Страница 4 из 5
4. Роль классного руководителя в психолого-педагогическом сопровождении классного сообщества
Классный руководитель - одна из ключевых фигур, сопровождающих процесс развития личности ребенка, процесс развития коллективной детской общности. Деятельность классного руководителя ориентируется на решение жизненных проблем каждого ребенка в классе, на создание такой общности, в которой каждому было бы комфортно. Перед классным руководителем встает проблема создания коллектива в школьном классе и включение его в коллектив школы. И здесь очень важная позиция классного руководителя. Одной из ее характеристик является обеспечение адекватности профессиональной деятельности возрасту учащихся - мобильность, необходимость изменения роли в зависимости от возраста воспитанника. В современных условиях сопровождения классный коллектив должен быть инструментом личностного развития ребенка. Очень важно классному руководителю создавать условия для процесса идентификации ребенка с коллективом класса. Для классного руководителя, успешно сопровождающего детское сообщество, очень важно учесть, что классный коллектив не только субъект воспитания, но и объект влияния на каждого отдельного ребенка. Сущность педагогического сопровождения процесса развития школьного класса представляет собой целенаправленное педагогическое влияние на класс, коррекцию негативных явлений в его жизни и использования того положительного, что делает процесс самоорганизации, происходящего в классе. Интеграция этих влияний позволяет создавать классному руководителю максимально благоприятные условия для сопровождения личностного развития каждого воспитанника. Центральной фигурой сопровождения личностного развития ребенка в общности (классе), безусловно, является классный руководитель. Именно он «прикасается» буквально ежедневно к личности ребенка. Классный руководитель в реальности школьной жизни находится под постоянным процессом возникающих дел, забот, множества нерешенных педагогических проблем. Но именно классный руководитель может дать опыт построения отношений, помочь выстроить взаимную помощь, сформировать ответственность, уважение и терпимость. Классный руководитель создает условия для психологической защиты ребенка от негативных влияний сверстников, среды, семьи. Он сопровождает школьный класс на реализацию важной социальной функции, т.к. каждый класс - это часть структуры школьного организма. Очень важным принято считать, что классный руководитель должен помочь классу мыслить в постановке реальных жизненных проблем, которые предлагает решить в классе. Действительно, когда дети остро чувствуют значимость классного руководителя в решении проблем их индивидуальной жизни, то тогда классный руководитель выполняет истинное назначение детоводителя. Организуя педагогическое сопровождение, классный руководитель должен помнить, во-первых, педагогическая оценка должна быть ориентирована на конкретную ситуацию в классе. Во-вторых, принимать во внимание душевное состояние ребят. В-третьих, не подлежит оценке поступок, пока не выявлены его мотивы. В-четвертых, оценка педагога (классного руководителя) - это всегда преломленный через призму личности педагога общественное мнение, поэтому не допускается персонализированный вариант оценивания. Выбор форм и технологий сопровождения жизнедеятельности детей в классе во многом определяется той структурой, общностью, той деятельностью, в которую включены воспитанники. Это пространство должно удовлетворять насущным возрастным потребностям и быть благоприятным для развития личности. Классному руководителю нужно поддерживать желание ребят все испытать самим, страсть к приключениям, фантазии, стремление к независимости и самостоятельности, ответственность, потребность в проявлении себя. Классный руководитель должен иметь в виду, что для современного детства важна общность. Сопровождая ребенка, классный руководитель первоочередное внимание уделяет определению целевых ориентиров класса, построению структуры деятельности, организации, объединению всех, распределению ролей, выработке норм и правил жизни классного коллектива. Как складывается в классе атмосфера взаимопривития, взаимопонимания друг друга, есть ли ценностно-смысловая близость детей. Именно это определяет необходимость сопровождения детской общности для самоутверждения ребенка. Задача педагога на пути поддержки детской общности - организовать такую деятельность, помочь детям включиться в нее. Одним из важнейших элементов сопровождения является деятельность классного руководителя по оказанию помощи ребенку в решении значимых для него проблем. От того, насколько педагог-воспитатель обладает способностью вовремя заметить, правильно понять и корректно содействовать решению проблемной ситуации, в которой находится ученик, во многом зависит успешность педагогического влияния на развитие личности школьника, на становление и проявление его индивидуальности, на реализацию базовой потребности растущего человека - стать и быть самим собой. Методической подсказкой для классного руководителя может служить такая технология деятельности, которая поможет в поддержке и сопровождении воспитанника в решении его проблем. Это может быть основанием создания некой педагогической модели. 