На главную Подросток Психологические особенности возраста Психологическая характеристика предподросткового возраста
Психологическая характеристика предподросткового возраста
Подросток - Психологические особенности возраста
Индекс материала
Психологическая характеристика предподросткового возраста
Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы в предподростковом возрасте
Развитие личности детей 9-12 лет
Переход из начальной школы в среднюю общеобразовательную
Все страницы

1.1. Предпубертатное детство и возрастные психологические особенности школьников 9-12 лет

Изучаемый возрастной период 9-12 лет является одним из самых интересных и, в то же время, ключевых с точки зрения развития личности ребенка.
Школьники этого возраста проживают достаточно сложный и психологически насыщенный период в своей жизни. Исследователями он назван предподростковым, так как находится между окончанием детства и началом отрочества. В этот период происходит переход из начальной школы в основную общеобразовательную, что связано с полным изменением распорядка школьной жизни. Дети, неготовые к средней школе, переживают такой переход как кризисное явление, названное «проблема пятого класса». Изучаемый нами возраст относится к предкритической фазе возрастного кризиса, когда возникает противоречие между объективной и субъективной составляющими социальной ситуации развития. Начало кризиса возрастного связано с перестройкой взаимоотношений с другими людьми.

Таким образом, это временной отрезок синхронизации двух кризисов. Этот период также характеризуется началом психофизиологического взросления. Успешность прохождения детьми предподросткового этапа связана с влиянием, как средовых факторов, так и их внутренних психологических особенностей. Исследователями достаточно изучена социальная ситуация развития, средовое влияние на психическое развитие ребенка. Что же происходит с точки зрения внутреннего психологического движения возраста в этот переломный этап? В каком же возрасте и все ли дети одинаково успешно проходят этот сложный период в современных условиях? Как это связано с интеллектуальными, эмоциональноволевыми, коммуникативными, индивидуально-психологическими, гендерными особенностями школьников? Рассмотрим отечественные и зарубежные психологические подходы, позволяющие прояснить эту ситуацию.
Понятие «психологические новообразования» предлагает нам критерии возрастного развития. Л.С. Выготский указывал на серьезные изменения в развитии мышления детей к окончанию стабильного периода младшего школьного возраста с последующим кризисом в 13 лет. Д.Б. Эльконин обозначает изучаемый возраст как окончание младшего школьного с ведущей учебной деятельностью, с кризисом 11-12 лет и переходом к подростковому периоду с ведущей деятельность интимно-личностное общение. Новообразованиями младшего школьного возраста он называет словесно-логическое мышление, произвольность и самоконтроль. Следовательно, переход на следующую ступень развития в конце младшего школьного возраста должен происходить при достаточном уровне развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Для готовности к ведущей деятельности подростков необходимы развитые коммуникативные навыки и качества. Исследователи отмечают изменение и вектора мотивации у детей 10-12 лет (направленность на себя) [157].
Дж. Липсиц обозначает этот возраст, как стратегически важный с точки зрения воспитания. Он одинаково чувствителен и к негативным влияниям социума и к культурным ценностям, которые определяют в дальнейшем жизненные ценности и выборы. Несмотря на особую значимость возраста, многие исследователи утверждают, что он до сих пор недостаточно изучен. Поэтому, любое комплексное психологическое исследование в этот возрастной период представляет особый интерес.
Наблюдая различные трудности у школьников 9-12 лет, мы предположили, что они связаны не только с внешней ситуацией, с перестройкой взаимоотношений, но и с внутренними психологическими факторами. Возможно, некое сочетание всех этих характеристик задает разные варианты развития, прохождения социальной ситуации, условия перехода из начальной школы в среднюю периода возрастного кризиса.
Психическое развитие школьников 9-12 лет характеризуется важными психологическими и психофизическими изменениями. Это время начала пубертатных изменений, которое П. Блонский назвал «предпубертатным детством» [25]. Важной его составляющей является преддверие пубертатного кризиса с началом характерных для него психофизиологических изменений. Влияние этого фактора отражается на поведении, самоощущении и самовосприятии, переживании эмоционального комфорта или дискомфорта.
