На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психолого-педагогическое взаимодействие с акцентуированными подростками: проблемы и пути их решения
Психолого-педагогическое взаимодействие с акцентуированными подростками: проблемы и пути их решения
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Смыслова Галина Александровна

В зарубежной психологии подростковый возраст обычно охватывает период с 11 до 19 лет, в то время как в отечественной науке границы подростничества не столь однозначны. Ряд авторов отделяет подростковый период границами 10-14 лет, выделяя в отдельную категорию период ранней юности (15-17 лет).
Мы же, вслед за Д.Б. Элькониным, будем определять границы подросткового периода, как 11-12 лет - с одной стороны, и 17 лет - с другой стороны [7]. Этот период в педагогической практике охватывает весь диапазон с 5 по 11 класс жизни ребенка, влияет на взаимоотношения с одноклассниками и педагогами, выбор жизненного пути, определение себя в учении.


Именно особенности протекания подросткового возраста будут влиять на специфику и продуктивность прохождения ребенком ГИА (как ОГЭ в 9 классе, так и больший период подготовки, а в некоторых случаях и прохождения ЕГЭ в 11 классе). Без понимания специфики возраста учителю невозможно будет простроить эффективный маршрут прохождения уровней основного общего и среднего общего образования.
Основным содержанием подростничества, по мнению Л.С.Выготского, является переход к высшим психическим функциям, т.е. продуктам культурно-исторического развития личности. Подростковый возраст является стабильным периодом развития, в котором выделяются негативная и позитивная фазы. Симптомами негативной фазы выступают трудновоспитуемость, негативизм, ситуационная зависимость и неоднородность поведения, переход в позитивную стадию ознаменован появлением новых интересов, позитивно ориентирующих развитие личности подростка [1]. Основными задачами подросткового возраста будут являться: сепарация от взрослых, становление идентичности и самоопределение, формирование системы ценностей, освоение социальных ролей и саморегуляции поведения.
В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста. Среди таковых реакций можно, прежде всего, выделить следующие реакции: «оппозиции, протеста (противопоставление своего поведения нормам); имитации (подражание старшим, более авторитетным) ;отказа (от домашних обязанностей, учебы, контактов); компенсации (стремление к восполнению неуспехов в одной области успехами в другой); гиперкомпенсации (стремление добиться успеха именно в той области, в которой обнаруживает наибольшую несостоятельность» [2].
Подростковый возраст - это период становления характера, который неизбежно проходит стадии усиления и заострения определенных черт и «выпадения» других характеристик. Именно для описания особенностей подросткового периода наиболее точно подходит термин «акцентуации характера», введенный в научный обиход немецким психиатром, профессором неврологии клиники Берлинского университета им. Гумбольдта К. Леонгардом [3]. Однако его классификация не касалась описания возрастных особенностей акцентуаций характера в подростковом и юношеском возрасте. Подобная классификация с подробным описанием, как психопатий, так и акцентуаций (которые являются нормой подросткового возраста) была разработана отечественным психиатром А.Е.Личко [4].
Базовым методом построения данной классификации стал клинический метод: опрос родителей и самого подростка, а также осмотр и наблюдение за поведением обследуемого. В своей работе «Психопатии и акцентуации характера у подростков» А.Е.Личко описывает характерные психопатические расстройства и разграничивает их от психопатоподобных расстройств и акцентуаций характера. Так, для психопатии (как аномалии характера) характерны три ключевые особенности (критерии по О.В.Кербикову): тотальность (постоянство в пространстве - «везде»), стабильность (постоянство по времени - «всегда») и социальная дезадаптация.
