На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача 6
Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача 6
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача 6
Ценнностно-социальная модель здоровья – реальный шаг к сохранению его
Все страницы

Профилактическая работа с педагогическими кадрами и семьёй по вопросам формирования психологии здоровья и здоровьесбережения

Т.В.Шинкевич

Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов: методикой обучения и воспитания, учётом возрастных особенностей детей, уровнем их развития. Важным фактором детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя.
Профессиональный педагог – это человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей.

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь, страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. А это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально, морально и психологически к работе с детьми. Поэтому я как психолог считаю основными задачами здоровьесбережения педагога:

 

  • обеспечение укрепляющей здоровье среды;
  • пропаганду индивидуальной, семейной и социальной ответственности за здоровье;
  • создание условий для реализации интеллектуального, физического, психологического и социального потенциала педагогов.

Профессия педагога из сферы взаимоотношений с людьми, что напрямую может привести к психоэмоциональному истощению при перегрузках, профессиональному выгоранию, личностному отдалению, изменению самосознания. С целью предупреждения всех этих негативных качеств ведется работа с педагогическими кадрами по формированию здорового образа жизни. Ведь если педагоги не умеют сохранить свое психо-эмоциональное состояние на должном уровне, то невозможно говорить о создании благоприятного климата в коллективе, в классе. Работая над умением разрешать конфликты между детьми в классе, я обратила внимание на то, что педагоги сами не всегда могут бесконфликтно общаться между собой, с родителями, с учащимися. Эта проблема рассматривалась на педагогическом совете, что было актуально для всех. Чаще всего причинами конфликтов в педагогическом коллективе оказались:

  • неудобное расписание уроков;
  • значительные затраты времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию;
  • недостаточная учебная нагрузка;
  • межличностные конфликты.

Психологом были разработаны памятки по профилактике конфликтов для педагогов и директора школы, предложен тренинг по бесконфликтному общению (4 занятия), задачами которого были:

  • формирование конструктивного общения в сложных конфликтных ситуациях;
  • снятие психоэмоционального напряжения и личных комплексов в общении;
  • снижение уровня тревожности;
  • обучение приёмам релаксации и снятию страхов, обучение аутогенной тренировке.

С учителями нашей школы были проведены следующие психодиагностические исследования:

  • Оценка психологического климата в педагогическом коллективе.
  • Оценка агрессивности педагога (А.Ассингер).
  • Способность педагога к эмпатии (И.М.Юсупов).
  • Оценка общительности учителя (В.Ф.Ряховский).
  • Определение профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой).
  • Определение психического выгорания (А.А.Рукавишников).

После результатов диагностик, если это нужно, строилась коррекционная работа. Так, после проведения методики "Определение профессионального выгорания" 12 педагогам из 30 участвовавшим был предложен социально-психологический тренинг (4 занятия). У них наблюдалось эмоциональное истощение, потеря своего я и переживание отсутствия эмоциональной вовлеченности к работе (низкая мотивация). Задачами тренинга являлись:

  • выработка и закрепление эффективных форм адаптивного межличностного поведения;
  • эмоциональное раскрепощение педагога;
  • формирование потребности в общении;
  • самораскрытие, самоактуализация личности.

После тренинга участники делились впечатлениями, их психоэмоциональное состояние, оптимизм и заинтересованность по отношению к работе стабилизировались, самооценка возросла.
Профилактическая работа с педагогическими кадрами по формированию психологии здоровья в нашей школе ведется более массово, с родителями и семьей – более индивидуально. К групповым методам работы с родителями относятся лекции по здоровьесбережению и родительские собрания. Наиболее системными в моей работе стали родительские собрания в возрастных группах наибольшего психологического напряжения:

  • Школьный стресс или как облегчить адаптацию первоклассников к обучению.
  • Роль родителей в развитии ребенка.
  • Мой ребенок пятиклассник. Рассогласованность требований.
  • Одаренный ребенок в школе и дома.
  • Семейное насилие и дети.
  • Приемные дети и приемные родители.
  • Профилактика зависимого поведения.

