На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Педагогические основы превенции девиантного поведения подростков из замещающих семей
Педагогические основы превенции девиантного поведения подростков из замещающих семей
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Залужная Мария Васильевна

В современной педагогической науке проблема девиантного поведения детей из замещающих семей, в особенности подросткового возраста, в последние годы приобретает все большую актуальность и становится одним из самых приоритетных направлений исследований. Причинами пристального внимания ученых, практиков и общественности к данной проблеме, являются последствия, к которым приводит девиантное поведение подростков из замещающих семей - отказ от попечения и возврат в государственное учреждение.

 


В связи с ростом случаев проявления девиантного поведения среди детей подросткового возраста из замещающих семей и необходимостью изучения данного феномена, формируется новая отрасль знаний - «теория социальных отклонений».
Краткий словарь современных понятий и терминов определяет девиантное поведение как «поступки, действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся нормам и ожиданиям, социальные явления, выражающиеся в массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих установленным в обществе критериям поведения» [7]
По мнению ряда исследователей, термины «отклоняющееся поведение» и «девиантность» являются синонимами. Такие ученые как Я.И. Ги- линский, В.Н. Кудрявцев, Ю.А. Клейберг, И.А. Невский вводят в своих исследованиях термин «отклоняющееся поведение как равнозначный «девиантному поведению». Идентичность терминов подтверждает так же перевод латинского слова deviation - отклонение, которое взято в основу термина «девиантность» [5]
Стоит отметить, что к данным видам не относятся противоправные и преступные проступки: кражи, хулиганство, разбой, убийство - проступки, совершение которых, влечет за собой уголовную ответственность. Данное поведение характеризуется терминов «делинкветность» и обобщает криминальные преступления. Если девиантное поведение подростка можно и нужно корректировать, то за делинкветное поведение подросток чаще всего оказывается в местах лишения свободы, что в дальнейшем негативно сказывается на его судьбе.
По мнению большинства авторов, занимающихся проблемой девиантного поведения, оно определяется нарушением социальных норм, которые установлены в определенном обществе. Данное утверждение требует определения понятия «социальная норма». Согласно Оксфордскому толковому словарю по психологии, «социальная норма - это любая модель поведения, которая встречается так часто в определенном обществе, что начинает считаться отражением этого общества и становится санкционируемой членами этого общества» [11]
Наряду с технологическими, биологическими, естественно-научными, эстетическими нормами, социальная норма, также является одним из существующих видов норм. Она регулирует сферу отношений между людьми, регулирует законность их действий. В социальной норме отражены системы производственных, юридических, управленческих, идеологических отношений, которые оказывают непосредственное воздействие на формирование индивида. Если индивид корректирует свое поведение в соответствии с признанными определенным обществом социальными нормами, он считается нормотипической личностью, которая идеально приспособлена к социальным ситуациям. Основополагающим элементом социальных норм выступают нравственные и правовые нормы.


Социальная норма характеризуется рядом признаков, определяющих ее как исторически сложившееся, общественное, социальное предписание, обязательное для всех членов конкретного общества, независимо от обстоятельств. Свойства социальной нормы:
1) объективность;
2) историческая изменчивость;
3) универсальность;
4) схематичность;
5) относительность.

Особое внимание стоит уделить свойству исторической изменчивости, согласно которому нормы меняются в соответствии с эпохой времени и что раньше было нормой сейчас является ее нарушением и наоборот. В современном обществе чрезвычайно трудно определить социальные нормы т.к. новые нормы еще не сформированы, а старые уже разрушены и не имеют силы.
Но как же в таком случае понять, что есть нормативное поведение, а что - отклоняющееся от нормы поведение? Для ответа на этот вопрос стоит провести некую границу между этими понятиями. К сожалению, граница неоднозначна и по обе ее стороны возникают пограничные ситуации, мешающие точному определению социальной ситуации.
Характеризуя девиантное поведение или отклоняющееся поведение кроме социальной нормы также можно выделить психологическую норму. Она определяет состояние психики, при котором индивид полностью отдает себе отчет в своих действиях и поступках.
Девиантным считается поведение подростка, которое не соответствует социальным или психологическим нормам. Отклоняющееся поведение может быть вызвано неправильным осознании своего места и назначения в обществе, дефектами нравственного или правового сознания, неверными социальными установками или нарушениями мозговой функции.