Специфические особенности, связанные с переходом к подростковому возрасту, сторонники биогенетического универсализма считали неизбежными и обусловленными биологическими факторами. «Пубертат» от лат. pubertas – означает
«возраст роста волос». Cторонники биогенетической теории развития указывают на то, что кризисы подросткового возраста обусловлены только биологическими факторами. Действительно, перестройка в эндокринной системе может вызывать и бурный подъем, прилив сил и энергетический спад, проявляющиеся в повышенной раздражительности, иногда агрессивности, утомляемости, рассеянности и т.д. Специалисты называют этот элемент взросления «гормональная буря». Происходит развитие мускулатуры и мягких тканей, скелета. Быстрый рост различных органов и тканей влияет на работу сердца, ухудшается общее самочувствие. Наталья Куинджи, главный научный сотрудник лаборатории гигиены обучения и воспитания Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД (научный центр здоровья детей) РАМН считает, что начало гормональной перестройки в организме приводит к снижению восприятия, ухудшению памяти, замедлению умственных процессов.
Огромные изменения в психофизиологии и нейрофизиологии характерны для этого возраста. Половое созревание проходит пять этапов [113]. Изучаемый период охватывает инфантильный этап (первый), который заканчивается в 10 лет у девочек и в 13 лет у мальчиков. По данным Т. Д. Марцинковской, это период изменения работы щитовидной железы и гипофиза. На пубертатном (втором этапе), начинают наблюдаться первые признаки полового созревания. Деятльность гипофиза изменяется, что влияет на физическое развитие, постепенно изменяется темп роста костной и мышечной систем, ускоряется обмен веществ. Эти изменения происходят в возрастной период 12 лет у девочек и в 14 лет у мальчиков. На третьем этапе происхо
дит процесс активизации половых и щитовидной желез внутренней секреции, что характеризует начало собственно подросткового периода развития [159].
Постепнно происходит структурно-функциональное созревание мозга. Морфологические изменения в созревании мозга характеризуются изменением размеров и дифференцированности по клеточному составу, как всего мозга, так и отдельных его частей. Е.Д. Хомская указывает на изначальную разницу в весе мозга у младенцев мальчиков и девочек. Для возрасного отрезка 8-16 лет европейской популяции это 1353 г. для мальчиков и 1230 г. для девочек. Увеличивается в объеме мозолистое тело, содержащее комиссурные волокна, через которые осуществляется связь между полушариями. Продолжается процесс миенилизации (образование вокруг нервного волокна жирового слоя – миелина), который является главным критерием созревания. Огромное значение процесса миенилизации связано с тем, что нервные волокна, аксоны отдельных нейронов должны справляться с функцией проведения возбуждения. Миелиновые чехлы, являющиеся хорошим электрическим изолятором, формируются постепенно. Именно к 12 годам завершается очередной процесс миенилизации, что приводит к улучшению функций внимания и произвольности, самоконтроля. Непосредственно процесс миенилизации заканчивается после подросткового периода [166].
Пубертатные изменения в настоящее время имеют ярко выраженные гендерные различия. Половое созревание у девочек идет намного быстрее, чем у мальчиков. Кроме того, психофизическое взросление детей, находящихся в одном классе по
«паспортному» возрасту сильно отличается. Не говоря уже о том, что у девочек оно начинается годом раньше, разрыв в психофизическом возрасте у девочек младшего подросткового возраста с ранним развитием и мальчиков – с поздним может достигать 6 лет. Данные гендерных исследований свидетельствуют о том, что раннее созревание у девочек приводит к тому, что они оказываются в менее благоприятных условиях развития, чем их сверстники. Это отражатся на их самооценке, успеваемости и нормативном школьном поведении [188, 288, 327, 347, 358].
