На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача 6
Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача 6
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача 6
Ценнностно-социальная модель здоровья – реальный шаг к сохранению его
Все страницы

Профилактическая работа с педагогическими кадрами и семьёй по вопросам формирования психологии здоровья и здоровьесбережения

Т.В.Шинкевич

Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов: методикой обучения и воспитания, учётом возрастных особенностей детей, уровнем их развития. Важным фактором детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя.
Профессиональный педагог – это человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей.

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь, страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. А это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально, морально и психологически к работе с детьми. Поэтому я как психолог считаю основными задачами здоровьесбережения педагога:

 

  • обеспечение укрепляющей здоровье среды;
  • пропаганду индивидуальной, семейной и социальной ответственности за здоровье;
  • создание условий для реализации интеллектуального, физического, психологического и социального потенциала педагогов.

Профессия педагога из сферы взаимоотношений с людьми, что напрямую может привести к психоэмоциональному истощению при перегрузках, профессиональному выгоранию, личностному отдалению, изменению самосознания. С целью предупреждения всех этих негативных качеств ведется работа с педагогическими кадрами по формированию здорового образа жизни. Ведь если педагоги не умеют сохранить свое психо-эмоциональное состояние на должном уровне, то невозможно говорить о создании благоприятного климата в коллективе, в классе. Работая над умением разрешать конфликты между детьми в классе, я обратила внимание на то, что педагоги сами не всегда могут бесконфликтно общаться между собой, с родителями, с учащимися. Эта проблема рассматривалась на педагогическом совете, что было актуально для всех. Чаще всего причинами конфликтов в педагогическом коллективе оказались:

  • неудобное расписание уроков;
  • значительные затраты времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию;
  • недостаточная учебная нагрузка;
  • межличностные конфликты.

Психологом были разработаны памятки по профилактике конфликтов для педагогов и директора школы, предложен тренинг по бесконфликтному общению (4 занятия), задачами которого были:

  • формирование конструктивного общения в сложных конфликтных ситуациях;
  • снятие психоэмоционального напряжения и личных комплексов в общении;
  • снижение уровня тревожности;
  • обучение приёмам релаксации и снятию страхов, обучение аутогенной тренировке.

С учителями нашей школы были проведены следующие психодиагностические исследования:

  • Оценка психологического климата в педагогическом коллективе.
  • Оценка агрессивности педагога (А.Ассингер).
  • Способность педагога к эмпатии (И.М.Юсупов).
  • Оценка общительности учителя (В.Ф.Ряховский).
  • Определение профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой).
  • Определение психического выгорания (А.А.Рукавишников).

После результатов диагностик, если это нужно, строилась коррекционная работа. Так, после проведения методики "Определение профессионального выгорания" 12 педагогам из 30 участвовавшим был предложен социально-психологический тренинг (4 занятия). У них наблюдалось эмоциональное истощение, потеря своего я и переживание отсутствия эмоциональной вовлеченности к работе (низкая мотивация). Задачами тренинга являлись:

  • выработка и закрепление эффективных форм адаптивного межличностного поведения;
  • эмоциональное раскрепощение педагога;
  • формирование потребности в общении;
  • самораскрытие, самоактуализация личности.

После тренинга участники делились впечатлениями, их психоэмоциональное состояние, оптимизм и заинтересованность по отношению к работе стабилизировались, самооценка возросла.
Профилактическая работа с педагогическими кадрами по формированию психологии здоровья в нашей школе ведется более массово, с родителями и семьей – более индивидуально. К групповым методам работы с родителями относятся лекции по здоровьесбережению и родительские собрания. Наиболее системными в моей работе стали родительские собрания в возрастных группах наибольшего психологического напряжения:

  • Школьный стресс или как облегчить адаптацию первоклассников к обучению.
  • Роль родителей в развитии ребенка.
  • Мой ребенок пятиклассник. Рассогласованность требований.
  • Одаренный ребенок в школе и дома.
  • Семейное насилие и дети.
  • Приемные дети и приемные родители.
  • Профилактика зависимого поведения.

На родительских собраниях стараюсь уделять внимание изучению родителями психологии определенного школьного возраста, предупреждению возможных конфликтов в определенной возрастной категории и пути их разрешения. Регулярно выпускаю бюллетень "Как сохранить психическое и физическое здоровье" к родительским общешкольным собраниям.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.