Психолого-педагогического сопровождение развития ребенка как деятельность образовательной организации - Учитель-предметник - субъект психолого-педагогического сопровождения |
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 3 из 5
|
№ |
Содержание |
Вид деятельности |
Цель |
Сроки |
администрация |
||||
1 |
Проведение совещания педагогов основной школы по проблеме введения федерального государственного образовательного стандарта в основной школе |
организационно |
Согласование плана мероприятий в рамках введения ФГОС |
август |
2 |
Организация режима обучения во время адаптационного периода в 5-м классе (расписание уроков и внеурочных мероприятий, система оценивания, система домашних заданий и т.д.) |
организационно |
обеспечение щадящего режима для учеников во время прохождения ими адаптационного периода |
в течение учебного года |
3 |
Осуществление контроля за соблюдением условий реализации ФГОС |
организационно |
соответствие школьных условий введения ФГОС требованиям стандарта |
в течение учебного года |
4 |
Осуществление контроля реализации ФГОС в 5-х классах через |
профилактика |
своевременное выявление проблем учебновоспитательного процесса |
в течение учебного года |
№ |
Содержание |
Вид деятельности |
Цель |
Сроки |
5 |
Реализация системы мониторинга образовательных достижений, в том числе и динамики образовательных достижений учащихся |
организационно |
оценка степени эффективности введения ФГОС |
в течение учебного года |
6 |
Организация проведения мероприятий по отслеживанию эффективности реализации школьной программы формирования универсальных учебных действий |
организационно |
оценка степени эффективности введения ФГОС |
в течение учебного года |
7 |
Организация психологопедагогических консилиумов по возможным трудностям адаптационного периода в 5-х классах |
организационно |
ознакомление с результатами психологического исследования, выделение «группы риска», разработка и утверждение индивидуальных (групповых) программ психологопедагогического сопровождения |
сентябрь |
8 |
Организация промежуточного психологопедагогического консилиума по прохождению адаптационного периода учениками 5-х классов |
организационно |
обсуждение промежуточных результатов прохождения учениками адаптационного периода |
ноябрь - декабрь |
№ |
Содержание |
Вид деятельности |
Цель |
Сроки |
9 |
Организация психологопедагогического консилиума по итогам адаптационного периода в 5-х классах |
организационно |
подведение итогов прохождения ученикам адаптационного периода |
май |
10 |
Проведение психологопедагогических консилиумов по ученикам с выявленным риском школьной дезадаптации |
организационно |
своевременное выявление и профилактика случаев школьной дезадаптации |
в течение учебного года |
11 |
Организация и проведение производственных совещаний, заседаний МО по различным проблемам протекания адаптационного периода в 5-х классах, а также вопросам введения ФГОС |
организационно |
повышение профессиональной компетенции учителей |
в течение учебного года |
12 |
Проведение совещания с классными руководителями 5-х классов по организации воспитательной работы в классе в соответствии со школьной программой воспитания и социализации учащихся |
организационно |
повышение профессиональной компетенции классных руководителей, согласование плана мероприятий |
август |
№ |
Содержание |
Вид деятельности |
Цель |
Сроки |
13 |
Оказание помощи классным руководителям в планировании воспитательной работы в классе, разработке и проведении классных часов, родительских собраний и других внеклассных мероприятий |
просвещение |
повышение профессиональной компетенции классных руководителей по вопросам организации воспитательной работы в классе |
в течение учебного года |
14 |
Осуществление контроля за реализацией школьной программы воспитания и социализации учащихся |
организационно |
контроль за процессом воспитательной работы, своевременное выявление проблем и корректировка их |
в течение учебного года |
15 |
Организация и проведение родительских собраний по вопросам организации обучения в условиях введения ФГОС в 5-х классах. |
просвещение |
повышение педагогической компетентности родителей |
сентябрь |
16 |
Организация и проведение родительских собраний по итогам введения ФГОС в 5-х классах. |
просвещение |
повышение педагогической компетентности родителей |
апрель - май |
17 |
Организация мероприятий по повышению квалификации педагогов школы в рамках реализации ФГОС |
просвещение |
повышение профессиональной компетентности педагогов |
в течение учебного года |
№ |
Содержание |
Вид деятельности |
Цель |
Сроки |
педагог-психолог |
||||
1 |
Участие в работе психологопедагогических консилиумов |
Просвещение |
