На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Рефлексивный дневник как средство личностного развития младшего школьника
Рефлексивный дневник как средство личностного развития младшего школьника
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Стрельникова Александра Александровна
бакалавр Институт образования ФГ АОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта» г. Калининград, Калининградская область

Проблема рефлексии является очень актуальной в современном мире, в ФГОС начального общего образования приведены требования к результатам освоения содержания учебной программы, согласно которым у младших школьников обязательно должны быть развиты такие навыки и умения, которые будут способствовать развитию личности младшего школьника и навыков рефлексии. Среди таких требований можно выделить: умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности, умение планировать, анализировать, контролировать и оценивать действия с поставленной задачей и условиями ее реализации, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии [1].


Проблема рефлексии интересовала многих учёных и мыслителей с давних времён, впервые о ней заговорили философы. Джон Локк рассматривал рефлексию в узком смысле как один из способов познания, способствующих возникновению новых идей, подчёркивал связь рефлексии с внешним опытом, отмечая, что чувства также могут являться источником рефлексии. Таким образом, Джон Локк выделил, что объектом рефлексии являются не только наши умственные операции (рассуждение, познание, сомнение), но и чувственный опыт (восприятие, желание и т. д.) [7, с. 177-180].
Впоследствии, изучением проблемой рефлексии заинтересовались также и психологи. С.Л. Рубинштейн выделял связь сознания с деятельностью рассудка и переживаниями, таким образом, рефлексия должна подразумевать направленность человека не только на самого себя, но и на трансляцию его переживаний по отношении к внешнему миру [5]. А.В. Россохин, изучая интерсознание в психоанализе, приписывал рефлексии способность воспринимать и осознавать то, что происходит бессознательно [4, с. 300-304]. Таким образом, в ходе осуществления рефлексии происходит качественное изменение в восприятии личности, личность выстраивает новые диалоги внутри себя, что порождает новые смыслы и изменяет структуру сознания личности.
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что рефлексия - процесс и продукт деятельности ума и чувств, в результате которых происходит осознание и познание человеком своих мотивов, смыслов, переживаний; способность человека воспринимать, понимать, анализировать и оценивать свою деятельность и все то, что транслирует ему внешний и окружающий мир. Рефлексия основывается на чувственном, внутреннем и мыслительном опыте человека, также способствует познанию человеком себя как личности, наполнению и изменению структуры сознания человека и его мировоззрения.
Однако, чтобы в процессе онтогенеза осуществлялось наиболее благоприятное развитие личности, необходимо заложить основу для развития навыков рефлексии ещё в период младшего школьного возраста, поскольку данный возраст является сензитивным и именно в этом возрасте происходят наиболее значимые новообразования личности. Благодаря результатам исследований по проблеме рефлексии Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, И.М. Сеченова и т. д., удалось выявить, что рефлексия имеет тесную взаимосвязь с принципами организации психики человека. Рефлексия способствует объяснению различных психологических феноменов и явлений, которые происходят в процессе становления личности, то есть исследователи отмечают прямую взаимосвязь рефлексии и мышления, памяти, сознания, личности, общения и т. д. К примеру, процесс целеполагания является результатом и продуктом рефлексии мотивационно-познавательной деятельности. Проводя анализ своей доминирующей мотивацией в процессе обучения, младший школьник генерирует цель на весь период обучения, затем выстраивает и корректирует свою работу и своё поведение для достижения этой цели [3, с. 62-64].
Также В. Д. Шадриков заключил необходимость мышления и навыков рефлексии в неразрывной связи на протяжении всего периода образовательного процесса в начальной школе, поскольку исследователь экспериментально доказал взаимосвязь между уровнем развития умственной деятельности и навыков рефлексии у выпускников 4-го класса начальной школы, а также уровнем развития их личностных способностей. Ведь развитие гибкости мышления младшего школьника порождает рефлексию мышления, происходит интеллектуальная рефлексия, в ходе которой ребёнок начинает анализировать помыслы и мотивы своих действий и поступков. Ребенок начинает рассматривать задачу как проблему, чтобы решить которую, необходимо выработать определённый план действий, в идеале, найти несколько вариантов решения данной задачи и проверить результат [6].
Такие исследователи, как М.В. Гамезо, Л.М. Орлова, Е.А. Петрова, считают, что самый благоприятный возраст для закладывания фундамента для развития навыков рефлексии является конец дошкольного возраста и весь период младшего школьного возраста. В период дошкольного детства в силу возраста ребёнок ещё не способен осознавать, понимать и анализировать свои действия, таким образом, задатки рефлексии закладываются лишь ближе к переходу ребёнка в начальные классы, во время которого происходит подъем и развитие всех личностных процессов, в том числе и рефлексии [2, с. 122-127].
Однако стоит заметить, что педагогических пособий, которые бы способствовали в комплексном развитии личности и навыкам рефлексии младшего школьника, при этом которые бы фиксировали и отображали индивидуальные особенности ребёнка и соответствовали бы возрастным его особенностям, не так уж и много. Отсюда следует необходимость создания нового педагогического инструментария, который бы соответствовал обозначенным выше требованиям. Первоначально, чтобы организовать работу по развитию личности ребёнка, необходимо выявить присущий ему уровень развития того или иного исследуемого качества и свойства личности, таким образом, в структуру дневника должны входить определённые психологические диагностики и методики. Далее на основе предполагаемых результатов диагностик необходимо разработать систему заданий и упражнений, которые будут способствовать развитию данного навыка, качества или свойства.