Выявить признаки девиантности у подростка из замещающей семьи, а также отличить ее от других феноменов помогут ее конкретные характеристики:
1) нарушаются не все, а наиболее важные нормы общества в конкретной эпохе;
2) проявление девиантного поведения осуждается обществом;
3) разрушительное влияние девиантного поведения на личность (аутодеструктивное поведение) или на общество (деструктивное поведение);
4) постоянное повторение девиантного поведение индивидом (длительно или многократно);
5) поведение характеризуется как девиантное в случае общей направленности личности, но не быть следствием кризисной ситуации;
6) девиантность считается медицинской нормой, но может сочетаться с патологическими состояниями;
7) отклоняющееся поведение идет в совокупности с проявлениями социальной дезадаптации;
8) имеет индивидуальное своеобразие и возрастно-половые особенности.


Девиантное поведение наиболее часто выражается в подростковом возрасте т.к. неустойчивая, не сформированная, гибкая психика подростка может свободно поддаваться как социально-позитивным, так и социально-негативным влияниям общества. В педагогике существуют множество терминов, которые используются для определения группы таких подростков: «трудновоспитуемые», «дезадаптивные», «педагогически запущенные» и т. д.
Поведение групп трудновоспитуемых детей обладает рядом особенностей, которые отличают их от сверстников. К данным особенностям относятся: искаженное отношение к окружающей действительности, низкий уровень самоконтроля, повышенная эмоциональная возбудимость, неуравновешенность, негативное отношение к действительности, импульсивность, низкий уровень самокритики и отсутствие рефлексии, отрицательный уровень внушаемости и повышенная двигательная и вербальная активность.


Девиантность или отклоняющееся поведение детей из замещающих семей может проявляться вследствие следующих факторов:
1) трудности взаимоотношений с замещающими родителями, с учителями, одноклассниками и т. п.;
2) трудности самопонимания и отношения к себе;
3) отклонения в формировании правильных жизненных ценностей, идеалов, ориентиров;
4) чувство одиночества, непонимания со стороны других, невозможность самовыразиться;
5) желание обрести свободу путем бегства от правил, давления, социальных норм, требований окружающих (особенно старшего поколения);
6) желание испытать себя и других, найти границы дозволенного;
7) отсутствие позитивных жизненных стремлений и целей;
8) обвинение других людей в собственных трудностях;
9) переживание понимания собственной неудачи, проблемности, отсутствия самоконтроля и самообладания, неумения владеть ситуацией;
10) возникающие трудности в обучении;
11) обладание трудным характером или наличие черт характера, осложняющих адаптацию в социуме (обидчивость, вспыльчивость, неуместная прямолинейность, расторможенность и т. д.);
12) отсутствие способов поведения, адекватных для решения затруднительных ситуаций.


