На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психолого-педагогического сопровождение развития ребенка как деятельность образовательной организации - Психолого-педагогическое сопровождение ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации (позиция социального педагога и задачи сопровождения)
Психолого-педагогического сопровождение развития ребенка как деятельность образовательной организации - Психолого-педагогическое сопровождение ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации (позиция социального педагога и задачи сопровождения)
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Психолого-педагогического сопровождение развития ребенка как деятельность образовательной организации
Психолого-педагогическое сопровождении ребенка как суть деятельности педагога-психолога
Учитель-предметник - субъект психолого-педагогического сопровождения
Роль классного руководителя в психолого-педагогическом сопровождении классного сообщества
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации (позиция социального педагога и задачи сопровождения)
Все страницы

 


5. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации (позиция социального педагога и задачи сопровождения)


Выполняя свои профессиональные функции, социальный педагог образовательной организации сопровождает ребенка на протяжении всего пути его развития, по возможности своевременно выявляя и устраняя причины, порождающие те или иные формы отклоняющегося поведения. Социальный педагог - это защитник интересов ребенка, посредник между личностью и государственно-общественными социальными службами, наставник, уделяющий особое внимание формированию нравственных ценностей растущей личности и включение ее в социум, что особенно важно в сложившихся политических и социально-экономических условиях современной России.
Наши школьники - это школьники нового времени, но причины возникновения у них дезадаптивного поведения те же: нехватка родительского внимания, деформация института семьи, национальных идеалов и ценностей, среди которых на первый план четко выходят материальные, безразличие к жизни, неустойчивая жизненная позиция, страх перед будущим (Тели- на И.А., 2013). Неудивительно, что, начиная работать с детским коллективом, социальный педагог зачастую встречает с их стороны настороженное, а то и враждебное отношение. С точки зрения детей, это еще один взрослый, обладающий неким закосневшим, архаичным мировосприятием, который собирается их «исправлять»: будет читать скучные нотации, осуждать, запугивать и т.д. А потому они всегда готовы вступить либо в активное противоборство - защищать себя, свои взгляды, друзей, свое поведение, либо замкнуться, пропустив все, что будет говориться, «мимо ушей». Поэтому, важным становится первый контакт с детским сообществом, и одной из задач социального педагога следует назвать включенность в жизнь современных детей, подростков и молодежи.
Работая с «цифровым поколением», социальному педагогу приходится «держать руку на пульсе», принимая во внимание основные тенденции, направления, интересы детского сообщества.
В условиях постоянно меняющегося мира появляются и новые формы дезадаптивного поведения.
Так, случившаяся компьютеризация столкнула социум с явлением подростковой игромании и интернет-зависимости, ведь современные школьники не только общаются посредством Интернета, они живут в нем, что приводит к нарушениям межличностной коммуникации. Виртуальное общение, с одной стороны, позволяет подростку найти сообщество по интересам, выразить себя, с другой - несет в себе определенные риски, например, вовлечение в экстремистские группировки. Появляются новые виды субкультур, связанные с информационным пространством: геймеры - игроки в компьютерные игры, хакеры - взломщики различных Интернет-ресурсов, блогеры и видеоблогеры - люди, которые регулярно добавляют записи преимущественно развлекательного (новостного, личного, реже - информационного) характера в социальных сетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, Twitter, персональной ленте публикаций Яндекс.Дзен, видеохостинге YouTube и др. (Цымбаленко С.Б., Макеев П.С., 2015).
Помимо Интернета, подростков привлекают и другие формы «ухода от реальности»: ролевые игры (полевые фэнтези-игры, исторические реконструкции, военные игры и т.д.), настольные («Манчкин», «Подземелья и драконы» и т.д.), реалити-квесты (симуляция игровой реальности какого-либо фильма и приключения, решение головоломок, подбор кодов и т.д.). Появляются и такие виды субкультур, как фанаты аниме (любители японской мультипликации), райтеры (те, кто рисует граффити на стенах), фанаты футбола и околофутбола (офники), фанаты различных музыкальных течений (рэп, рейв, рок и т.д.) и другие.
Склонные к риску подростки вводят в моду такие виды «опасного досуга», как паркур (преодоление препятствий и выполнение уличных трюков с использованием стен зданий, крыш, различных урбанистических сооружений), руфинг (передвижение по крышам, выполнение различных трюков на верхних точках зданий), диггерство (исследования искусственных подземных сооружений, подвалов), сталкерство (исследование заброшенных или недостроенных объектов), опасное селфи (вид фотографирования себя, например, на строительном кране, на краю заброшенного железнодорожного моста и т.д.) и другие (Методические материалы ..., 2018).