В отличие от психопатий, акцентуации характера могут проявляться не всегда и везде, тем более могут не приводить к социальной дезадаптации ребенка. Заострение черт характера может проявляться при определенных условиях, в ситуациях, которые получили название «места наименьшего сопротивления» - т.е. в тех случаях, когда подросток попадает в трудную лично для него ситуацию, в которой внутренних ресурсов оказывается недостаточно для продуктивного ее разрешения [4].
По мнению К.Леонгарда «в акцентуированных... личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд» [3]. Именно поэтому в своем описании мы будем давать характеристику как сильных, так и слабых сторон личности подростка. Неблагоприятные варианты взаимоотношений внутри семьи могут усилить и спровоцировать заострение акцентуации, так и перевести ее в пограничные с психопатоподобными расстройствами состояния. К таким типам семейных отношений А.Е. Личко относит следующие: Доминирующая гиперпротекция; Гипопротекция; Потворствующая гиперпротекция; недостаток надзора; Эмоциональное отвержение; Воспитание в «культе болезни»; Условия повышенной эмоциональной ответственности; Противоречивое воспитание; Условия жестких взаимоотношений [4].
Работа педагога и педагога-психолога с ребенком, безусловно, будет включать анализ и попытки коррекции семейной системы, однако, чаще всего, изменение сложившихся семейных взаимоотношений оказывается невозможным. На практике мы сталкиваемся с неготовностью и нежеланием членов семьи менять привычные устои, стиль воспитания и общения внутри семьи. В связи с этим, нам важно найти те способы взаимодействия с подростком, которые позволят выстроить систему взаимоотношений с ним в пространстве школы, помогут ему скорректировать его проблемные стороны, опираясь на сильные особенности характера, вместе с педагогом простроить эффективный маршрут для достижения его целей, минимизировать негативные аспекты акцентуации характера и пройти подростковый период с минимальными потерями.
Рассмотрим акцентуации, характерные для подростков, выделяя сильные и слабые стороны, а также места наименьшего сопротивления и его привычнее протестные реакции на них. Далее опишем возможные направления работы с акцентуантами и конкретные упражнения, которые можно использовать на разных этапах психокоррекционной работы или в рамках воспитательной работы с подростками.
Акцентуация характера: гипертимный тип
Сильные стороны: хорошее настроение, оптимизм, активность, общительность, находчивость, смелость, высокая скорость реакции в стрессовых и нестандартных ситуациях, умение брать ответственность на себя, выносливость, умение вызывать доверие, располагать к себе людей.
Слабые стороны: неразборчивость в выборе знакомств, чрезмерная навязчивость и активность, болтливость, склонность к групповым правонарушениям, непостоянство увлечений и связей, ранняя сексуализация, авантюризм, неумение планировать, неусидчивость.
Место наименьшего сопротивления: изоляция (отсутствие контактов со сверстниками), невозможность проявлять инициативу (необходимость подчиняться), одиночество, рутинная и монотонная деятельность, гиперопека, чрезмерный контроль.
Протестные реакции - направлены вовне: взрывы гнева или депрессивные реакции, побеги, противоправное поведение, алкоголизация,
Особенности работы с подростком: организация мероприятий, праздничных вечеров, включение в трудную, но разнообразную деятельность, найти интересное социально полезное занятие.
Рекомендуемое упражнение для такого типа акцентуации представлено в табл. 1


Таблица 1
Рекомендуемое упражнение: «Конец - делу венец» [6]