Основываясь на проведенном исследовании видов, основных характеристик и причин возникновения девиантного поведения подростков из замещающих семей, можно охарактеризовать девиантность как совокупность поступков и действий подростков, которые идут в разрез с общепринятыми социальными нормами и причиняют ущерб как самому подростку, так и его окружению.
Если рассматривать явление девиантного поведения с психолого-педагогической точки зрения, то необходимо учитывать его многогранность и сложность. Сущность данной проблемы, методы и способы ее коррекции исследуется в совокупности с такими науками как: социология, биология, психология, криминология и т. д. В изучении отклоняющегося поведения подростков все эти науки неотрывно связаны с педагогикой, на которую делается основной акцент данного исследования.
Чтобы понять степень разработанности проблемы девиантного поведения подростков на настоящий момент в России, следует обратиться к истории его исследования.
Разработкой проблемы девиации подростков в России в период 19-20 вв. занимались такие педагоги как: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, П.П. Блонский, П.Г. Бельский, А.П. Кащенко, С.Т. Шацкий и многие другие.
В конце 19-го века перед российским обществом остро встал вопрос различных поведенческих отклонений подростков. В связи с этим создаются первые в России общества, обеспечивающие условия оказания педагогической и психологической поддержке детям с отклоняющимся поведением, разрабатываются методики коррекции и профилактики девиантного поведения.
Так, в 1897 году Л.Ф. Седов осветил трудности переходного возраста в своей методической разработке «психология юношеского возраста».
«В 1905 году П.Ф. Лесгафт выявил связь гиперопеки и развития девиации у подростков, разделил трудных подростков на семь основных групп: лицемерные, добродушные, мягко-защитные, злостно-защитные и угнетенные» [8]
«В 1909 году в работе В.П. Кащенко «Педагогическая коррекция» появилась классификация недостатков характера «исключительных детей», а также методы их коррекции. Под руководством этого врача и педагога была открыта школа-санаторий для педагогически запущенных подростков» [4] В это же время, ученый Д.А. Дриль, рассматривая причины возникновения подростковой преступности, сделал вывод о том, что негативное влияние оказывают неблагополучные семьи, скандалы внутри семьи, алкоголизм родителей, отсутствие внимания со стороны родителей или законных представителей.
В связи с ростом подростковой преступности, вызванной временной отменой уголовной ответственности несовершеннолетних, в 20-30-х годах 20го века, активно ведутся работы по разработке корректирующих и профилактических мер по борьбе с отклоняющимся поведением подростков. Проводятся съезды, на которых специалисты со всей страны занимаются разработкой данной проблемы на базе общеобразовательных школ и специализированных учреждениях.
Созданная в 1919 году С.Т. Шацким Первая опытная станция по народному образованию занималась изучением социальной микросреды и ее влияния на ребенка, детерминацией девиантного поведения, влияние игровой и трудовой деятельности на профилактику и коррекцию отклоняющегося поведения подростков. В своих работах С.Т. Шацкий подчеркивал «необходимость сотрудничества общеобразовательной школы и окружающей среды; разрабатывал методы коррекции девиации с помощью игровой, трудовой, интеллектуальной деятельности, физической культуры и эстетического воспитания» [13]
Согласно научному труду В.И. Куфаева «Трудновоспитуемость у подростков» подростков-правонарушителей можно разделить на следующие группы: случайные правонарушители (совершили проступки единично под влиянием внешних факторов), социально-запущенные правонарушители (дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию) и правонарушители с отягощенной наследственностью (дети родителей наркоманов, алкозависимых, преступников, которые совершают преступления вследствие неблагоприятной социальной среды).
Психологи Л.С. Выготский и В.А. Сухомлинский в своих трудах обращали внимание педагогов на сложность и особенность подросткового возраста. Они утверждали, что в данный период психическое развитие претерпевает качественные преобразования, одни структуры сменяются другими при этом половое созревание происходит быстрее, чем формируется личность в целом, что вызывает некий диссонанс и множество противоречий. В 60-70-х годах 20-го столетия идеи Л.С. Выготского поддержал В.А. Сухомлинский, который «сравнивал подростковый возраст с рождением, утверждая, что в этот период обновляется восприятие окружающего мира, отношение к людям, требования к себе, интересы и жизненные ориентиры» [1]
В исследованиях 80-90-х годов 20-го века появляются новые термины, определяющие трудных подростков: «педагогическая запущенность и социальная», «несовершеннолетние правонарушители» и другие. В исследованиях этого времени прослеживается идея связи психобиологических факторов, которые влияют на психологическое развитие подростка, и индивидуальными психологическими особенностями характера.
Помимо психобиологических факторов (работы Л.И. Божовича, В.А. Караковского, А.Н. Леонтьева и др.) рассматривались также морально-нравственные и семейные аспекты девиантного поведения (работы А.И. Кочетова, Н.Н. Верцинской, Г.А. Гусеева и др.).
В работах И.А. Невского, посвященных формированию неформальных подростковых групп и причинам вступления в таковые подростков, выступает идея предупреждения негативной направленности групп и переориентации их в общественно-полезные образования.
