На главную Профилактическая работа психолога в школе Аддиктивное поведение Методы коррекционной работы по профилактике отклоняющегося поведения подростков из неблагополучной семьи
Методы коррекционной работы по профилактике отклоняющегося поведения подростков из неблагополучной семьи
Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение

1. Коррекция возможных поведенческих нарушений у подростков

В настоящее время во всех цивилизованных странах, включая Россию, наметилась тенденция гуманизации превентивной практики, направленной на предупреждение преступности и других форм отклоняющегося поведения.
Превентивные мероприятия неправомерно рассматривать лишь с позиции социального контроля, хотя он, безусловно, не утрачивает своего значения и уместен в том случае, когда речь идет о нейтрализации прямых десоциализирующих влиянии, т.е. в случае, когда имеют место социальные отклонения уголовно наказуемого, криминального характера как в поведении самой личности, так и среди ее ближайшего социального окружения.

В связи с этим негативное влияние, испытываемое индивидом со стороны ближайшего социального окружения по мнению С.А. Беличевой, можно разделить на прямые и косвенные десоциализирующие влияния [6. С. 39].
Прямые десоциализирующие влияния оказываются со стороны ближайшего окружения, которое прямо демонстрирует образцы девиантного поведения. Когда действуют социально деструктивные нормы и ценности, групповые предписания, внешние поведенческие регуляторы, направленные на формирование личности девиантного типа, т.е. в данном случае прямое десоциализирующее влияние оказывает неблагополучие семьи (асоциальный образ жизни родителей, алкоголизация родителей, негативное отношение к труду, отсутствие внимания к воспитанию своего ребенка и т.д.).
Косвенные десоциализирующие влияния социальной среды могут быть обусловлены разнообразными факторами, социально-психологического, психолого-педагогического, социально-педагогического характера.
Таким образом, предупреждение десоциализации предполагает не только нейтрализацию прямых десоциализирующих влияний социальной среды, но и создание воспитывающей среды в разных коллективах - школьных, внешкольных, семейных, досуговых и т.д., что позволит им стать предпочитаемой средой общения и деятельности [6. С. 42].
Раннюю профилактику следует рассматривать не столько с позиции социального контроля, сколько с позиции превентивного процесса десоциализации и управления процессом социализации детей, подростков, юношей, что заключается в нейтрализации как прямых, так и косвенных десоциализирующих влияний, а также в осуществлении мер коррекционно-воспитательной деятельности и социально-психологической реабилитации.
Наряду с оказанием социально-экономической, социально-правовой и прочей помощи, человек, попавший в кризисную ситуацию, нуждается в психологической помощи и поддержке, мобилизующей его внутренние ресурсы. Кроме того, и сами кризисные ситуации нередко становятся результатами межличностных и личностных затруднений и не могут быть решены вне психологического контекста.


Коррекционно-воспитательная деятельность направлена главным образом на разрушение определенных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирование новых с целью достижения самореализации личности в обществе. Посредством коррекционно-воспитательной работы требуется решить для обеих сторон возникший конфликт «личность - общество», «личность - социальная среда», «личность - группа», «личность - личность» [8. С. 164].
Благодаря этой деятельности происходит разрушение ранее сформированных мотивов, ценностей, установок и т.д., осуществляемое социально-педагогическими и психологическими средствами, проявляющееся в их подмене, изменении, переосмыслении, переоценке, корректируя поведение личности в соответствии с принятыми в социальном окружении, обществе в целом нормами.
Необходимость в коррекционно-воспитательной деятельности возникает в случаях отклонения в поведении ребенка, подростка, вызванных главным образом социальными нарушениями.