Научиться делать одно, пусть маленькое дело, но до конца.
Установить очередность и приступить к выполнению.
До тех пор, пока не закончит работу, никаких увеселений, гостей, вкусных блюд, приятных занятий.
Пусть это будет только раз в неделю, но обязательно одно дело доводить до конца.
Поощрять себя за выполненное задание
Акцентуация характера: шизоидный (аутичный) тип Сильные стороны: увлеченность, глубокие познания в интересующей области, нестандартность мышления (креативность), склонность к точным фактам, аккуратизм, способность продуктивно работать в одиночестве, «холодный ум».
Слабые стороны: замкнутость, холодность, контрастность поведения (настороженность - легковерие, необщительность - назойливость, застенчивость - бестактность и т. п.), неспособность к сопереживанию.
Место наименьшего сопротивления: необходимость оперативно принимать решения, взаимодействовать с большим количеством незнакомых (или малознакомых, не входящих в круг доверия) людей.
Протестные реакции - направлены вовнутрь: замыкание в себе, молчание, игнорирование, гневные реакции на близких (грубость).
Особенности работы с подростком: развитие коммуникативных навыков, анонимное обсуждение проблем, акцент на интересы ребенка (музыка, философия, теоретизирование, коллекционирование, фантастика и т. п.), постепенное включение в коллективную деятельность, индивидуальные задания (повышенной сложности) с учетом сферы интересов подростка.
Рекомендуемое упражнение для такого типа акцентуации представлено в табл. 2


Таблица 2
Рекомендуемое упражнение: «Сопереживание» [6]

Во время разговора попытаться почувствовать состояние собеседника, представить, что он ощущает в момент общения.
Уточнить у него, какое эмоциональное состояние он испытывает, пробовать подключиться к этому состоянию, «войти» в схожее по чувствам.
Спрашивать о состоянии собеседника: «Тебе интересно? Ты не устал? Может, ты хочешь отдохнуть?»


Акцентуация характера: эпилептоидный (застревающий) тип Сильные стороны: упорство в достижении цели, пунктуальность, обязательность, выносливость, внимание к деталям, глубина в изучении интересующих вопросов и тем.
Слабые стороны: возбудимость, гневливость, склонность к зависимостям (алкоголизация, сексуальная распущенность, пиромания и т. п.), инертность, вязкость мышления, патологическая ревность.
Место наименьшего сопротивления: появление более сильного лидера, который лишает подростка его места в социальной иерархии, попытки обидеть и задеть ребенка.
Протестные реакции - направлены вовне: поиск виноватого, обвинение других, гнев, месть, разрядка эмоционального напряжения происходит только после вымещения злобы на какой-либо субъект/объект.
Особенности работы с подростком: развитие эмпатии (ролевые игры, позволяющие поставить себя на место другого человека), формирование навыков саморегуляции (приемы аутогенной тренировки), поиск способов снятия эмоционального напряжения, поиск увлечений, поручение руководство небольшими учебными группами, поощрять за достижения, давать «авансы».
Рекомендуемое упражнение для такого типа акцентуации представлено в табл. 3


Таблица 3
Рекомендуемое упражнение: «Исполнитель желаний» [6]


Выбрать наиболее приятного для него человека и постараться выполнить все его желания без всяких условий со своей стороны.
Если не получилось, через 1-2 дня сделать ещё одну попытку осуществить желания другого близкого человека.
Проанализировать собственные эмоции и мысли в ходе выполнения упражнения


Акцентуация характера: истероидный (демонстративный) тип Сильные стороны: артистизм, гибкость, лидерские качества, способность заражать окружающих своими эмоциями.
Слабые стороны: эгоцентризм, позерство, внушаемость, лживость, неадекватная самооценка.
Место наименьшего сопротивления: низвержение с «пьедестала», отсутствие внимания, похвалы, восхищения со стороны окружения.
Протестные реакции - направлены вовне: шантаж (демонстративные угрозы самоубийства и т.п), всеобвиняющая реакция, бегство в болезнь (изображение сложных неизвестных заболеваний, стремление попасть в больницу с «тяжелым» диагнозом), демонстративная алкоголизация, яркие скандалы, побеги из дому.
Особенности работы с подростком: не стоит погружать в точные науки, предложить творческие секции и кружки, при интересе к литературе - написание стихов, рассказов и т. п., поощрение только за реальные достижения и успехи, поощрять рассказ о других людях и их успехах, поощрять заботу о других, включать в социально полезную деятельность.
Рекомендуемое упражнение для такого типа акцентуации представлено в табл. 4


Таблица 4
Рекомендуемое упражнение: «Роль» [6]


