На главную Подросток Психологические особенности возраста Психологическая характеристика предподросткового возраста - Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы в предподростковом возрасте
Психологическая характеристика предподросткового возраста - Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы в предподростковом возрасте
Подросток - Психологические особенности возраста
Индекс материала
Психологическая характеристика предподросткового возраста
Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы в предподростковом возрасте
Развитие личности детей 9-12 лет
Переход из начальной школы в среднюю общеобразовательную
Все страницы

 

 

1.2. Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы в предподростковом возрасте

Ж. Пиаже определяет предподростковый период как время перехода от стадии конкретных к стадии формальных операций мышления [177]. Рефлексивные способности 10-12-летних школьников проявляются в способности к более глубокому обобщению, анализу, способности объяснять абстрактные понятия. Это подтверждают исследования С. Хартер, которая изучала возрастные изменения в организации мышления детей и выявила, что к десяти годам дети могут провести анализ сложных эмоций, понимают амбивалентность чувств и относительность нравственных суждений [342].
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития, качественного преобразования познавательных процессов: они носят опосредованный характер, становятся осознанными и произвольными. Ребенок овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.
Л.С. Выготский писал, что с началом школьного обучения мышление становится центром сознательной деятельности ребенка. В период младшего школьного возраста совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой. Дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений [54]. Школьные программы уделяют большое внимание изучению понятий по учебным предметам. Овладение понятиями связано со сложной мыслительной деятельностью. Для усвоения понятия необходимо проанализировать его свойства, входящие в него составляющие, установить между ними взаимоотношения, сравнить их по свойствам, объединить по классу, дать точную формулировку и т.д. Успешное овладение понятиями зависит от уровня развития мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация и т.д. В их развитии у младших школьников отмечаются некоторые особенности. Например, анализ для них является более легким мыслительным процессом и развивается быстрее, чем синтез. А Валлон отмечает, что «ребенок показывает себя способным отделить элементы от целого, которое дано ему сразу, чем то, что встречалось в его опыте раздельным и смело создать новую группировку» [35]. При сравнении младшие школьники быстрее находят различия и труднее – сходство [160]. Развитие понятийных форм мышления обуславливает возникновение к концу младшего школьного возраста способности школьника к самонаблюдению, к анализу и соотнесению с предметной ситуацией своих собственных способов деятельности.
Л.С. Выготский неоднократно отмечал, что в основе психического развития лежит преобразование связей между различными психологическими функциями. В рамках структурно-уровневого подхода к исследованию интеллекта в школе Б.Г. Ананьева были изучены внутрифункциональные и межфункциональные связи между познавательными функциями у детей и взрослых. Был сделан ряд важных выводов о возрастных особенностях нарастания, доминирования и перестановки связей, уровневых характеристиках познавательного отражения в возрастных группах, начиная с 18-ти лет (Б.Г. Ананьев, М.Д. Александрова, Е.И. Степанова). Полученные факты привели к пониманию к структурной организации «общего интеллекта», критериям его развития на основе внутрии межфункциональных связей. Б.Г. Ананьев постоянно подчеркивал единство интеллектуальных и личностных характеристик в психическом развитии. В последующем, в исследованиях Е.Ф. Рыбалко и ее учеников с точки зрения интеллектуального и личностного, были показаны линии психического развития в младшем школьном и старшем подростковом возрастах (Ж.А. Балакшина, Л.А. Головей, Т.М. Дьяченко, Л.Н. Кулешова, Е.К. Лютова, В.М. Подтакуй, Г.В. Прохоренко, Е.Ф. Рыбалко, С.С. Савенышева и др.), принципы гетерохронности и неравномерности развития (В.А. Аверин, Л.А. Головей, Н.А. Грищенко, Е.Ф. Рыбалко и др.). Тем не менее, предподростковый возраст исследованиями охвачен не был.
Развитие интеллекта в начальной школе является необходимой предпосылкой последующей социализации и становления личности в подростковый период, т.к. в самооценке и в оценке сверстников младший школьник ориентируется, прежде всего, на результаты учебной деятельности [139]. Только ближе к подростковому возрасту начинает появляться осознание других критериев в оценке своей личности и сверстников.
Д.Б. Эльконин рассматривает смену возрастов как переориентацию с орудийной на мотивационную сторону деятельности. Возраст 9-12 лет находится на границе двух эпох «детство – подростничество», захватывая «большой» кризис на переходе от эпохи к эпохе развития. Учебная деятельность явлется ведущим видом деятельности младшего школьника. Д.Б. Эльконин пишет, что основным новообразованием этого возраста является «отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим» [321]. В одной из своих последних лекций, посвященных умственному развитию в школьном возрасте, Л.С. Выготский пишет, что «ребенок вступает в школьный возраст с чрезвычайно слабой функцией интеллекта. Можно сказать, что школьник имеет карликовый интеллект при грандиозных возможностях памяти и еще более грандиозных возможностях восприятия» [45-48]. Интеллект в младшем школьном возрасте, отмечает он дальше, проделывает свое максимальное развитие. Д.Б. Эльконин, следуя за Л.С. Выготским, пишет, что ведущим в этом возрасте является развитие интеллекта, а памяти и восприятия – вторичным процессом [320-321]. К новообразованиям этого возраста он относит также развитие произвольности и самоконтроля. За младшим школьным возрастом следует кризис 11-12 лет.
В этот период идет процесс усложнения внутрии межфункциональных связей между психическими функциями за счет изменения интегративных связей между различными отделами мозга. Это приводит к комплексным формам восприятия и поведения в окружающей среде [166].
На фоне развивающегося словесно-логического мышления происходит развитие рефлексии в учебной деятельности. Рефлексия (от лат. reflexioобращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний [192]. Рефлексию определяют как самоанализ, осмысление, оценку собственной деятельности, своей внутренней жизни субъектом, она способствует выстраиванию самооценки.
У младшего школьника рефлексия проявляется в умении анализировать, обобщать и т.д. при выполнении учебных заданий. Как показывают исследования В.В. Давыдова, дети младшего школьного возраста вполне могут овладеть элементами алгебры, например, устанавливать отношения между величинами. Эксперименты П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и других исследователей вывили, что при соответствующей организации обучения младший школьник может устанавливать зависимость между изменением значения слова и изменением материальной формы его [75]. Эти исследования подтвердили, что в младшем школьном возрасте можно успшно развивать способности к рефлексии, если в начальной школе систематически организовывать учебную деятельность. Если же этого не делать, «то способность к рефлексии оказывается уделом редких, так называемы
«одаренных» детей» [303]. При переходе к подростковому возрасту, с началом формирования личности и переходом к ведущей деятельности интимноличностное общение рефлексия должна проявляться в анализе ситуаций и своей личности процессе общения, анализе своего и чужого поведения. Способность к рефлексии своих действий у тех младших школьников, которые готовы к полноценной учебной деятельности, исследователи связывают с наличием у этих детей способности обращать внимание на способ действия и его демонстрировать, наличием теоретической позиции. Этот возраст характеризует новый уровень в развитии рефлексии, ее направление на личность человека. Исследования Е.Е. Кравцовой, Г.Г. Кравцова, Е.Л. Бережковской, Е.Л. Горловой, Г.Б. Ховриной выявили роль рефлексии именно в развитии рефлексивной позиции в общении [131]. Рефлексивный оборот на себя предподростковом возрасте подразумевает самонаблюдение и оценку, интроспективный анализ своего внутреннего мира.
Остановимся кратко на значении рефлексии в изучаемом возрастном периоде. Способность к рефлексии напрямую связана с развитием мышления ребенка, так как включает такие функции мышления, как анализ, синтез, абстракцию и т.д. А.З. Зак определяет рефлексию, как «мыслительное действие, связанное с обращением ребенка к собственным действиям» в процессе решения задачи.
Рефлексию выделяют либо как отдельный процесс «самонаблюдения, самопознания», либо как часть мыслительной операции при решении задач. Однако, не уделяется внимания тому, что рефлексия может являться одним из связующих звеньев между эмоциональной и интеллектуальной сферой человека. Связь когнитивного (рефлексия) и эмоционального компонентов взаимопонимания в общении существует, например, в феномене эмпатии [322].
Рефлексия участвует как в анализе различного рода информации, так и в принятии волевого решения. Этот феномен играет важную роль в переработке при организации эмоционального опыта. Осознанность своего эмоционального опыта является одним из значимых факоров в развитии личности. Именно неосознанные эмоции способствуют формированию структур «негативного прошлого опыта». Необходимость в подобном осознании возрастает в кризисные периоды. К.Н. Поливанова выделяет три фазы процесса построения образа взрослости в предподростковом кризисе – предкритическую, критическую, посткритическую. Она выделяет рефлексию в виде одной из заключительных фаз именно в критической фазе (мифологизация, конфликт, рефлексия) [178].
Л.И. Божович пишет, что «общими для всех подростков, независимо от различия в их социализации, являются те психологические особенности, в основе которых лежит развитие рефлексии, порождающее потребность понять самого себя и быть на уровне собственных к себе требований…» [27].
Если уровень когнитивного развития не достигает нормы, не формируются познавательные интересы, то в возрасте 10-12 лет доминанта развития смещается в сторону более понятных для ребенка биологических потребностей. Недостатки интеллектуального развития, несформироанность рефлексии приводят к появлению соответствующей иерархии инфантильных интересов и потребностей [123].
А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых провели сравнительный анализ развития рефлексии у школьников 80-х гг. ХХ столетия и у современных детей с экспериментом по изучению рефлексии у подростков 50-х гг., проведенного Т.В. Драгуновой. Они выявили последовательное «снижение рефлексии у российских подростков» [186-187].
Таким образом, практически все исследователи предподросткового возраста отмечают развитие интеллекта в качестве центральной линии психического развития в этот возрастной период. Мышление ребенка проходит с начала младшего школьного до начала подросткового возраста ряд этапов, совершенствуется, развивается словесно-логическое мышление. Его выделяют в качестве основного новообразования младшего школьного возраста. Недостатки в развитии мышления закономерно приводят к трудностям в учебе, особенно при изменяющейся социальной ситуации перехода в среднюю школу. Кроме того, предпубертатная составляющая возраста смещает акценты интересов в сторону новых потребностей. Школьники, не готовые к пятому классу по интеллектуальному показателю, безусловно, будут испытывать проблемы в усвоении учебного материала. Кризис 11-12 лет усиливает
влияние эмоциональной составляющей на развитие и актуализацию интеллектуального потенциала детей.
Многие исследователи отмечают повышенную эмоциональность детей предпубертатного возраста. Д. Оффер отмечает впервые всплеск негативных эмоций и негативистского поведения на нижней границе пубертата [324]. В качестве одного из критериев начала подросткового возраста многие выделяют повышенный эмоциональный фон, неустойчивость, амбивалентность и взрывообразность эмоций. Д.И. Фельдштейн называет локально-капризной подростковую стадию, приходящуюся на возраст 10-12 лет [292]. В результате исследования сотрудники института Гезелла (Йель) пришли к заключению, что пик эмоциональной неустойчивости приходится на 11-летний возраст. Родители описывают своих детей как эгоистичных, воинственных, тревожных и сверхчувствительных именно в домашней обстановке [304]. Нестабильный эмоциональный фон настроения связан у младших подростков и с приближающимся пубертатом. Это может провоцировать конфликтные ситуации со взрослыми и сверстниками, вызывать непонимание ребенка в семье и школе.
Изменения социальной ситуации также приводит к неравновесному эмоциональному фону настроения. Общество предъявляет, с одной стороны, социальные ожидания взросления к младшему подростку, с другой – подростки сами начинают ставить задачи самоопределения. Результатом становится чувство взрослости. Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова – «у 11-12 летних детей формируется
«чувство взрослости» – стремление быть, казаться и действовать как взрослый» [83]. В это время дети стремятся разрушить отношения зависимости и быть в позиции равенства со взрослыми. Адекватно построить межличностные отношения с этой позиции со взрослыми они еще не умеют, это вызывает дискомфорт, раздражение, снижение самооценки. Все это сопровождается чувствительностью к мнению о себе, что вызывает тревогу, подозрительность, чувство фрустрации изза своего несовершенства, различные социальные страхи.
Д.Б. Эльконин писал, что возраст 11-12 лет является кризисным. Л.С. Выготский указывал на то, что «кризис всегда связан с аффектом», что говорит о взаимосвязи эмоциональной и интеллекутальной сферы именно в кризисный период.
Ш. Бюлер отмечает поышенный всплеск эмоций еще до начала стадии психической пубертатности. Симптомы переходного возраста заметны всегда намного раньше. Мальчики драчливы и необузданны, а девочки капризны и высокомерны. Эта стадия является, по Ш. Бюлер, «прелюдей» к психической пубертатности [212].
Д. Элкинд считает, что достигнутый интеллектуальный уровень порождает в этом возрасте новый виток эгоцентризма. Дети сосредоточены на себе, они себя оценивают, поглощены собой и им кажется, что и окружающие сосредоточены на них [339]. Это может вызывать у них дополнительное волнение, неадекватные реакции. Мнение окружающих является важным для построения образа Я, поэтому подростки так чувствительны к мнению других людей о себе. С другой стороны, этот возраст характерен еще и тем, что у детей смещается локус контроля с внешнего на внутренний, происходит «рефлексивный оборот на себя». Самораскрытие и направленность самоопределения проявляются по-разному у мальчиков и девочек этого возраста. Мальчики стремятся к самоутверждению деятельностного типа: к достижениям, свободе выбора, независимости. Для девочек характерна направленность на межличностные отношения и эмоциональное взаимопонимание [336]. Д.Б. Эльконин отмечает ориентировку на себя в предподростковом возрасте, как важный элемент развития и ключ к пониманию подростковой эмоциональности.
А.М. Прихожан выявила повышение тревожности у мальчиков и девочек при переходе в среднюю школу и от предподросткового к подростковому возрасту (6-7 кл.), причем среди 12-летних детей более тревожными оказываются девочки. При исследовании межличностной тревожности подростков ею была обнаружена связь тревожности с неблагоприятными типами самооценки, а также неблагополучными вариантами соотношения самооценки и уровня притязаний С точки зрения сфер приложения тревожности, которые автор назвала «возрастные пики» тревожности и страхов, наблюдаются различия связанные с полом. У девочек во всех школьных возрастах наибольшую тревогу вызывают семейные проблемы (возможные болезни, смерть родных, отрицательные переживания родителей). У мальчиков не выявлено общей сферы для всех возрастов. Например, в младшем школьном возрасте – это семья и возможность глобальных катастроф, в младшем подростковом – общение со сверстниками и витальные страхи (смерти, насилия). Мальчики старшего подросткового возраста боятся собственной несостоятельности, особенно проявленной публично. В исследовании проведен анализ «возрастных пиков» тревожности и страхов в течении длительного времени с 1979 г. по 2004 г. Если мы будем рассматривать интересующий нас возраст 11-12 лет, то можно заметить, что девочки, по-видимому, более чувствительны к общественным перестройкам. Страхи, занимающие первую строчку, меняются у них следующим образом: сверстники – семья – школа – социальные страхи. У мальчиков 11-12 лет тревожность связана со сверстниками во всех периодах проведения обследования, а в одном из них – еще и со школой [188].
Безусловно, начало пубертатных изменений, особенно у девочек, может способствовать вспышкам раздражения, обидчивости, слезливости, а у мальчиков – агрессивности. Возможно, обострению аффективных реакций в этом возрасте способствует возникший «мотивационный вакуум». По мнению А.К. Марковой он связан с тем, что переход в среднюю школу оценивается как более
«взрослый» этап обучения. Раньше дети полностью зависели от мнения взрослого и все принимали на веру. Зачастую отсутствующая мотивация к обучению у первоклассников заменялась мотивацией их заинтересованных в своем ребенке и добросовестных родителей, которые помогали и контролировали процесс обучения. На этапе перехода в среднюю школу у детей должны вырабатываться собственные представления, в том числе, относительно ценности обучения. Противоречивость ситуации заключается в том, что она требует от учащихся нового отношения к учению, старые представления уже устарели, а новые не сформировались. К такой внутренней позиции, личностному отношению к обучению не все школьники готовы [157].
Как утверждает Т.И. Юферева, подобному изменению в отношении к смыслу и ценности обучения способствует развивающаяся у детей в этот период рефлексия. «Развитие рефлексии как новообразования младшего школьного возраста меняет взгляд детей на окружающий мир, заставляет …вырабатывать собственные взгляды, собственное мнение…» [323].

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.