На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Социально-педагогические условия личностного развития одаренных детей в современной школе
Социально-педагогические условия личностного развития одаренных детей в современной школе
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

О.Ф.Пронько, УО "ГОСШ № 6 г.Витебска",
Ю.М.Юшкевич, УО "ГОСШ №12 г.Новополоцка"

Одарённость – генетически обусловленный компонент способностей. Одарённый ребёнок обладает оригинальностью мышления, гибкостью ума, что заключается в умении находить альтернативность стратегии решения проблем, способностью к анализу и синтезу при решении логических задач. Одарённый ребёнок проявляет любопытство (поиск новой информации, новых знаний), сверхчувствительность к проблеме, способность к прогнозированию.

Особое значение имеют социальная значимость раннего выявления одарённых детей, создание условий для развития их способностей. Центр "Одарённые дети", творческие коллективы учебных заведений нового типа (лицеев, гимназий, колледжей, внешкольных научных объединений учащихся), в которых трудятся учёные, высококвалифицированные психологи, социологи, педагоги, способны проводить диагностику, вести разработку новых и известных в мировой практике современных методик по поиску, развитию и обучению талантливой молодёжи.
В этой связи необходима поэтапная, научно-исследовательская, организационная деятельность по формированию лестницы профессионального роста от школьника до молодого специалиста. Она заложена в Концепции "Одарённые дети: природа, диагностика, развитие", принятой в 1993 году Министерством образования Республики Беларусь. Система поиска, развития и поддержки одарённой молодёжи предусматривает наличие банка данных о ней, а также о талантливых педагогах, учёных, накопление и обработку информации об этапах развития личности от детского сада до молодого специалиста, выход в компьютерную сеть других регионов и зарубежную, создание научных школ, определение наиболее интересных для республики гуманитарных и научно-практических направлений, финансирование программ нетрадиционного отбора и обучения талантливой молодёжи, социально значимых научных конкурсов, олимпиад, инновационных программ, комплексных развивающих интеллектуальных проектов, их практическое осуществление. Классическая фраза "Дети - наше будущее" при внимательном подходе далека от идеала. У детей собственная судьба, которую им и выбирать. Но у них есть и своё настоящее. А вот какое оно, зависит от нас, взрослых, в частности, от учителей. Творчески работающий учитель - надежда и опора государства, соучастник решения важной государственной проблемы. Чем прочнее будут сплетены наши педагогические интересы, тем реальнее станут плоды реформы национальной образовательной системы. Мы не имеем права забывать последствия тех фактов, под влиянием которых сформировано наше отношение к проблеме одарённой личности, нанёсшее непоправимый урон белорусской нации: упущено время, необходимое для разработки методов обучения и воспитания одарённых детей, для подготовки соответствующих педагогических и научных кадров.
Щедро одарив человека талантом, природа "забывает" порою дать ему шанс - способность развить его, быть понятным в общении с окружающими. В итоге начинается дискомфорт, влекущий за собой стрессовое состояние.
Некоторые с помощью медиков избавляются и от стрессов, и от одарённости. По модной сегодня терминологии, одарённые имеют чрезвычайно уязвимую энергетическую оболочку, они крайне ранимы, и потому у заложников собственных талантов не складывается личная жизнь, рушится карьера, весьма трудно приходит общественное признание, а риск душевных заболеваний в несколько раз выше, чем у обычного человека. Это касается и гениальных личностей.
Самый распространённый вариант – "нормальная одарённость". Специалисты называют её высокой нормой: способность к обучению, позитивная адаптация к внешним условиям, контактность, общительность, хорошее здоровье, воспитанность.
Несостоявшийся вариант одарённости – это подавление гениальности неправильным воспитанием, стандартным обучением, отсутствием индивидуального подхода. В этом случае из одарённого ребёнка вырастает закомплексованный неудачник с тяжёлым характером. Виною всему пресловутая "казарменная педагогика", усредняющая всех детей.
Интеллект, творческие способности – главное достояние нации. Это давно поняли японцы, которые дорожат своими вундеркиндами и не жалеют средств на их выявление, обучение и развитие. Один из государственных секретов Израиля - эффективная система работы с одарёнными детьми. В США также создана действенная система поощрения и развития одарённости, потому что это выгодно доя государства. История накопила достаточно статистического материала, из которого следует, что одарённые дети - огромная ценность, куда большая, чем природные ресурсы. К сожалению, из каждых наших пяти вундеркиндов один заболевает неизлечимой болезнью, второй - кончает жизнь самоубийством, третий - с годами находит себе применение за пределами Беларуси и делает там блистательную карьеру, четвёртый - с годами полностью "усредняется", т.е. теряет свою одарённость, и лишь пятый - реализует свой талант на родине. Врождённая одарённость - это от природы. Проявится она или нет, зависит от конкретных условий, многих факторов. Не в последнюю очередь будущее вундеркиндов зависит от общества. И оно обязано сделать всё возможное, чтобы помочь им состояться. В дошкольных учреждениях система нивелирования личности отлажена до совершенства. Штамповать стандартные "винтики" - привычно, а вот работать со "штучными изделиями" некому, кроме, разумеется, родителей, которые зачастую с воспитанием обычного ребёнка не знают, как управиться.
Известно, что основная задача обучения истории в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой исторических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Но в последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения в школе, поскольку традиционная организация не отвечает требованиям времени, не создаёт условий для улучшения качества обучения и развития учащихся. При существующем обучении проблема развития ученика является одной из сложнейших в психолого-педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. Педагогические задачи многофункциональны, но основное содержание педагогической деятельности – ученик. Следовательно, критерием деятельности учителя является конечный результат: дать ученику лишь набор знаний по предмету или сформировать личность, готовую к творческой деятельности.
В первом случае не приходится говорить о развитии учащихся, поскольку ученик получает готовую информацию, запоминает её, затем воспроизводит. В этом случае нужны способности к обучению, но это обучение не оказывает существенного влияния как на общее психологическое развитие детей, так и на развитие их специальных способностей. Поэтому, если школа ставит своей целью развитие ребёнка, то конечный результат деятельности учителя – психические новообразования в личности учащихся.
Развитие учащихся зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, начинает ясно проявляться её творческая сторона. Возможности школьников различны, но они должны приводиться в движение для развития творческой деятельности, а вместе с тем и личности школьника. Очень важно пробудить мыслительный процесс ученика, творческая деятельность которого зависит от наличия трёх компонентов мышления:

 

  1. высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения и аналогии, классификации;
  2. высокий уровень активности и неординарности мышления, которые проявляются в различных вариантах решений и в выдвижении нестандартных идей;
  3. высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, которые проявляются в умении выделить существенное в явлениях и сознании собственных способов мышления.

Главный фактор занимательности – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности, так как часто уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще, и творческое, в частности.
Для работы с одарёнными детьми учителю необходимо иметь как минимум трёхлетний педагогический опыт. Он должен владеть информацией по:

  1. выявлению одарённых, составлению программ для них;
  2. философско-нравственным аспектам формирования одарённой личности;
  3. педагогике одарённости, роли личности в развитии истории, науки и культуры;
  4. методике, формам и средствам обучениях, наличию дидактических материалов для обучения одарённых;
  5. психологии одарённой личности, тестированию и оценке результатов обучения;
  6. консультированию одарённых, развитию креативности (творческое мышление и творческая деятельность одарённых детей);
  7. зарубежному опыту работы с одарёнными детьми;
  8. творчеству учёного-педагога, педагогической практике, спецкурсу или спецсеминару по теме, связанной с проблемами обучения одарённых детей.

Для обучения одарённых детей нужно гораздо больше учителей, их специальная подготовка, дополнительные помещения (в классе должно быть не больше 10-12 детей), дополнительные учебные пособия (едва ли не по энциклопедии на каждого ученика), хорошее экспериментальное оборудование, собственная типография (одарённые дети пишут стихи, прозу, рисуют, создают архитектурные проекты, занимаются исследовательской работой).
Статистика свидетельствует: если создать для детей надлежащие условия, не менее 30% из них достигают в жизни вершин, 70% великих людей (как свидетельствует история) в детстве были вундеркиндами. Чем активнее учитель включится в развитие интеллектуальной одарённости, тем быстрее общество получит профессионально ориентированных и психологически устойчивых молодых людей, способных плодотворно трудиться. Современные методики позволяют достаточно объективно оценить уровень интеллектуальных и творческих способностей и сравнить его со среднестатистической нормой. Творческие способности обязательно предполагают повышенный интеллект, зато интеллектуалы могут вовсе не обладать творческими способностями.

 

На страницах периодической печати, научных сборников в последние годы всё чаще стали появляться сообщения и статьи, свидетельствующие о наличии научного и педагогического интереса к проблеме творческой одарённости детей. И это не удивительно.
В Республике Беларусь появилось немало учёных, специалистов высшей и средней школы, чьи научные интересы тесно переплетаются с судьбами государства, со сложной социально-экономической и политической ситуацией. Проникая в суть явлений, они своим упорным практическим трудом доказывают, что выход из сложившегося положения лежит через реформу образования, дифференциацию и индивидуализацию обучения. Массовая школа в своей основе должна претерпеть коренные изменения. Обучение и развитие одарённых и талантливых детей представляет собой идеальную модель творческого развития личности. Однако этот научный вывод массовая школа пока не использует. У педагогической общественности нет единого взгляда на природу понятий "воспитание", "обучение" и "образование". Одарённый ребёнок часто попадает в разряд неугодных и неудобных, и его положению вряд ли можно позавидовать. Что же конкретно должны предпринять отделы и управления образования на местах, чтобы детская одарённость обрела государственное внимание и заботу? Невозможно утверждать, что массовая школа исключила из своей практики работу факультативов, кружков и других форм внеклассной работы. Но этого недостаточно. Необходимо последовательное соблюдение основных требований: государственное и коммерческое финансирование развития интеллектуального потенциала нации, изучение индивидуальных склонностей, способностей и интересов ребят и их дальнейшее развитие, выявление и поощрение творческой инициативы школьников, использование в работе с учащимися современных психолого-педагогических, социально-экономических средств.
Одним из условий развития одарённых детей является необходимость создания различных гимназий, центров, повышающих уровень интеллектуального развития этих детей.
В Республике Беларусь к началу 1990-х годов были созданы следующие учреждения дополнительного образования дошкольников:

  1. Центр гармоничного развития ребёнка "Солнышко" (г. Бобруйск)
  2. Центр физического и духовного развития детей (г. Гомель)
  3. Центр развития детей "Аленький цветочек" (г. Минск)
  4. Центр развития детей "Надежда" (г. Могилёв) и др.

Основная цель деятельности таких учреждений – создание благоприятных условий для развития творческого интеллектуального потенциала детей. В центрах развития открываются возможности для развития одарённых детей. Условиями успешной деятельности одарённых детей являются разносторонние направления работы центров. Особый акцент сделан на эстетическом содержании, что связано с необходимостью развития эмоционально-волевой сферы ребёнка, а также на создании условий для выявления и развития интеллектуальных склонностей детей с целью формирования у них продуктивного, творческого мышления, интеллектуальной готовности к усвоению учебных дисциплин. Несколько лет назад в городе Браславе открылась гимназия для детей города и Браславского района. В неё поступают на основе конкурсного отбора. Гимназия – школа личностно ориентированной педагогики. Какой смысл вкладывается в данное понятие? Это создание условий, в которых ребёнок формируется как творческая, самостоятельная, гуманная, внутренне свободная, способная ценить себя и уважать других личность. Что способствует достижению этой цели? Прежде всего, изменение менталитета учителя, точное прогнозирование социального заказа, квалифицированное владение новейшими педагогическими технологиями. Уже сегодня модель школы, система педагогических условий позволяют ученику использовать свой потенциал, выбрать путь индивидуального развития с минимальными потерями и высокими результатами.
С первых дней существования гимназии учителя заняли по отношению к учащимся позицию помощника в организации их самостоятельной познавательной деятельности. В гимназии разработана система диагностики задатков, способностей, интересов учеников, пересмотрено и содержание образования. В профильные группы берут ребят с учётом данных об их возможностях и успехах в выбранном направлении обучения. Для одарённых детей разрабатываются индивидуальные программы и учебно-методические комплексы к ним, занятия проходят во внеурочное время и в неурочных формах.
Гимназия – это школа вопросов, на которые дети учатся искать правильные ответы, поэтому основные направления деятельности пяти кафедр связаны с разработкой и внедрением технологий, развивающих у гимназистов навыки самообучения и исследовательской работы, потребности в рефлексии, самосовершенствовании и творческой самореализации.
В гимназии два компьютерных класса, укомплектованных современной техникой. Один из них служит для обучения информатике и вычислительной технике, а во втором учащиеся и учителя имеют возможность отрабатывать навык пользования компьютером для получения информации, в том числе и через Интернет. Компьютерные технологии стараются применять в преподавании всех предметов. Ещё одним из образовательных приоритетов в гимназии является изучение иностранных языков.
Гимназисты участвуют в школьных, районных, городских, республиканских турах предметных олимпиад, интеллектуальном марафоне, дающем возможность широко использовать методику интегрированных уроков.

Как показывает опыт работы с одарёнными детьми, для их развития необходимо:
- создание гимназий, лицеев, а также профильных классов и классов с углубленным изучением того или иного предмета (таких заведений, как Лужеснянская школа-интернат-гимназия для одарённых детей, Домжерицкий экологический лицей, Полоцкая гимназия для одарённых детей);

  1. проведение в школах факультативов, спецкурсов, курсов по выбору (здесь ребята будут решать логические, олимпиадные, практические задачи, задачи на сообразительность; на этих занятиях дети более раскованны, лучше фантазируют);
  2. участие детей в олимпиадах: школьных, районных, республиканских;
  3. наличие в школах материально-технической базы, оборудования;
  4. небольшая наполняемость классов;
  5. должны работать квалифицированные учителя, которые применяют различные технологии в обучении, используют дифференциацию и индивидуализацию, формируют различные приёмы учебной деятельности;
  6. наличие психолога;

Но всё это будет, если имеется определённая атмосфера. Её основа – отношения: наше к детям и предмету, и отношения детей к нам и к предмету. Атмосферу невозможно скопировать и нельзя перенять из чужого опыта, она зависит от установки, и если изменилась установка, то меняется атмосфера. Но в большей степени она зависит от учителя, от его нравственности или безнравственности, его требовательности к себе и самоконтроля Хорошая атмосфера – это радость и успех в труде. Плохая атмосфера – нет желания учиться... Идеальная атмосфера - это совместная работа в поиске истины.

Источник: Научно-теоретическая конференция "Проблемы одарённости учащихся": материалы итогового контроля знаний слушателей базовых курсов учителей истории. – Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2008.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.