Тебе не трудно превратиться в другого человека, например, человека другого темперамента - флегматика.
Взять себе за правило некоторое время быть в этой роли.
Говорить ровно и тихим голосом, медленно и спокойно, обдумывая свои слова. Также сдержанно вести себя с людьми.
Начинать с 10 минут в течение дня и довести это время до 2-3 часов. Обязательно проанализировать свои ощущения и чувства в процессе выполнения упражнения.
Менять роли, пробовать другие состояния и характеристики
Акцентуация характера: неустойчивый тип
Сильные стороны: преданность, умение отдыхать, переключаться, получать удовольствие от жизни, отсутствие моральных переживаний.
Слабые стороны: не умение держать слово, тотальный конформизм, безволие, отсутствие мотивации, стремление получить «все и сразу», трусость.
Место наименьшего сопротивления: отсутствие внешнего контроля, отсутствие перспективы наказания за проступки, ситуации ограничения общения, необходимость принимать решения и нести за них ответственность.
Протестные реакции - направлены вовне: тихий, скрытый протест (исподтишка), всеобвиняющая реакция вслед за своей референтной группой (делать «как все»).
Особенности работы с подростком: необходима совместная работа учителей с родителями, развитие волевых качеств, навыков саморегуляции, командные виды спорта, поручения в классе (начинать с простых, постепенно переходя к более сложным).
Рекомендуемое упражнение для такого типа акцентуации представлено в табл. 5


Таблица 5
Рекомендуемое упражнение: «Замри» [6]


Упражнение. В течение 3 минут сидеть на стуле или кресле без движения, максимально расслабленно.
Разрешены только движения век (моргание).
В течение недели или двух добавлять по 30 секунд, доведя, таким образом, время до 7-8 минут.
Анализировать свое состояние, мысли, эмоции, которые будут возникать в процессе выполнения упражнения
Акцентуация характера: лабильный (эмотивный) тип
Сильные стороны: эмпатия, способность к сопереживанию, мягкость, чувство благодарности, преданность, умение быстро переключаться с негативного на позитивное настроение.
Слабые стороны: крайняя изменчивость настроения, капризность, неуверенность, неготовность брать на себя ответственность.
Место наименьшего сопротивления: грубость и равнодушие по отношению к подростку, невнимание к его эмоциональному состоянию, пренебрежение его переживаниями, отсутствие теплых и близких отношений, утрата близких, вынужденная разлука с ними.
Протестные реакции - направлены вовне: слезы, поиск причины проблем во внешних обстоятельствах.
Особенности работы с подростком: похвала и поощрение любых, даже незначительных успехов, создание доверительных отношений, готовность выслушать переживания подростка, музыкотерапия, прогулки, занятия физической культурой (среднего уровня активности), активное е включение в досуговую деятельность (кружки, прежде всего творческой направленности, посещение музеев, выставок и т. п.).
Рекомендуемое упражнение для такого типа акцентуации представлено в табл. 6


Таблица 6
Рекомендуемое упражнение: «Аналитик» [6]


Развивать в себе привычку анализировать все внезапные перемены в настроении:
Что произошло?
Что изменило мое настроение?
Проанализировать, какие из причин встречаются чаще всего.
Исключить причины, по которым настроение резко и неожиданно меняется в некомфортную сторону
Акцентуация характера: сенситивный тип
Сильные стороны: острое нравственное чувство, умение видеть суть вещей, способность сопереживать.
Слабые стороны: замкнутость, подозрительность, недоверчивость, боязливость, пугливость, чувство собственной неполноценности.
Место наименьшего сопротивления: обвинение подростка в непорядочных действиях, публичные указания на его недостатки (физические, моральные, интеллектуальные и т. п.).
Протестные реакции - направлены вовнутрь: самообвинение, аутоагрессия, попытки суицида, отказ ходить в школу.
Особенности работы с подростком: работа, направленная на повышение самооценки, эмпатическое сопереживание, коррекция слабых зон, дозирование нагрузки и активности.
Рекомендуемое упражнение для такого типа акцентуации представлено в табл. 7