освещение проблем развития интеллектуальных и личностных особенностей учащихся, прогноз трудностей в обучении отдельных групп учащихся |
по графику проведения консилиумов |
2 |
Составление рекомендаций для учителей, родителей по профилактике и своевременной коррекции трудностей в обучении и воспитании детей в период адаптации |
Организационно |
оказание помощи родителям и учителям, повышение уровня психологической компетентности |
сентябрь - октябрь |
3 |
Проведение индивидуальных консультаций для учителей- предметников и классных руководителей 5-х классов по проблеме корректировки возможных трудностей в обучении при переходе учеников в 5-й класс (по итогам диагностики) |
Консультирование |
повышение уровня профессиональной и психологической компетентности учителей |
август |
4 |
Составление рекомендаций для учеников и их родителей, имеющих проблемы в обучении. |
Коррекционно- |
помощь ученикам в прохождению адаптационного периода. |
в течение учебного года |
№ |
Содержание |
Вид деятельности |
Цель |
Сроки |
5 |
Проведение индивидуальных консультаций для родителей учеников, имеющих сложности адаптационного периода |
Консультативная |
оказание помощи родителям в проблемных ситуациях |
в течение учебного года |
6 |
Проведение индивидуальных консультаций для учителей- предметников, классных руководителей по проблемам, возникающим у учеников в адаптационный период, способах их разрешения, по вопросу разработки индивидуальных учебных планов |
Консультативная |
оказание помощи учителям, корректировка их действий |
в течение учебного года |
7 |
Составление пробного варианта диагностического инструментария для исследования уровня сформированности универсальных учебных действий |
Организационно |
обеспечение реализации системы мониторинга |
в течение учебного года |
8 |
Исследование уровня адаптированности учеников 5-х классов к обучению в основной школе |
диагностика |
отслеживание протекания процесса адаптации, своевременное оказание помощи ученикам «группы риска» |
октябрь, |
№ |
Содержание |
Вид деятельности |
Цель |
Сроки |
9 |
Проведение комплекса исследований по выявлению уровня сформированности универсальных учебных действий:
и профилактика трудностей в обучении» Л.А. Ясюковой - исследование коммуникативных
|
диагностика |
выявление динамики развития |
декабрь, |
10 |
Проведение родительских собраний по темам:
в 5-м классе»
|
просвещение |
повышение |
октябрь, |
11 |
Проведение коррекционно-развивающих занятий с группой учеников 5-х классов по программе «Первый раз в 5-й класс» |
коррекционно- |
профилактика трудностей в обучении |
в течение учебного года |
№ |
Содержание |
Вид деятельности |
Цель |
Сроки |
классные руководители |
||||
1 |
Составление плана воспитательной работы в классе, графика проведения тематических классных часов. |
организационно |
организация жизни классного коллектива в соответствии с потребностями учащихся и их родителей, воспитательной необходимостью |
август |
2 |
Проведение запланированных воспитательных мероприятий в классе, в том числе и тематических классных часов с приглашением специалистов(социального педагога, психолога и т.д.). |
просвещение, |
учет потребностей учеников класса и их родителей, профилактика возможных проблемных ситуаций |
в течение учебного года |
3 |
Составление плана работы с родителями, плана проведения родительских собраний с приглашением психолога, социального педагога и других специалистов. |
организационно |
проведение системной работы с родителями |
август |
4 |
Изучение состава и структуры семей учащихся. |
профилактическое |
своевременное выявление дезадаптированных семей и детей из таких семей |
сентябрь |
№ |
Содержание |
Вид деятельности |
Цель |
Сроки |
5 |
Проведение индивидуальных консультаций для родителей по вопросам обучения и воспитания учеников (по графику). |
консультативное |
оказание помощи родителям в конфликтных и проблемных ситуациях, связанных с воспитанием детей |
в течение учебного года |
6 |
Проведение тематических родительских собраний по вопросам проблем обучения и воспитания (по графику). |
просвещение |
повышение уровня компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания детей |
в течение учебного года |
7 |
Реализация профилактической программы «Полезные навыки» |
профилактика |
ориентация учеников на овладение нормами здорового образа жизни |
в течение учебного года |
8 |
Работа в рамках реализации внутришкольного мониторинга образовательных достижений учащихся (формирование портфеля достижений) |
организационно |
Реализация системы достижений освоения основной образовательной программы |
в течение учебного года |
учителя-предметники |
||||
1 |
