Методика изучения архетипов личности (структура личности по К.Г. Юнгу) |
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика | |||||
Страница 1 из 2 Введение Теоретической основой методики изучения архетипов личности - эго, персона, тень, анима/анимус, самость - является теория К.Г. Юнга. Другой сложный вопрос - как исследовать психологические детерминанты, архетипы личности, поскольку они относятся к бессознательной сфере. Мы исходим из того, что все внешние психологические проявления, симптомы являются результатом действия психологических детерминантов сознания и бессознательного. С этой точки зрения, целесообразно изучать архетипы личности через признаки этих архетипов по возрастам. Изучив их природу, выявив признаки архетипов личности, мы можем судить об их воздействии или степени воздействия архетипов на развитие личности. Изучение этого вопроса имеет и практическую значимость применительно к возрастной и педагогической психологии. Теоретические основы изучения архетиповУглубленный анализ и изучение бессознательного открывает новые перспективы в изучении психологии личности в педагогической психологии. К.Г. Юнг заложил прочный теоретический и методологический фундамент в изучении бессознательного, отличный от теории психоанализа З. Фрейда. Характеристики архетипов личностиАрхетипы - это унаследованные структуры психики, бессознательные образы в психике, которые универсальны, типичны, регулярны и которые, постоянно повторяясь на протяжении многих веков, представляют собой заложенные инстинктом устремления. Каждый архетип имеет собственные свойства и специфические функции, которые имеются в архетипических образах, архетипических ситуациях (К.Г. Юнг, Дж. Хиллман). Остаются малоисследованными роль и значение коллективного и личного бессознательного в самоидентификации личности в педагогической психологии.
|
Таким образом, все психические процессы сознания и бессознательного действуют через эго, так как эго является центром сознания, относится к внутренней сознательной части и выступает как главный личностный архетип.
Взаимодействие сознания и бессознательного происходит на основе закономерностей перехода содержаний сознания в бессознательное (вытеснение) и, наоборот, на основе закономерностей перехода содержаний бессознательного в сознание. Эго, являясь центральным компонентом сознания, может идентифицировать «Я» с другими архетипами личности. Именно эго определяет индивидуальность личности.
Как показано на рисунке 1, каждый архетип может быть связан с эго, но главной общей их особенностью является то, что по отношению к ним эго становится объектом их активности. На
каком-то этапе развития подростка и юноши эго появляется как ощущение силы и предчувствие победы над ситуацией. Это ощущение силы может оказаться под мощным воздействием психологических детерминантов обширнейшего бессознательного пространства. Эго, в качестве субъекта овладевая своими внутренними психическими процессами (мышление, чувство, ощущения, интуиция), сознательно игнорирует бессознательное, хотя многие его аспекты могут оказаться обусловленными содержанием бессознательной части структуры личности. По отношению к сознанию эго является субъектом, однако оно не всегда является таковым, когда речь идет об архетипах, которые находятся в бессознательной части (тень, персона, ани- ма/анимус и самость).
Эго, будучи внутри сознания, рассматривается дифференцированно, отдельно от сознания, так как эго отличается от сознания и выступает как один из главных архетипов личности. Эго проявляет себя как стремление к целостности, направленности, анализу опыта. Здесь субъект обучается устанавливать связь своего эго с архетипами личности и руководить своими внутренними психическими функциями. Архетипы глубоко задевают потребности и чувства человека.
Влияние архетипа эго, как показывают результаты исследования, проявляется в том, что: юноша/девушка может представлять желаемый, сильный образ себя как настоящего героя; иногда чувствует силу, прилив энергии; когда начинает новое дело, ощущает предчувствие победы; может отказаться от своих собственных сиюминутных желаний (импульсов); осознает, что может достичь желаемого благодаря собственным усилиям; осознает, что «Я есть»; стремится быть самостоятельным в своих решениях, касающихся его действий и поступков.
