На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Социокультурные факторы риска для психического здоровья мальчиков
Социокультурные факторы риска для психического здоровья мальчиков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Хитрук Е.Б.
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия


Российские ученые только подходят к осознанию значимости исследований мальчишества как социокультурного феномена, уделяя мальчикам внимание по большей части в контексте психологопедагогических (О.И. Ключко, А.К. Джашакуева, С.Г. Доставалов) и сугубо медицинских (Т. Кожуховская, Д.Н. Лебедев, Е.В. Соснин, Н. Райгородская) вопросов.

Однако западные исследователи выделяют «мальчишество» в качестве одной из центральных тем современной гендерной теории (У. Поллак, Р. Коннелл, Д. Гарбарино, М. Киммел). В рамках специальных «мальчишеских исследований» (Boyhood Studies) поднимаются проблемы насилия и эмоциональной закрытости в мальчишеской среде, деструктивных поведенческих практик, репрессивного воздействия «мальчишеского кодекса», свода мифов и правил мальчишеской культуры, имеющих архаические истоки (Э. Бадентэр, Д. Гилмор).

Главной причиной современных мальчишеских проблем представители Boyhood Studies признают ориентацию на устаревшие представления, согласно которым мужественность рассматривается как сущностная противоположность женственности и связывается с болезненным дистанцированием от так называемых женских характеристик, большая часть из которых имеет общечеловеческий универсальный характер (эмоциональность, открытость, забота о потомстве и т.п.).
Однако совершенно справедливо привлекая внимание к нормам, запретам и рискам мальчишеской культуры, деструктивным поведенческим практикам, исследователи «мальчишеского вопроса» не проблематизируют ментальные истоки, лежащие в основании традиционного представления о «настоящем мужчине» и, соответственно, обусловливающие специфическую логику мальчишеского поведения.
Данные ментальные истоки связаны не только с традицией классической философии, выработавшей рационалистическую модель противопоставления мужского/разумного/человеческого и женского/чувственного/анормального, но и с общим социокультурным контекстом, сопровождавшим и поддерживавшим эту философскую традицию. Вот почему в современной социальной теории благодаря классику мужских исследований Р. Коннелл возникло представление о маскулинно ориентированном обществе, или концепция гегемонной маскулинности. Согласно этой концепции, сама социальная структура на глобальном, институциональном и индивидуальном уровнях транслирует и поддерживает нормативный канон «настоящей мужественности», оказывающий специфическое репрессивное воздействие как на женщин (девочек), так и на мужчин (мальчиков).


Далее обсуждаются факторы риска для психического здоровья мальчиков с позиции указанной концепции.


1. Первый фактор касается ранней сепарации мальчиков в семье. Поскольку к мальчикам предъявляются определенные требования, связанные с демонстрацией типично мужских качеств, как правило, от них ожидается большая самостоятельность в принятии решений в сравнении с девочками, а также более ранние проявления самостоятельности. Этот вопрос поднимается на Западе, прежде всего, в связи с ранним отделением мальчика от совместного проживания в семье, что лишает его ощущения поддержки и обостряет переживание одиночества. Однако в России в силу специфических условий проживания и ограниченных финансовых возможностей значительной части населения проблема отдельного проживания сыновей стоит не так остро как на Западе. Вместе с тем вопрос о ранней сепарации обостряется в другом отношении. «Мальчишеский кодекс» (термин У. Поллака), построенный на нормах антиженственности, налагает определенный ряд закрытых тем на глубинные контакты: «маменькин сынок» - запрет на проявление нежности, доверия, открытости по отношению к матери и другим женщинам (включая учителей), «тряпка», «девчонка», «баба» - запрет на «женские» темы в общении с мальчиками и мужчинами. «Женскими» чаще всего считаются переживания, чувства, эмоции.
При кажущейся невинности и мнимой мужественности данных требований они имеют, по мнению целого ряда исследователей (Р. Коннелл, М. Киммел, Д. Гарбарино, У. Поллак), чрезвычайно серьезные психологические последствия, поскольку в прямом смысле оставляют мальчиков наедине со своими проблемами, которые в период отрочества и юности никак нельзя назвать «детскими».


2. Все те же нормы антиженственности способствуют развитию второго опасного фактора - эмоциональной закрытости. Традиционно мужское противопоставляется женскому как разумное чувственному (Платон «Пир»). Это глубоко укоренившееся формальное различение находило свою реализацию в традиционной культуре. Однако для современной культуры данная тенденция не может считаться вполне изжитой, поскольку проявляется на разных уровнях общественных отношений, в том числе и в нормах и практиках современного мальчишества. Основное проявление этой тенденции в мальчишеской среде - запрет на проявление эмоций (следовательно, табу на проговаривание и осмысление эмоциональных состояний). С самого раннего возраста мальчик сталкивается с этим запретом в классической формулировке: даже в тяжелой ситуации «мальчики не плачут». Постепенно требование эмоциональной закрытости способствует формированию некой безэмоциональной маски, «врастающей в лицо» юноши и мужчины (И.С. Кон, У. Поллак). Этот сложный процесс в современных мужских исследованиях рассматривается как одна из ключевых причин таких серьезных явлений, как мужская сверхсмертность (в том числе мужские и юношеские суициды), мужская алекситимия, склонность к насилию, в том числе к домашнему насилию и немотивированному насилию в подростковой среде.


3. Третий фактор риска непосредственно связан с первыми двумя и касается способов выявления и работы с мальчишескими депрессиями. С точки зрения современных исследователей «мальчишеского вопроса» (в первую очередь У. Поллака), распространенность депрессивных состояний в мальчишеской среде традиционно недооценивалась, поскольку симптоматически депрессивные состояния связывались, как правило, с типично женскими проявлениям (постоянные жалобы, плаксивость и т.п.), которые для юношей в соответствии с нормами «мальчишеского кодекса» являются непозволительной роскошью. Невнимание к мальчишеским депрессиям и связанное с ним неумение работать с данными состояниями, отсутствие специализированной социально - психологической поддержки мальчиков усугубляют в целом картину психического благополучия мальчиков в семье и обществе.
Представляется необходимым развивать возможности специализированной социально-психологической поддержки мальчиков в современном обществе, а также стремиться к ослаблению репрессивного влияния на мальчишескую среду разрушительных социальных норм и гендерных стереотипов.

Источник: Психическое здоровье семьи в современном мире : сборник тезисов III Российской конференции с международным участием (Томск, 24-25 октября 2019 г.) / под ред. Н.А. Бохана, А.В. Семке, Е.В. Гуткевич. - Томск : Отдел полиграфии Томского ЦНТИ, 2019. - 374 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.