Цифровизация образования в начальной школе
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Хорикова Олеся Вадимовна студентка Научный руководитель Орлова Людмила Александровна д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область

Внедрение «цифровизации» как термина в современное начальное школьное образование, показывает особую важность организации процесса обучения младших школьников, который должен быть максимально ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся и их образовательную активность.
Цифровизированное образование - это внедрение современных цифровых технологий в обучение [5, с. 31].


В Российской Федерации современное начальное школьное образование направлено на индивидуализацию и персонализацию процесса обучения младших школьников. В концепцию начального школьного образования включены совершенно новые понятия: «цифровой образовательный результат» и «цифровой образовательный продукт» [6, с. 14].
Цифровой образовательный продукт представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, который направлен на достижение дидактической цели или на решение определенных учебных задач. Цифровой образовательный результат, в свою очередь, показывает тот результат, который получен участником образовательного процесса при работе с цифровым образовательным продуктом. Другими словами, это знания умения и навыки при работе с цифровыми технологиями [5, с. 34].
Поэтому, в современном начальном школьном образовании намечен переход от стандартного обучения младших школьников к развитию индивидуального, персонального результата каждого ученика. Так как данный переход на индивидуализацию и цифровизацию становится неизбежным в развитии современного начального школьного образования, требуются соответствующие изменения в педагогической системе. Такие изменения допустимы в отношении средств и форм обучения младших школьников, содержания образования учебно-познавательной деятельности обучающихся начальных классов.
В соответствии с научными работами Эвальда Фридриховича Зеера и Владимира Ильича Загвязинского, дидактические принципы можно и нужно приумножать или детализировать, но при этом сохранять и не нарушать дидактическую систему в целом. Учитывая концепцию современного начального школьного образования в Российской Федерации, классический принцип индивидуализации и цифровизации обучения младших школьников постепенно становится устаревшим и с каждым годом все больше нуждается в своей актуализации [5, с. 45].
В связи с этим, требуется конкретизация общепринятых фундаментальных понятий индивидуализации и цифровизации образования в начальных классах, которые будут более полно, точно и четко определять деятельность младшего школьника и учителя в рамках образовательной организации [6, с. 61].
Цифровизированный подход обучения в начальной школе связывают с применением в образовании современных цифровых технологий. Их использование дает широкие возможности для реализации самого цифровизированного подхода в образовательной практике [3, с. 70]. Так, например, благодаря цифровым технологиям, считает цифровизацию в школах доступной Павел Станиславович Зенькович - российский государственный деятель. С 2019 года в Российской Федерации ведется разработка платформы цифровизированного образования в начальных классах и ее апробация в российских общеобразовательных учреждениях.


Цифровизация образования в начальной школе, как процесса педагогического взаимодействия между учителем и учеником, предусматривает:
- реализацию дидактического принципа дифференциации содержания школьного образования в виду учета потребностей учащегося;
- возрастные особенности конкретного учащегося;
- физиологические, когнитивные, эмоциональные и волевые свойства личности учащегося [1, с. 120].


Цифровизация образования в начальной школе, как система, заостряет свое внимание на главного ведущего субъекта в системе обучения. Этим субъектом является сам учитель. Цифровизация образования определяет его индивидуальность в создании собственной методической системы и образовательных ресурсов, применяемых им средств обучения и диагностики.
Цифровизация образовательной деятельности в начальной школе предполагает организацию образовательного процесса по индивидуальным образовательным маршрутам в соответствии с особенностями, личностными возможностями и изменяющимися потребностями современных младших школьников.


Главными целями педагогического сопровождения обучающихся младших классов при образовании в «цифре» являются:
- создание условий для перехода из педагогического сопровождения в самостоятельное, включая обучение проектированию персонального маршрута;
- помощь обучающемуся в саморазвитии, поддержка и стимулирование его на всех этапах;
- формирование веры ребенка в себя и снабжение инструментарием развития субъектности [2, с. 17].


Таким образом, цифровизированное образование в современной системе начального школьного
образования является важной и неотъемлемой частью всего образовательного процесса. Важно не просто знать специфику цифровизации образования в начальной школе, но и применять ее на практике. Использование «цифры» в обучении дает возможность подготовить детей к самостоятельному решению возникающих проблем, развивать у них навыки самообразования и самоконтроля, что в конечном итоге положительно сказывается и на учебной деятельности, и качестве обучаемости.


Список литературы
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н.В. Апатова. - М.: Школа-Пресс, 2002. - 120 с.
2. Гущина Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут как средство сопровождения развития субъектности обучающихся / Т.Н. Гущина // Воспитание школьников. - 2011. - №9. - С. 32-38.
3. Киселева А.А. Персональные образовательные сферы в контексте дистанционных образовательных технологий / А.А. Киселева, В.А. Стародубцев // Открытое образование. - 2010. - №6. - С. 68-78.
4. Коротаева Е.В. О взаимодействии субъектов в дистанционной форме обучения / Е.В. Коротаева // Педагогическое образование в России. - 2014. - №3. - С. 68-73.
5. Сергеев С.Ф. Проблемы и перспективы использования электронного обучения / С.Ф. Сергеев // Школьные технологии. - 2015. - №3. - С. 28-38.
6. Смирнова С. Индивидуальная образовательная траектория / С. Смирнова // Воспитательная работа в школе. - 2012. - №5. - С. 7-83.

Источник: Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : материалы Всерос. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 3 мая 2023 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары: Среда, 2023. - 228 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.