Современный период ознаменовался новым этапом развития общества со своими трудностями и возможностями. Проблема отклоняющегося поведения подростков снова остро встала перед педагогическим сообществом. В связи с чем появились новые исследования, в которых представлены современные методы и рекомендации решения проблемы девиантного поведения подростков.
Для современных школ разрабатывается система воспитательной работы как общешкольная, так и работа внутри классного коллектива, направленная на процесс социализации детей и подростков. Исследования в этом направлении освещены в работах В.А. Караковского, Г.Ф. Лаврентьевой, Е.Н. Ле- комцевой и др.
В свою очередь М.И. Москаленко разработал теорию взаимодействия педагогов и детей старшего школьного возраста, направленного на предупреждение и профилактику проявления девиации [10]
Огромный вклад в современное решение проблемы девиантного поведения подростков внесли: Д.В. Ольшанский и М.А. Одзишвили, разработав систему переориентации неформальных групп; А.Г. Петрынин, исследовавший методы реабилитации девиантно-криминальных подростков в условиях современных школ; Ю.А. Клейберг, делавший акцент на коррекцию отклоняющегося поведения путем вовлечения ребенка в досуговую деятельность; М.Н. Добрунова, основывающей свою работу на организации специальных лагерных смен в оздоровительно-образовательных центрах, направленных на коррекцию поведения трудных подростков.
Ученым Н.В. Биттером была разработана модель, провоцирующую направление трудных подростков на здоровый образ жизни на основе индивидуальной системы заданий и побудительных ситуаций. Идеи положительного влияния спортивной деятельности на подростков с отклоняющимся поведением в своих работах поддержали А.А. Винниченко, Е.Л. Ефимова, Ю.А. Зотова, В.Н. Казанцева, Н. Г. Новичкова и др.
А.А. Винниченко выделяет, в своих трудах, коррекционную работу преподавателей физической культуры. «Путем вовлечения подростка в учебнотренировочные занятия, подготовку к соревнованиям, преподаватель помогает формированию таких нравственных качеств подростка как: самодисциплина, желание и способность прийти на помощь товарищу, стремление к самореализации и достижению целей. Спортивно-профилактическую деятельность на уроках физической культуры, на базе кружковой и внеурочной деятельности в общеобразовательной школе рекомендуют начинать на раннем этапе развития девиантного поведения (10-11 лет)» [9]
Влияние спортивной деятельности на формирование позитивных психологических качеств также подчеркивал В.А. Родионов. Он призывал индивидуализировать процесс физического воспитания как элемент совместного физического и психического развития.
Индивидуальный подход в методах коррекции девиантного поведения подростков путем вовлечения их в спортивную деятельность выделял В.Д. Чепик. Он предложил распределить специальные двигательные режимы учитывая индивидуальные особенности трудных подростков для более эффективного воздействия на их физическое, психическое и нравственное здоровье.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что проделана уже достаточно большая работа по коррекции и профилактике отклоняющегося поведения подростков на базе общеобразовательных учебных заведений. Особое место в методике коррекции занимает вовлечение детей в занятия спортом (кружки, внеурочная деятельность, спортивные секции и т. д.). Однако, предстоит еще огромная работа по достижению оптимальных методов решения проблемы девиантного поведения подростков из замещающих семей, способов его коррекции и приемов профилактики.
С точки зрения педагогической науки и дефектологии коррекция представляет собой систему психолого-педагогических воздействий, направленных на форсирование или снижение силы отрицательных качеств личности и развитие положительных. Подразумевается, что данное воздействие направлено на развитие личности в целом, а не на избавление от конкретных отклонений в поведении.
В отечественной педагогике был введен термин «коррекционно-воспитательная работа», которая определяла совместную работу врачей и педагогов, направленную на воспитательный процесс аномальных детей.
В психологических исследованиях, посвященных проблеме отклоняющегося поведения, существует термин «психокоррекция», «который определяет комплексные подходы психологического воздействия для исправления изъянов психики или поведения ребенка. Устойчивые качества личности, сформированные в раннем возрасте и имеющие органическую основу, не подлежат психокоррекции» [7]
В литературных материалах по социальной педагогике термин «коррекция» встречается в качестве процесса или системы мер, восстанавливающих нормы жизнедеятельности человека или общества в целом при ее нарушении или угрозе опасности. Система мер коррекции, также, может применяться в случаях невозможности достичь нормы без специально организованного воздействия на определенный субъект и объект функционирования.
Термин «коррекционно-педагогическая деятельность», введенный А.Д. Гонеевым, определяет «организованный учебный процесс девиантного подростка или группы подростков с незначительным отклонением в развитии, направленный на исправление недостатков личности и формирование необходимых условий для успешной социализации личности» [2] Коррекционно-педагогическая деятельность затрагивает все области и компоненты образовательного процесса. Он выделял пять значимых принципов, которыми должны руководствоваться педагоги-психологи в своей коррекционно-педагогической деятельности: 1) целенаправленность коррекционной работы; 2) целостность и системность педагогического, воспитательного и коррекционного процесса; 3) сочетание уважительного отношения к подростку с требованиями в разумных пределах к его поведению; 4) базирование на положительных качествах подростка; 5) сочетание прямых и параллельных действий педагога-психолога.


В литературе, посвященной психолого-педагогическим исследованиям, можно выделить основные идеи, концепции и теории коррекции отклоняющегося поведения с точки зрения психолого-педагогического воздействия на ребенка:
1) теория деятельности А.Н. Леонтьева. В теории рассматривается процесс позитивного влияния на ведущую деятельность ребенка путем ее управления. Говоря о трудных подростках - это воздействие на воспитательную деятельность;
2) идея о ситуации развития в социуме как часть анализа процесса роста ребенка, выдвинутая Л.С. Выготским. Идея заключается в отслеживании этапов взросления личности и изменения ее структуры на каждом этапе;
3) теоретическая концепция, описывающая формы контактов между людьми. Разработана концепция С.Л. Рубинштейном;
4) теория В.Н. Мясищева, согласно которой эффективная коррекция личности невозможна без вовлечения ее и ее окружения в процесс коррекции, т.к. индивид является результатом системы значимых социальных отношений;
5) положение Д.Б. Эльконина. Положение определяет организованную групповую игровую деятельность, в которую вовлекается личность, как коррекционный процесс.


В основу всех теорий, идей и концепций коррекции отклоняющегося поведения положено понимание закономерностей психического развития ребенка посредствам взаимодействия со взрослыми и перенимания социального и общественно-исторического опыта у них. При постановке целей коррекционной работы следует учитывать следующие факторы: цели должны быть сформулированы в позитивной форме; сроки реализации целей должны соответствовать времени коррекционной работы; цели должны быть исполнимыми; при постановке целей необходимо учитывать индивидуальные психологические возможности подростка и микроклимат, в котором он находится.
М.И. Рожковым и М.А. Ковальчуком были предложены следующие этапы реализации педагогической коррекции девиантного поведения как процесса.
Первый этап - формулировка социально-педагогической проблемы.
Второй этап - предположение о причинах отклоняющегося поведения подростков.
Третий этап - диагностический анализ проблемы.
Четвертый этап - разработка программы, коррекционной деятельности.
Пятый этап - определение эффективных методов, форм и методик коррекционной работы.
Шестой этап - реализация запланированных коррекционных действий.
Седьмой этап - оценка результатов проделанной коррекционной работы, рефлексия.


Согласно А. Коэну, выделяется семь основных направлений коррекционной деятельности в работе с подростками с отклоняющимся поведением:
1) помощь подросткам во взаимодействии с социумом (учителями, одноклассниками, родителями);
2) заполнение пробелов и недостатков развития ребенка, расставление акцентов на успешной и привлекательной для него деятельности (область, в которой подросток достиг определенных успехов: творчество, спорт, наука и т. д.);
3) воссоздание поврежденных положительных качеств личности подростка;
4) поддержание положительных качеств личности подростка, их стимуляция и увеличение числа значимых социальных качеств;
5) переработка накопленного положительно жизненного опыта и применение его в различных сферах жизнедеятельности;
6) организация деятельности подростков, направленной на приобретение навыков нравственного поведения и выработку здоровых привычек;
7) избавление от негативных качеств личности подростка и вредных привычек.