Что же касается коррекции личности девианта, то процесс перевоспитания выполняет следующие функции:
. Воспитательная - восстановление положительных качеств, которые преобладали у молодого человека до появления «девиантности», обращение к памяти подростка о его добрых делах.
. Компенсаторная - формирование у молодого человека стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилием деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая поможет ему реализовать свои возможности, способности, а главное - потребность в самоутверждении.
. Стимулирующая - активизация положительной, социально полезной предметно-практической деятельности молодого человека; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности, к ее поступкам.
. Корректирующая - исправление отрицательных качеств личности молодого человека и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения.
Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотивации, ценностных ориентаций, установок и поведение личности, а через нее - на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.
. Регулирующая - это способ воздействия социальной группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом. Регуляция развивается от уровня взаимных влияний участников непосредственного межличностного общения до уровня активной саморегуляции и самоконтроля [11. С. 91].
В основе самокоррекции действий и поступков лежали различные социальные механизмы проявления и взаимодействия индивидуальных особенностей. Один из механизмов заключается в использовании человеком своих благоприятных возможностей, сильных сторон.
Слабая реализация благоприятных возможностей девиантом может быть обусловлена недостаточно ответственным отношением к своим поступкам и действиям, деятельности, образу жизни в целом.
Известный отечественный ученый-педагог В.П.Кащенко еще в 30-х годах нашего столетия разработал интересную классификацию методов коррекции. Он объединил методы в две большие группы:
. Педагогические методы, такие как методы общественного влияния; специальные или частично-педагогические методы; метод коррекции через труд; метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива.
. Психотерапевтические методы: внушение и самовнушение; гипноз; метод убеждения; психоанализ [16. С. 77].