Самость - самый сложный и труднодоступный архетип, так как присутствие самости постоянно, однако непосредственное осознание ее существования отсутствует. В теории К.Г. Юнга самость существует в бессознательном как внутренний регулирующий центр, отличающийся от личностного сознания. При этом эго по отношению к самости становится объектом воздействия этого сложного архетипа. Самость как бы постоянно направляет развитие и созревание личности в целом. И происходит это через эго. Разностороннее и цельное состояние психики выглядит как врожденная, но не проявившаяся возможность. Степень развития и реализации самости зависит от осознания эго и от тех психологических механизмов, которые позволяют эго «прислушиваться» к самости. Индивид чаще всего подвержен воздействию импульсивных сиюминутных требований мотивационной сферы (потребностей), импульсивному поведению. При определенных благоприятных условиях самость подводит индивида к самому полному развитию, переживанию наивысшей ценности и силы за пределами собственных границ, т. е. опыту трансцендентного. В связи с тем, что чувство самости недоступно сознанию, ее переживание и образы имеют огромную ценность.
Самость очень тесно связана с психическим развитием личности человека. К.Г. Юнг считал, что психологическое развитие и есть прогрессивное возникновение и дифференциация эго и сознания из первоначального бессознательного. Как процесс психика меняется и развивается во взаимоотношении эго с содержанием бессознательного. Данный процесс изменения и развития продолжается в течение всей жизни человека.
К примеру, в теории психосинтеза Р. Ассаджиоли и его последователей необходимо устранение частных самоидентификаций. Автор использует интроспекцию и ее разновидности как направленность мысленного взора, или функций на наш внутренний мир, мир психических фактов или событий, которые мы способны осознать, что позволяет делить эту сферу на поля наблюдения (ощущения, эмоции и чувства, умственная деятельность). Тем самым автор разделяет и разграничивает поле сознания и его центр, который продуцирует это содержание - самость. Для этого автор предлагает методику последовательной деидентификации с различными группами и слоями содержания поля сознания в зависимости от уровня развития и культуры пациента [1, с. 127, 129].
С точки зрения осознания себя, человек может идентифицировать себя телесно - со своим телом или с чувствами, которые он переживает, мышлением - «Я мыслю - значит существую».
Когда человек живет на уровне инстинктов, поскольку вопросы выживания, самосохранения, проблема не умереть с голоду являются наиглавнейшими, ответ на вопрос «Кто Я?» может быть возведен на уровень инстинктов. Для другого человека наиболее актуальным становится коллективное бессознательное, когда оно подавило все его личное. Следующий уровень - неосознаваемые фиксированные установки (Д.Н. Узнадзе), где бесчисленное множество установок смешивают его Я с титулом, должностью, статусом, богатством и т. д.
Как показали исследования К.Г. Юнга, на протяжении жизни человека архетип «самость» может проявиться лишь отчасти или развиться относительно. При определенных благоприятных условиях самость подводит индивида к самому полному развитию, переживанию наивысшей ценности и силы за пределами собственных границ, т. е. к опыту трансцендентного. Самость постоянно направляет развитие и созревание личности. И это разностороннее и цельное состояние психики выглядит как врожденная, но не проявившаяся, возможность. В связи с тем, что чувство самости недоступно сознанию, ее переживание и образы имеют огромную ценность.
Самость, выступает как архетип целостности, выявляет жизненный потенциал человека. Как отмечает В.В. Зеленский, переживание самости характеризуется нуминозностью религиозного откровения, т. е. глубокими переживаниями образов. По К.Г. Юнгу, нет существенной разницы между самостью как эмпирически постигаемой психологической реальностью и традиционным представлением о верховном божестве. Как было отмечено, в теории К.Г. Юнга самость в бессознательном существует как внутренний регулирующий центр, отличающийся от личностного сознания. Именно из этого центра исходит направляющее, регулирующее воздействие. Этот центр изобретает, упорядочивает и генерирует образы сновидений. К.Г. Юнг назвал этот центр самостью и охарактеризовал его как охватывающий всю психику человека, в отличие от эго, представляющего лишь небольшую часть психики [8, с. 157]. Если эго - центр сознания, то самость - это центр всей психики.
Как отмечает К.Г. Юнг, самость - архетип психологического строя, целостности личности, глубокий внутренний руководящий фактор. Считается, что эго получает свет от самости. Целостность и направленность эго обусловлена самостью, этот механизм имеет свои закономерности. Самость очень тесно связана с психическим развитием личности человека. К.Г. Юнг считал, что психологическое развитие и есть прогрессивное возникновение и дифференциация эго и сознания, возникающих из первоначального бессознательного. Психика как процесс меняется и развивается во взаимоотношении эго с содержанием бессознательного. Данный процесс изменения и развития продолжается в течение всей жизни человека. Закономерности и принципы работы бессознательной сферы тесно связаны с самостью. К таким принципам можно отнести то, что основная часть психической энергии исходит из бессознательного; развитие личности может быть обусловлено в большей степени самостью; данный архетип определяет созидание и развитие личности; в психике происходит расширение сознания на основе воздействия самости; также в психике могут происходить саморазрушение личности и психическая инфляция при отсутствии связи с самостью; полная реализация личности происходит при воздействии архетипа «самость».
Определяя архетип «самость» как главный, более весомый компонент структуры личности, К.Г. Юнг пишет, что бессознательная самость - действительная индивидуальность человека - всегда присутствует и дает о себе знать, если не прямо, то косвенно. По К.Г. Юнгу, хотя эго-сознание на первый взгляд тождественно персоне - той компромиссной роли, в которой мы выставляем себя перед обществом, бессознательную самость все же невозможно вытеснить до конца. Ее влияние обнаруживается, главным образом, в особого рода контрастирующих и компенсирующих содержаниях бессознательного [10, с. 116].
Н. Бердяев в своей работе «Дух и реальность» (2003) отмечает, что дух исключается из объективного мира. Дух находится в субъекте. Высказываясь о духе, Н. Бердяев отмечал, что реальная глубина самости может познаваться в переживании судьбы, страдании, тоске, смерти, любви, творчестве, в свободе, а не в объектах.
Мы приходим к выводу, что дух, о котором говорит Н. Бердяев, и самость К.Г. Юнга - это одно и то же, только в разных плоскостях, первое - в философском, второе - в психологическом понимании. Таким образом мы находим, что понятие «дух» идентично понятию Юнга «самость». Проецируя признаки духа на психологию личности, мы можем сказать, что такими признаками «самости» также могут являться поиск свободы и смысла, творческая активность, стремление к целостности, любовь, ценность, обращение к духовному, высшему божественному миру.
На основе всего анализа работ К.Г. Юнга можно уточнить - «дух» находится вне сознания, но в субъекте, в его бессознательной части психики. Самость, выступая как архетип целостности, выявляет жизненный потенциал человека, с другой стороны, самость имеет свойство регулировать сознательную жизнь человека как регулирующий центр психического.
При влиянии архетипа личности «самость» юноша или девушка: осознает, что развитие и есть прогрессивное движение вперед; может отказаться от своих сегодняшних желаний ради будущего; желает познать свое высшее предназначение и открыть в себе духовное; стремится к свободе и хочет найти смысл жизни; желает заниматься творчеством; считает любовь очень важной ценностью, хочет настоящей любви; проявляет признаки страдания и тоски.
Тень - это неосознаваемая часть психики, архетипическая форма, состоящая из материала, подавленного сознанием. Тень входит в содержание бессознательной сферы. Установлено, что содержание тени включает те тенденции, желания, воспоминания и опыты, которые отсекаются человеком как несовместимые с персоной и противоречащие социальным стандартам, идеалам и находятся в бессознательной части психики. Тень содержит в себе все негативные тенденции, которые человек хочет отвергнуть, включая животные инстинкты, а также неразвитые позитивные и негативные черты [5].
Архетип «тень» содержит в бессознательной сфере негативные образы, на которых субъект сознательно категорически не хотел бы быть похожим или стать им, т. е. этой тенью. Тень часто появляется в сновидениях как темная, примитивная, враждебная или пугающая фигура, так как содержание тени насильственно вытеснено из сознания и всегда антагонистично сознательной части. Человеку представляется, что он единственный, кто обладает этой тенью, хотя тень как архетип присущ каждому человеку. Тень иногда мешает человеку раскрыться, реализоваться в полную силу. При этом следует подчеркнуть, по К.Г. Юнгу, «тень» присуща не только одному человеку, она как архетип универсальна: «...есть и такие, - писал он, - кто принимает только что обретенный инсайт близко к сердцу, даже чересчур близко, совершенно забывая, что он не единственный обладатель теневой стороны. Они позволяют себе впасть в чрезмерное уныние и уж тогда готовы сомневаться во всем, нигде не находя истины и справедливости. Вот почему многие отличные аналитики с весьма плодотворными идеями никак не могут убедить себя опубликовать их потому, что эта душевная проблема, как они ее видят, так подавляюще велика, что им кажется почти невозможным взяться за ее научное решение» [10, с. 98].
Подавленный материал организован и структурирован вокруг тени, которая становится в буквальном смысле негативной тенью эго. Тень опасна, когда остается неузнанной. По этой причине полезность адаптации заключается в том, что если материал из тени возвращается обратно в сознание, она теряет очень многие из своих примитивных и пугающих черт. Порой человек часто проецирует свои нежелательные черты на других, не понимая ее. Как считают ученые, личность, претендующая на то, чтобы не иметь тени, оказывается не сложным человеком, а двумерной карикатурой, отрицающей смесь хорошего и плохого, неизбежно присутствующего во всех нас [5].
С одной стороны, идентификация себя с коллективным бессознательным, с другой - отсутствие тени или отождествление с тенью приводит к деградации личности.
Таким образом, тень как архетип, который является частью бессознательной сферы психики, выступает как материал, подавленный сознанием, недоступна напрямую сознанию, она приходит или дает о себе знать через сновидения, неосознанные тревоги и страхи. Тень часто проявляет себя как тенденция навязать сознанию то, что является негативным, включая неразвитые черты, подавленные природные инстинкты. Считается, что тень находит свое место между эго и внутренним миром бессознательного. Она содержит в себе непривлекательные, негативные стороны психики, которые уважающее себя эго не позволит идентифицировать в самом себе.
Архетип «Тень» всегда присутствует рядом с эго, но, находясь в бессознательной части психики, оказывает свое воздействие на него. Усиление воздействия тени при ослабленном эго часто приводит человека к тревогам, депрессии, неврозу, апатии личности.
Мы можем понять роль тени в идентификации, если установим роль эго в паре соотношений «эго - тень». Если осознание эго позволяет чувствовать себя активным по отношению к объекту, то в случае неосознаваемых психологических детерминантов, когда эго становится объектом их воздействия, каким мы сейчас понимаем архетип «тень», человек, отождествляющий себя с тенью (оказавшись под влиянием тени), впадает в глубокое уныние потому, что происходит идентификация эго с тенью. Факт этого преобладания тени над эго свидетельствует о том, что тень, являясь содержанием бессознательной части психики как психологическая детерминанта влияет на эго.
Согласно теории К.Г. Юнга, подавленный материал организован и структурирован вокруг тени, которая становится в буквальном смысле негативной самостью или тенью эго. В этом понимании архетип «тень» содержит в бессознательной сфере образы, на которые мы сознательно категорически не хотим быть похожими и даже боимся тени. Тень часто появляется как темная, примитивная, враждебная или пугающая фигура, так как содержание тени насильственно вытеснено из сознания и всегда антагонистично сознательной части.
При воздействии архетипа «тень» личность: иногда боится некоторых своих воспоминаний; иногда не может контролировать свои желания; некоторые мысли несут в себе негативное, которое тревожит; есть некоторые негативные черты личности, которых он (она) боится; беспокоит то, что может оказаться в образе плохого человека; иногда в сновидениях видит темную, примитивную, враждебную или пугающую фигуру, иногда беспокоят непонятные тревоги и страхи.
Анима у мужчин или анимус у женщин, как представляется в работах К.Г. Юнга, есть внутренняя личность, скрытая от сознания. Это тот вид и способ отношения к внутренним психическим процессам, который присущ данному человеку как внутренняя установка и характер, которым он обращен к бессознательному, все, что не согласовывается с тем, как именно человек осознает себя - мужчиной или женщиной.
Согласно теории К.Г. Юнга, каждый мужчина несет внутри себя вечный образ женщины, не образ той или другой конкретной женщины, но определенный феминный образ. Этот образ является отпечатком или «архетипом» опыта всех женских предков, хранилищем, так сказать, всех впечатлений, когда-либо приобретенных женщинами. Так как этот образ является неосознанным, он всегда бессознательно проецируется на любимого человека, и это одна из главных причин для страстного влечения или отвращения [10, с. 161]. «Анима - это олицетворение всех проявлений женственного в психике мужчины: таких, как смутные чувства и настроения, пророческие озарения, восприимчивость к иррациональному, способность любить, тяга к природе и - последнее по порядку, но не по значению - способность контакта с подсознанием» [8, с. 175].
У мужчины архетип «анима» выступает как диалог мужского «эго» с «анима». Анима есть автономное психическое содержание в мужской личности, которое обусловлено (условно) «внутренней женщиной» в мужчине. Анима психически воспроизводит женское начало у мужчины и символически представлена женской фигурой (от совратительницы, проститутки до святой девы).
В работах К.Г. Юнга показано, что при совмещении эго и анимы, мужчина начинает вести себя как находящаяся в подчинении, чувствующая себя своего рода неполноценной, женщина. Мужское эго, отождествляющее себя с анима (оказавшись под доминирующим влиянием архетипа «анима»), представляет женские психические элементы, потому что происходит идентификация эго мужчины с анима. Мужчина начинает вести себя так, потому что произошла самоидентификация на неосознаваемом бессознательном уровне - эго с архетипом «анима». Здесь нельзя сказать, что индивид делает это сознательно, этот случай, когда мы можем наблюдать действие неосознаваемого архетипа личности «анима».
Для женщины процесс психологического развития влечет за собой начало диалога между ее женским «эго» с «анимусом». Соответственно, анимус представляет мужские психические элементы в психологии женщин. Одержимость анимусом в эго заставляет женщину проявлять больший интерес к власти, к обладанию, нежели поддерживать взаимоотношения или родственные связи.
Если осознание эго позволяет чувствовать себя активным по отношению к объекту, то, в случае подавления неосознаваемыми психологическими детерминантами эго становится объектом их воздействия, каким мы сейчас понимаем архетип «ани- ма/анимус».
Здесь, наоборот, женское эго, отождествляющее себя с ани- мус (оказавшись под доминирующим влиянием архетипа «ани- мус»), представляет мужские психические элементы потому, что происходит идентификация женского эго с архетипом «анимус».
Благодаря влиянию данных архетипов на эго юноши и девушки возникает собирательный образ мужчины и женщины. Чрезмерное воздействие со стороны бессознательного архетипа на эго юноши «анима» делает его женоподобным, а сильное воздействие архетипа «анимус» на психику девушки превращает ее в мужеподобную женщину.
Проявление архетипа «анима/анимус» выражается в том, что юноша или девушка: может вести внутренний диалог между собой и своим идеалом (кумиром) мужчины (женщины); представляет в идеале и знает, какие мужские, женские черты характера нравятся; интересует власть, лидерство больше, чем интересы друзей; не нравится поддерживать взаимоотношения или родственные связи; проявляет черты мужского характера; нравятся женщины, которые во власти; желает быть во власти и управлять людьми.
Понятие «личность» интерпретируется в качестве общей целой единицы, однако при глубоком анализе мы можем обнаружить, что данное понятие, подобно атому, может «расщепляться», иметь свои составляющие. В качестве одного из компонентов личности в теории К.Г. Юнга предлагается понятие «персона». Анализ показывает, что понятие «персона» тесно связано с такими категориями, как «личность», «личное и коллективное бессознательное».