С точки зрения психосексуального развития ребенка З. Фрейд определяет возраст от 5 до 10 лет как латентную стадию. На первый план выходит обучение, социализация и освоение различных форм социального и полоролевого поведения. В то же время, он считал, что предпубертатность как предварительная ступень собственно пубертатности известна тем, что в ней устаревшие установки и желания инфантильной жизни предыдущих стадий обнаруживаются по-новому за счет регрессий на более ранние периоды жизни. Ребенок вдруг может захотеть, чтобы его завернули в одеяло или покачали как маленького и т.п. Это часто происходит при болезни, усталости, при страхе, в разлуке с родителями, при переключении внимания родителей на новорожденного в семье. Тем не менее, это является подготовкой к следующей фазе развития, т.к. нормальное детское развитие идет с постоянным чередованием прогресса и регресса. Если же взрослые критически и осуждающе противостоят этим регрессиям, то они способствуют вытеснениям и задержкам у ребенка. Регрессии перестают играть роль элемента нормального развития, превращаясь в патогенный фактор [100].
Начало биологического взросления уже в предподростковом возрасте откладывает отпечаток на все аспекты жизни ребенка в большей или меньшей степени. Всплески агрессивности, возбудимости у мальчиков или капризности и слезливости, обидчивости у девочек можно, безусловно, отнести к приближающемуся пубертату. При проведении занятий с группой детей четвертого-пятого классов педагоги и психологи отмечают несвойственную им ранее стеснительность или демонстративную враждебность по отношению к противоположному полу. Нестабильный эмоциональный фон настроения может провоцировать конфликтные ситуации со взрослыми и сверстниками, вызывать непонимание ребенка в семье и школе. Тем не менее, как показывают исследования, именно социальное окружение младшего подростка в этот период может сыграть решающую роль в формировании его личности.
В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в познавательной сфере детей: замедляется темп деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, часто бывают раздражительны, капризны, их настроение постоянно меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях [136, 137, 139].

В своем труде «Педология подростка» Л.С. Выготский анализирует труды Ш.Бюлера, А.Б. Залкинда, О. Кро, О. Тумлирца, О. Штерцингера, которые указывали на «понижение успеваемости и продуктивности учащихся, …. которые встречаются в школьной работе обычно в 5 классе» [55]. Проблему снижения успеваемости у школьников в предподростковом возрасте Л.С. Выготский видел в органических изменениях, связанных с началом полового созревания. Снижение интереса к учебе и переключение ребенка на новые потребности закономерно связано с приближающимся пубертатом. Перестройка иерархии мотивов в старшем подростковом возрасте берет свое начало именно в этот переходный период. Ребенок «теряет интерес к вещам, занимавшим его прежде…. начинает интересоваться рядом совершенно новых для него вещей» [55].
Биологические изменения откладывают также отпечаток на представление о себе, что характеризует физический аспект «образа Я». С этим связано стремление в дальнейшем подражать идеальному (пока по внешним характеристикам) образу мужчины для мальчиков и женщины для девочек. Влияние этого фактора отражается на поведении и самовосприятии ребенка, формировании его самооценки.
Тем не менее, понятие «пубертат» отражает только те изменения, которые происходят в плане полового созревания и сопровождающие его феномены, но не социальные или психологические аспекты взросления.
Многие исследователи отмечают, что приближение ребенка к возрасту 1112 лет знаменуется определенными изменениями, затрагивающими многочисленные аспекты психического развития, социальных отношений, развития личности в целом. Когда эти изменения достигают пика – происходит кризис. Описывая
«кризис возрастной» Л.С. Выготский вводит понятия «критические и литические периоды», «социальная ситуация», «возрастные новообразования», «зона ближайшего развития». Понятие «социальная ситуация развития» определяется как специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и окружающей средой. Она, по мнению А.Н. Леонтьева, определяет объективное место ребенка в системе социальных отношений, а также требования, которые предъявляет ему общество. Социальная ситуация включает и понимание своей позиции самим ре
бенком, отношение к ней в терминах принятия-непринятия. Перестройка этих взаимоотношений находит выражение в кризисе [141].
Для лучшего понимания того, чем обусловлены особенности предподросткового периода обратимся к тому, что же происходит в предыдущий и последующий возрастные этапы психического развития ребенка.
Изучаемый нами возраст характеризуется изменением социальной ситуации развития и перестройкой взаимоотношений с другими людьми, что затем знаменует начало кризиса возрастного.
С. Холл определял начало подросткового возраста, как начало периода
«бурь и натиска», переходное критическое состояние с эмоциональной неустойчивостью, конфликтностью, трудновоспитуемостью. Э. Шпрангер считал содержание подросткового кризиса связанным с освобождением от детской независимости. Один из трех типов подросткового развития он характеризовал как резкое, бурное, кризисное течение. В качестве основных новообразований возраста он выдлял: открытие «Я» и своей индивидуальности, возникновение рефлексии, чувство любви [212].
Ш. Бюлер подростковый возраст называет стадией психического пубертата. Предпубертатный возраст она считает детством, а заключительный период пубертата – юностью. На стадии непосредственно пубертата происходят некие психические явления, которые, по ее мнению, начинаются задолго до этого и продолжаются какое-то время после его завершения. Психические явления пубертата связаны с стремлением к дополнению. Поиск дополнения приводит к неравновесному внутреннему состоянию, выражающемуся во внешних признаках трудновоспитуемости. «Я» человека должно выйти из эгоцентрического состояния и быть готовым для встречи с «Мы». В современном мире, с ростом культуры период психической пубертатности удлиняется, что приводит к дополнительным трудностям [171].
К. Левин описывал конфликтный переход, как связанный с вынужденным маргинальным положением подростка между миром взрослых и миром детей. Он считал, что при наличии в обществе двух групп, взрослых и детей, подросток находится в переходном состоянии между этими группами. Он хочет перейти в группу взрослых, но его туда еще не принимают. С этим связаны проблемы подросткового возраста, подросткового кризиса. Чем длиннее период, когда подросток находится в таком «подвешенном» состоянии, тем сильнее выражены симптомы кризиса. Тем не менее, возможность бесконфликтного непротиворечивого перехода от детства к взрослости и последующего благополучного периода подросткового развития выявила американский антрополог Маргарет Мид в начале ХХ в., изучая подростков на острове Самоа. Руфь Бенедикт назвала этот тип перехода непрерывным, когда в обществе требования ко взрослым и детям не отличаются и ребенок оказывается подготовленным к требованиям взрослого общества. Подростковые конфликты возникают, когда требования к детям и взрослым сильно отличаются, дети выделяются в отдельную группу, поэтому в переходный период складывается неблагополучный вариант развития [83].
От взрослого, находящегося рядом, зависит многое в формировании личности ребенка. Э. Фромм отмечал, что у родителей и учителей должна быть биофильная ориентация, т.е. ориентация на жизнь, оптимизм, позитивная жизненная позиция. Еще одним важным условием является включенность ребенка в социальную жизнь. А. Адлер выделяет «социальный интерес», как обязательную характеристику здоровой личности [3]. О.В. Хухлаева, при выделении педагогических условий становления психологического здоровья школьника, выделяет наличие положительного эмоционального фона настроения. Эта характеристика полностью зависит от личности взрослого, находящегося рядом с ребенком [301].
Изучению проблем подросткового возраста, подросткового кризиса посвящено много исследований и это понятно. Этот период является сложным как для самого подростка, так и для взрослых – сопровождается трудностями в его воспитании.
Г.А. Цукерман отмечает разночтение границ возраста у разных авторов, а также общее «омоложение» подросткового возраста. Например, А.А. Люблинская начало подросткового возраста относит к 12 годам, а более современные источники – к 10. Это может быть связано с акселерацией 70–80-х гг. ХХ столетии [304]. Исследование Н.Н. Толстых (она повторила спустя тридцать лет работу Л.И. Божович) показало, «что изменение в отношении подростков к будущему, за тридцать лет «помолодело» на два года: в 1950-е гг. оно наблюдалось у учеников VIIIIX классов (около 15 лет) и было явно связано с окончанием неполной средней школы; в 1980-е гг. новое отношение к собственному будущему обнаружили 13-летние школьники (VI-VII класс)» [289]. Г.А. Цукерман пишет, что в периодизациях психического развития интервал 10-12 лет – это «ничья земля» в возрастной психологии. Отдельные исследователи рассматривают этот возрастной период как окончание детства, другие описывают его как психологию подростка. В то же время, эмпирические исследования показывают, что психическое развитие «в этом возрастном интервале отличается качественным своеобразием и во многом определяет все дальнейшие особенности взросления» [4, 20, 23, 41, 46, 48, 49, 57, 68, 75, 78, 83, 87, 90, 96, 98, 103, 123, 126, 131, 132, 135, 139, 147, 152, 154, 157, 158, 160, 166, 173, 178, 185, 195, 197, 205, 209, 216-278, 285, 303-305, 327, 336, 347, 349, 354, 358-360].
Изучаемый нами возрастной диапазон 9-12 лет в классификациях разных авторов зачастую попадает в разные возрастные пограничные периоды. Кроме того, различные зарубежные и отечественные психологические школы используют разные подходы при описании особенностей возраста. Последователи биогенетического направления склонны рассматривать этот возрастной отрезок как предпубертатный, что невозможно отрицать. В то же время, многие характерные изменения этого времени касаются психосоциальной и личностной сферы (Т.И. Драгунова, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Д.И. Фельдштейн, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман). Сторонники подхода социальной обусловленности психического развития описывают возраст через стадии, фазы и периоды (критические и стабильные), изменение социальной ситуации, описанные выше возрастные психологические новообразования.
Д.И. Фельдштейн указывает на значимые возрастные изменения в психическом развитии ребенка в современном мире, начиная от морфологических изменений, так называемых секулярных трендов (астенизации, децелерации, тенденция к леворукости, ювенилизации, андрогинии, грацилизации) до неразвитости определенных мозговых структур, ответственных за формирование произвольности. Современный ребенок, начиная от младенческого до старшего школьного возраста разительно отличается уже даже от детей 90-х гг. ХХ в. Детство не только удлиняется, как писал Д.Б. Эльконин, изменяется его структура, особенности всех стадий, «бывшие ранее отрезки качественно меняются». В современном мире ребенок существует в огромном пространстве информационных технологий при утрате воспитательного воздействия со стороны семьи и школы. У подростков наблюдается недостаточная социальная компетентность. Несформированность определенных мозговых структур приводит к дефициту произвольности в умственной и в двигательной сфере. Наблюдающиеся нейроэндокринные сдвиги полового созревания приводят к регрессивным изменениям в мозговом обеспечении познавательной деятельности, ухудшаются характеристики произвольного регулирования, избирательности внимания, объема памяти. У 20% детей наблюдаются минимальные мозговые дисфункции, которые накладывают отпечаток на весь ход психического и личностного развития. К младшему подростковому возрасту мы имеем трудности в учебе, низкую самооценку, высокую тревожность, социальные проблемы. В физическом развитии наблюдается тенденция к астенизации, нехватке мышечной силы. Отмечается более позднее прохождение детьми двух ростовых скачков. Первый скачок, предростовой спурт, у современных детей наблюдается не в старшем дошкольном (как 30 лет назад), а в младшем школьном возрасте, поэтому рекомендуется игровая форма обучения в первом-втором классах. Противоречием является развитый интеллект у ретардированных детей, а его невостребованность приводит к интеллектуальной депривации с последующими поведенческими нарушениями. Пубертатный спурт также отодвинулся с пятогошестого класса у девочек на восьмой-девятый, а у мальчиков на девятый-десятый. Все эти значимые изменения требуют пересмотра как содержания периодов психического развития школьника, так и основ его психолого-педагогического сопровождения [292].
В.И. Слободчиков изучаемый возраст помещает между «стадией принятия» (6,5-11,5 лет) в периоде становления совместности и «кризисом отрочества» (11-14 лет) в периоде становления самобытности. Вышеуказанные периоды находятся на ступени развития субъекта – «персонализация» [280]. С одной стороны общество предъявляет социальные ожидания взросления, с другой – подростки сами начинают ставить задачи самоопределения. Результатом становится чувство взрослости. Достаточно часто при консультировании индивидуально и на школьных собраниях родители младших подростков жалуются на чрезмерно возросшую, на их взгляд, самостоятельность своих детей. Это вызывает у них недоумение и тревогу. После школы, вместо того, чтобы ехать домой дети осваивают новые для себя транспортные маршруты, проявляют интерес к занятиям в кружках и секциях вместе с друзьями подальше от дома, требуют расширения пространства в кваритре для своих увлечений и интересов (наклейки настены плакатов, игре на гитаре, резьбы по дереву и т.д.). Расширение пространства дает им чевство уверенности в собственной значимости в этом мире, соответствует расширению интересов, новому самосознанию [252]. Они демонстрируют тенденцию разрушить отношения зависимости и стремятся к отношениям равенства. Адекватно построить их со взрослыми они еще не в состоянии, но стремление начинает проявляться уже в предподростковом возрасте. В то же время, дети очень чувствительны к их мнению о себе [83, 327].
В клиническом исследовании Д.Б. Эльконин и его сотрудники показали, что именно в начале подросткового возраста, включаясь в деятельность «общение», дети стремятся к сознательному экспериментированию в отношениях с другими людьми. Время конфликтов, смены референтной группы, поиск новых друзей, выяснение взаимоотношений выделяется для них в самостоятельную и важную область жизни [319-321]. Описывая предподростоквый возраст, Г.А. Цукерман называет его периодом экспериментирования. Т.В. Драгунова пишет, что в начале подросткового возраста возникают особые трудности. Подростка перестают устраивать взаимоотношения со взрослыми. Претензии на равное положение со взрослыми приводят к конфликтам. «Разные формы протеста подростка являются по существу средством, при помощи которого он старается изменить прежний тип отношений со взрослыми на новый» [82].
Действительно, на протяжения младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно уменьшается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль референтной группы [187]. Если в дошкольном детстве авторитет родителей был неоспорим, а в младшем школьном – авторитет классного руководителя признавался выше родительского, то в предподростковый период фокус внимания сдвигается на группу сверстников [238]. Подростковая референтная группа – это не просто часть жизни, это то, что определяет всю жизнь в этот период. Самооценка складывается в результате общения в референтной группе, интересы, цели, форма и содержание свободного времяпровождения, ценности, все это диктует подростку референтная группа.
Д.Б. Эльконин рассматривая движущие силы психического развития «изнутри» и приводящие к перестройке, обращается к психологической проблеме соотношения аффекта и интеллекта. С точки зрения ведущей деятельности, подростковый возраст характеризуется Д.Б. Элькониным как время интимно-личностного общения со сверстниками [321]. В исследованиях по проблемам развивающего обучения, учебной деятельности, новообразованиями младшего школьного возраста называют рефлексию, анализ и планирование, а «младший школьный возраст – возраст 7-10 летних детей» (В.В. Давыдов). Ведущая деятельность, начиная с младшего подросткового возраста, как считает Д.И Фельдштейн, это общественно-полезная, социально признаваемая и одобряемая (неоплачиваемая) деятельность [282]. Г.А. Цукерман высказала идею, что в предпоростковом возрасте у детей 10-12 лет «ведущей деятельностью… является социально-психологическое экспериментирование с собственной идентичностью, а интимноличностное общение служит лишь излюбленным, но не единственным материалом этой деятельности» [304].
Основанием для анализа периодизации психического развития К.Н. Поливановой явилось разделение Д.Б. Элькониным периодов детства на две группы:
«ребенок – общественный взрослый» и «ребенок – общественный предмет». Она считает, что воссоздание (моделирование) специфически детских предметных действий игра и учение в разные периоды детства происходит через символический или знаковый тип опосредования [179-180]. Предподростковый возраст находится на стыке воссоздания знакового и символического типа. В младшем школьном возрасте ребенок осваивает приемы и элементы учебной деятельности, учебные действия. Формирование учебной деятельности достигается путем методически выстроенного учебного предмета. В этом случае учебная деятельность выступает как моделирующая через знаковое опосредование. Для подросткового возраста характерно художественное воссоздание через символ, т.е. «…создавая свой поведенческий текст, младенец, дошкольник или подросток, ощущая, переживая некое состояние, создает самого себя. Собственно, момент переживания и есть акт самопознания или самосозидания» [179]. По мнению К.Н. Поливановой подобный анализ позволяет по-новому оценить социальную ситуацию развития. Основная задача в младшем школьном возрасте через знаковое моделирование освоить учебную деятельность (общественный предмет, а в подростковом, через художественно-символическую: общение – общественный взрослый). Нам пред-ставляется, что в случае описания смены возрастов через подобное моделирование, переход от учебной деятельности к общению видится как смена противоположных по полюсу составляющих (например, цифра-эмоция), позволяющий глубже понять проблемы предподросткового возраста. Мы можем предположить, что знаковое моделирование – это цифра, а символическое – это художественный образ, эмоция. Значит, в предподростковый период происходит переход от конкретно-логического, к образно-символическому мышлению, перенос фокуса внимания на, так сказать, художественно-эмоциональную сторону жизни. К подростковому возрасту получение эмоций от общения становится более важным, чем получение информации от общения и взаимодействия (учебная деятельность). Т.е. ведущей деятельностью детей подросткового возраста является моделирующая,
«проектная деятельность», в которой подросток «моделируя деятельность,… обнаруживает связь ситуаций действования с собственными переживаниями и состояниями» [179]. А связь эмоций и мышления в этот период может считаться очевидной нормой.
В периодизациях Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина кризис подросткового возраста рассматривается между младшим школьным и подростковым возрастами. Поэтому «точнее его назвать предподростковый кризис» [180]. Г.А. Цукерман пишет, что понятия «ведущая деятельность» и «психологические новообразования» связаны с взаимоотношениями ребенка и среды. Понятие «кризис» – на некий внутренний закон психического развития, на такие личностные изменения, которые заставляют ребенка самого искать перемен и перестраивать взаимоотношения со средой. Выражается оно не прямым текстом, а в некоем «кризисном сообщении», в изменениях поведения и общения. «Кризис – это своеобразное, поведенческое указание самого ребенка на возникшую у него потребность перемен…» [303]. И это как раз и выражается в желании новых взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Стремление к другой ведущей деятельности в случае внутренних изменений как раз обусловлено тем, что предыдущая уже не оказывает того развивающего воздействия и становится просто «неинтересной». Внутреннее движение обусловлено не насильственной сменой ведущей деятельности (например, перешли из детского сада в школу, из младших школьников – в подростковый возраст), а самой внутренней логикой психического развития. Естественно, что в эту логику все дети входят в разное календарно-возрастное время. Т.В. Драгунова впервые вскользь отмечает, что особенностью переходного периода к подростковому возрасту является то, что невозможно четко обозначить его возрастные границы, как переход из начальной в среднюю школу или поступление в первый класс. Поступление в школу полностью меняет распорядок жизни и взаимоотношения с социумом. Ребенок должен овладеть приемами учебной деятельности, овладеть новыми взаимоотношениями с учителями и сверстниками, принять и выполнять новые требования. Вступление же в подростковый период может происходить в 11 лет, в 12, 13 лет. Л.С. Выготский указывал на возраст 13 лет как кризисный. Окончание младшего школьного возраста знаменуется кризисом 11-12 лет. За ним следует подростковый возраст, с ведущим видом деятельности – общение (Д.Б. Эльконина). В этот период не происходит никаких коренных изменений в жизни ребенка, ни в его деятельности, ни во взаимоотношениях, таких как поступление в школу. Таким образом, предподростковый период связан в большей степени не с изменениями во внешней социальной ситуации, а с изменениями во внутреннем мире ребенка.
Т.В. Драгунова говорит, что «… поэтому разные дети вступают в этот период в различном паспортном возрасте. Одним словом, ребенок должен еще дорасти до того, чтобы стать подростком» [82]. Какие же факторы определяет это «дорасти»? Что в самом ребенке должно начать меняться или измениться полностью, чтобы он вошел в подростковый период. Какие факторы влияют на этот переход: затрудняют его или ускоряют, делают его более гармоничным? На что обратить внимание взрослых, находящихся рядом с ребенком в этот момент, чтобы услышать позитивное содержание его «кризисного сообщения» и сделать все возможное для предотвращения проблем подросткового периода?
Кроме того, современная ситуация характеризуется такими особенностями, что «возрастные ориентиры в современном обществе размываются, и потому все сложнее удерживать единую «лестницу» возрастов». Ряд зарубежных и отечественных исследователей отмечают «омоложение» подросткового возраста, а значит – более раннее наступление пубертата. В. В. Давыдов писал, что «… детство развивается. Детство на наших глазах увеличивается во времени, и следствием этого является изменение самой периодизации так изменившегося детства» [76].

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.