Определение валидности теста
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика

Занятие. Определение валидности теста
Вводные замечания
Валидность – комплексная характеристика, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, и какова её действенность, практическая полезность. Соответственно, процесс проверки валидности (валидизация) в первом случае называется теоретической валидизацией, а во втором – прагматической валидизацией. Если показатели надёжности и дискриминативности могут быть вычислены определённо и однозначно, то установление валидности – гораздо более разносторонняя и менее однозначная процедура.

Существует множество различных типов валидности, основными из которых являются: валидность по содержанию, а также критериальная, конкурентная, конструктная, инкрементная и дифференциальная валидности. Эти типы валидности подробно рассмотрены в учебном пособии [38]. Настоящее занятие посвящено определению критериальной валидности теста.
Критериальная валидность – это способность теста дифференцировать испытуемых по изучаемому признаку. В качестве таких признаков могут выступать познавательные процессы, способности, личностные характеристики. Критериальная валидность определяется по результатам вычисления коэффициента корреляции между результатами тестирования с экспертными оценками по соответствующим критериям.
В таблице 9.4.1 представлены результаты диагностики социального интеллекта выборки студентов-психологов с помощью методики Гилфорда-Салливэна, а также усреднённые экспертные оценки проявлений социального интеллекта в различных видах интерперсонального взаимодействия. Эти данные будут использованы для изучения технологии определения критериальной валидности.

 

бланк17

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

9

11

8

4

32

4,9

5,5

5,3

5,1

4,9

4,9

4,7

35,3

13

11

11

6

41

4,77

5,46

4,54

5,15

5,54

5,08

4,62

35,16

11

9

8

3

31

4,8

5,6

5,5

5

4,8

4,5

4,9

35,1

9

10

9

8

36

4,77

5

4,92

5

4,54

4,92

4,77

33,92

12

10

11

5

38

4,38

4,92

4,54

5,62

4,46

5,08

4,77

33,77

10

8

8

3

29

4,6

4,7

5,5

4,9

4,6

4,5

4,8

33,6

13

9

9

6

37

5,1

5,2

4,9

5

4

4,8

4,5

33,5

12

8

9

8

37

4,4

4,6

4,9

5

4,9

4,8

4,3

32,9

13

8

7

5

33

4,54

4,85

4,77

5

4,54

4,31

4,54

32,55

13

7

10

7

37

4,1

5,3

4,9

5,2

4,1

4,6

4,2

32,4

11

9

10

5

35

3,77

4,85

4,54

4,46

5,15

4,54

4,54

31,85

7

9

9

7

32

4,15

4,69

4,46

4,69

4,77

4,62

4,38

31,76

12

6

9

6

33

3,9

4

5

4,9

4,8

4,3

4,4

31,3

12

7

8

7

34

4,1

4,3

4,7

4,7

4,8

4,4

4,1

31,1

10

7

8

7

32

4,2

4,3

5

4,9

3,9

4,4

4,4

31,1

11

10

10

7

38

4,1

4

5

4,7

3,8

4

4,4

30

14

7

8

4

33

4,15

4

4,31

4,08

4,38

4,08

4,23

29,23

13

10

11

6

40

3,62

4,08

3,92

4

4,54

4,08

4,08

28,32

8

6

8

4

26

3,7

3,5

4,3

4,5

4,6

3,8

3,8

28,2

13

9

9

3

34

2,6

4,3

3,9

3,6

5

3,4

3,9

26,7

 

 

 

 

 

2,77

4,23

3,46

3,15

1,85

3,15

3,31

21,92

Порядок работы

  1. Изучив содержание субтестов методики Гилфорда-Салливэна и содержание критериев оценки социального интеллекта (см. табл. 9.4.1), выбрать для каждого субтеста наиболее подходящий внешний критерий.
  2. Вычислить коэффициенты ранговой корреляции Спирмена между результатами диагностики социального интеллекта по каждому из субтестов с соответствующими экспертными оценками.
  3. Вычислить коэффициент корреляции между композитной оценкой по тесту с суммарной экспертной оценкой.
  4. Сделать вывод о критериальной валидности субтестов (выбрав по результатам вычислений более адекватный данному субтесту критерий), а также теста в целом.
  5. Отчёт должен включать а) обоснование выбора внешнего критерия для каждого субтеста; б) результаты вычисления коэффициентов корреляции; в) обоснованные выводы о критериальной валидности субтестов и теста в целом.

Приложение к занятию. Алгоритм расчёта коэффициента ранговой корреляции Спирмена

  1. Проранжировать значения переменной Х, приписывая меньшему значению меньший ранг. Занести в таблицу полученные значения рангов Rx.
  2. Поступить также со значениями переменной Y.
  3. Подсчитать разности dмежду рангами Rx и Ry. Внести полученные результаты в соответствующий столбец таблицы.
  4. Возвести каждую разность в квадрат и заполнить следующий столбец таблицы. Подсчитать сумму квадратов.

5.   При наличии одинаковых рангов рассчитать поправки:
Тх = ∑(а3 - а) /12 ; Ту = ∑(b3 -b) /12, где а – объём каждой группы
одинаковых рангов в ряду Х; b– объём каждой группы одинаковых рангов в ряду Y.

бланк18

Критические значения для объёма выборки п = 27 равны 0,38 (р = 0,05) и 0,48 (р = 0,01).

Источник: Леонова Е. В. Эмпирические методы психологического исследования: Учебное пособие. – М.: НИЯУ МИФИ, 2014. – 324 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.