1 этап: начальный. Он начинается с момента получения классного руководства одного или нескольких сигналов о возникающих у подростка значимых и трудноразрешимых проблем. Свидетельством этого является то обстоятельство в поведении, в отношениях, когда ребенок ведет себя не так, как вчера. Сигналом является тревожные суждения о воспитаннике его одноклассников, учителей-предметников, обращение кого-либо к администрации, психологу, социальному педагогу. Возможен вариант попытки ребенка показать, что он нуждается в общении. И здесь требуется психолого-педагогическая готовность классного руководителя к принятию проблемы и поиску способов ее решения. «Воспитатель должен подавить в себе, - подчеркивал известный русский педагог Константин Николаевич Вентцель, - всякое раздражение, которое может вызывать в нем, например, упрямый и своевольный ребенок, потому что раздражение создает между ним и ребенком непроходимую стену, поведет к взаимному отчуждению друг от друга, заставит ребенка замкнуться в себе, и тогда воспитатель утеряет всякий ключ к пониманию индивидуальности ребенка, а следовательно, и тех путей, которые могли бы вывести эту индивидуальность на хорошую и светлую дорогу». Подобную же мысль через полвека выскажут американские психологи-консультанты Роберт и Джина Байярд, которые в книге «Ваш беспокойный подросток» напишут: «Когда вы чувствуете себя обеспокоенными, расстроенными, сердитыми, то, скорее всего, ведете себя импульсивно и делаете то, что на самом деле дает прямо противоположное тому, что вы действительно хотите». (Байярд Р.Т., Байярд Дж., 2003). На этом этапе классный руководитель подбирает приемы и методы, наиболее адекватные по отношению к выясненной проблеме: педагог непосредственно наблюдает размышления самих ребят, консультирует психолога, социального педагога, проводит «разговор по кругу». 2 этап можно определить, как контактный - это попытка классного руководителя установить контакт. На этом этапе важно определить психологическое состояние подростка, его готовность к общению, взаимодействию. Эту работу желательно проводить в контексте с психологом школы. 3 этап: операционно-диагностический. На этом этапе классный руководитель свои усилия направляет на «раскодирование» проблемы и определение причин ее возникновения. Каковы приемы деятельности классного руководителя? Чаще всего применяются приемы невербальной эмоциональной поддержки. При их использовании воспитатель демонстрирует всем своим видом, что он внимательно слушает собеседника, подкрепляет высказывания ученика своими эмоциями: корректно удивляется, сочувствует, сопереживает, положительно или отрицательно реагирует на сказанное. К числу незаменимых способов организации доверительной беседы следует отнести прием «Перефраза», когда педагог делает очень близкое к оригиналу краткое повторение высказанного ребенком в виде утверждения или вопроса. Известный российский психолог Р.С. Немов рекомендует начинать перефразу словами: «итак...», «ты сказал...», «правильно ли я вас поняла...». (Немов, Р.С., 2018). Обязательно надо помнить о том, что говорит ребенок, так называемый примем «глазами ребенка». Создавая благоприятную эмоциональнопсихологическую атмосферу, классный наставник тем самым побуждает своего воспитанника рассказать о том, что его в данный момент волнует, кто или что могло стать причиной возникшей трудности. 4 этап: проектный. Основное содержание на этом этапе - организация такой деятельности, которая учитывает два момента: во-первых, подросток сам при поддержке классного руководителя определяет пути и способы решения возникшей проблемы, во-вторых, педагог и подросток договариваются о формах и способах взаимодействия. Технологический арсенал совместной работы взрослого и ребенка составляют такие приемы и методы, как: - методы самопроектирования и педагогического проектирования; - прием «Анализ способов решения чужой проблемы»; - метод договора. Метод самопроектирования позволяет ученик сформировать в своем сознании представления о возможных вариантах решения проблемы. 5 этап: деятельностный. На этом этапе ученику предстоит осуществлять проектный замысел. Понятно, что для преодоления каждой проблемы потребуется определенная деятельность. Различные проблемные ситуации объединяет одно - активная деятельность ученика. Представляется очевидной задача классного руководителя на этом этапе - обеспечение поддержки активности ученика по осуществлению разработанного проекта. Применяя методы стимулирования и оказывая консультативную помощь, педагог старается поддержать стремление и активность ребенка по выполнению плана намеченных действия. Однако разрешением проблемной ситуации технологическая цепочка педагогической поддержки не завершается. 6 этап: результативно-аналитический. В ходе него целесообразно обсудить вместе с ребенком успехи и неудачи, которые встретил он на своем пути в процессе преодоления трудности. Приемы рефлексии и саморефлексии помогают ученику осмыслить сделанное на предыдущих этапах и обогатить тем самым свой жизненный опыт. Важным элементом рефлексивной деятельности является констатация факта разрешения проблемы. Ученик и классный руководитель должны быть твердо убеждены в том, что проблемная ситуация разрешена. Если в процессе рефлексии они делают прямо противоположный вывод, то происходит переформулирование затруднения и возвращение к начальным звеньям технологической цепочки. Так следует действовать до тех пор, пока проблема не будет окончательно решена. Обеспечение данной технологической цепочки результативно и возможно тогда, когда в качестве принципов педагогического взаимодействия классный руководитель избирает следующие: - согласие ребенка на помощь и поддержку; - опора на наличные силы и потенциальные возможности личности учащегося; - вера в эти возможности; - ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия; - совместность, сотрудничество, содействие; - конфиденциальность; - доброжелательность и безоценочность; - безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; - реализация принципа «не навреди»; - рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату. Одним из важных аспектов деятельности классного руководителя в современных условиях является сопровождение индивидуализированной помощи ребенку. Каковы могут быть направления этой работы сегодня? Первое направление - система действий педагога по обеспечению благоприятного положения ребенка в системе групповых отношений. Классный педагог для каждого ребенка находит достоинство, которое нужно отметить, опираясь на его достижения. Это могут быть выражения: «У него своя точка зрения», «Он (они) нас только внимателен...», «Он (они) интересен своих высказываниях» и т.д. Все это придает уверенность ребенку, определяет положительное к нему отношение. Очень важно классному руководителю быть озабоченным созданием ситуации успеха для всего коллектива класса. Но ситуация успеха не исключает ситуации неуспеха. Вот что по этому поводу высказала Н.Е. Щуркова, доктор педагогических наук: «Неуспех же, чтобы стать сильнейшим импульсом и доставить внутреннее глубокое удовлетворение, организуется тонко, ярко, красиво, экспрессивно, так чтобы ребенок видел в развернувшейся ситуации большую веру в его способности». Второе направление, по которому идет внимание педагога в индивидуальности, связано с разнообразием деятельности и предпочтениями каждого из учеников какого-то одного вида деятельности. «Деятельностная ниша» каждого ребенка позволяет ему утверждать свое уникальное «Я», держать равновесие «успех-неуспех», сохранять бодрость и радость жизни, а главное, претендовать на реальное заслуженное уважение, подкрепляя его индивидуальными заслугами. Третье направление - организация внешне выраженного в словах, мимике, действиях и расположения к каждому ребенку внимания, заботы, признания, восхищения. Четвертое направление - классный руководитель отводит время для индивидуальных коротких бесед.
В помощь классному руководителю мы выделим основные шаги алгоритма сопровождения воспитанников классного сообщества: Шаг 1. Обозначьте проблемы класса, требующие разрешения. Обозначьте по возможности поля проблем каждого ребенка. Шаг 2. Проясните сферы вашей помощи в союзе с коллегами. Шаг 3. Что вы можете предложить для решения проблемы класса и конкретного воспитанника? Шаг 4. Услышьте мнения ваших ребят! Конкретную позицию того или иного ребенка. Шаг 5. Должны появиться конкретные шаги в решении проблем. Ключевым для вас является вопрос: что необходимо предпринять, чтобы обезопасить детей от этой проблемы. Что нужно лично вам, учителю, работающему в классном детском сообществе? Инициируйте мыслительную педагогическую деятельность, советуйтесь с психологом, социальным педагогом, семьей. Шаг 6. Спросите себя, все ли я предпринял, все ли условия и правила педагогической деятельности учтены. Шаг 7. Обладаю ли я как педагог, классный руководитель всеми резервами и возможностями для преодоления проблем в классном сообществе и в работе с конкретными личностями.
Вопросы: 1. В чём состоит сущность педагогического сопровождения процесса развития школьного класса? 2. О чём важно помнить классному руководителю, организующему педагогическое сопровождение? 3. Какие приемы и методы включает технологический арсенал совместной работы взрослого и ребенка? 4. Чем важна констатация факта разрешения проблемы в рамках рефлексивной деятельности? 5. Каковы основные шаги алгоритма сопровождения воспитанников классного сообщества?
|