Роль спортивной деятельности при коррекционной психолого-педагогической работе с подростками из замещающих семей неоспорима. В процессе вовлечения подростка в спортивные занятия формируется целеустремленность, стремление к саморазвитию и желание меняться к лучшему, что делает спорт идеальным педагогическим инструментом.
Физическая культура, как часть культуры в целом, оказывает воздействие на природные качества человека, которые достались ему по наследству в виде предрасположенностей и которые необходимо развивать уже каждому индивиду самостоятельно.
В разный исторический период становления общества, понятие «физическая культура» имело свое значение, но всегда являлась частью человеческой жизнедеятельности. В настоящее время физическую культуру определяют, как физические данные человека, двигательные и умственные способности.
Учитывая степень разработанности проблемы коррекции девиантного поведения подростков через спортивную деятельность, многие ученые выдвигают свои теоретические исследования и практические рекомендации по этой теме.
Ученым Л.П. Матвеевым физическая культура рассматривается с точки зрения части общей культуры, направленной на общее физическое развитие людей с использованием средств физического совершенствования общества. В данном аспекте основу содержания физической культуры составляет грамотное использование двигательной активности, которая помогает человеку развить физические способности, которые необходимы в жизненной практике. Следовательно, к физической культуре в данном понятии можно отнести все достижения человечества по совершенствованию методов, средств для развития физической дееспособности как взрослых, так и подрастающих поколений [3]
Объединив различные подходы к определению физической культуры, В.К. Бальсевич и Л.И. Лубышева делают вывод о том, что данное понятие характеризуется совокупностью активностей, направленных на преобразование физического, интеллектуального, психологического и нравственного здоровья человека.
Физическая культура необходима для ведения индивидом здорового образа жизни. Здоровый человек стремится к физическому самосовершенству, самодисциплине и именно физическая культура становится помощником в достижении поставленных целей. В связи с этим физическая культура неотрывно связана с физическим воспитанием человека.
Ученые, дающие определение понятию «физическое воспитание» (В.М. Выдрин, В.А. Масляков, В.И. Столяров и др.) сходятся в общей идее этого понятия. На основании их определений можно сказать, что «физическое воспитание- это процесс педагогического вмешательства, направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, учитывая потребности, мотивы, интересы и возможности ребенка» [12] По мнению Э.Ш. Натансона, П.А. Рудика, В.И. Столярова физическое воспитание должно основываться на следующих дидактических принципах: принцип последовательности при выполнении упражнений, принцип доступности при возрастании сложности занятий. В наши дни физическая культура призвана развивать, улучшать, совершенствовать физические и морально-волевые качества подрастающего поколения.
Помимо физического воспитания, физическая культура включает в себя еще два понятия: «физические упражнения» и «физическая подготовленность». Рассмотрим эти понятия подробнее.
Физические упражнения представляют собой набор движений (двигательные действия), применяемые с целью развить физические способности индивида. Физические упражнения помогают воспитать в подростке активность, решительность, нравственно-волевые качества, быстроту реакции. Так как упражнения являются частью физического воспитания, в общеобразовательной школе им уделяют особое внимание.
Внешность играет значимую роль в жизни подростка. В связи с этим выполнение физических упражнений, которое помогает сформировать телосложение, может посодействовать педагогам дополнительного образования для привлечения подростков к занятиям спортом. Интерес к спорту проявляется у ребенка еще в начальной школе. В возрасте 10-12 лет появляется желание проявить себя в спортивном состязании и играх, формируется чувство «собственного достоинства», что также помогает тренеру вовлечь ребенка в спортивную деятельность.
На занятиях дополнительного образования спортивной направленности развиваются также и духовные качества подростка, т.к. развитие двигательной деятельности проходит в условиях соревнования, и можно проследить положительные и отрицательные поведенческие особенности обучающегося. В связи с этим стоит знакомить подростков с более широким кругом двигательных действий на спортивных занятиях, а во внеурочной деятельности раскрывать индивидуальный спортивный потенциал каждого ученика.
В период взросления развиваются соматическая и вегетативная системы организма, которые побуждают детей и подростков активно двигаться. Так как эта потребность очевидна, вовлечение подростков с отклоняющимся поведением в спортивную деятельность становится адекватным и востребованным методом коррекции девиантного поведения. Стоит отметить, что двигательные функции зависят от биологических, психологических и социальных факторов, которые необходимо учитывать при построении внеурочных спортивных занятий.
Взаимосвязь физического и нравственного развития личности подчеркнул в своем исследовании основатель отечественной системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт. По его мнению, одной из основных задач физического воспитания является обучение подростка владению своими действиями, владению своим телом. Задачи физического и интеллектуального воспитания в школе неразделимы, а следствием успешного умственного и физического развития будет развитие нравственное. Успешное умственное и нравственное развитие ребенка достигается при условии грамотного психологического анализа, основанном на разборе действий подростков как внешних, так и внутренних. Идеи П.Ф. Лесгафта поддержали спортивные педагоги и психологи В.В. Белорусова и П.А. Рудик, которые отмечали связь физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания. В своих исследованиях они утверждают, что спортивный коллектив положительно влияет на дисциплину подростка, приучает его к правильному сбалансированному режиму (чередование труда и отдыха), вырабатывает выносливость и воспитывает честность.
Неоспорима польза занятий спортом. С точки зрения психологии у подростка формируются здоровые привычки, способность к самоконтролю в стрессовых ситуациях, понимание негативизма агрессивного поведения; с точки зрения физиологии укрепляется опорно-двигательный аппарат, развивается мышечная система, отрабатывается двигательная моторика и память; с точки зрения социологии укрепляются межличностные связи с товарищами по команде, развивается уверенность в себе, расширяется круг «правильного» общения.