Проведение индивидуальных консультаций для родителей учеников 5-х классов, имеющих сложности и проблемы в обучении. |
консультативное |
оказание помощи родителям в конфликтных и проблемных ситуациях, связанных с обучением детей |
в течение учебного года |
№ |
Содержание |
Вид деятельности |
Цель |
Сроки |
2 |
Реализация внутришкольного мониторинга образовательных достижений учащихся. |
диагностика |
оценка степени эффективности введения ФГОС |
в течение учебного года |
3 |
Разработка индивидуальных учебных планов для различных категорий учеников в соответствии с индивидуальными интеллектуальными способностями: «одаренные» ученики, «способные» ученики, ученики «группы риска» и т.д. |
организационно |
предупреждение появления проблем в обучении у различных групп учащихся |
в течение учебного года |
4 |
Проведение индивидуальных консультаций для учеников, имеющих трудности в обучении. |
консультативное |
оказание помощи ученикам в процессе обучения |
в течение учебного года |
5 |
Реализация профилактической программы «Полезные привычки» |
профилактика |
ориентация учеников на овладение нормами здорового образа жизни |
в течение учебного года |
социальные педагоги |
||||
1 |
Выявление и контроль за учениками из дезадаптированных семей (посещаемость, выполнение требований учителей и т.д.) |
профилактика |
предупреждение возникновения конфликтных и проблемных ситуаций у учеников «группы риска» |
в течение учебного года |
№ |
Содержание |
Вид деятельности |
Цель |
Сроки |
2 |
Выявление и контроль за учениками, имеющими те или иные проблемы в развитии поведенческой и эмоциональной сферы. |
профилактика |
предупреждение возникновения конфликтных и проблемных ситуаций у учеников «группы риска» |
в течение учебного года |
3 |
Осуществление контроля за вовлеченнностью учеников «группы риска» во внешкольную досуговую деятельность и внеурочную деятельность |
профилактика |
обеспечение стопроцентной занятости учеников «группы риска» во внеурочное время |
в течение учебного года |
4 |
Выступление на классных родительских собраниях 5-х классов по проблемам воспитания и организации жизни детей. |
просвещение, |
повышение уровня компетентности родителей в вопросах воспитания и организации жизни детей |
в течение учебного года |
5 |
Проведение индивидуальных консультаций для родителей детей, имеющих проблемы в развитии эмоциональной и поведенческой сферы. |
консультативное |
повышение уровня компетентности родителей в вопросах решения конфликтных ситуаций со своими детьми |
в течение учебного года |
6 |
Контроль за реализацией профилактических программ. |
профилактика |
ориентация учеников на овладение нормами здорового образа жизни |
в течение учебного года |
Психологическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении со стороны учителя преимущественно осуществляется педагогическими
средствами, через инновационные и традиционные школьные формы учебного и воспитательного взаимодействия. Разнообразие средств обеспечивает качество выполнения функций учителя-предметника в процессе осуществления психолого-педагогического сопровождения ребенка:
• участие в проведении родительских собраний;
• проведение индивидуальных консультаций для родителей учеников, имеющих сложности в обучении;
• проведение индивидуальных консультаций для учеников, имеющих трудности в обучении;
• разработка индивидуальных учебных маршрутов для различных категорий учеников;
• реализация школьной программы по формированию универсальных учебных действий;
• участие в работе МО, семинарских занятиях, конференциях и т.д.
Естественно, что учитель-предметник должен быть инициатором, лидером
в управлении общением в ходе психолого-педагогического сопровождения ребёнка и в целом, воспитательным процессом.
В.А. Кан-Калик (Кан-Калик В.А., 1987) советует обратить внимание на оперативность начала контакта, формирование чувства «мы», введение личностных отношений во взаимодействии с детьми, демонстрацию собственной расположенности к классу, показ ярких целей деятельности, передачу учащимся понимания педагогом их внутреннего состояния, организацию цельного контакта со всем классом, изменение стереотипных негативных установок к отдельным учащимся. Все это помогает преодолевать барьеры - препятствия, мешающие эффективному общению, возникающие у учителя, особенно в начале педагогической деятельности.
1. Боязнь класса.
Снимается психологической настройкой, переключением внимания на интерес к предстоящей работе с классом, поиском «эмоционального ядра» общения.
2. Физический барьер, т.е. дистанция, с помощью которой учитель удаляет себя от учеников, «закрывает» себя, пытаясь, «спрятаться» за стол, стул, в угол.
Выход - демонстрация доверия, работа в открытой позиции.
3. Социальный барьер - создаётся постоянным подчёркиванием своей позиции «сверху» («перед вами учитель»), когда педагог не адаптирует свою речь к уровню понимания школьников, («заумно» говорит). Барьер - это негативная установка на основании прошлого опыта общения, в преодолении которой помогает развитие такого свойства, как оптимистическое прогнозирование своей деятельности.
В основе эффективной психолого-педагогической поддержки сопровождения ребёнка в образовательном процессе лежат правильные формы общения учителя с учеников, где вопрос выступает важным приёмом развития и помощи. Вопросы, которые побуждают размышлять, думать, воображать, творить или тщательно анализировать, повышают уровень мышления и убеждают учащихся в том, что их суждения имеют ценность.
Рекомендации учителю (Общение учителя ..., 2019),:
Как формулировать вопрос?
1. Чётко и сжато.
2. Одним вопросом спрашивать только одно.
3. Вопрос напрямую должен быть связан с темой.
4. Слова вопроса ученикам должны быть понятны.
5. Идите от конкретных предметов к общим. Так ученикам легче думать и отвечать на вопросы.
6. Избегайте вопросов, на которые класс не может ответить.
7. Предлагайте вопросы, требующие объяснить свой взгляд.
8. Когда ученики отвечают на предложенный вопрос, часто спрашивайте: «Почему вы так думаете?»
Способы подачи вопросов.
- Паузы. Задав вопрос, учитель должен сделать паузу, дать возможность ученикам подумать. Время, данное для размышлений, поощряет обдуманные ответы.
- Ученикам предлагается вначале ответы записать. Это помогает ученикам сосредоточить внимание (и думая и наблюдая) на вопросы и найти наиболее обдуманный и обоснованный ответ.
- Отвечать предлагается не добровольцам. Часто добровольцы монополизируют дискуссию. Это не даёт возможность говорить стеснительным ученикам.
- Переадресовка вопросов. Это действенный способ активизировать участие в дискуссии и сократить время, которое учитель тратить на разговоры. Учитель формулирует вопросы так, чтобы на него был более чем один правильный ответ, и предлагает вопросы, вытекающие из предыдущих ответов учеников. Так все ученики вовлекаются в дискуссию.
Как вести себя, когда ученики отвечают ошибочно?
- Следует усилить ту часть ответа, которая правильна, и спросить, может ли ученик использовать то же понятие в ошибочной части.
- Перефразируйте вопрос и дайте ученику ещё одну возможность.
- Намекните ученику, чтобы он имел возможность мыслить.
- Объясняйте дальше: установите, какая часть ответа правильная, и попросите ученика её продолжить.
- Попросите помощи у других учеников.
- Если ученик отвечает ошибочно, учитель может предложить вопрос: «Почему ты так думаешь?». Тогда ученик не будет чувствовать себя смущённым и часто сам сможет найти логическую ошибку, которая привела к ошибочному выводу.
Большинство затруднений, которые возникают порой между педагогами и учащимся, происходят на первой стадии взаимодействия, то есть при сообщении педагогом какой-либо информации (М.А. Шпанагель. Способы эффективного общения «учитель-ученик» https://kladraz.ru/blogs/marija- aleksandrovna-shpanagel/sposoby-yefektivnogo-obschenija-uchitel-uchenik.html) Так как на этой стадии педагог стремится придать поведению учащихся определённую направленность. Причин этих затруднений две: Первая состоит в том, что отсутствует взаимопонимание, а вторая - отсутствие согласия учащегося с позиций педагога.
Поэтому учителям рекомендуется использовать некоторые психологические приёмы достижения взаимопонимания с учащимися. К их числу относятся:
1. Приём «имя собственное». При взаимодействии с тем или иным учащимся не забывать обращаться к нему по имени, так как звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного, причём это необходимо делать не от случая к случаю, а постоянно, располагая к себе учащихся «заранее», а не тогда, когда крайне необходимо уговорить учащегося выполнить то или иное задание.
2. Приём «зеркало отношений». Лицо - это «зеркало отношений», и люди с доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия. Так же приятно спокойное выражение лица.
3. Приём «золотые слова» - слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. Самый эффективный комплимент - комплимент на фоне анти-комплимента себе.
4. Приём «терпеливый слушатель» - при общении с учащимся педагог должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.
5. Приём «их жизнь». При общении с учащимися следует интересоваться их вне учебными, их личными заботами и интересами и используйте эти знания в интересах воспитания и обучения.