Таким образом, чтобы рефлексивный дневник был полезным и целесообразным с точки зрения содержания, было проведено исследование среди выпускников 4-того класса, направленное на выявление уровня развития навыков рефлексии у младших школьников. Согласно требованиям к метапредметным результатам освоения учебной программы по ФГОС, за период всего обучения ребёнок должен овладеть навыками личностной и познавательной рефлексии, обладать развитыми рефлексивными способностями. В исследовании приняли участие 30 человек, были использованы методика «Хороший ученик» О. А. Карабановой (рефлексивность самооценки), методика «Кто я?» в модификации М. Куна (Я-концепция и самоотношение), тест «Личностная рефлексия» (позиция «Я-ученик», «Я- часть класса).
Низкий и средне-низкий уровень развития навыков рефлексии по результатам всех трёх методик в совокупности присутствует у 6 человек из 30 - составляют 20% от класса. При анализе отдельно каждой методики низкий уровень развития какого-либо компонента рефлексии наблюдается у 17 человек из 30, что составляет 56,7% от общего числа класса. По детским ответам на вопросы по методике «Кто я?» наличие проблем в развитии личности отмечены у 14 человек - 47% (проблема лени, контроля эмоций, самооценки, невнимательности или частая отвлекаемость). Полученные результаты были учтены при создании рефлексивного дневника и его разработке.
Исходя из всего вышесказанного, было заключено, что рефлексивный дневник будет состоять из 5 блоков, которые в свою очередь делят 9 разделов. В рефлексивном дневнике представлены такие блоки, как: «Личная информация», «Я личность», «Я и мое окружение», «Рефлексия», «Ключи к методикам». В каждом из блоков представлены соответствующие ему разделы, кроме первого: во втором блоке содержатся разделы, посвящённые возрастным особенностям развития личности школьника и затрагивает такие темы, как «Характер», «Эмоции и чувства», «Мотивация», «Мышление»; во третьем блоке разделы посвящены той внешней среде, которая оказывает сильное влияние на формирование и развитие личности ребёнка, а именно разделы «Семья», «Друзья», «Школа»; в четвёртом блоке содержатся разделы, посвящённые напрямую рефлексии и рефлексивным способностям, тем самым это разделы «Самооценка», «Анализ дня». Последний раздел представляет характеристику анализа дня для ежедневного заполнения и фиксации итогов дня. В дополнение к каждому разделу представлена диагностика, благодаря которой ребёнок может самостоятельно определить, на каком уровне развито присущее ему свойство или процесс личности, также представлены советы для развития данного свойства или процесса и список его достижений с вопросами, касающимися эффективности и результативности советов. Блок «Рефлексия» был выделен в отдельности, поскольку последний раздел предлагает детям научиться правильно анализировать свой день, научиться ставить цели, задачи, выводы дня, отследить, что было выполнено, какие трудности возникли, как можно их решить, также что бы они хотели пожелать себе на следующий день. Поскольку в процесс самопознания личности входит комплексное «видение» этой личности, содержащее представление и восприятие личностью самой себя, также и того, как ее видят и представляет ее окружение, поэтому в некоторые соответствующие разделы будут включены задания, подразумевающие получение обратной связи от других людей, от одноклассников, родителей, учителя.
Рефлексивный дневник поможет как ребёнку лучше понять самого себя, так учителю и психологу лучше понять этого ребёнка, в соответствии с чем организовать соответствующую работу с ним. Рефлексивный дневник направлен по большей мере на самостоятельную работу ребёнка, при этом отмечается необходимость фиксации ребёнком своего результата развития личностного качества и свойства, чтобы была возможность отследить изменения, необходимо ввести в дневник список «достижений», куда ребёнок мог бы вносить необходимые сведения.
Таким образом, рефлексивный дневник будет способствовать развитию личности младшего школьника и развитию навыков рефлексии, то есть осуществлять контроль, анализ, оценку и корректировку своих действий, при этом способствовать самостоятельной и творческой работы ребёнка, развитию личностных качеств, поскольку в силу своей любознательности детям будет интересно открывать свои возможности, изучать себя и свою личность, имея при этом все необходимые условия, инструкции и средства для успешного развития личности. Рефлексивный дневник направлен оказать им помощь в информационном просвещении и содействовать самостоятельной коррекции характерных для младшего школьного возраста проблем. При этом он будет также полезен взрослым, учителям и психологам, поскольку позволит выявить индивидуальные способности конкретного ребёнка, его затруднения и позволит выявить причины низкого уровня развития какого-либо компонента структуры личности младшего школьника.

Список литературы
1. ФГОС НОО от 6 октября 2009 г. №373 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357).
2. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
3. Ломакина Т.Ю. Поисково-творческое самообразование преподавателя профессиональной школы / Т.Ю. Ломакина, А.В. Коржуев, М.Г. Сергеева. - М.: Academia, 2011. - 272 с.
4. Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания. Интерсознание в психоанализе / А.В. Россохин. - М.: Когито-Центр, 2010. - 304 с.
5. Хачатрян А. А. Рефлексия как принцип философского мышления / А.А. Хачатрян // Вестник ВолГУ. Серия 7. - 2003-2004. - Вып. 3. - С. 13-22.
6. Шадриков В.Д. Мысль, мышление и сознание / В.Д. Шадриков // Мир психологии. - 2014. - №1. - С. 17-32.
7. John Locke. En Essay Concerning Human Understanding in Focus // Edited by Gary Fuller, Robert Stecker, John P. Wright. ISBN 9780415141918. Published April 27, 2000 by Routledge. 288 p.

Источник: Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 июня 2021 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 308 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.