Система формирования физических и нравственных способностей, предложенная В.Д. Чепиком включает следующую дифференциацию:
1) режимы двигательной активности, включающие повторяющиеся упражнения (спортивная ходьба, бег, лыжный спорт, плавание т пр.). Оказывают поддержку в трудовом воспитании, формировании волевых качеств подростка;
2) режимы двигательной активности с применением силовых упражнений (подтягивание, отжимание, упражнения для пресса и пр.). Способствуют отработке волевых качеств, развивают двигательные способности ребенка;
3) игровые активности (спортивные игры, спортивные эстафеты, соревнования и пр.). Воспитывают чувство коллективизма, сотрудничества, взаимопонимания;
4) туристические походы спортивно-оздоровительного плана. Активизируют интеллектуальные способности, вырабатывают умение коллективного решения задач;
5) занятия ритмикой под музыку. Способствует эстетическому воспитанию, вырабатывает чувство ритма, совершенствует пластику подростка;
6) занятия акробатикой и гимнастикой. Помогают развитию двигательных навыков, совершенствую волевые качества.


«Исследования, проведенные Ю.И. Зотовым и В.А. Кабачковым в 90-х годах прошлого столетия, указывают на низкую результативность девиантных подростков в силовых видах спорта и в упражнениях на выносливость. Низкие показатели объясняются как плохой физической подготовленностью подростков с отклоняющимся поведением, так и отсутствием у них волевых и мотивационных установок. Данные исследования доказывают необходимость применения упражнений силового и циклического характера для корректировки нравственно-волевых качеств и приобретения навыков и умений, способствующих преодолению трудностей» [6]
Физические упражнения служат средством достижения «физической подготовленности». Она характеризуется результатом физической подготовки при выполнении упражнений. Физическая подготовленность индивидуальна и эту индивидуальность следует учитывать и воспитаннику (он должен оценивать свою меру возможностей), так и преподавателю физической культуры (должен давать задания, не превышающие меру возможностей конкретного обучающегося). Физическая подготовленность меняется с достижением все новых результатов, т.к. организм имеет свойство развиваться поэтому нагрузку, даваемую воспитаннику, стоит увеличивать в соответствии с изменениями его физической подготовленности.
Занятия физической культурой, вовлечение в спортивные соревнования, участие в спортивных и народных играх, организация туристических походов совместно с взрослыми помогают подростку вести активный образ жизни, ставят его в ситуации, где нужно преодолевать трудности для достижения целей, что придает подростку уверенность в своих силах и подталкивает к самосовершенствованию.
Перед преподавателем дополнительного образования стоит задача создания на уроках благоприятной для формирования положительных черт личности и интеллекта нравственной атмосферы, которая исключает проявления эгоизма, лицемерия, обмана и прочих негативных качеств личности. В период взросления подросток испытывает острую нужду в демонстрации своей индивидуальности, обостряется восприятие себя как личности. В связи с этим, занятия спортом, которые подразумевают взаимодействие в детском коллективе, помогают социализации подростка, учат его быть частью коллективных действий, помогают довериться.
Мотивационный аспект спортивной деятельности в работе с подростками с отклоняющимся поведением является отправной точкой коррекционной деятельности. Именно на основании мотивов подростков преподаватель строит систему коррекции, т.к. они служат мощнейшим психологическим стимулом, узнав который можно управлять развитием, поступками, действиями как отдельного индивида, так и группы в целом.
Как и любой педагогический процесс, физическое воспитание неотрывно связано с другими аспектами воспитания. Развитие любой личности невозможно без двигательной деятельности, а двигательная деятельность, в свою очередь, помогает в воспитании духовном и нравственном.
Таким образом, коррекция девиантного поведения подростков из замещающих семей средствами спортивной деятельности позволяет сформировать физические, нравственно-волевые и психологические качества подростка, которые обеспечивают его позитивную мотивацию. В современных школах уже используют методы коррекции девиантного поведения подростков путем вовлечения их в спортивную деятельность, которые были разработаны и опытным путем проверены учеными, перечисленными в данной работе.