6. Приём «Я-высказывание» В напряжённой ситуации, когда люди испытывают сильные эмоции и они им не нравятся, самый простой способ решить эту проблему - осознать их и озвучить их партнёру по общению. Этот способ называется «Я-высказыванием». Например, использование в речи «Я-высказываний» делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. («Я очень беспокоюсь за твою успеваемость, когда ты не посещаешь занятия»), а не нацелено, как «Ты-высказывание», на то, чтобы обвинить другого человека («Ты опять пропускаешь занятия!»). Если использовать «Ты-высказывания», то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование «Я-высказываний» позволяет ученику выслушать учителя и спокойно ему ответить.
7. Мимика, пантомимика, вербалика, паравербалика. Преподаватели понимают, что повышение голоса на учеников может разрушить отношения между ними. В.А. Сухомлинский в своих работах неоднократно подчёркивал, что крик учителя ошеломляет, оглушает ребёнка. Дети, на которых часто кричат, теряют способность воспринимать тончайшие оттенки чувств других людей. Крик заглушает, притупляет голос детской совести. В крике дети чувствуют растерянность и бессилие того, кто кричит. Они воспринимают крик как одно из двух - или нападение на них, учеников, или же защиту от них, боязнь, страх. И то, и другое вызывает реакцию активного протеста. Криком учителя воспитывают взрослых крикунов. Крик - не лучший помощник для разрешения конфликта. В подобных ситуациях есть много других методов, например: вступить в дискуссию на интересную ученикам тему, правильно поставить ряд вопросов, а затем плавно и медленно переходить к обучению. Ученик почувствует уважение к себе, и вы на некоторое время овладеете его вниманием.
Тембр, интонация, темп речи должны быть миролюбивыми, неторопливыми. Движения учителя - собранные, ненавязчивые.
Ничего так не передаёт ощущение силы личности, как невозмутимое, спокойное дружелюбие. Истеричность, возмущённые выкрики, угрозы - все это принижает педагога в восприятии учащихся, делает их неприятными, но никак не сильными (так же как заискивание и задабривание: из них учащиеся извлекают выгоду: но за это напрочь отказывают в уважении).
Все способы поведенческих реакций и формы поведения учащихся обусловлены и заимствованы из поведения взрослых, в том числе и учителей.
Теория С. Кривцовой (Кривцова С.В., 2004) основана на трёх основных законах поведения:
1- й закон: Ученики выбирают определённое поведение в определённых обстоятельствах.
2- й закон: Любое поведение учеников подчинено общей цели - чувствовать себя принадлежащими к школьной жизни.
3- й закон: Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведёт себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырёх целей:
• привлечение внимания;
• власть;
• месть;
• избегание неудачи.
Для исправления плохого поведения ребёнка нужно составить школьный план действий - индивидуальную программу построения взаимоотношений с конкретным учеником, оптимальную стратегию и тактику общения с ним. Этот план включает последовательное решение пяти задач (пяти «шагов»).
Шаг № 1. Объективное описание поведения ребёнка.
Шаг № 2. Понимание мотива «плохого» поведения.
Шаг № 3. Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки» на уроке.
Шаг № 4. Разработка стратегии и тактики поддержки ученика для повышения его самоуважения.
Шаг № 5. Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию конкретного ШПД.
Таким образом, правильное поведение можно вызвать только правильным поведением.
Итак, педагог оказывается соратником педагога-психолога в разработке стратегии сопровождения каждого ребёнка и основным её реализатором. Психолог же помогает учителю «настроить» процесс обучения и общения на конкретных учеников.
Вопросы:
1. На что должен опираться учитель-предметник, участвуя в психологопедагогической сопровождении развития ребёнка в современном образовательном пространстве?
2. На ваш взгляд - в чем состоит работа учителя-предметника при создании условий для адаптации и самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой?
3. При проектировании и реализации психолого-педагогического сопровождения ребёнка, что педагогом принимается в качестве главного аксиологического принципа?
4. Какими средствами обеспечивается качество выполнения функций учителя-предметника в процессе осуществления психолого-педагогического сопровождения ребёнка?
5. Какие психологические приёмы достижения взаимопонимания с учащимися вам известны?
6. Охарактеризуйте последовательность и содержание шагов при создании индивидуальной программы построения взаимоотношений с конкретным учеником, поиске оптимальной стратегии и тактики общения с ним.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |