Психологическая характеристика предподросткового возраста - Переход из начальной школы в среднюю общеобразовательную |
Подросток - Психологические особенности возраста |
Страница 4 из 4
1.4. Переход из начальной школы в среднюю общеобразовательнуюСитуация перехода из начального звена на общеобразовательную ступень сам по себе является сложным для всех детей. Это время – определенный рубеж в жизни ребенка успешное преодоление которого, определяет многое как в формировании личности школьника в настоящем, так и в его будущем [4, 19, 22-24, 41, 46, 65, 88, 95, 101, 110, 122, 137, 147, 148, 153, 158-160, 167, 172, 188, 197, 206, 218, 225, 229, 232, 242, 246, 261, 332 349, 350, 353, 359]. Одна из очевидных и до сих пор не решенных проблем, связанных с предподростковым детством – наложение кризиса возрастного, начала кризиса биологического и кризиса переходного (переход из начальной школы в среднюю). Г.А. Цукерман называет последний – кризисом педагогическим, «рукотворным» Она считает нужным «обратить внимание психолого-педагогического сообщества на то, что в отличие от возрастного кризиса, конструктивного даже в своих негативных проявлениях, кризис образовательный деструктивен, рукотворен (построен руками работников образования), является типичной дидактогенией, которую можно и должно устранить» [305]. Описывая опыт зарубежного образования, она приходит к выводу, что корреляций между сроками полового созревания и уровнем стресса, вызванного переходом в среднюю школу, не было обнаружено. Таким образом, «наблюдаемый у 12-летних школьников стресс вызван не психофизиологическими, а социально-психологическими факторами, важнейшим среди которых оказался тип школьного обучения» [305]. Зачастую трудности перехода в основную школу объясняются началом подросткового кризиса. В широкомасштабном лонгитюдном исследовании было доказано, что если школьники двенадцати-тринадцати лет не переходят в среднюю школу и «отношения учителей и учащихся продолжают строиться по модели начальной школы, то типичные негативные явления переходного периода не наблюдаются» [306]. В отечественных школах этот переход происходит, в среднем, на год раньше. Возникающие психологические проблемы пятиклассников спровоцированы социумом, т.е. образовательным кризисом. Проблема школьной дезадаптации при переходе из начальной школы в среднее звено уже много лет является нерешенной. А «синхронизация двух кризисов в жизни человека может привести к гораздо более тяжким и разрушительным последствиям, чем последовательное, неодновременное проживание каждого кризиса» [306]. Р. Симмонс и Д. Блифф изучали стрессовые последствия перехода на следующую образовательную ступень у детей в США. В эксперименте принимали участие школьники, которые обучались в американских школах с одинаковыми образовательными программами, но переходом на другую образовательную ступень в разном возрасте. В США начальная школа является шестилетней, а переход на следующую образовательную ступень осуществляется в 12-13 лет. Допускается разнообразие педагогических систем. Зарубежные исследователи также как и российские отмечают трудности такого перехода, выражающиеся в снижении самооценок у школьников, повышении тревожности и конфликтности, дисциплинарных нарушениях и т.д. В США в начале ХХ в. преобладала концепция двухэтапной школы 8-4, что соответствует восьмилетней начальной и четырехлетней факультативной – для подготовки к колледжу. Эта система сменилась на трехэтапную школу 6-3-3, т.е. шестилетняя начальная, трехлетняя средняя и трехлетняя старшая школа. Ученики школ 8-4 гораздо легче справлялись с трудностями, возникающими в результате школьной дезадаптации, чем ученики школ 6-3-3 на переходе из «junior» в «senior high». Исследователи сделали вывод, что «даже предыдущий опыт прохождения через стресс не срабатывает, если стресс, вызванный резкой социальной переменой, наступает слишком рано» [358]. В инновационной педагогической практике накоплен большой опыт по преодолению отрицательных последствий перехода из начальной в основную школу, которые проявляются в снижении успеваемости, нарастании дисциплинарных проблем, повышенной тревожности, понижении учебной мотивации, дезориентации в жизненных ситуациях. Этих последствий можно избежать, если сам этот переход строится как мягкий и постепенный. «Однако, в большинстве российских школ вечный вопрос о преемственности образовательных ступеней по-прежнему остается нерешенным» [306]. Таким образом, предподростковый возраст отличается определенным своеобразием как с точки зрения социальной ситуации развития, так и в связи с особенностями в развитии когнитивной, эмоционально-волевой сферы, в формировании личности ребенка. Это переходный период, предпубертатный, начало кризиса возрастного; окончание предыдущего возрастного этапа и начало следующего с формированием соответствующих новообразований; изменение взаимоотношений с социальным окружением; формирование новых личностных образований. К окончанию начальной школы должны быть сформированы возрастные психологические новообразования, среди которых – словесно-логическое мышление (на базе которого формируется рефлексия), произвольное внимание, произвольность поведения, самоконтроль. Развитие познавательных психических процессов характеризует определенную интеллектуальную зрелость школьника. «Рефлексивный оборот на себя» изменяет отношение ребенка к окружающему миру и к себе. Рефлексия начинает проявляться в общении и в осмыслении собственной личности. Личностная зрелость представлена изменением субъектности ребенка, развитием внутренней позицией «Я-школьник» (в отличие от предыдущей «Я-учащийся»); личностным новообразованием «чувство взрослости»; возникновением мотива самообразования, саморазвития (смысл учения «для себя»), подкрепленного познавательной мотивацией. Для перехода к следующему возрастному этапу (подросток) необходимы развитые коммуникативные навыки, общение со взрослыми и сверстниками должно приобрести более «зрелый» характер – это определенная социальная зрелость. Предстоящий пубертатный кризис влияет на аффективную сторону жизни ребенка – необходима эмоциональная устойчивость, осознанность эмоций, с учетом произвольности и самоконтроля должна быть сформирована эмоциональноволевая зрелость. Обучение в средней школе предъявляет требования с точки зрения учебной деятельности: у школьника должны быть сформированы навыки и приемы учебной деятельности. Вышеперечисленные характеристики могут служить критериями для оценки психического развития ребенка, показателями готовности школьника к переходу в основную общеобразовательную школу. Без сомнения, предподростковый возраст – это «рубеж» в психическом развитии детей, тем не менее, многие исследователи отмечают, что он до сих пор недостаточно изучен. Изучая различные проблемы в учебной деятельности у детей, влияющие на их успешность, мы предположили, что готовность (или неготовность) к средней школе связана также с некоторыми внутренними психологическими характеристиками, не всегда очевидными, но отражающими ход психического развития ребенка 9-12 лет. Например, на актуализацию интеллектуальных способностей могут влиять эмоциональные блоки, внутренние зажимы, возможный негативный прошлый опыт, который тормозит как развитие личности, так и реализацию интеллектуального потенциала. Подобные проблемы могут влиять как на адаптацию пятиклассников, так и быть ее причиной. Также, существуют взаимосвязи между психологическими характеристиками школьников 9-12 лет, определяющие индивидуальные характеристики готовности к средней школе, последующей успешной адаптации, в целом отражающие динамику психического развития на этом возрастном этапе. Поэтому многоуровневый системный анализ внутренних психологических и внешних средовых факторов и их взаимосвязей позволит описать динамику психосоциального развития школьников предподросткового возраста, его ключевые точки, а анализ межфункциональных связей – увидеть границы и обусловленность внутреннего движения возраста. Славутская Елена Владимировна Закономерности психосоциального развития школьника в предподростковом возрасте Диссертация на соискание ученой степен доктора психологических наук Казань 2015 |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |