На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Изучение активности студентов на занятиях методом наблюдения
Изучение активности студентов на занятиях методом наблюдения
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика

Занятие. Изучение активности студентов на занятиях методом наблюдения
Вводные замечания
Метод научного наблюдения в отечественной психологии был разработан в 20-е годы XX века М.Я. Басовым. Научное наблюдение как метод исследования характеризуется:
– постановкой проблемы;
– выбором ситуаций для наблюдения;
– определением психологических качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения;
– разработанной системой фиксации и записи результатов.

Выбор способов и формы описания наблюдения зависят от того, каков его характер: поисковый или исследующий. Вместе с тем, существуют общие требования к записи наблюдения [67].
1. Запись должна фиксировать наблюдаемый факт в том виде, в котором он существовал реально, не подменяя его описанием личных впечатлений и разнообразных суждений самого наблюдателя, т.е. записывать надо только то, что происходило и каким образом (фотографическая запись).
2. Запись должна фиксировать не только наблюдаемый факт, но и ту окружающую обстановку (фон), в которой он происходил.
3. Запись должна по возможности полно и в соответствии с целью отражать изучаемую реальность.
При поисковом наблюдении используются формы записей в виде сплошного протокола или дневника. Вести запись желательно во время наблюдения. Если это не всегда возможно, то следует зафиксировать существенные моменты, а подробности – сразу же после окончании наблюдений. Обработку результатов надо производить сразу после окончания наблюдения в тот же день.
При исследующем наблюдении протокол чаще всего имеет вид заранее разработанной таблицы, в которую вносятся не содержательное описание единиц поведения, а символы (буквы, цифры), которые обозначают определённую категорию. Для уменьшения субъективизма наблюдателя при описании и обработке результатов, используется психологическое шкалирование, направленное на оценку степени выраженности наблюдаемых признаков.
Порядок работы
1. Сформулируйте проблему интереса студентов к различным занятиям (тип занятий, дисциплина и т.д.). Сформулируйте исследовательские гипотезы: на каких занятиях в целом выше интерес
студентов группы, у кого из студентов группы интерес к занятиям высокий, а у кого – низкий.
2. В зависимости от типа занятий выберите ситуации для наблюдения за интересом студентов на различных занятиях.
3. Определите виды наблюдения, которые предполагаете использовать.
4. Определите шкалу оценки проявления интереса, например:
– интерес отсутствует (1);
– интерес едва проявляется (2);
– интерес проявляется (3);
– студент проявляет большой интерес (4).
5. Определите конкретные поведенческие характеристики, которые являются проявлением различной степени интереса студентов
к занятиям, например:
– 1 балл (интерес отсутствует): студент занимается посторонними делами;
– 2 балла (интерес едва проявляется): студент делает формальные записи в тетради, основное внимание уделяет посторонним делам;
– 3 балла (интерес проявляется): студент присутствует на занятии и выполняет требования преподавателя, делает записи, но собственной активности не проявляет;
– 4 балла (студент проявляет большой интерес): студент активен на занятии, задаёт вопросы и отвечает на вопросы преподавателя, может вступить в полемику.
6. Разработайте таблицу фиксации результатов наблюдения
(табл. 2.1.1). У всех студентов, производящих наблюдения таблицы идентичные, но в таблице каждого наблюдателя его фамилия отсутствует.
7. Проведите наблюдения в течение 1–2 недель.
8. Постройте сводную таблицу наблюдений (вид таблицы соответствует табл. 2.1.1). В каждую ячейку таблицы внесите усреднённое значение оценок, полученных каждым студентом от всех наблюдателей.
9. Отчёт по результатам наблюдения должен включать:
– информацию о методе наблюдения, его видах, правилах проведения (2–3 с.);
– формулировку проблемы;
– формулировку гипотез, которые проверялись в ходе наблюдения;
– шкалу оценки и поведенческие характеристики;
– описание процедуры исследования;
– сводную таблицу результатов и её анализ;
– выводы по результатам анализа таблицы, и его сопоставления с выдвинутыми гипотезами;
– выводы по результатам исследования;
– рекомендации по повышению интереса студентов к занятиям.

Таблица 2.1.1. Таблица фиксации результатов наблюдения
Дисциплины (с указанием формы занятия)


ФИО студента

Психодиагностика (лекции)

Психодиагностика (лаб. работы)

Психология самосознания (лекции)

Педагогика (лекции)

 

 

Иванов А.А.

 

 

 

 

 

 

 

Петров Б.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: Леонова Е. В. Эмпирические методы психологического исследования: Учебное пособие. – М.: НИЯУ МИФИ, 2014. – 324 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.