Таблица 7
Рекомендуемое упражнение: «Полный покой души» [6]


Когда подросток неуверен в себе или чего-то боится, вспомнить приятное событие, те ощущения, которые он испытывал.
Настроиться на состояние «полного покоя души» и постараться находиться в этом состоянии как можно дольше.
«Входить» в это состояние каждый раз, когда попадает в тревожную некомфортную ситуацию
Акцентуация характера: астеноневротический (болезненный) тип Сильные стороны: чувствительность, способность рассчитывать свои силы, планировать.
Слабые стороны: повышенная утомляемость, раздражительность, ипохондричность, плаксивость, пугливость.
Место наименьшего сопротивления: стрессовые ситуации, требующие быстрой мобилизации усилий, выносливости, соревнования, болезни или смерть близких (также разговоры на эти темы).
Протестные реакции - направлены вовне: психосоматические реакции (болезненные симптомы - астма, аллергия, ОРВИ, ВСД, проблемы с ЖКТ и т. п.)
Особенности работы с подростком: развивать уверенность в собственных силах, укреплять физическое здоровье (оздоровление, но не достижение спортивных результатов), чередовать умственные и физические нагрузки, постепенно включать в активную жизнь класса, все успехи поощрять и отмечать. 
Рекомендуемое упражнение для такого типа акцентуации представлено в табл. 8

Таблица 8

Рекомендуемое упражнение: «Жизнь прекрасна» [6]
Несколько раз в день подходить к зеркалу и внимательно рассматривать выражение своего лица.
Улыбнуться самому себе, сказать при этом:
«Ямилый и хороший человек, у меня все в полном порядке.
Я ни на кого не обижаюсь и не сержусь.
Ничто меня не раздражает.
Жизнь прекрасна!»
Эти слова можно говорить вслух.

Повторить их несколько раз подряд, сохраняя на лице улыбку


Акцентуация характера: психастенический (педантичный) тип
Сильные стороны: способность брать на себя ответственность (за себя, за других, за дело), заботливость, эмоциональная привязанность к близким людям, тщательность и внимание к мелочам.
Слабые стороны: робость, пугливость, навязчивые состояния, тревожная мнительность, чрезмерный самоанализ.
Место наименьшего сопротивления: ситуации, требующие принятия решений, оперативных действий, повышенные нагрузки, чрезмерная ответственность, возлагаемая на подростка.
Протестныереакции - направлены вовнутрь: самообвинение, аутоагрессия, самокопание, во внешнем плане: бурчание, недовольство, «тихое» возмущение.
Особенности работы с подростком: сложные ответственные поручения, требующие планомерности и расчета, поощрять любую инициативу, использовать рисуночные методы работы со страхами, чаще подбадривать, поощрять высказывания и самостоятельные решения.
Рекомендуемое упражнение для такого типа акцентуации представлено в табл. 9


Таблица 9
Рекомендуемое упражнение: «Решительность» [6]


В ситуациях, когда нужно принимать решения (любые, начинать с самых простых) сделать это сразу, решительно и бесповоротно.
Ограничить размышления ровно одной минутой (по секундомеру).
Приняв окончательное решение, ни за что не отступать от него.
Повторять упражнение каждый день
Акцентуация характера: конформный тип
Сильные стороны: преданность, консерватизм, стабильность и устойчивость.
Слабые стороны: готовность подчиняться большинству, шаблонность, желание «быть как все», неинициативность, ипохондричность.
Место наименьшего сопротивления: нестандартные ситуации (нерегламентированные извне), ситуации смены стереотипов, круга общения, образа жизни, «изгнание» из группы.
Протестные реакции - направлены вовне: в тех же формах, что и члены их группы. 
Особенности работы с подростком: вовлекать в дискуссии (давать возможность говорить первым, чтобы у него не было возможности повторять чужое мнение), давать поручения, придумать постоянные обязанности (которые подросток будет выполнять на регулярной основе) необходимость включения в «позитивные» группы (кружки, молодежные организации, спортивные секции и т. п.).
Рекомендуемое упражнение для такого типа акцентуации представлено в табл. 10