Выводы:
- методы коррекции девиантного поведения подростков изучаются на протяжении многих лет как в отечественной, так и в зарубежной педагогике. В России явление различных форм девиации подростков из
замещающих семей широко распространено на современном этапе развития страны. Причиной роста отклоняющегося поведения многие ученые называют общественно-политическую ситуацию с устаревшими понятиями нормы и еще не сформированными новыми понятиями;
- девиантное поведение, которое проявляется в поступках и действиях, нарушающих норму и влияющих на развитие самого подростка, является актуальной педагогической проблемой. Решение этой проблемы позволит усовершенствовать педагогический процесс, сделать его более эффективным для будущих поколений и привести общество к стабильности. Снижение числа подростков с признаками отклоняющегося поведения поможет избежать ситуации нравственной нестабильности в стране, нормализовать воспитание, как общественный процесс;
- причиной возникновения и развития девиантного поведения подростков из замещающих семей многие ученые называют социальный фактор, в особенности семейное воспитание. Дети педагогически некомпетентных родителей, дети из неблагополучных первоначально семей, неполных семей приобретают устойчивое негативное отношение к миру, что приводит к девиации. Развитие личности должно быть подкреплено положительным опытом семейной жизни, чего, к сожалению, лишены подростки из неблагополучных семей;
- изучение психолого-педагогических трудов, посвященных проблеме девиантного поведения подростков, говорит о довольно большом теоретическом и практическом опыте коррекции и профилактики отклоняющегося поведения, накопленный в современной науке. Однако, метод коррекции девиантного поведения подростков путем вовлечения его в спортивную деятельность оставляет еще поле для изучения и разработки практических методик.


Возрастание числа подростков из замещающих семей с отклоняющимся поведением говорит о необходимости создания научных практических методик, которые позволят свести на нет негативные факторы влияния на формирование различных девиаций у приемных детей.
Библиографический список
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984.
2. Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков / А.Д. Гонеев. - Курск, 1998.
3. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк. - М.: Академия, 2001.
4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков / В.П. Кащенко. - М.: Академия, 2000.
5. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. - М.: ТЦ Сфера, Юрайт-М, 2001.
6. Кдепцова Т.Н. Профилактика асоциального поведения детей и молодежи посредством занятий физической культурой и спортом / Т.Н. Кдепцова. - 2008.
7. Краткий словарь современных понятий и терминов / под ред. А.В. Петровского. - М.: Политиздат, 2000.
8. Лесгафт П.Ф. Избранные сочинения / П.Ф. Лесгафт. - М.: Педагогика, 1988.
9. Миннегалиев М.М. Физкультурно-оздоровительная деятельность в школе как средство профилактики девиантного поведения несовершеннолетних / М.М. Миннегалиев. - Уфа, 2004.
10. Москаденко Н.И. Взаимодействие педагогов и старшеклассников в процессе предупреждения отклоняющегося поведения подростков / Н.И. Москаденко. - М., 2003.
11. Оксфордский толковый словарь по психологии / под ред. А. Ребера. - М.: Вече, АСТ, 2002.
12. Словарь психологических терминов. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2016.
13. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: в 4-х т / С.Т. Шацкий; под ред. И.А. Каирова, М.Н. Скаткина, Л.Н. Скаткина [и др.]. - М.: АПН РСФСР, 1964.
Источник: Теоретические и практические аспекты педагогики и психологии : монография / И. Е. Емельянова, О. Б. Мангова, В. В. Власичева [и др.]; гл. ред. Ж.В. Мурзина, Чувашский республиканский институт образования.. - Чебоксары: Среда, 2023. - 236 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.