На родительских собраниях стараюсь уделять внимание изучению родителями психологии определенного школьного возраста, предупреждению возможных конфликтов в определенной возрастной категории и пути их разрешения. Регулярно выпускаю бюллетень "Как сохранить психическое и физическое здоровье" к родительским общешкольным собраниям.


Ценнностно-социальная модель здоровья – реальный шаг к сохранению его всеми участниками учебно-воспитательного процесса

Ю.В.Щербицкая

В новом учебном году с учетом тематики Года здоровья важнейшим направлением воспитательной работы в общеобразовательном учреждении является формирование здорового образа жизни, реализация мероприятий республиканской акции "Здоровый я – здоровая страна". Одной из задач лицея является создание максимально благоприятных условий для сохранения здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса. В свою очередь работники социально-психологической и педагогической службы в своей деятельности ориентированы на ценностно-социальную модель здоровья, которой соответствует определение здоровья как "состояния человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие".
Ежегодно в лицее проводится ряд мероприятий, где на благо здоровья учеников и учителей свои усилия объединяют специалисты социально-психологической и педагогической службы, воспитатели, администрация.
От психологического здоровья педагога зависит во многом организация учебного процесса, выстраивание отношений с учащимися. С целью повышения психологической культуры педагога в лицее проводится ряд мероприятий. Так, в 2007/2008 учебном году в рамках недели психологического здоровья для педагогов был организован и проведен круглый стол "Девять аксиом здоровья" с элементами тренинга. На нём педагоги могли не только получить знания по здоровьесберегающим технологиям, но и на практике овладеть приемами саморегуляции, а также в ходе тренинговой работы снять эмоциональное напряжение.

 

Ежегодно на педагогических советах и совещаниях рассматриваются вопросы по совершенствованию стиля деятельности и общения учителя, развитию профессионального самосознания, предупреждению деформаций в личностном развитии. В рамках заседаний методических объединений психологом лицея совместно с руководителями МО проводится обучение педагогов правилам и формам самостоятельной работы по формированию культуры личности. В течение 2007/2008 учебного года были рассмотрены такие вопросы, как планирование самостоятельной работы учащихся на неделю, месяц и т.п.; практические советы по культуре чтения; роль времени в процессе самосовершенствования; гигиена умственного труда; рекомендации по культуре использования естественных природных условий, физической культуре, культуре питания; внушение и самовнушение.
В целях успешной социализации вновь прибывших учащихся ежегодно в лицее проводится психолого-педагогический консилиум по адаптации десятиклассников. Психолог лицея проводит сбор диагностических данных об индивидуальных особенностях учащихся. Изучается уровень коммуникативных и организаторских умений, уровень тревожности, социально-психологический статус подростка в ученической группе, проводится диагностика акцентуации личности, изучение структуры невербальных способностей, вербального интеллекта, уровня обучаемости и обученности. На консилиуме педагоги лицея имеют возможность получить данные о каждом классе, рекомендации психолога по работе в конкретном классе с конкретным учеником, для успешного взаимодействия в системе "учитель-ученик".
По результатам диагностик со всеми ребятами проводятся индивидуальные и групповые консультации с последующей коррекционно-развивающей работой. В обязательном порядке проводится индивидуальное и групповое консультирование по вопросам формирования культуры личности, самосовершенствования и самопознания учащихся.
В рамках подготовки к олимпиадам, экзаменам, выступлениям на научно-исследовательских конференциях педагог-психолог проводит занятия с учащимися на снятие эмоционального напряжения, обучает умению выступать перед большой аудиторией, ораторскому мастерству, что способствует развитию личности учащихся, повышает их стрессоустойчивость в периоды зачетных сессий, на выпускных экзаменах и в период сдачи централизованного тестирования.
В целях просветительской деятельности и профилактической работы для лицеистов и учителей постоянно выпускаются методические бюллетени: "Советы старшекласснику", "Отношения с родителями", "Лицей и ты", "Стресс", "Выбор профессии", "Как снять нервное напряжение", "Учитель дома и на работе" и т.п.
Залогом успеха в работе с учениками является принятие самим педагогом ценности личного здоровья, реальная демонстрация принципов здорового образа жизни на практике.
Одним из таких мероприятий являются туристические слеты. Проводить их в лицее стало традицией. Педагоги вместе с учащимися лицея и воспитателями классных коллективов ежегодно выезжают в лагерь "Изумрудный", который расположен на территории Глубокского района. Турслеты проводятся в начале учебного года, чтобы вновь поступившие в лицей ученики могли в непринужденной, внеурочной обстановке быстрее познакомиться друг с другом, привыкнуть друг к другу, адаптироваться в своих новых ученических коллективах. Свежий воздух, живописная природа, различного рода спортивные и интеллектуальные мероприятия успешно способствуют поставленной цели. Практика туристических слетов показывает, что ребята быстрее адаптируются в неформальной обстановке, находят контакт с воспитателями, педагогами, имеют возможности показать свои способности во внеурочной деятельности, что укрепляет лицейское братство вновь прибывших лицеистов со старшеклассниками.
Коллектив лицея практикует Дни здоровья. В такие дни весь педагогический коллектив и ученики лицея активно выходят на беговые дорожки спортивного стадиона "Атлант". Спорт закаляет не только физически, но и духовно. Позволяет сблизить педагогов и учащихся. Во главе с директором, воспитателями классных коллективов, педагогом социальным и педагогом-психологом лицеисты выходят на старт. Завязывается дружелюбная, спортивная борьба за первенство.
В природе для человека нет ничего ценнее, чем жизнь и здоровье. Здоровый человек – это и отличный работник, и успевающий ученик, и выдающийся спортсмен. А вот если здоровья нет или оно растрачивается необдуманно, то не будет на Земле ни выдающейся музыки, ни научных открытий, ни успехов на международных конкурсах и олимпиадах. Здоровье – залог успеха во всех делах. Поэтому неслучайно сегодня одна из задач лицея - сбережение физического и психического здоровья педагогов и лицеистов, развитие нравственного и творческого потенциала учащихся.

