогов, который организует коллективно-педагогическую деятельность, методическое обучение педагогов, в первую очередь классных руководителей, через систему подготовки и анализ, через творческие виды работы с самими педагогами (деловые игры, летучки, мозговые атаки и т.д.) дискуссионные формы решений, педагогическое сотрудничество воспитателей.
Приоритетным в деятельности в условиях становления педагогического сообщества становится самоопределение педагога не столько по социальной константе, сколько по личностно-межличностной, что связано с новизной отношения педагога к себе как целостной системе. Перед заместителем директора стоит непростая задача поддержки каждого педагога в осмыслении своего внутреннего мира, потому что цель взаимодействия с воспитанниками - помочь им выявить, осознать и создать свои собственные культурные ценности. Следствием этого понимания становится осознание педагогом того, что ценным является влияние на воспитанников его индивидуальности; что в современных условиях вербальное «воздействие» практически незначимо, если оно не подкрепляется духовно-нравственными качествами педагога, его духовной зрелостью.
Особое внимание, по мнению авторов пособия, необходимо обратить на разработанную Григорьевой А.И. деятельностную модель личностнопрофессиональной позиции педагога как воспитателя. Ее структуру определяют 4 субъектности:
• педагог - субъект воспитательного влияния на ребенка и детское общество;
• педагог - субъект личностного и профессионального саморазвития как воспитателя;
• педагог - субъект формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей;
• педагог - субъект взаимодействия с «выходящими» на ребенка социальными общностями и институтами, стимулирующий проявление их воспитательного потенциала.
Очень важно обратить внимание на анализ и развитие этой полисубъектной позиции педагога как воспитателя. Высшая цель управленческой деятельности заключается в обеспечении движения педагога-воспитателя с объектного уровня до проблемного уровня развития.
Совместная деятельность людей невозможна без их общения. Поэтому перед заместителем директора стоит задача управлением последовательного перехода всех субъектов воспитания во всех сферах педагогического бытия к диалогу в его гуманитарном понимании, включая: диалог людей; диалог идей (концептуальный диалог); диалог культур; диалог человека с самим собой. Значит для заместителя директора одним из основных направлений методической работы становится вооружение педагогов образовательной организации знаниями проблем педагогического общения:
С точки зрения управления задача состоит в том, чтобы создать условия для решения конкретной проблемы овладения педагогическим диалогом на нескольких уровнях:
1) на методологическом, как принцип, определяющий парадигмальные границы гуманитарного бытия в педагогической профессии;
2) на содержательном, как основание для формирования нового контекста жизнедеятельности учителя и ученика, взрослого и ребёнка; как ориентир в построении индивидуально-личностного ориентированного (персонифицированного) содержания образования;
3) на технологическом, в качестве особого способа организации взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего подлинно педагогические, человеко-ориентированные отношения; в качестве предпосылочной основы для последующей интеграции индивидуальных смыслов и целей;
4) на этическом, где решается вопрос нравственной готовности субъектов педагогического взаимодействия к осуществлению диалога, где формируется его культура.
Другими словами, идет переосмысление педагогом своей роли, позиции, места в обеспечении психолого-педагогической поддержки развития личности ребенка в образовательной деятельности.
Решая проблему обеспечения психолого-педагогической поддержки и сопровождения развития личности ребенка в образовательной деятельности заместитель директора ведет целенаправленную работу по овладению классными руководителями новыми функциональными обязанностями:
• понимание современного детского коллектива;
• создание условий воспитанникам для выбора и развития себя в выборе;
• контроля за процессом творческой самореализации обучающихся;
• помощи в творческой жизни детей;
• помощи семье в разработке программы самовоспитания ребенка и т.д.
Авторы пособия считают, что модель управления обеспечения психологопедагогической поддержки и психолого-педагогического сопровождения развития личности ребенка в образовательной деятельности должна включать:
• создание в школе психологического комфорта для учителей, атмосферы общих интересов, толерантности, распределение педагогических ролей с учетом и опорой на личность воспитателя, его педагогическую индивидуальность;
• организация коллективно-педагогической деятельности, методическое обучение педагогов, через систему внутришкольной подготовки;
• создание условий для самообразования за счет освобождения педагогов от формальных мероприятий, вовлечение учителей в самостоятельную исследовательскую деятельность;
• совершенствование форм и методов управления развитием гуманистических отношений в коллективе по направлениям: педагог-педагог, педагог-воспитанник, педагог-родители;
• поддержка каждого педагога в его творческом самовыражении, обеспечение права на вариативность его деятельности.
Рассматривая воспитание как воспитательную деятельность, учитывая особенности данного вида деятельности, есть необходимость особо остановиться на одном из управленческих звеньев в сфере воспитания - проблеме отслеживания результативности воспитания, оценивания качества организации воспитательной деятельности.
В отличие от обучения воспитание обращено к целостному человеку, и оцениваться может лишь в логике качественных изменений. Результативность воспитательной деятельности не может быть сведена к количественным показателям (сколько понятий усвоено, сколько мероприятий проведено, в скольких проектах участвовали и т.д.) - они могут быть лишь вспомогательными.
Предметом анализа должны быть, на наш взгляд, такие вопросы:
• Что ценят сегодняшние дети?
• Какие проблемы называют дети как значимые для них?
• Каковы гуманистические приоритеты в отношении детей друг с другом?
Важна оценка не только академической успешности воспитанников,
но и их личностных достижений, в том числе, во внеурочной деятельности.
Для обеспечения психолого-педагогического сопровождения и психологопедагогической поддержки развития личности ребенка в образовательной деятельности важно, чтобы в центре управления процессом воспитания были ни многочисленные программы, методики, технологии, а конкретный человек, детский коллектив, сообщество взрослых и детей.

 


Вопросы:
1. Какие положения обеспечивают психолого-педагогическую поддержку развития личности ребенка?
2. Какими качествами должен обладать заместитель директора, курирующий воспитательную деятельность в образовательной организации?
3. Что необходимо для обеспечения психолого-педагогического сопровождения и психолого-педагогической поддержки развития личности ребенка в образовательной организации?
4. По какой схеме выстраивается организация совместно-взаимосвязанной деятельности?
5. В чём суть деятельностной модели личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя, разработанной Григорьевой А.И.?
6. Что должна включать модель управления по обеспечению психологопедагогического сопровождения психолого-педагогической поддержки развития личности ребенка в образовательной деятельности?

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.