В настоящее время в поведенческой психологии используются следующие основные группы методов: стимулирование мотивации изменения поведения, коррекция эмоциональных нарушений, саморегуляция, когнитивное переструктурирование, угашение нежелательного поведения и формирование позитивного поведения. Рассмотрим основные из них.
Стимулирование мотивации изменения поведения можно назвать самой главной задачей и самой большой трудностью психолого-социального воздействия на личность [27. С. 73].
Работа с мотивацией начинается с первых минут поведенческого консультирования. Здесь широко распространен прием оценки негативных последствий девиантного поведения. При этом подростка просят как можно подробнее, с конкретными примерами рассказать о том, как он реально пострадал от своего поведения, какой вред он нанес своим близким и окружающим людям. Достаточно эффективна методика проектирования будущего, которая предполагает подробное описание подростком своего будущего при сохранении девиантного поведения и без него.
В случае проявления защитного поведения в форме сопротивления, отрицания или ухода от сотрудничества целесообразно использовать способы самовыражения. Это могут быть рисунки на темы, связанные с девиантным поведением, например «Я и наркотики» и т.д.
Эффективным методом стимулирования позитивных изменений выступает групповое убеждение. Для этого специально собирается группа значимых для девианта людей (друзья, коллеги и т.д.) [27. С. 82].
Довольно жесткой, но к сожалению, эффективной в некоторых случаях, является методика естественных последствий.
Суть приема - в представлении девианту полной свободы действий при делегировании ему всей ответственности за себя и свое поведение. Например, семья может договориться о том, что в случае положительной реакции теста на наркотики, подросток на неделю лишается всех прав и какой-либо материальной поддержки. Родители могут отказать ему даже в обедах и крове до полного выполнения их условий - не принимать наркотики. Другим условием может стать согласие подростка на специальную помощь [27. С. 84].
Работа с мотивацией является неотъемлемой составляющей всех этапов поведенческой интервенции. Специалист может выбирать доступные для него и адекватные для подростка методики стимулирования мотивации позитивных изменений.
Другим направлением работы с отклоняющимся поведением является коррекция эмоциональных состояний. Девиантное поведение сопровождается широким кругом негативных эмоций, особенно тревогой, страхом и агрессией. Существуют два основных способа коррекции негативных эмоциональных состояний: уменьшение их силы (например, по методике систематической десенсибилизации) и выработка альтернативных реакций (например, в форме тренинга релаксации или уверенности) [34. С. 32].
Неадаптивное поведение человека действительно во многом определяется тревогой. В случаях когда у подростка выявляются специфические тревоги и фобии, а не просто общая напряженность, целесообразно использовать специальные методики, например, систематическую десенсибилизацию. Эта методика была разработана Д.Вольпе, включает в себя три элемента:
а) обучение глубокой мышечной релаксации;
б) выстраивание иерархии стимулов вызывающих тревогу;
в) предложение клиенту воображать, пребывая в состоянии релаксации, объекты из иерархий, вызывающие тревогу.
Иерархия тревог - это своего рода список вызывающих тревогу стимулов (ситуаций).
В целом десенсибилизацию можно представить следующим образом. Страх, тревога могут быть подавлены, если стимулы, их вызывающие, связать со стимулами, антогонистичными страху, например с релаксацией.
Метод «наводнения», или «имплозивная терапия», также нацелен на уменьшение негативных аффектов. Он заключается во внезапном предъявлении клиенту сцен, вызывающих у него чрезвычайно сильную тревогу [34. С. 38].
Рассмотренные методы коррекции эмоциональных состояний хорошо сочетаются с игровой терапией, творческим самовыражением или телесной терапией.
Саморегуляция - следующая важная ступень психологического воздействия. Процедуры релаксации могут использоваться сами по себе или быть частью более сложных методов, например, систематической десенсибилизации [35. С. 64].
Существуют различные по форме, но сходные по содержанию, варианты мышечной релаксации. Наряду с тренингом релаксации используют метод формирования стратегии самоконтроля. При этом клиента обучают самонаблюдению за собственным поведением в постановке личных целей, в планировании постепенных шагов к цели, в нахождении значимых подкреплений позитивного поведения. Самонаблюдение часто осуществляется в форме дневника. Самонаблюдение повышает уровень сознания и самоконтроля.
После развития навыков самонаблюдения переходят к формированию самоконтроля [35. С. 71].
Наряду с эмоциональными проблемами и трудностями саморегуляции, причинами нарушенного поведения могут быть искажение в когнитивных процессах, таких как восприятие, установки, умозаключения и т.д. При изменении их содержания можно ожидать изменений и в эмоциональной, и в поведенческой сферах. Первым приемом когнитивного переструктурирования может быть обращение внимания на противоречия в суждениях или рассказе клиента.
Другой распространенной методикой является идентификация и коррекция дисфункциональных мыслей. Важно, чтобы клиент сам исследовал свое поведение и убедился в неадекватности «плохих мыслей, а также в том, что они являются причиной многих его бед».
Области применения метода когнитивного переконструирования в настоящее время довольно широки: депрессии, страхи, суицидальные намерения, состояния зависимости, навязчивости. Более того, современные поведенческие технологи настолько часто используют когнитивные методики, что направление в целом правильно назвать когнитивно-поведенческой типологией [42. С. 18].
Существуют различные способы угашения нежелательных действий. Наказание - наиболее распространенный метод. Он может иметь самые различные формы: тайм-ауты, использование негативных последствий реакции, предъявления аверсильного (крайне неприятного) события.
Тайм-аут - удаление подростка из ситуации, в которой негативное поведение может получить подкрепление.
Методика использования негативных последствий, подразумевает прежде всего лишение человека подкрепляющих стимулов, когда он демонстрирует нежелательное поведение.
Другим вариантом являются негативные реакции окружающих людей на отклоняющееся поведение личности.
Аверсивные методы относятся к более спорным технологиям, так как связаны с намеренным усилением страдания клиента. Они обычно применяются в клинической обстановке, а не в процессе консультирования. В основе аверсивного метода лежит воздействие, вызывающее выраженный дискомфорт- боль, отвращение [43. С. 66].
При использовании приведенных методик, следует иметь в виду, что наказание эффективно, только если оно понятно личности и непременно сочетается с позитивным подкреплением альтернативных (одобряемых) реакций. В целом наказание действительно приводит к снижению вероятности отклоняющегося поведения, но при этом оно, к сожалению, не повышает частоту желательных действий.
Наиболее распространенным методом формирования желательного действия является подкрепление. В его основе лежит преимущественно оперантный принцип обуславливания. Следует заметить, что как положительное, так и негативное подкрепление усиливают вероятность возникновения реакции.
Позитивное подкрепление - главный метод изменения поведения. Подкрепление должно быть индивидуального значимым, должно применяться систематически вслед за желаемым поведением, связь между желаемым поведением и подкреплением должна быть достаточно четкой [43. С. 74].
Подкрепление можно осуществлять непосредственно (с помощью реальных подкрепляющих стимулов) или косвенно (с помощью символов и жестов). Кроме того, подкрепление может быть опосредованным, когда подросток наблюдает за людьми, которые получают награду за желательное поведение.
Иногда положительное подкрепление может вознаграждать неправильное поведение. Например, подросток, в ответ на суицидальную попытку, может получить награду - повышенное внимание семьи, вместо того, чтобы подкреплялось его независимое поведение.
Многие подкрепляющие стимулы, такие как похвала или проявление интереса, люди непроизвольно используют в повседневной жизни.
Метод подкрепления предполагает осознанное его применение с целью усиления адаптивных видов поведения, а также ослабления и устранения неадекватных его форм.
Первоначально проводится идентификация подкрепляющих стимулов. Для этого необходимо выявить, что именно является подкрепляющими стимулами для конкретного человека.
Подкрепляющие стимулы соотносятся с тремя жизненно важными сферами: взаимодействие (отношения); переживания, несовместимые с депрессией; действия повышающие самооценку с помощью ощущения адекватности и компетентности (творчество, успех, любимое занятие).
С целью формирования более позитивного поведения, также используют программы жетонного подкрепления. Такими подкрепляющими стимулами могут быть: фишки, очки, значки и т.д.
Формирование желательного поведения может осуществляться в форме активного социального обучения адаптивным поведенческим реакциям. Нередко при проведении поведенческой оценки выявляется дефицит ведущих социальных навыков. Данный метод может иметь форму тренинга, групповых игр, моделирования и разыгрывания ситуации.
На первых этапах работы выявляются области, в которых клиенты испытывают трудности, а также стимулируется мотивация к обучению. Далее определяются виды желательного поведения, наиболее адекватного в проблемных ситуациях. Затем клиентам предоставляется возможность потренироваться, реагируя на определенные ситуации в процессе ролевой игры. Наконец, клиентов побуждают применять репетируемое поведение в реальных жизненных ситуациях, одобряя их в случаях успеха и подкрепляя адаптивное поведение [43. С. 81].
Итак, методы, используемые при коррекции отклоняющегося поведения, должны быть адекватны к проблеме подростка. Разнообразие методов и методик не может преуменьшить роль личности учителя, психолога, воспитателя и т.д. На всех этапах совместной деятельности поведение специалиста остается ведущим источником подкрепления позитивных изменений в поведении подростка. Считается, что специалист, проявляющий высокий уровень таких важных качеств, как эмпатия, внимание, искренность, сердечность, доброжелательность работает более эффективно.
Организация работы и методы коррекционного воздействия должны подбираться дифференцированно, с учетом индивидуальных особенностей каждого подростка, постоянно совершенствоваться и быть опробованы на практике.

 

2. Рекомендации по коррекции и профилактике отклоняющегося поведения подростков из неблагополучной семьи

Поведенческая коррекция признается одной из наиболее адекватных и эффективных форм психологического воздействия на личность с отклоняющимся поведением.
Отклоняющееся поведение имеет место постольку, поскольку работают механизмы его сознательной и бессознательной мотивации. Человек с девиантным поведением имеет устойчивую мотивацию в сохранении девиации.
При работе с подростками широко распространен прием оценки негативных последствий девиантного поведения. Подростку необходимо конкретно объяснить, какой вред он наносит себе и окружающим его людям своим поведением, а затем показать подростку его будущее, с сохранением девиантного поведения и без него. Например, представить, какая жизнь ждет подростка, если он будет употреблять спиртное и наркотики. Т.е. нужно создать мотивацию к хорошему и положительному в жизни. Можно совместно с подростком наметить план его жизни, который поможет добиться поставленной цели в жизни.
Коррекционная работа в отношении отклонений в поведении подростков имеет положительные результаты, когда обращается внимание на отношение педагога и учеников в процессе обучения. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, сопереживания легче решать учебно-воспитательные задачи. Подростку важно постоянно ощущать, что с его мнением считаются, доверяют [47. С. 81].
Известно, что подросток ожесточается, замыкается из-за отсутствия чуткости, заинтересованного внимания к себе, сопереживания со стороны родителей и учителей. Как писал А.С. Макаренко, «такому подростку на каждом шагу мерещится несправедливость, он уже по привычке считает необходимым применять защитно-угрожающую позу, в любом слове ему видятся чуждые и враждебные силы» [26. С. 229].
Педагогу нужна вера в возможности каждого ребенка, и отклонения в его развитии следует рассматривать как результат недифференцированного подхода к нему.
Наиболее распространенным методом желательного поведения является подкрепление. Многие подкрепляющие стимулы, такие как похвала или проявление интереса, люди непроизвольно используют в ходе повседневной жизни. Метод подкрепления предполагает целенаправленное его применение с целью усиления адаптивных видов поведения и ослаблению и устранению его неадекватных форм. Но здесь же хочется заметить, что подкрепление может вознаграждать неправильное поведение. Например, подросток в ответ на суицидальную попытку, может получить награду - повышенное внимание и заботу семьи, вместо того, чтобы подкреплялось его независимое поведение.


