На главную Подросток Психологические особенности возраста Психологическая характеристика предподросткового возраста - Переход из начальной школы в среднюю общеобразовательную
Психологическая характеристика предподросткового возраста - Переход из начальной школы в среднюю общеобразовательную
Подросток - Психологические особенности возраста
Индекс материала
Психологическая характеристика предподросткового возраста
Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы в предподростковом возрасте
Развитие личности детей 9-12 лет
Переход из начальной школы в среднюю общеобразовательную
Все страницы

 

1.4. Переход из начальной школы в среднюю общеобразовательную

Ситуация перехода из начального звена на общеобразовательную ступень сам по себе является сложным для всех детей. Это время – определенный рубеж в жизни ребенка успешное преодоление которого, определяет многое как в формировании личности школьника в настоящем, так и в его будущем [4, 19, 22-24, 41, 46, 65, 88, 95, 101, 110, 122, 137, 147, 148, 153, 158-160, 167, 172, 188, 197, 206, 218, 225, 229, 232, 242, 246, 261, 332 349, 350, 353, 359].
В Российских школах возраст 10-12 лет – это период традиционно связывают с переходом в среднюю школу, адаптацией пятиклассников. В США многие дети 6-12 лет учатся в начальной школе, этот возраст обозначается как middle childhood или pre-teen age. Следующая возрастная ступень относится уже к возрастной группе teenager (13-19) лет.
В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники. Уроки, как правило, проходят в разных кабинетах. Нередко дети меняют школу (например, поступают в гимназию). У них появляются не только новые учителя, но и новые одноклассники.
Как показывает практика, большинство детей переживает этот время как важный шаг в их жизни. Центральное место занимает сам факт окончания младшей школы, который в той или иной степени подчеркивается учителями и родителями. В то же время переход из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями-предметниками, смена позиции «старшего» в начальной школе и «самого маленького» в средней – все это является довольно серьезным испытанием для психики ребенка.
Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в 5 классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходным с тем, который был характерен для начала обучения в 1 классе. Это проявляется в возрастании тревожности, снижении работоспособности, повышенной робости или напротив, «развязности», неорганизованности, забывчивости. Исследовательские данные свидетельствуют о том, что подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников [137].
С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей, которые носят психосоматический характер. Затруднять адаптацию детей к средней школе может как рассогласованность требований разных педагогов, так и то, что учителя средней школы часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися школы, предъявляя ко всем одинаковые требования. Трудности у пятиклассников может вызывать необходимость приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания разных педагогов. Кроме того, обучение в средних классах школы связано с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает чувство ощущения одиночества, того, что никому из взрослых в школе они не нужны [137].
Пограничный между детством и отрочеством возраст сопровождает два кризиса, один из которых связан со спецификой переходного периода (возрастной кризис), а другой – с ошибками в организации обучения (условно – педагогическим кризисом). Один из них провоцирует противоречия этого этапа развития ребенка «изнутри», а с другой «извне».
Таким образом, в предподростковом возрасте у детей происходят качественные изменения в психическом и психофизическом развитии. Происходит совершенствование работы головного мозга и нервной системы. В новой для детей учебной деятельности формируется словесно-логическое мышление, произвольность и рефлексия, мотивация и самооценка. Происходит изменения в отношении к окружающему миру, взрослым и сверстникам. К концу младшего школьного возраста дети входят в предпубертатный период, который характеризуется своими психологическими и физиологическими особенностями.
Появление новой потребности, обуславливающей дальнейшее развитие ребенка, происходит, когда пройдены все стадии развития предыдущего этапа. Младший школьный возраст завершается кризисом, за которым лежит подростковый период с акцентом на общение, а именно – общение со сверстниками. Учитывая критерий возрастных новообразований, мы можем сказать, что большие трудности в адаптации к средней школе будут испытывать школьники с недостатками в формировании словесно-логического мышления, произвольности и самоконтроля эмоций и поведения, учитывая последующий возрастной этап – с неразвитыми коммуникативными способностями. Полностью перейти на следующую ступень развития в изучаемом возрасте возможно только при достаточном уровне развития интеллектуальной, мотивационно-потребностной, волевой сферы. Однако, опираясь на понятие нормы психического развития, можно довольно часто наблюдать проблемы с развитием основных новообразований у учащихся этого возрастного периода.



Одна из очевидных и до сих пор не решенных проблем, связанных с предподростковым детством – наложение кризиса возрастного, начала кризиса биологического и кризиса переходного (переход из начальной школы в среднюю). Г.А. Цукерман называет последний – кризисом педагогическим, «рукотворным» Она считает нужным «обратить внимание психолого-педагогического сообщества на то, что в отличие от возрастного кризиса, конструктивного даже в своих негативных проявлениях, кризис образовательный деструктивен, рукотворен (построен руками работников образования), является типичной дидактогенией, которую можно и должно устранить» [305].
Описывая опыт зарубежного образования, она приходит к выводу, что корреляций между сроками полового созревания и уровнем стресса, вызванного переходом в среднюю школу, не было обнаружено. Таким образом, «наблюдаемый у 12-летних школьников стресс вызван не психофизиологическими, а социально-психологическими факторами, важнейшим среди которых оказался тип школьного обучения» [305].
Зачастую трудности перехода в основную школу объясняются началом подросткового кризиса. В широкомасштабном лонгитюдном исследовании было доказано, что если школьники двенадцати-тринадцати лет не переходят в среднюю школу и «отношения учителей и учащихся продолжают строиться по модели начальной школы, то типичные негативные явления переходного периода не наблюдаются» [306]. В отечественных школах этот переход происходит, в среднем, на год раньше.
Возникающие психологические проблемы пятиклассников спровоцированы социумом, т.е. образовательным кризисом. Проблема школьной дезадаптации при переходе из начальной школы в среднее звено уже много лет является нерешенной. А «синхронизация двух кризисов в жизни человека может привести к гораздо более тяжким и разрушительным последствиям, чем последовательное, неодновременное проживание каждого кризиса» [306].
Р. Симмонс и Д. Блифф изучали стрессовые последствия перехода на следующую образовательную ступень у детей в США. В эксперименте принимали участие школьники, которые обучались в американских школах с одинаковыми образовательными программами, но переходом на другую образовательную ступень в разном возрасте. В США начальная школа является шестилетней, а переход на следующую образовательную ступень осуществляется в 12-13 лет. Допускается разнообразие педагогических систем. Зарубежные исследователи также как и российские отмечают трудности такого перехода, выражающиеся в снижении самооценок у школьников, повышении тревожности и конфликтности, дисциплинарных нарушениях и т.д. В США в начале ХХ в. преобладала концепция двухэтапной школы 8-4, что соответствует восьмилетней начальной и четырехлетней факультативной – для подготовки к колледжу. Эта система сменилась на трехэтапную школу 6-3-3, т.е. шестилетняя начальная, трехлетняя средняя и трехлетняя старшая школа. Ученики школ 8-4 гораздо легче справлялись с трудностями, возникающими в результате школьной дезадаптации, чем ученики школ 6-3-3 на переходе из «junior» в «senior high». Исследователи сделали вывод, что «даже предыдущий опыт прохождения через стресс не срабатывает, если стресс, вызванный резкой социальной переменой, наступает слишком рано» [358].
В инновационной педагогической практике накоплен большой опыт по преодолению отрицательных последствий перехода из начальной в основную школу, которые проявляются в снижении успеваемости, нарастании дисциплинарных проблем, повышенной тревожности, понижении учебной мотивации, дезориентации в жизненных ситуациях. Этих последствий можно избежать, если сам этот переход строится как мягкий и постепенный. «Однако, в большинстве российских школ вечный вопрос о преемственности образовательных ступеней по-прежнему остается нерешенным» [306].
Таким образом, предподростковый возраст отличается определенным своеобразием как с точки зрения социальной ситуации развития, так и в связи с особенностями в развитии когнитивной, эмоционально-волевой сферы, в формировании личности ребенка. Это переходный период, предпубертатный, начало кризиса возрастного; окончание предыдущего возрастного этапа и начало следующего с формированием соответствующих новообразований; изменение взаимоотношений с социальным окружением; формирование новых личностных образований.
К окончанию начальной школы должны быть сформированы возрастные психологические новообразования, среди которых – словесно-логическое мышление (на базе которого формируется рефлексия), произвольное внимание, произвольность поведения, самоконтроль. Развитие познавательных психических процессов характеризует определенную интеллектуальную зрелость школьника.
«Рефлексивный оборот на себя» изменяет отношение ребенка к окружающему миру и к себе. Рефлексия начинает проявляться в общении и в осмыслении собственной личности. Личностная зрелость представлена изменением субъектности ребенка, развитием внутренней позицией «Я-школьник» (в отличие от предыдущей «Я-учащийся»); личностным новообразованием «чувство взрослости»; возникновением мотива самообразования, саморазвития (смысл учения «для себя»), подкрепленного познавательной мотивацией.
Для перехода к следующему возрастному этапу (подросток) необходимы развитые коммуникативные навыки, общение со взрослыми и сверстниками должно приобрести более «зрелый» характер – это определенная социальная зрелость.
Предстоящий пубертатный кризис влияет на аффективную сторону жизни ребенка – необходима эмоциональная устойчивость, осознанность эмоций, с учетом произвольности и самоконтроля должна быть сформирована эмоциональноволевая зрелость.
Обучение в средней школе предъявляет требования с точки зрения учебной деятельности: у школьника должны быть сформированы навыки и приемы учебной деятельности.
Вышеперечисленные характеристики могут служить критериями для оценки психического развития ребенка, показателями готовности школьника к переходу в основную общеобразовательную школу.
Без сомнения, предподростковый возраст – это «рубеж» в психическом развитии детей, тем не менее, многие исследователи отмечают, что он до сих пор недостаточно изучен.
Изучая различные проблемы в учебной деятельности у детей, влияющие на их успешность, мы предположили, что готовность (или неготовность) к средней школе связана также с некоторыми внутренними психологическими характеристиками, не всегда очевидными, но отражающими ход психического развития ребенка 9-12 лет. Например, на актуализацию интеллектуальных способностей могут влиять эмоциональные блоки, внутренние зажимы, возможный негативный прошлый опыт, который тормозит как развитие личности, так и реализацию интеллектуального потенциала. Подобные проблемы могут влиять как на адаптацию пятиклассников, так и быть ее причиной. Также, существуют взаимосвязи между психологическими характеристиками школьников 9-12 лет, определяющие индивидуальные характеристики готовности к средней школе, последующей успешной адаптации, в целом отражающие динамику психического развития на этом возрастном этапе. Поэтому многоуровневый системный анализ внутренних психологических и внешних средовых факторов и их взаимосвязей позволит описать динамику психосоциального развития школьников предподросткового возраста, его ключевые точки, а анализ межфункциональных связей – увидеть границы и обусловленность внутреннего движения возраста.
Славутская Елена Владимировна
Закономерности психосоциального развития школьника в предподростковом возрасте
Диссертация на соискание ученой степен доктора психологических наук
Казань 2015



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.