Таблица 10
Рекомендуемое упражнение «Собственное мнение» [6]


Взять какую-нибудь интересную книгу и составить о ней собственное мнение, четко и конкретно сформулировать положения, которые особенно понравились, и те, которые нет.
Затем начать обсуждение со своими друзьями.
Сравнивать, что им понравилось, что они запомнили, и обязательно говорить о своей точке зрения, не соглашаться с другими, отстаивать свою точку зрения, как бы тяжело не было.
Через две-три недели найти новый объект для отработки собственного мнения: фильм, книга
Акцентуация характера: циклоидный тип (смена гипертимной и депрессивной фаз)
Сильные стороны: умеренность, в «хорошей» фазе характерны особенности гипертимов.
Слабые стороны: раздражительность, апатичность, нестабильность увлечений (включение в деятельность в позитивной фазе и бросают начатое в депрессивной фазе).
Место наименьшего сопротивления: психологические перегрузки, требование «нормального» поведения от подростка в депрессивной фазе, отрицание его эмоциональных переживаний; одиночество, однообразная и рутинная жизнь - в гипертимной фазе.
Протестные реакции - направлены вовне/вовнутрь: в депрессивной фазе - вовнутрь, возможные попытки самоубийства, в позитивной фазе - реакции протеста схожи с гипертимным типом акцентуации.
Особенности работы с подростком: продумать несколько вариантов заданий и поручений в зависимости от той фазы, в которой подросток может находиться, в депрессивной фазе делать акцент на эмоциональной поддержке, не пытаться менять его, в «хорошей» фазе предлагать различные задания, приемы саморегуляции и самоанализа.
Упражнения: подбираются в зависимости от фазы из числа упражнений для других акцентуаций характера.
Подводя итог необходимо подчеркнуть, что акцентуации характера не являются патологией, необходимо понимать и объяснять ребенку, а также его родителям и педагогам, что демонстрируемые подростком особенности поведения, пусть даже чрезмерно экзальтированные, в большинстве случаев являются временными и не требующими серьезной коррекции. Педагогам, работающим с подростками важно совместно с психологом выявлять акцентуации учеников и выстраивать с ними наиболее эффективные пути взаимодействия, что позволит сделать учебный процесс более продуктивным, а также ускорит прохождение подросткового периода за счет создания благоприятных условий для решения задач данного возраста.
Библиографический список
1. Выготский Л.С. Педология подростка. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984.
2. Прутченков А.С. Диагностика акцентуаций характера / А.С. Прутченков, А.А. Сиялов
3. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 544 с.
4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. - 2-е изд., доп. и перераб. - Ленинград: Медицина, 1983. - 255 с.
5. Подросток на перекрестке эпох: проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков / под ред. С.В Кривцовой. - М.: Генезис, 1997. - 287 с.
6. Практикум по психологической службе: учебное пособие / под ред. О.А. Рудей. - Екатеринбург: Факультет психологии, Уральский государственный профессионально-педагогический университет, 2001. - 91 с.
7. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избр. психол. тр. / Д.Б. Эльконин; под ред. Д.И. Фельдштейна. - 3-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЕК, 2001. - 414 с.
Источник: Теоретические и практические аспекты педагогики и психологии : монография / И. Е. Емельянова, О. Б. Мангова, В. В. Власичева [и др.]; гл. ред. Ж.В. Мурзина, Чувашский республиканский институт образования.. - Чебоксары: Среда, 2023. - 236 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.