Демидько Евгений Валерьевич канд. экон. наук, доцент Золотарёва Елизавета Андреевна студентка ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» г. Хабаровск, Хабаровский край
Многие педагоги сталкиваются с такой проблемой как детская жестокость и агрессия. В современном мире люди всё чаще сталкивают с жестоким поведением со стороны не только взрослых, но и подростков, детей. Жестокий человек, который старается причинить физическую или моральную боль другому, получает при этом удовольствие и не испытывает чувство стыда за свои действия.
С приходом технологий общественность стала наблюдать больше новостей связанных с драками детей в школах, интернатах и других учебных заведениях, а иногда бывали случаи нападения несовершеннолетних на взрослых людей. Так же медиа изобилует примерами детского живодёрства. Как правило, многие родители не придают значения подобным действиям своих детей, ссылаясь на их возраст, пол и другие причины, стараясь игнорировать данные ситуации. Проблема детской жестокости находит свое отражение в научных трудах различных ученых: Пшихопова З.А[3], Балкизова Ф.Б [3], Федотова Е.П. [4], Лазуренко С.Б [1], Мазурова Н. В. [1]., Намазова- Баранова Л. С [1], Свиридова Т. В [1], Медведева Д.А [2] и др. Нам важно понять, что может предпринять педагог в своей работе с данной категорией детьми. Для этого нам нужно рассмотреть причины детской жестокости, формы ее проявления, а также какие меры можно предпринять, чтобы детская агрессия не стала неуправляемой. Педагоги часто сталкиваются с таким поведением как частые пропуски школьных занятий, без уважительной причины; проявление импульсивности, частые конфликты со сверстниками и взрослыми людьми. Подобное поведение явно является предупреждающими факторами, на которые стоит обратить внимание. Существует множество причин возникновения жестокости у детей и подростков. Если ребёнок ведёт себя агрессивно, то причина может заключаться во внутрисемейных отношениях и ценностях. Здесь также может быть несколько причин. Например, дети, которые растут в семьях, в которых родители практически все свободное время уделяют своей карьере, остаются незамеченными ими. Здесь имеет место быть показательная агрессия, обида на взрослых из-за того, что те уделяли им мало внимания. Дети стараются показать себя со стороны независимого от моральных правил, достойного внимания общества, или же наоборот асоциального, нелюдимого человека. Такое поведение характеризуется в действиях «на показ публике». Однако бывает ситуация наоборот, когда детям уделяется много внимания, выполняются все их капризы и пожелания по первому требованию, а они всё равно склонны к агрессивному поведению. Вседозволенность идёт бок о бок с гиперопекой или же наоборот, полным игнорированием поведения, психологического состояния ребёнка. Дети чувствуют вседозволенность, они не получают объяснений со стороны родителей какие поступки делятся на плохие и хорошие, и таким образом, дети, не получающие должного воспитания, в следствии становятся безжалостными. Иногда причина возникновения и развития жестокости у детей и подростков может заключаться в неправильном поведении учителей при возникновении конфликтов классе. Очень часто бывают такие случаи, когда педагоги просто не обращают внимание на конфликтные ситуации и как бы «закрывают на них глаза», хотя именно учителя должны регулировать такие ситуации и стараться стабилизировать, искоренять негативную ситуацию в школьном коллективе. Но в отдельных случаях у ребёнка может развиваться болезнь, в результате которой он может нанести вред себе или окружающим. Например, такие особенности как умственная отсталость, когда жестокость и насилие происходят спонтанно, посредством агрессии и недопонимания своих действий. Сюда так же попадают ранние симптомы шизофренического заболевания.
Так же неосознанная жестокость может быть обусловлена рядом следующих факторов. 1. Любопытство и непонимание. Детям хочется узнать, как устроен мир, они исследуют окружающие их объекты. Пока еще он не видит разницы между живым существом и игрушкой. Задача взрослых - вложить в него эти знания. 2. Подражательство. Дети изучают не только объекты окружающего мира. Их внимание привлекают разные модели поведения, которые они примеряют на себя. Дети перенимают поступки взрослых и сверстников, подражают героям мультфильмов, книг, игр. Такая имитация необходима им для понимания того, как вести себя в разных ситуациях. 3. Компенсация и месть. Иногда родители и педагоги могут заметить, что ребенок «наказывает» игрушки. Он ругает их за те или иные «проступки» либо черты характера, может применять к ним и физическое наказание. Иногда он переносит подобные действия с игрушек на домашних животных или младших детей в семье.
Следует отметить, что у агрессии существует несколько форм проявления, а именно: физическая и косвенная агрессия, раздражительность, негативизм и вербальная агрессия. Самая первая форма агрессии - физическая агрессия. Это самый часто встречающийся способ проявления агрессии. В данном случае ребенок, демонстрирует свои эмоции с помощью проявления силы. Вторая форма агрессии - косвенная. Здесь ребенок уже не проявляет свое недовольство силой, а наоборот, старается высказать его словами или действиями. В качестве примера здесь можно привести распространение сплетен и слухов, присваивание своим сверстникам злобных прозвищ, а также выдумывание нехороших шуток про окружающих людей. Раздражительность тоже является формой проявления агрессии, то есть ребенок готов проявить негативные эмоции при малейшем несоответствии его ожиданиям от какой-либо ситуации. Еще одна форма, в которой у ребенка может проявляться агрессия - негативизм. То есть, ребенок сопротивляется следованию принятым в обществе норм и ценностей и старается показать активными или пассивными действиями, что он не будет подчиняться правилам. Форма агрессии- вербальная. Для данной формы проявления характерно выражение негативных эмоций через крик, ругательства и даже угрозы.
Таким образом, перед педагогом стоит важная задача работы с детьми, проявляющими агрессию, которая может быть реализована при помощи следующих рекомендаций. 1. Обращать внимание на поведение ребёнка (такое как частые пропуски школьных занятий, без уважительной причины; проявление импульсивности, частые конфликты со сверстниками и взрослыми людьми). 2. Педагог обязан показывать пример своим поведением. Т.к. дети перенимают поведение взрослых, то ребёнок должен видеть неагрессивную модель поведения. 3. Педагог должен обращать внимание ребёнка на то, что все люди разные, воспитывать толерантное отношение ко всем людям.
Таким образом, можно сделать вывод, что детская жестокость — это ответственность не только детей, но и взрослых. Педагог, который непосредственно участвует в формировании личности ребёнка, должен понимать, что несёт ответственность не только за знания, но и за моральное и физическое здоровье ребенка. Уделяя достаточное количество внимания, времени и заботы, педагог может помочь ребёнку в непредвиденных случаях и предотвратить агрессивное поведение. Список литературы 1. Лазуренко С.Б. Жестокое обращение с детьми как проблема, требующая междисциплинарного решения / С.Б. Лазуренко, Н.В. Мазурова, Л.С. Намазова-Баранова. - 2012. - №2. 2. Медведева Д.А. Психолого-педагогические основы буллинга как социального явления / Д.А. Медведева // Социальногуманитарные знания. - 2017. 3. Пшихопова З.А. Исследование причин агрессивного поведения младших школьников и их коррекция / З.А. Пшихопова, Ф.Б. Балкизова // Достижения вузовской науки. - 2015. - №18. 4. Федотова Е.П. Противодействие школьному буллингу: опыт образовательных организаций / Е.П. Федотова // МНИЖ. - 2021. - №5-2 (107). Источник: Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : материалы Всерос. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 3 мая 2023 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары: Среда, 2023. - 228 с.
|