Знакомясь с детским коллективом и изучая его как на основе стандартных диагностических методик (наблюдений, бесед, анкетирования и т.д.), так и посредством бесед с учителями-предметниками, классным руководителем, классным сообществом, через отслеживание страничек в социальных сетях, группах, в которых состоит ребенок, социальный педагог составляет портрет школьника с учетом его интересов, ценностей и наклонностей. Понимание того, к чему стремится и каким видит себя растущая личность, с какими проблемами сталкивается, лежит в основе психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Главный вопрос подрастающего человека - это вопрос самоидентификации, осознания себя личностью не только в макросоциуме, но в том числе и в семье, и в классном коллективе. Не каждый ребенок понимает свою роль в нем и не видит себя в долговременной перспективе. Более того, на вопрос: «Каким ты видишь себя через пять, десять, пятнадцать лет?» многие дезадаптированные подростки ответить затрудняются, живя сегодняшним днем и ощущая себя потерянными без жизненной цели. В тупик приводят и тематические беседы на темы: «Чего я хочу добиться в этой жизни? Как я себе представляю свою будущую жизнь? В чем мой успех мог бы состоять?». Эти и другие подобные вопросы глубоко волнуют ребят, особенно тех, кто уже имеет опыт жизненной неустроенности и неудач, а вот ответы на эти вопросы требуют от каждого человека личностного и жизненного самоопределения, постановки целей, планирования своей жизни, умелого преодоления возникающих на пути трудностей. И здесь начинается непосредственный этап профессионального взаимодействия социального педагога с ребенком посредством таких форм, как информирование, консультирование, гуманизация условий учебы, труда и быта, включение ребенка в социально полезную, трудовую деятельность, создание условий для реализации творческих возможностей личности, использование созидательного потенциала обычаев и традиций и т.д. В этом основная задача социального педагога - быть не наблюдателем, а организатором и непосредственным участником совместной детско-взрослой деятельности, побуждать ребенка к активности, поиску выхода из трудной ситуации (Телина, И. А., 2013).
Организация социальным педагогом досуговой и социально значимой деятельности, таких, как волонтерство, фестивали, вовлечение в обустройство пришкольной или дворовой территории, клубная работа, дополнительное образование, временное или частичное трудоустройство может послужить альтернативой вхождению детей в антисоциальные группировки и субкультуры, профилактикой для различных форм аддиктивного и противоправного поведения. Главное, чтобы совместная детско-взрослая деятельность была просоциальной, интересной, значимой для ребенка и включать преодоление трудностей, вызывать сильные эмоции.
Кроме того, социальному педагогу приходится выполнять терапевтическую функцию, помогая предвосхищать и разрешать конфликтные ситуации, складывающиеся в детском коллективе, преодолевать «нелюбовь к себе» у дезадаптированных детей.
Часто родители и педагоги пытаются воздействовать на «трудных детей» по принципу «стань таким, как я хочу или каким надо быть», не учитывая при этом ни особенности, ни возможности растущего человека. Взрослый выстраивает в своей фантазии образ идеального ребенка, а затем всячески «подтягивает» к этому образу своего реального сына, дочь или ученика. Задача же социального педагога - научить ребенка принимать себя таким, какой он есть, опираясь на внутренние ресурсы, на лучшее в себе. Исправлять не себя самого, а свое поведение, отношение к себе, окружающим и разным аспектам своей жизни.
Говоря о жизненных целях ребенка, социальному педагогу полезно самому уметь и быть готовым разбираться в более или менее сложных житейских вопросах. Прежде всего это особенности некоторых профессий (содержание работы, режим, зарплата, необходимое образование и т.п.) - технических, которые часто предпочитают мальчики (автослесарь, наладчик, водитель, механик по компьютерам и т.д.), или связанных с модой или общением с людьми, которые обычно предпочитают девочки (дизайнер, визажист, воспитатель и т.д.). Кроме того, одной из наиболее важных целей у девочек- подростков часто фигурирует «иметь хорошую семью». И здесь требуется умение тактично выяснить, что имеется в виду под «хорошей» семьей, дать рекомендации по общению с противоположным полом. Неплохо, если педагог может привести какие-то конкретные примеры из жизни, касающиеся выбираемых подростками целей, имеет соответствующую подборку статей из газет, журналов, видеоролики на актуальную тему и т.п.
В ходе психолого-педагогического сопровождения социальному педагогу необходимо стать для ребенка партнером, а где-то и примером для подражания. Наилучшего результата возможно достигнуть, если социальный педагог:
- всегда готов выслушать ребенка;
- способствует созданию дружественной и поддерживающей атмосферы в детском коллективе с ориентацией обучающихся на совместную деятельность и сотрудничество;
- говорит о личных интересах каждого ученика, ненавязчиво пропагандируя просоциальные формы досуга и здоровый образ жизни;
- предоставляет альтернативу: разнообразные виды досуговой деятельности;
- создает ситуацию успеха;
- способствует развитию критического мышления ребенка;
- способствует развитию умения ребенка отстоять свою точку зрения. Определяя роль социального педагога в психолого-педагогическом
сопровождении ребенка в современной образовательной организации, уместно вспомнить слова доктора биологических и доктора филологических наук Т.В. Черниговской: «Задачи современного образования - воспитание спокойного отношения к постоянным переменам, обучение способности учиться и противостоять стрессу, научить сохранять человечность в цифровом мире».


Вопросы:
1. К чему должен быть готов социальный педагог, начинающий работу с детским коллективом?
2. В чём состоят особенности самоидентификации подростка?
3. Какой должна быть организация социальным педагогом досуговой и социально значимой деятельности?
4. Какими качествами должен обладать социальный педагог, чтобы достичь наилучшего результата?

Источник: Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в современном образовательном пространстве: Учебно-методическое пособие / А.И. Григорьева, Е.С. Арбузова, Т.В. Дьячкова, Л.В. Заика, А.А. Кацеро, Е.А. Рыбакина. - Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2019. - 216 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.