Сведения об авторах

  • Атрашкевич Дмитрий Васильевич, психолог УЗ "ВО ПНД"
  • Бельская Алла Ивановна, учитель физики УО "Черневичская ГОСШ Глубокского района"
  • Боровикова Ольга Валерьевна, педагог-психолог УО "ГОСШ № 45 г.Витебска"
  • Бурко Наталья Егоровна, учитель белорусского языка и литературы УО "Полоцкая ГОСШ № 3"
  • Буртыль Наталья Александровна, педагог-психолог УО "ГОСШ № 14 г.Витебска"
  • Вербицкая Татьяна Амосьевна, педагог-психолог УО "Государственная гимназия № 8 г.Витебска"
  • Виленчик Любовь Васильевна, методист отдела инновационного развития учреждений образования ИРО
  • Еременко Владимир Сергеевич, педагог-психолог УО "Толочинская ГОСШ № 1"
  • Исаченко Ирина Валерьевна, методист отдела инновационного развития учреждений образования ИРО
  • Мацулевич Светлана Тадеушевна, педагог-психолог УО "Браславская ГОСШ № 1"
  • Метелица Анна Сергеевна, доцент кафедры управления и технологий образования ИРО, кандидат педагогических наук
  • Печенькова Нина Васильевна, педагог-психолог УО "Студенковская государственная средняя детский сад-школа Сенненского района"
  • Правилова Лариса Владимировна, психолог УЗ "ВО ПНД"
  • Розуменко Ольга Александровна, педагог-психолог УО "Мишковская ГОСШ Шумилинского  района"
  • Сакович Галина Николаевна, учитель математики УО "Государственная гимназия № 5 г.Витебска"
  • Сивицкая Елена Владимировна, педагог-психолог УО "ГОСШ № 19 г.Витебска"
  • Сидорова Наталья Юрьевна, заместитель директора по УР УО "Полоцкая ГОСШ № 1"
  • Стреленко Анна Анатольевна, заведующая кафедрой управления и технологий образования ИРО, кандидат психологических наук
  • Шинкевич Татьяна Вячеславовна, педагог-психолог УО "ГОСШ № 1 г.Дубровно"
  • Щербицкая Юлия Владимировна, педагог-психолог УО "Новополоцкий государственный лицей"

[1] [2] [3] [4] [5] [6]

Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.4. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008. Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.