Исходя из всего вышесказанного, можно дать следующие рекомендации по организации коррекционной работы, направленной на преодоление отклонений в поведении у подростков из неблагополучной семьи:
Во-первых, успешность работы с такими подростками во многом зависит от личностных и профессиональных качеств тех людей, которые эту работу выполняют. Здесь не должно быть «случайных» людей. Каждый педагог или психолог, работающий с такими подростками, должен обладать знаниями по возрастной и специальной психологии, а также по коррекционной педагогике, но не только объем этих знаний и профессиональная подготовка влияют на качество и продуктивность работы с данной категорией подростков, многое зависит именно от личностных качеств. Учитель (психолог) должен сопереживать подростку, уметь считаться с его мнением, быть сдержанным, тактичным, верить в то, что его работа даст положительные результаты.


Во-вторых, вся коррекционная работа должна проводится систематически и охватывать все сферы деятельности подростка. Учитывая, что речь идет о подростках из неблагополучных семей и дома после школы его ждут родители, находящиеся в алкогольном опьянении, грубость, безразличие, такой подросток ищет понимания в кругу сверстников, часто примыкает к асоциальным группам, где совершаются правонарушения, подросток пробует алкоголь и наркотики, приобретает ранний сексуальный опыт. Поэтому школа должна уделять большое внимание организации досуга и заполнению свободного времени таких подростков, организуя работу кружков, спортивных секций, факультативов, тем самым давая подростку, исходя из своих интересов, найти занятие по душе во внеурочное время.


Особое внимание следует уделять профориентационной работе, повышению школьной мотивации, смене ценностных ориентиров подростка. Следует проводить работу по преодолению школьной неуспеваемости, поставить такого подростка в ситуацию успеха, применять индивидуальный и дифференцированный подход с учетом психических возможностей каждого учащегося.
Рекомендуется закреплять осознание подростком преимуществ социально-приемлемого поведения. Полезно фиксировать, отмечать и поощрять малейшие удачи и сдвиги к лучшему. Но при поощрении необходимо соблюдать меру и оно должно быть справедливым.
Особое внимание следует обратить на характер и форму порицания. Оно ни в коем случае не должно касаться способностей ученика, не должно задевать семейное окружение подростка, образ его жизни и т.д. Порицание должно быть предельно конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых подростком недостатков (например, нарушение дисциплины, прогулы, небрежность в работе и т.д.).
Немаловажно, каков тон учителя в момент порицания. Раздражение, злость в голосе вызывают только негативную реакцию со стороны подростка. Нужно стараться говорить с ним спокойно, доброжелательно и заинтересованно. Следует избегать грубых замечаний в присутствии класса. Иногда проигнорировать нарушение дисциплины подростком на уроке, а поговорить об этом после урока, оставаясь с учеником один на один. В общении с подростком не следует путать грубость и строгость. Если учитель в строгой форме скажет ученику, что он не будет терпеть нарушение дисциплины на уроке, то такое замечание возможно будет принято подростком, но если учитель в грубой форме начнет кричать на ученика, удалит его из класса, может развиться конфликт между учителем и учеником, который будет иметь негативные последствия.
Итак, профилактика девиантного поведения должна быть ориентирована на то, чтобы своевременно обнаружить ситуации, которые могут способствовать неадекватному воспитанию и поведению, устранить или нейтрализовать источники отрицательного влияния до того, как они скажутся на формировании личности и поведении подростков.
Таким образом, коррекционная работа с подростками, имеющими отклонения в поведении, должна вестись систематически и в разных направлениях, с одной стороны необходимо повышать мотивационную направленность личности к обучению, с другой стороны необходимо воспитывать у таких учащихся социально приемлемое поведение, что поможет в дальнейшей социальной адаптации подростка.
Из анализа источников, освещающих пути коррекции нарушений поведения подростков видно, что методы и методики воздействия на подростка с девиантным поведением достаточно разнообразны и они должны быть адекватны к проблеме подростка.
Много зависит от личностных качеств специалистов, работающих с данной категорией подростков.
Пути и методы коррекции должны подбираться с учетом индивидуальных особенностей подростка, а также должны зависеть от степени выраженности и видов отклоняющегося поведения.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.