Архетип «персона» выступает как социальная природа, функция, качество, проявляющиеся в межличностных отношениях. Большинство определений «личности», когда она понимается как целостное образование в традиционном общем понимании, определяемых исследователями как «социальная природа», «качество», «социальная функция» и т. д. в большей степени можно отнести к персоне. Персона - это сознательно обусловленная внешняя сторона личности. Будет точнее, если подчеркнуть, что персона - это сознательно обусловленная внешняя сторона проявления эго. Как отмечает В.В. Зеленский, требования внешней адаптации ведут к возведению психической структуры, которая посредничала бы между эго и социальным миром, обществом. Персона, как отмечают ученые, есть некий компромисс между индивидуальностью и надеждами на нее других людей. По К.Г. Юнгу, персона состоит из межличностных элементов, часть которых основывается на многочисленных элементах, часть - на личностных пристрастиях индивида, а ещё одна часть образуется на базе общественных, социальных ожиданий от данной личности. Если больше углубляться в происхождение и суть персоны, то выясняется, что ее индивидуальность, самобытность как субъекта ставится под сомнение, так как в ней может оказаться больше коллективного, нежели сугубо «личного». В связи с этим К.Г. Юнг определяет персону не только как маску, которую когда-то одевали актеры, чтобы обозначить исполняемую ими роль», а как часть коллективной души (persona), которая является мини-маской коллективной души, той маской, что стимулирует индивидуальность, заставляя других и самого ее обладателя поверить в то, будто он индивидуален, тогда как он просто играет роль, через которую говорит коллективная душа. «Когда мы анализируем персону, мы сдираем маску, - писал К.Г. Юнг, - и обнаруживаем: то, что казалось индивидуальным, по сути своей, коллективно, или, говоря иначе, персона была только маской коллективной души. В принципе, маска и нереальна вовсе: она лишь компромисс между индивидуумом и обществом в отношении того, каким человек должен быть с виду. Он делает себе имя, заслуживает титул или звание, выполняет некие обязанности, и вообще - он то один, то другой. В известном смысле все это - реально, и все-таки, в отношении составляющей сущность данного лица индивидуальности, это - вторичная реальность, в создании которой другие часто принимают большее участие, чем само заинтересованное лицо. Персона есть видимость, реальность, имеющая два измерения [личина], если уж давать ей прозвище» [10, с. 115-116].
В персоне присутствуют и индивидуальное бессознательное, и коллективное. На своих более глубоких уровнях бессознательное владеет коллективными содержаниями в относительно активном состоянии, и оно в большей степени представляется как личное.
В целом, по отношению к сознанию бессознательное развивает содержания личности (эго). Бессознательное находятся в постоянном противостоянии, обеспечивая развитие сознания в единстве и сотрудничестве, расширяя и обеспечивая идентификацию личности.
Если при идентификации «эго» в юношеском возрасте выступает как внутренний психологический фактор индивидуальности, то проявление архетипа «персона» выступает для субъекта как стремление к «внешнему авторитету». Мы можем проследить возникновение, становление и развитие такого архетипа личности, как «персона», где архетип «персона» выступает как социальная природа, функция, качество, проявляется в межличностных отношениях (маска, лицо), в деятельности, творчестве, также выражена через объекты, статус, имидж, продукты творчества и т. д.
Анализ показывает, что понятие «персона» тесно связано с такими категориями, как «личность», «личное и коллективное бессознательное». Хотя, на первый взгляд, персона выступает как социальный аспект идентификации, тем не менее, она является психическим содержанием и находится в бессознательной части психики. Признаками архетипа «персоны» являются психологические проявления принадлежности субъекта (подросток, юноша, взрослый) к социальной группе, семье, классу, малой группе, студенчеству, референтной группе, народу, религии, профессии, должности, статусу, авторитету и т. д.
Персона выступает как социальная сторона, как природа, функция, качество, проявляющиеся в межличностных отношениях, поэтому личность, может идентифицировать себя со своей персоной. В основе такой идентификации лежит связь «эго - персона». Эго становится объектом воздействия со стороны бессознательного. Сильное воздействие архетипа «персона» со стороны бессознательного делает эго больше коллективным, нежели самобытным, индивидуальным. При влиянии архетипа личности персона юноша/девушка: общителен, поддерживает дружеские отношения; любит предлагать для друзей что-то новое; для него (нее) важен статус, авторитет и имидж среди друзей; больше коллективист, нежели индивидуалист; больше принадлежит к группе друзей, чем себе; больше принадлежит семье, чем себе; много занимается проблемами друзей (группы).
Подводя итог анализа теоретических основ архетипов личности, следует отметить, что в юношеском возрасте интенсивно формируется осознание своего Я (эго) и связь архетипа «эго» с архетипами личности «персона», «тень», анима и анимус» «самость». Содержание сознательной части может находиться под воздействием бессознательной сферы, т. е. на эго могут воздействовать тень, анима/анимус, персона, самость. Эго, находящееся внутри сознания, рассматривается дифференцированно, отдельно от сознания, так как эго относится к внутренней сознательной части, отличается от сознания и выступает как один из главных архетипов личности в юношеском возрасте. С момента осознания «эго» этот архетип воспринимается как сила, прилив энергии, предчувствие победы над ситуацией. Эго проявляет себя как стремление к целостности, направленности, анализу опыта. При этом эго сознательно игнорирует бессознательное, хотя многие его аспекты обусловлены содержанием бессознательной части структуры личности. Здесь субъект обучается устанавливать связь своего эго с архетипами личности и руководить своими внутренними психическими функциями (мышление, чувство, ощущения, интуиция).
Юношеский возраст характеризуется и сопровождается новым противоречием между инстинктивными силами и требованиями культуры, точнее, воспитания, среды, в которой находится юноша или девушка. Потребность в раннем юношеском возрасте ответить на вопрос «Кто Я?», требует ответа и на другие трудные вопросы для юноши - «Какой Я мужчина?» и для девушки - «Какая Я женщина?», вопросы самоопределения «Кем быть?», «Какой Я?», «В чем смысл жизни?» и т. д.
Как отмечал К.Г. Юнг, открытие того, что юноша или девушка не знает самого себя, не является только «внутренней» локальной проблемой, присущей только юношескому возрасту. Это проблема завтрашнего взрослого человека, проблема сознания и бессознательного, с которой впервые столкнулись юноша и девушка, достигшие зрелости. «Специфическим отличием homo sapiens является как раз то, что он сам себя не знает, остается для себя тайной»... [7, с. 133].
Все неизвестное порождает страх и тревогу. Отсюда возникают характерные для юношеского возраста пассивность и агрессивность, которые являются симптомами неуверенности в себе или непонимания себя. Идентификация тени, анимы, анимуса, самости недоступна напрямую сознанию, они приходят или дают о себе знать через сновидения, неосознанные тревоги и страхи, т. е. воздействие этих архетипов таково, что эго становится объектом воздействия со стороны бессознательного. К.Г. Юнг особо отмечал, что страх перед бессознательным психическим является главным препятствием не только на пути самопознания, но в равной степени на пути роста и распространения психологического познания. Страх иной раз так велик, что люди даже не отдают себе в нем отчета. Академическая психология, считает К.Г. Юнг, не идет на такой риск, подменяет сложные состояния простыми и безнаказанно обходится примитивными вопросами [12].
Таким образом, здесь вопрос осознания своего вопроса «Кто Я?» для личности поднимается на новый уровень понимания собственной психики как человека. Поиск своего «Я» исходит из глубин бессознательного: на фоне борьбы эго с одной стороны - инстинктивными силами, с другой - требованиями культуры, точнее, воспитания, среды. Вопрос психологической идентификации личности может решаться на основе понимания взаимоотношения сознания и бессознательного.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |