На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Методика изучения архетипов личности (структура личности по К.Г. Юнгу)
Методика изучения архетипов личности (структура личности по К.Г. Юнгу)
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика
Индекс материала
Методика изучения архетипов личности (структура личности по К.Г. Юнгу)
Тест
Все страницы

Введение

Теоретической основой методики изучения архетипов личности - эго, персона, тень, анима/анимус, самость - является теория К.Г. Юнга.
Согласно теории К.Г. Юнга, на эго могут оказывать влияние не один, а несколько архетипов личности. Исходя из закономерностей взаимодействия сознания и бессознательного, мы можем обнаружить, что эго оказывается под воздействием данных архетипов личности. Наряду с этим, остается не ясным, каким образом с эго могут быть связаны другие архетипы личности, изложенные в теории К.Г. Юнга, например, тень, персона, анима/анимус, самость.

Другой сложный вопрос - как исследовать психологические детерминанты, архетипы личности, поскольку они относятся к бессознательной сфере. Мы исходим из того, что все внешние психологические проявления, симптомы являются результатом действия психологических детерминантов сознания и бессознательного. С этой точки зрения, целесообразно изучать архетипы личности через признаки этих архетипов по возрастам. Изучив их природу, выявив признаки архетипов личности, мы можем судить об их воздействии или степени воздействия архетипов на развитие личности. Изучение этого вопроса имеет и практическую значимость применительно к возрастной и педагогической психологии.
Экспериментальная часть по изучению архетипов личности проведена и апробирована в 49 общеобразовательных средних школах УВК, школ-гимназий и высших учебных заведениях г. Бишкека.

Теоретические основы изучения архетипов

Углубленный анализ и изучение бессознательного открывает новые перспективы в изучении психологии личности в педагогической психологии. К.Г. Юнг заложил прочный теоретический и методологический фундамент в изучении бессознательного, отличный от теории психоанализа З. Фрейда.
Согласно работам автора, среди инстинктов наличествуют такие, которые следуют специфическому принципу порядка, значения и целеполагания. Идея о том, что бессознательное включает в себя не только инстинкты, приводит К.Г. Юнга к архетипам. В определенной степени инстинкт приобретает «человеческую» форму благодаря архетипу. Архетип сравнивается автором с незримой, но потенциально присутствующей в маточном растворе кристаллической решеткой, которая, как русло реки, направляет поведение людей, но она не является поведением. Как отмечает К.Г. Юнг, не существует законов, определяющих специфическую форму, в которой может появиться архетип. Существуют только матрица, структура для ее появления, что позволяет нам не более чем утверждать, что в определенных психологических ситуациях может случиться то-то и то-то. Если инстинкты есть собственно физиологические потребности, воспринимаемые органами чувств, то архетипы более сложное образование. Как отмечает К.Г.Юнг, они как «первообразы», в сущности, представляют собой заложенные инстинктом устремления, такие же, как у птиц к гнездованию, а у муравьев к устройству упорядоченных поселений. По К.Г. Юнгу, архетип в себе есть некий непредставимый наглядно фактор, некая диспозиция, которая в какой-то момент развития человеческого духа приходит в действие, начиная выстраивать материал сознания в определенные фигуры [8, с. 65-66].
Если мы понимаем, что бессознательное есть совокупность психических явлений не входящих в сознание, то следует подчеркнуть, что архетипы относятся к неосознаваемым компонентам психики, т. е. бессознательной сфере.
По определению Дж. Хиллмана «архетипы представляют первичные формы, определяющие жизнь психического» [6, с. 58].
Единое сообщество отличают по обычаям, традициям, нормам социального поведения, которые сплачивают и созидают идею о единстве этого сообщества (этноса, народа). Исследователи отмечают, что все это находится в коллективном бессознательном [3, 4, 7, 8, 11].
Изучение психологических особенностей взаимодействия сознания и бессознательного дает новое понимание возможностей человека и новые направления для дальнейших исследований сознания и закономерностей развития личности человека.
Взаимодействие сознания и бессознательного может создавать благоприятную основу для формирования и развития личности, понимания творчества, мотивационной сферы (потребности, интересы, ценностные ориентации, смысл жизни), профессионального самоопределения личности, а также для психотерапевтического анализа и психологических консультаций. Бессознательная сфера по содержанию основывается на таких компонентах, как инстинкты, архетипы, неосознаваемые установки, которые не являются «территорией» сознания.
Бессознательная сфера оказывает сильное влияние на сознание. Наряду с этим обнаруживается, что с усилением влияния коллективного бессознательного руководящая власть сознательного ума ослабевает. Он незаметно становится ведомым в то время, как бессознательный и безличный процессы берут руководство на себя. Зато в тех случаях, когда эта внутренняя адаптация становится проблемой, от бессознательного исходит какое-то удивительное, непреодолимое притяжение, которое оказывает мощное влияние на сознательную линию жизни.

Характеристики архетипов личности

Архетипы - это унаследованные структуры психики, бессознательные образы в психике, которые универсальны, типичны, регулярны и которые, постоянно повторяясь на протяжении многих веков, представляют собой заложенные инстинктом устремления. Каждый архетип имеет собственные свойства и специфические функции, которые имеются в архетипических образах, архетипических ситуациях (К.Г. Юнг, Дж. Хиллман). Остаются малоисследованными роль и значение коллективного и личного бессознательного в самоидентификации личности в педагогической психологии.
Согласно работам К.Г. Юнга, личность по своей структуре базируется на архетипах личности, которые не входят в сознательную часть, - это «персона», «эго», «тень», «анима» - у мужчин, «анимус» - у женщин, а также «самость», которые относятся к бессознательной части психики [9].
Архетип является своего рода продолжением инстинкта, но уже отличается своим «культурным» происхождением. Архетипы, вбирая в себя образы, чувства субъекта, реализуются как определенные типы поведения, которые можно сформулировать в архетипические имена и образы (эго-герой, персона, тень, анима, анимус, самость, божественное дитя, великая матерь, сексуально красивая девушка, пуэра, или символ вечной юности, сенекса, или мудрый старец, трикстер, или плут, многозначительное животное, целитель и др.).
Определяя, в каких конкретных архетипических ситуациях оказывается человек, мы способны гораздо лучше понять, что он испытывает. В качестве архетипических ситуаций коллективного бессознательного выделяются: рождение, брак, материнство, смерть, инициация, или посвящение, падение, жертва, заброшенность, развод, утрата или неожиданное обретение чего-либо, те- менос - священное огороженное пространство, инициация - посвящение, заброшенность, поклонение предкам и др.
Границы развития, проявления личности не ограничены уровнем и возможностями сознания. Как показывает анализ, успешность развития личности в юношеском возрасте во многом зависит от того, какие процессы с точки зрения развития (прогрессирующие, регрессирующие процессы развития), происходят в психике и не только в сознании, но и в бессознательном. Бессознательное может проявлять себя опосредованно. На примере инстинктов, архетипов, неосознаваемых установок, мы можем выявлять особенности, которые не являются «территорией» сознания, приходят «изнутри».


• Архетип «эго»


Изучение архетипов личности требует разностороннего научного подхода. Часто эго рассматривают как единственный психологический детерминант (эго-концепция), где пытаются изучать его особенности и характеристики, личностные черты изолированно от остальных психологических детерминантов, которые тесно связаны с бессознательной частью психики. Эго не является единственным «участником» психической деятельности человека.
Эго является центром сознания, так как оно относится к внутренней сознательной части и выступает как главный архетип личности. С какого-то периода развития личности эго начинает осознаваться ясно, четко и становится центром сознания. Основываясь на работах К.Г. Юнга, можно предполагать, что эго становится центральным архетипом личности в старшем подростковом и юношеском возрасте.
Эго - архетип, который исходит из коллективного и личного бессознательного как желаемый, сильный образ настоящего героя. Как отмечают исследователи, может даже показаться, что эго было рождено природой не для того, чтобы до бесконечности следовать своим собственным непроизвольным импульсам, а для того, чтобы помочь психике обрести целостность. Именно эго проливает свет на действие всей системы, позволяя ей стать осознанной, а значит - реализованной [4].
К.Г. Юнг, говоря о подростковом возрасте, отметил: «Мне известен ряд случаев у детей от одиннадцати до четырнадцати лет и старше, внезапно осознавших, что «Я есть». Впервые в жизни они стали сознавать, что переживают нечто и именно как ОНИ; оглядываясь при этом назад, в свое прошлое, наполненное столькими событиями и вещами, они, тем не менее, себя в этом прошлом вспомнить не могут. Необходимо допустить, что когда мы говорим «Я», то при этом не имеем абсолютного критерия для оценки полноты переживания этого «Я». Посему так и случается, что наше представление (реализация) ЭГО весьма фрагментарно, и лишь постепенно, во времени люди узнают все больше и больше о том, что же ЭГО означает для человека. Фактически процесс узнавания не имеет конца, длится всю жизнь, во всяком случае, мы сами момент конца не фиксируем» [12].
С одной стороны, К.Г. Юнг отделяет эго от бессознательного (с момента его осознания), с другой - он также отделяет эго от сознания: «Важное значение для понимания сознания является не только то, что мы выделяем его из бессознательного, - пишет К.Г. Юнг, - но и в том, что из самого сознания мы должны выделить эго, которое не является только лишь сознанием... Важным фактом в области изучения сознания является то обстоятельство, что ничто не может быть осознано без ЭГО, к которому стекается весь информационный поток. Если «нечто» не связано с ЭГО, то это «нечто» и не осознается. Поэтому сознание можно определить как связь психических факторов с ЭГО. ... Эго - это своего рода комплекс, который мы в себе заботливо взращиваем. Он всегда в центре нашего внимания и наших желаний, он - центр нашего сознания» [12].
Данное положение позволяет устанавливать то, что социальная ситуация развития юношей и девушек начинает резко отличаться, прежде всего, тем, что здесь они меняют свою позицию по отношению к окружающему миру, где в качестве «субъекта» выступает эго с его новыми переживаниями, желаниями, устремлениями. Если ранее они были воспитуемыми, обучаемыми, т. е. объектами педагогического воздействия родителей, учителей, то уже в подростковом и затем в юношеском возрасте их внутренняя позиция начинает меняться. Поэтому они (или их эго) часто сопротивляются тому, что взрослые все еще воспринимают их как объект воздействия, т. е. как ребенка. Истинное стремление юношей и девушек быть самостоятельными в своих решениях, выборе характеризует новую тенденцию развития, зарождающуюся в этом возрасте - быть субъектом развития собственной личности, т. е. самостоятельно принимать решения, касающиеся их действий, поступков и поведения. Начиная с конца подросткового и начала юношеского возраста, возникает противоречие, когда вчерашний подросток считает себя уже взрослым, уникальным, требуя самостоятельности, в то время как взрослые продолжают относиться к нему, как к ребенку и полагают решение считать своего «ребенка» взрослым преждевременным.
По мнению К.Г. Юнга, если эго раскалывается, как это случается при шизофрении, то рушатся все моральные критерии, теряется возможность сознательно воспроизводить действия, так как центр расколот и определенные части психики обращаются к одному фрагменту эго, а остальные - к другому.
К.Г. Юнг определяет эго комплексом психических факторов, который обладает огромной энергией притяжения, как магнит; он притягивает содержания из бессознательного, из этой темной неведомой области; он также притягивает впечатления извне, и когда они входят в связь с эго, то осознаются. Если же связь отсутствует, то осознания не происходит. Таким образом, только через эго осознается «что-либо».
Эго, как считает В.В. Зеленский, выступает как знак личности, местопребывание индивидуальности и всех психических содержаний, которые осознаются и в этом смысле должны быть связаны с эго, т. е. эго есть центральный архетип сознания, с которым имеют отношения все архетипы личности. Главным же является то, что именно эго определяет индивидуальность личности. Эго, являясь центральным компонентом сознания, может идентифицировать «Я» с другими архетипами личности [2].
Психологический аспект идентификации в юношеском возрасте имеет особенность в том, что эго, будучи внутри сознания, рассматривается дифференцированно, отдельно от сознания. Однако вопрос, откуда у юноши или девушки появилось осознание своего эго, находящегося внутри сознания, заставляет изучать проблему эго в динамике.
Архетип эго как образ героя исходит из коллективного и личного бессознательного как желаемый, сильный образ настоящего героя. При этом эго сознательно игнорирует бессознательное, хотя многие его аспекты обусловлены содержанием бессознательной части структуры личности. То, что архетип «эго» юношами и девушками воспринимается как сила, прилив энергии, предчувствие победы над ситуацией - обнаруживает себя как субъективная сторона, но то, что эго проявляет себя как стремление к целостности, направленности, анализу опыта - является фактором потенциального качественного личностного роста и проявлением его индивидуальности. Для проявления индивидуальности, какой мы ее понимаем, достаточно лишь возникновения архетипа «эго». Очевидно, необходимы ее проявления, чтобы мы убедились, насколько индивидуальна личность.

Архетипы личности и эго

Таким образом, все психические процессы сознания и бессознательного действуют через эго, так как эго является центром сознания, относится к внутренней сознательной части и выступает как главный личностный архетип.
Взаимодействие сознания и бессознательного происходит на основе закономерностей перехода содержаний сознания в бессознательное (вытеснение) и, наоборот, на основе закономерностей перехода содержаний бессознательного в сознание. Эго, являясь центральным компонентом сознания, может идентифицировать «Я» с другими архетипами личности. Именно эго определяет индивидуальность личности.
Как показано на рисунке 1, каждый архетип может быть связан с эго, но главной общей их особенностью является то, что по отношению к ним эго становится объектом их активности. На
каком-то этапе развития подростка и юноши эго появляется как ощущение силы и предчувствие победы над ситуацией. Это ощущение силы может оказаться под мощным воздействием психологических детерминантов обширнейшего бессознательного пространства. Эго, в качестве субъекта овладевая своими внутренними психическими процессами (мышление, чувство, ощущения, интуиция), сознательно игнорирует бессознательное, хотя многие его аспекты могут оказаться обусловленными содержанием бессознательной части структуры личности. По отношению к сознанию эго является субъектом, однако оно не всегда является таковым, когда речь идет об архетипах, которые находятся в бессознательной части (тень, персона, ани- ма/анимус и самость).
Эго, будучи внутри сознания, рассматривается дифференцированно, отдельно от сознания, так как эго отличается от сознания и выступает как один из главных архетипов личности. Эго проявляет себя как стремление к целостности, направленности, анализу опыта. Здесь субъект обучается устанавливать связь своего эго с архетипами личности и руководить своими внутренними психическими функциями. Архетипы глубоко задевают потребности и чувства человека.
Влияние архетипа эго, как показывают результаты исследования, проявляется в том, что: юноша/девушка может представлять желаемый, сильный образ себя как настоящего героя; иногда чувствует силу, прилив энергии; когда начинает новое дело, ощущает предчувствие победы; может отказаться от своих собственных сиюминутных желаний (импульсов); осознает, что может достичь желаемого благодаря собственным усилиям; осознает, что «Я есть»; стремится быть самостоятельным в своих решениях, касающихся его действий и поступков.


•  Архетип «самость»


Самость - самый сложный и труднодоступный архетип, так как присутствие самости постоянно, однако непосредственное осознание ее существования отсутствует. В теории К.Г. Юнга самость существует в бессознательном как внутренний регулирующий центр, отличающийся от личностного сознания. При этом эго по отношению к самости становится объектом воздействия этого сложного архетипа. Самость как бы постоянно направляет развитие и созревание личности в целом. И происходит это через эго. Разностороннее и цельное состояние психики выглядит как врожденная, но не проявившаяся возможность. Степень развития и реализации самости зависит от осознания эго и от тех психологических механизмов, которые позволяют эго «прислушиваться» к самости. Индивид чаще всего подвержен воздействию импульсивных сиюминутных требований мотивационной сферы (потребностей), импульсивному поведению. При определенных благоприятных условиях самость подводит индивида к самому полному развитию, переживанию наивысшей ценности и силы за пределами собственных границ, т. е. опыту трансцендентного. В связи с тем, что чувство самости недоступно сознанию, ее переживание и образы имеют огромную ценность.
Самость очень тесно связана с психическим развитием личности человека. К.Г. Юнг считал, что психологическое развитие и есть прогрессивное возникновение и дифференциация эго и сознания из первоначального бессознательного. Как процесс психика меняется и развивается во взаимоотношении эго с содержанием бессознательного. Данный процесс изменения и развития продолжается в течение всей жизни человека.
К примеру, в теории психосинтеза Р. Ассаджиоли и его последователей необходимо устранение частных самоидентификаций. Автор использует интроспекцию и ее разновидности как направленность мысленного взора, или функций на наш внутренний мир, мир психических фактов или событий, которые мы способны осознать, что позволяет делить эту сферу на поля наблюдения (ощущения, эмоции и чувства, умственная деятельность). Тем самым автор разделяет и разграничивает поле сознания и его центр, который продуцирует это содержание - самость. Для этого автор предлагает методику последовательной деидентификации с различными группами и слоями содержания поля сознания в зависимости от уровня развития и культуры пациента [1, с. 127, 129].
С точки зрения осознания себя, человек может идентифицировать себя телесно - со своим телом или с чувствами, которые он переживает, мышлением - «Я мыслю - значит существую».
Когда человек живет на уровне инстинктов, поскольку вопросы выживания, самосохранения, проблема не умереть с голоду являются наиглавнейшими, ответ на вопрос «Кто Я?» может быть возведен на уровень инстинктов. Для другого человека наиболее актуальным становится коллективное бессознательное, когда оно подавило все его личное. Следующий уровень - неосознаваемые фиксированные установки (Д.Н. Узнадзе), где бесчисленное множество установок смешивают его Я с титулом, должностью, статусом, богатством и т. д.
Как показали исследования К.Г. Юнга, на протяжении жизни человека архетип «самость» может проявиться лишь отчасти или развиться относительно. При определенных благоприятных условиях самость подводит индивида к самому полному развитию, переживанию наивысшей ценности и силы за пределами собственных границ, т. е. к опыту трансцендентного. Самость постоянно направляет развитие и созревание личности. И это разностороннее и цельное состояние психики выглядит как врожденная, но не проявившаяся, возможность. В связи с тем, что чувство самости недоступно сознанию, ее переживание и образы имеют огромную ценность.
Самость, выступает как архетип целостности, выявляет жизненный потенциал человека. Как отмечает В.В. Зеленский, переживание самости характеризуется нуминозностью религиозного откровения, т. е. глубокими переживаниями образов. По К.Г. Юнгу, нет существенной разницы между самостью как эмпирически постигаемой психологической реальностью и традиционным представлением о верховном божестве. Как было отмечено, в теории К.Г. Юнга самость в бессознательном существует как внутренний регулирующий центр, отличающийся от личностного сознания. Именно из этого центра исходит направляющее, регулирующее воздействие. Этот центр изобретает, упорядочивает и генерирует образы сновидений. К.Г. Юнг назвал этот центр самостью и охарактеризовал его как охватывающий всю психику человека, в отличие от эго, представляющего лишь небольшую часть психики [8, с. 157]. Если эго - центр сознания, то самость - это центр всей психики.
Как отмечает К.Г. Юнг, самость - архетип психологического строя, целостности личности, глубокий внутренний руководящий фактор. Считается, что эго получает свет от самости. Целостность и направленность эго обусловлена самостью, этот механизм имеет свои закономерности. Самость очень тесно связана с психическим развитием личности человека. К.Г. Юнг считал, что психологическое развитие и есть прогрессивное возникновение и дифференциация эго и сознания, возникающих из первоначального бессознательного. Психика как процесс меняется и развивается во взаимоотношении эго с содержанием бессознательного. Данный процесс изменения и развития продолжается в течение всей жизни человека. Закономерности и принципы работы бессознательной сферы тесно связаны с самостью. К таким принципам можно отнести то, что основная часть психической энергии исходит из бессознательного; развитие личности может быть обусловлено в большей степени самостью; данный архетип определяет созидание и развитие личности; в психике происходит расширение сознания на основе воздействия самости; также в психике могут происходить саморазрушение личности и психическая инфляция при отсутствии связи с самостью; полная реализация личности происходит при воздействии архетипа «самость».
Определяя архетип «самость» как главный, более весомый компонент структуры личности, К.Г. Юнг пишет, что бессознательная самость - действительная индивидуальность человека - всегда присутствует и дает о себе знать, если не прямо, то косвенно. По К.Г. Юнгу, хотя эго-сознание на первый взгляд тождественно персоне - той компромиссной роли, в которой мы выставляем себя перед обществом, бессознательную самость все же невозможно вытеснить до конца. Ее влияние обнаруживается, главным образом, в особого рода контрастирующих и компенсирующих содержаниях бессознательного [10, с. 116].
Н. Бердяев в своей работе «Дух и реальность» (2003) отмечает, что дух исключается из объективного мира. Дух находится в субъекте. Высказываясь о духе, Н. Бердяев отмечал, что реальная глубина самости может познаваться в переживании судьбы, страдании, тоске, смерти, любви, творчестве, в свободе, а не в объектах.
Мы приходим к выводу, что дух, о котором говорит Н. Бердяев, и самость К.Г. Юнга - это одно и то же, только в разных плоскостях, первое - в философском, второе - в психологическом понимании. Таким образом мы находим, что понятие «дух» идентично понятию Юнга «самость». Проецируя признаки духа на психологию личности, мы можем сказать, что такими признаками «самости» также могут являться поиск свободы и смысла, творческая активность, стремление к целостности, любовь, ценность, обращение к духовному, высшему божественному миру.
На основе всего анализа работ К.Г. Юнга можно уточнить - «дух» находится вне сознания, но в субъекте, в его бессознательной части психики. Самость, выступая как архетип целостности, выявляет жизненный потенциал человека, с другой стороны, самость имеет свойство регулировать сознательную жизнь человека как регулирующий центр психического.
При влиянии архетипа личности «самость» юноша или девушка: осознает, что развитие и есть прогрессивное движение вперед; может отказаться от своих сегодняшних желаний ради будущего; желает познать свое высшее предназначение и открыть в себе духовное; стремится к свободе и хочет найти смысл жизни; желает заниматься творчеством; считает любовь очень важной ценностью, хочет настоящей любви; проявляет признаки страдания и тоски.


•  Архетип «тень»


Тень - это неосознаваемая часть психики, архетипическая форма, состоящая из материала, подавленного сознанием. Тень входит в содержание бессознательной сферы. Установлено, что содержание тени включает те тенденции, желания, воспоминания и опыты, которые отсекаются человеком как несовместимые с персоной и противоречащие социальным стандартам, идеалам и находятся в бессознательной части психики. Тень содержит в себе все негативные тенденции, которые человек хочет отвергнуть, включая животные инстинкты, а также неразвитые позитивные и негативные черты [5].
Архетип «тень» содержит в бессознательной сфере негативные образы, на которых субъект сознательно категорически не хотел бы быть похожим или стать им, т. е. этой тенью. Тень часто появляется в сновидениях как темная, примитивная, враждебная или пугающая фигура, так как содержание тени насильственно вытеснено из сознания и всегда антагонистично сознательной части. Человеку представляется, что он единственный, кто обладает этой тенью, хотя тень как архетип присущ каждому человеку. Тень иногда мешает человеку раскрыться, реализоваться в полную силу. При этом следует подчеркнуть, по К.Г. Юнгу, «тень» присуща не только одному человеку, она как архетип универсальна: «...есть и такие, - писал он, - кто принимает только что обретенный инсайт близко к сердцу, даже чересчур близко, совершенно забывая, что он не единственный обладатель теневой стороны. Они позволяют себе впасть в чрезмерное уныние и уж тогда готовы сомневаться во всем, нигде не находя истины и справедливости. Вот почему многие отличные аналитики с весьма плодотворными идеями никак не могут убедить себя опубликовать их потому, что эта душевная проблема, как они ее видят, так подавляюще велика, что им кажется почти невозможным взяться за ее научное решение» [10, с. 98].
Подавленный материал организован и структурирован вокруг тени, которая становится в буквальном смысле негативной тенью эго. Тень опасна, когда остается неузнанной. По этой причине полезность адаптации заключается в том, что если материал из тени возвращается обратно в сознание, она теряет очень многие из своих примитивных и пугающих черт. Порой человек часто проецирует свои нежелательные черты на других, не понимая ее. Как считают ученые, личность, претендующая на то, чтобы не иметь тени, оказывается не сложным человеком, а двумерной карикатурой, отрицающей смесь хорошего и плохого, неизбежно присутствующего во всех нас [5].
С одной стороны, идентификация себя с коллективным бессознательным, с другой - отсутствие тени или отождествление с тенью приводит к деградации личности.
Таким образом, тень как архетип, который является частью бессознательной сферы психики, выступает как материал, подавленный сознанием, недоступна напрямую сознанию, она приходит или дает о себе знать через сновидения, неосознанные тревоги и страхи. Тень часто проявляет себя как тенденция навязать сознанию то, что является негативным, включая неразвитые черты, подавленные природные инстинкты. Считается, что тень находит свое место между эго и внутренним миром бессознательного. Она содержит в себе непривлекательные, негативные стороны психики, которые уважающее себя эго не позволит идентифицировать в самом себе.
Архетип «Тень» всегда присутствует рядом с эго, но, находясь в бессознательной части психики, оказывает свое воздействие на него. Усиление воздействия тени при ослабленном эго часто приводит человека к тревогам, депрессии, неврозу, апатии личности.
Мы можем понять роль тени в идентификации, если установим роль эго в паре соотношений «эго - тень». Если осознание эго позволяет чувствовать себя активным по отношению к объекту, то в случае неосознаваемых психологических детерминантов, когда эго становится объектом их воздействия, каким мы сейчас понимаем архетип «тень», человек, отождествляющий себя с тенью (оказавшись под влиянием тени), впадает в глубокое уныние потому, что происходит идентификация эго с тенью. Факт этого преобладания тени над эго свидетельствует о том, что тень, являясь содержанием бессознательной части психики как психологическая детерминанта влияет на эго.
Согласно теории К.Г. Юнга, подавленный материал организован и структурирован вокруг тени, которая становится в буквальном смысле негативной самостью или тенью эго. В этом понимании архетип «тень» содержит в бессознательной сфере образы, на которые мы сознательно категорически не хотим быть похожими и даже боимся тени. Тень часто появляется как темная, примитивная, враждебная или пугающая фигура, так как содержание тени насильственно вытеснено из сознания и всегда антагонистично сознательной части.
При воздействии архетипа «тень» личность: иногда боится некоторых своих воспоминаний; иногда не может контролировать свои желания; некоторые мысли несут в себе негативное, которое тревожит; есть некоторые негативные черты личности, которых он (она) боится; беспокоит то, что может оказаться в образе плохого человека; иногда в сновидениях видит темную, примитивную, враждебную или пугающую фигуру, иногда беспокоят непонятные тревоги и страхи.


• Архетипы «анима» и «анимус»


Анима у мужчин или анимус у женщин, как представляется в работах К.Г. Юнга, есть внутренняя личность, скрытая от сознания. Это тот вид и способ отношения к внутренним психическим процессам, который присущ данному человеку как внутренняя установка и характер, которым он обращен к бессознательному, все, что не согласовывается с тем, как именно человек осознает себя - мужчиной или женщиной.
Согласно теории К.Г. Юнга, каждый мужчина несет внутри себя вечный образ женщины, не образ той или другой конкретной женщины, но определенный феминный образ. Этот образ является отпечатком или «архетипом» опыта всех женских предков, хранилищем, так сказать, всех впечатлений, когда-либо приобретенных женщинами. Так как этот образ является неосознанным, он всегда бессознательно проецируется на любимого человека, и это одна из главных причин для страстного влечения или отвращения [10, с. 161]. «Анима - это олицетворение всех проявлений женственного в психике мужчины: таких, как смутные чувства и настроения, пророческие озарения, восприимчивость к иррациональному, способность любить, тяга к природе и - последнее по порядку, но не по значению - способность контакта с подсознанием» [8, с. 175].
У мужчины архетип «анима» выступает как диалог мужского «эго» с «анима». Анима есть автономное психическое содержание в мужской личности, которое обусловлено (условно) «внутренней женщиной» в мужчине. Анима психически воспроизводит женское начало у мужчины и символически представлена женской фигурой (от совратительницы, проститутки до святой девы).
В работах К.Г. Юнга показано, что при совмещении эго и анимы, мужчина начинает вести себя как находящаяся в подчинении, чувствующая себя своего рода неполноценной, женщина. Мужское эго, отождествляющее себя с анима (оказавшись под доминирующим влиянием архетипа «анима»), представляет женские психические элементы, потому что происходит идентификация эго мужчины с анима. Мужчина начинает вести себя так, потому что произошла самоидентификация на неосознаваемом бессознательном уровне - эго с архетипом «анима». Здесь нельзя сказать, что индивид делает это сознательно, этот случай, когда мы можем наблюдать действие неосознаваемого архетипа личности «анима».
Для женщины процесс психологического развития влечет за собой начало диалога между ее женским «эго» с «анимусом». Соответственно, анимус представляет мужские психические элементы в психологии женщин. Одержимость анимусом в эго заставляет женщину проявлять больший интерес к власти, к обладанию, нежели поддерживать взаимоотношения или родственные связи.
Если осознание эго позволяет чувствовать себя активным по отношению к объекту, то, в случае подавления неосознаваемыми психологическими детерминантами эго становится объектом их воздействия, каким мы сейчас понимаем архетип «ани- ма/анимус».
Здесь, наоборот, женское эго, отождествляющее себя с ани- мус (оказавшись под доминирующим влиянием архетипа «ани- мус»), представляет мужские психические элементы потому, что происходит идентификация женского эго с архетипом «анимус».
Благодаря влиянию данных архетипов на эго юноши и девушки возникает собирательный образ мужчины и женщины. Чрезмерное воздействие со стороны бессознательного архетипа на эго юноши «анима» делает его женоподобным, а сильное воздействие архетипа «анимус» на психику девушки превращает ее в мужеподобную женщину.
Проявление архетипа «анима/анимус» выражается в том, что юноша или девушка: может вести внутренний диалог между собой и своим идеалом (кумиром) мужчины (женщины); представляет в идеале и знает, какие мужские, женские черты характера нравятся; интересует власть, лидерство больше, чем интересы друзей; не нравится поддерживать взаимоотношения или родственные связи; проявляет черты мужского характера; нравятся женщины, которые во власти; желает быть во власти и управлять людьми.


•  Архетип «персона»


Понятие «личность» интерпретируется в качестве общей целой единицы, однако при глубоком анализе мы можем обнаружить, что данное понятие, подобно атому, может «расщепляться», иметь свои составляющие. В качестве одного из компонентов личности в теории К.Г. Юнга предлагается понятие «персона». Анализ показывает, что понятие «персона» тесно связано с такими категориями, как «личность», «личное и коллективное бессознательное».
Архетип «персона» выступает как социальная природа, функция, качество, проявляющиеся в межличностных отношениях. Большинство определений «личности», когда она понимается как целостное образование в традиционном общем понимании, определяемых исследователями как «социальная природа», «качество», «социальная функция» и т. д. в большей степени можно отнести к персоне. Персона - это сознательно обусловленная внешняя сторона личности. Будет точнее, если подчеркнуть, что персона - это сознательно обусловленная внешняя сторона проявления эго. Как отмечает В.В. Зеленский, требования внешней адаптации ведут к возведению психической структуры, которая посредничала бы между эго и социальным миром, обществом. Персона, как отмечают ученые, есть некий компромисс между индивидуальностью и надеждами на нее других людей. По К.Г. Юнгу, персона состоит из межличностных элементов, часть которых основывается на многочисленных элементах, часть - на личностных пристрастиях индивида, а ещё одна часть образуется на базе общественных, социальных ожиданий от данной личности. Если больше углубляться в происхождение и суть персоны, то выясняется, что ее индивидуальность, самобытность как субъекта ставится под сомнение, так как в ней может оказаться больше коллективного, нежели сугубо «личного». В связи с этим К.Г. Юнг определяет персону не только как маску, которую когда-то одевали актеры, чтобы обозначить исполняемую ими роль», а как часть коллективной души (persona), которая является мини-маской коллективной души, той маской, что стимулирует индивидуальность, заставляя других и самого ее обладателя поверить в то, будто он индивидуален, тогда как он просто играет роль, через которую говорит коллективная душа. «Когда мы анализируем персону, мы сдираем маску, - писал К.Г. Юнг, - и обнаруживаем: то, что казалось индивидуальным, по сути своей, коллективно, или, говоря иначе, персона была только маской коллективной души. В принципе, маска и нереальна вовсе: она лишь компромисс между индивидуумом и обществом в отношении того, каким человек должен быть с виду. Он делает себе имя, заслуживает титул или звание, выполняет некие обязанности, и вообще - он то один, то другой. В известном смысле все это - реально, и все-таки, в отношении составляющей сущность данного лица индивидуальности, это - вторичная реальность, в создании которой другие часто принимают большее участие, чем само заинтересованное лицо. Персона есть видимость, реальность, имеющая два измерения [личина], если уж давать ей прозвище» [10, с. 115-116].
В персоне присутствуют и индивидуальное бессознательное, и коллективное. На своих более глубоких уровнях бессознательное владеет коллективными содержаниями в относительно активном состоянии, и оно в большей степени представляется как личное.
В целом, по отношению к сознанию бессознательное развивает содержания личности (эго). Бессознательное находятся в постоянном противостоянии, обеспечивая развитие сознания в единстве и сотрудничестве, расширяя и обеспечивая идентификацию личности.
Если при идентификации «эго» в юношеском возрасте выступает как внутренний психологический фактор индивидуальности, то проявление архетипа «персона» выступает для субъекта как стремление к «внешнему авторитету». Мы можем проследить возникновение, становление и развитие такого архетипа личности, как «персона», где архетип «персона» выступает как социальная природа, функция, качество, проявляется в межличностных отношениях (маска, лицо), в деятельности, творчестве, также выражена через объекты, статус, имидж, продукты творчества и т. д.
Анализ показывает, что понятие «персона» тесно связано с такими категориями, как «личность», «личное и коллективное бессознательное». Хотя, на первый взгляд, персона выступает как социальный аспект идентификации, тем не менее, она является психическим содержанием и находится в бессознательной части психики. Признаками архетипа «персоны» являются психологические проявления принадлежности субъекта (подросток, юноша, взрослый) к социальной группе, семье, классу, малой группе, студенчеству, референтной группе, народу, религии, профессии, должности, статусу, авторитету и т. д.
Персона выступает как социальная сторона, как природа, функция, качество, проявляющиеся в межличностных отношениях, поэтому личность, может идентифицировать себя со своей персоной. В основе такой идентификации лежит связь «эго - персона». Эго становится объектом воздействия со стороны бессознательного. Сильное воздействие архетипа «персона» со стороны бессознательного делает эго больше коллективным, нежели самобытным, индивидуальным. При влиянии архетипа личности персона юноша/девушка: общителен, поддерживает дружеские отношения; любит предлагать для друзей что-то новое; для него (нее) важен статус, авторитет и имидж среди друзей; больше коллективист, нежели индивидуалист; больше принадлежит к группе друзей, чем себе; больше принадлежит семье, чем себе; много занимается проблемами друзей (группы).
Подводя итог анализа теоретических основ архетипов личности, следует отметить, что в юношеском возрасте интенсивно формируется осознание своего Я (эго) и связь архетипа «эго» с архетипами личности «персона», «тень», анима и анимус» «самость». Содержание сознательной части может находиться под воздействием бессознательной сферы, т. е. на эго могут воздействовать тень, анима/анимус, персона, самость. Эго, находящееся внутри сознания, рассматривается дифференцированно, отдельно от сознания, так как эго относится к внутренней сознательной части, отличается от сознания и выступает как один из главных архетипов личности в юношеском возрасте. С момента осознания «эго» этот архетип воспринимается как сила, прилив энергии, предчувствие победы над ситуацией. Эго проявляет себя как стремление к целостности, направленности, анализу опыта. При этом эго сознательно игнорирует бессознательное, хотя многие его аспекты обусловлены содержанием бессознательной части структуры личности. Здесь субъект обучается устанавливать связь своего эго с архетипами личности и руководить своими внутренними психическими функциями (мышление, чувство, ощущения, интуиция).
Юношеский возраст характеризуется и сопровождается новым противоречием между инстинктивными силами и требованиями культуры, точнее, воспитания, среды, в которой находится юноша или девушка. Потребность в раннем юношеском возрасте ответить на вопрос «Кто Я?», требует ответа и на другие трудные вопросы для юноши - «Какой Я мужчина?» и для девушки - «Какая Я женщина?», вопросы самоопределения «Кем быть?», «Какой Я?», «В чем смысл жизни?» и т. д.
Как отмечал К.Г. Юнг, открытие того, что юноша или девушка не знает самого себя, не является только «внутренней» локальной проблемой, присущей только юношескому возрасту. Это проблема завтрашнего взрослого человека, проблема сознания и бессознательного, с которой впервые столкнулись юноша и девушка, достигшие зрелости. «Специфическим отличием homo sapiens является как раз то, что он сам себя не знает, остается для себя тайной»... [7, с. 133].
Все неизвестное порождает страх и тревогу. Отсюда возникают характерные для юношеского возраста пассивность и агрессивность, которые являются симптомами неуверенности в себе или непонимания себя. Идентификация тени, анимы, анимуса, самости недоступна напрямую сознанию, они приходят или дают о себе знать через сновидения, неосознанные тревоги и страхи, т. е. воздействие этих архетипов таково, что эго становится объектом воздействия со стороны бессознательного. К.Г. Юнг особо отмечал, что страх перед бессознательным психическим является главным препятствием не только на пути самопознания, но в равной степени на пути роста и распространения психологического познания. Страх иной раз так велик, что люди даже не отдают себе в нем отчета. Академическая психология, считает К.Г. Юнг, не идет на такой риск, подменяет сложные состояния простыми и безнаказанно обходится примитивными вопросами [12].
Таким образом, здесь вопрос осознания своего вопроса «Кто Я?» для личности поднимается на новый уровень понимания собственной психики как человека. Поиск своего «Я» исходит из глубин бессознательного: на фоне борьбы эго с одной стороны - инстинктивными силами, с другой - требованиями культуры, точнее, воспитания, среды. Вопрос психологической идентификации личности может решаться на основе понимания взаимоотношения сознания и бессознательного.

 


 

Инструкция

Вам предоставляется анкета с утверждениями. Рассмотрите каждое утверждение и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к Вашей жизни.
Проставьте, пожалуйста, напротив каждого пункта с утверждением цифру от единицы до четырех, где цифры будут означать:
4 - («часто»);
3 - («иногда»);
2 - («очень редко»);
1 - («никогда»).
Ваши ответы конфиденциальны, нигде не будут обсуждаться или оглашаться.

Тест на русском языке (тест для женщин)

Ваш возраст_______ Пол_____ Ф. И. О._____________________
Вам предлагаются утверждения. В столбце (А) напротив каждого утверждения оцените с точки зрения частоты их проявления в Вашей жизни, где - 4 (часто); 3 - (иногда); 2 - (очень редко); 1 - (никогда).

А.

Утверждения

 

1. Я представляю себя как сильного настоящего героя.

 

2. Я знаю, что мое развитие и есть прогрессивное движение вперед.

 

3. Я боюсь некоторых своих воспоминаний.

 

4. Я иногда мысленно веду разговор (внутренний диалог) со своим идеалом мужчины.

 

5. Я общительный человек и поддерживаю дружеские отношения.

 

6. Я чувствую силу, прилив энергии.

 

7. Я могу отказаться от своих сегодняшних желаний ради будущего.

 

8. Я не могу контролировать свои желания и меня это беспокоит.

 

9. Я представляю в идеале и знаю, какие мужские черты характера мне лично нравятся.

 

10. Я люблю предлагать что-то новое для друзей.

 

11. Когда начинаю новое дело, я ощущаю предчувствие победы.

 

12. Я хочу познать свое высшее предназначение и открыть в себе духовное.

 

13. Некоторые мои мысли несут в себе негативное, которое меня тревожит.

 

14. Меня интересуют власть, лидерство.

 

15. Для меня важен мой статус, мой авторитет и имидж среди друзей.

 

16. Я могу отказаться от своих собственных сиюминутных желаний.

 

17. Я стремлюсь к свободе и хочу найти смысл жизни.

 

18. Во мне есть некоторые негативные черты моей личности, которых я боюсь.

 

19. Мне не нравится поддерживать взаимоотношения и родственные связи.

 

20. Я больше коллективист, нежели индивидуалист.

 

21. Я могу достичь желаемого только благодаря самой себе.

 

22. Я хочу заниматься творчеством.

 

23. Меня беспокоит, что я могу стать похожей на плохого человека.

 

24. Мне говорят, что у меня мужской характер.

 

25. Я больше принадлежу группе друзей, чем себе.

 

26. Я осознаю, что «Я есть».

 

27. Для меня любовь важна, я хочу настоящей любви.

 

28. В сновидениях я вижу темную, примитивную, враждебную или пугающую фигуру.

 

29. Мне нравятся мужчины, которые во власти.

 

30. Я больше принадлежу семье, чем себе.

 

31. Я стремлюсь быть самостоятельной в своих решениях, касающихся моих действий и поступков.

 

32. Я страдаю и тоскую.

 

33. Меня иногда беспокоят непонятные тревоги и страхи.

 

34. Я хочу быть во власти и управлять людьми.

 

35. Я помогаю друзьям и много занимаюсь проблемами друзей (группы).

Тест на русском языке (для мужчин)

Ваш возраст_______ Пол_____ Ф.И.О .______________________
Вам предлагаются утверждения. В столбце (А) напротив каждого утверждения оцените с точки зрения частоты их проявления в Вашей жизни, где - 4 (часто); 3 - (иногда); 2 - (очень редко); 1 - (никогда).

А.

Утверждения

 

1. Я представляю себя, как сильного настоящего героя.

 

2. Я знаю, что мое развитие и есть прогрессивное движение вперед.

 

3. Я боюсь некоторых своих воспоминаний.

 

4. Я иногда мысленно веду разговор (внутренний диалог) со своим идеалом женщины.

 

5. Я общительный человек и поддерживаю дружеские отношения.

 

6. Я чувствую силу, прилив энергии.

 

7. Я могу отказаться от своих сегодняшних желаний ради будущего.

 

8. Я не могу контролировать свои желания и меня это беспокоит.

 

9. Я представляю в идеале и знаю, какие женские черты характера мне лично нравятся.

 

10. Я люблю предлагать что-то новое для друзей.

 

11. Когда начинаю новое дело, я ощущаю предчувствие победы.

 

12. Я хочу познать свое высшее предназначение и открыть в себе духовное.

 

13. Некоторые мои мысли несут в себе негативное, которое меня тревожит.

 

14. Меня не интересуют власть, лидерство.

 

15. Для меня важен мой статус, мой авторитет и имидж среди друзей.

 

16. Я могу отказаться от своих собственных сиюминутных желаний.

 

17. Я стремлюсь к свободе и хочу найти смысл жизни.

 

18. Во мне есть некоторые негативные черты моей личности, которых я боюсь.

 

19. Мне не нравится поддерживать взаимоотношения и родственные связи.

 

20. Я больше коллективист, нежели индивидуалист.

 

21. Я могу достичь желаемого только благодаря самому себе.

 

22. Я хочу заниматься творчеством.

 

23. Меня беспокоит, что я могу стать похожим на плохого человека.

 

24. Мне говорят, что у меня есть в характере что-то нежное, женственное.

 

25. Я больше принадлежу группе друзей, чем себе.

 

26. Я осознаю, что «Я есть».

 

27. Для меня любовь важна, я хочу настоящей любви.

 

28. В сновидениях я вижу темную, примитивную, враждебную или пугающую фигуру.

 

29. Мне нравятся женщины, которые во власти.

 

30. Я больше принадлежу семье, чем себе.

 

31. Я стремлюсь быть самостоятельным в своих решениях, касающихся моих действий и поступков.

 

32. Я страдаю и тоскую.

 

33. Меня иногда беспокоят непонятные тревоги и страхи.

 

34. Я не хочу быть во власти и управлять людьми.

 

35. Я помогаю друзьям и много занимаюсь проблемами друзей (группы).

ТЕСТ на кыргызском языке
(аялдарга)


Жаш курагъщыз______ Жынысыцыз______ Аты-женYЦYЗ_
Сизге темен^ ырастоолор берилди. (А) пунктуна сизге ылайыктуу болгон ырастоону баалап белгилециз: 4 - (кеп); 3 - (кээде); 2 - (сейрек); 1 - (эч качан).

А

Ырастоолор

 

1. Мен eзYмдY, ky4tyy чыныгы каарман сезем.

 

2. Мен eзYмдYн ecYn-eHYrYYM,aY, алдыга болгон прогрес- сивдуу кадам деп билем.

 

3. Мен eзYмдYн кээбир эскерYYлeрYмдeн корком.

 

4. Мен ойумда идеалым (эркек кумир) менен CYЙлeшeм.

 

5. Мен мамилечил адаммын жана достук мамилени ар дайым сактап турам.

 

6. Мен куч-кубаттуулукту, энергиялык кYЧYмдY сезем.

 

7. Мен eзYмдYн 6y^^y кYндeгу кыялдарымдан (кумар- лардан) келечек YЧYн баштартаалам.

 

8. Мен ез каалоолорумду башкараалбай калам, жана бул мени тынчсыздандырат.

 

9. Мен ез идеалымды элестетем, жана мага эркектин кан- дай кулк-мYнeзY жагаарын билем.

 

10. Мен жацы нерселерди досторума сунуштаганды жакшы керем.

 

11. Мен жацы бир жумуш баштоодо, жеништин даамын алдын-ала сезем.

 

12. Мен eзYмдYн эц жогорку ниет максаттарымды таанып билгим келет, жана менде болгон руханий дYЙнeмдY ачууну кездейм.

 

13. Менин кээбир ойлорум терс мааниде, бул нерсе мени абдан тынчысдандырат.

 

14. Мени бийлик жана лидер болуу кeбYрeeк кызыкты- рат.

 

15. Мен учун достор арасында менин статусум, авторите- тим, имиджим мааниге ээ.

 

16. Мен eзYмдYн убактылуу каалоолорумдан (кумарлар- дан) баштарта алам.

 

17. Мен эркиндикке умтулам жана бул жашоонун маани мацызын тапкым келет.

 

18. Менин кулк-мYнeзYмдe мага коркунуч жараткан, кээ бир терс сапаттарым бар.

 

19. Мага туугандар арасындагы карым-катнаш мамилелер анча деле жакпайт.

 

20. Мен eзYмчYлдYккe караганда жааматка жакынмын.

 

21. Мен eзYм каалагандай жыйынтыкка, ез кYЧYм менен гана жете алам.

 

22. Мен чыгармачылык менен алектенгим келет.

 

23. Мен жаман адам болгум келбейт, кээде мен жаман адамдардай болуп каламбы деген ой мени кеп кооп- тондурат.

 

24. Мага: «Сенде эркек кишиге тиешелуу кулк мYнездерYЦ бар», - деп айтышат.

 

25. Мен езуме караганда, жааматка (группага) кез каран- дымын (умтулам).

 

26. Мен езYмдYн «Мен» экенимди таанып билем.

 

27. Мен YЧYн CYЙYY маанилуу, мен чыныгы CYЙYYHY каа- лайм.

 

28. Мен кээбир тYштерYмде капкарацгы, болбогон бир, душмансымал коркунучтуу селекеттY керем.

 

29. Мага, бийлик башында турган айымдар жагат.

 

30. Мен езYме караганда, YЙбYлеме кеп берилгем (кез карандымын).

 

31. Мен, мага тиешелуу кыймыл аракет, кадамдар YЧYн болгон чечимдеримде ез алдынча болууга умтулам.

 

32. Мен учурда азап тартып кайгырам.

 

33. Мени кээде ар кандай тYШYHYксYЗ коркунучтар тынчымды алат.

 

34. Мен бийлик башында болуп, элдерди башкарууну каалайм.

 

35. Мен досторумдун кейгейлерYн чечип, досторума кеп жардам берем.

ТЕСТ на кыргызском языке (эркектерге)

Жаш курагъщыз______ Жынысыцыз______ Аты-жвнуцуз
Сизге твмвнку ырастоолор берилди. (А) пунктуна сизге ылайыктуу болгон ырастоону белгилециз: 4 - (квп); 3 - (кээде); 2 - (сейрек); 1 - (эч качан).

А

Ырастоолор

 

1. Мен eзYмдY, ky4tyy чыныгы каарман сезем.

 

2. Мен eзYмдYн ecYn-eHYrYYM,aY, алдыга болгон прогрес- сивдуу кадам деп билем.

 

3. Мен eзYмдYн кээбир эскерYYлeрYмдeн корком.

 

4. Мен ойумда аялзат идеалым менен CYЙлeшeм.

 

5. Мен мамилечил адаммын жана достук мамилени ар дайым сактап турам.

 

6. Мен кээде куч-кубаттуулукту, энергиялык кYЧYмдY сезем.

 

7. Мен eзYмдYн 6y^^y кYндeгу кыялдарым- дан(кумарлардан) келечек YЧYн баштартаалам.

 

8. Мен ез каалоолорумду башкараалбай калам, жана бул мени тынчсыздандырат.

 

9. Мен ез идеалымды элестетем, жана мага аялдын кандай кулк-мYнeзY жагаарын билем.

 

10. Мен жацы нерселерди досторума сунуштаганды жакшы керем.

 

11. Мен жацы бир жумуш баштоодо, жеништин даамын ал- дын-ала сезем.

 

12. Мен eзYмдYн эц жогорку ниет максаттарымды таанып билгим келет, жана менде болгон руханий дYЙнeмдY ачу- уну кездейм.

 

13. Менин кээбир ойлорум терс мааниде, бул нерсе мени аб- дан тынчысдандырат.

 

14. Мени бийлик жана лидер болуу кызыктырбайт.

 

15. Мен учун достор арасында менин статусум, авторитетим, имиджим мааниге ээ.

 

16. Мен eзYмдYн убактылуу каалоолорумдан (кумарлардан) баштарта алам.

 

17. Мен эркиндикке умтулам жана бул жашоонун маани мацызын тапкым келет.

 

18. Менин кулк-мYнeзYмдe мага коркунуч жараткан, кээ бир терс сапаттарым бар.

 

19. Мага туугандар арасындагы карым-катнаш мамилелер жакпайт.

 

20. Мен eзYмчYлдYккe караганда жааматка жакынмын.

 

21. Мен eзYм каалагандай жыйынтыкка, ез кYЧYм менен гана жете алам.

 

22. Мен чыгармачылык менен алектенгим келет.

 

23. Мен жаман адамдардай болуп каламбы деген ой мени ко- оптондурат.

 

24. Мага: «Сенде аял кишиге тиешелуу кулк мYнездерYЦ бар», - деп айтышат.

 

25. Мен езуме караганда, жааматка (группага) кез каранды- мын (умтулам).

 

26. Мен езYмдYн «Мен» экенимди таанып билем.

 

27. Мен YЧYн CYЙYY маанилуу, мен чыныгы CYЙYYHY каалайм.

 

28. Мен кээбир тYштерYмде капкарацгы, болбогон бир, душ- мансымал коркунучтуу селекеттY керем.

 

29. Мага, бийлик башында турган айымдар жагат.

 

30. Мен езYме караганда, YЙбYлеме кеп берилгем (кез каран- дымын).

 

31. Мен, мага тиешелYY кыймыл аракет, кадамдар YЧYн бол- гон чечимдеримде ез алдынча болууга умтулам.

 

32. Мен учурда азап тартып кайгырам.

 

33. Мени кээде ар кандай тYШYHYксYЗ коркунучтар тынчымды алат.

 

34. Мен бийлик башында болуп, элдерди башкарууну каала- байм.

 

35. Мен досторумдун кейгейлерYн чечип, досторума кеп жардам берем.

Ключ

Эго

Самость

Тень

Анима/
анимус

Персона

балл

балл

балл

балл

балл

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

21

 

22

 

23

 

24

 

25

 

26

 

27

 

28

 

29

 

30

 

31

 

32

 

33

 

34

 

35

 

Сумма =

 

Сумма =

 

Сумма =

 

Сумма =

 

Сумма =

 

Обработка и интерпретация

После заполнения испытуемым Анкеты, психологом подсчитывается сумма баллов по каждому архетипу личности отдельно в соответствии с ключом и проставляется полученная сумма напротив каждого архетипа личности: Эго, Самость, Тень, Анима или Анимус, Персона. Максимальный возможный показатель по каждому архетипу личности - 28 баллов.
От 20 до 28 баллов - высокий уровень показателей по каждому архетипу личности. Высокий уровень показателей одного из архетипов личности по сравнению с остальными может свидетельствовать о доминировании данного архетипа личности. Порой в качестве таких архетипов личности с высоким уровнем показателей может быть не один, а несколько.
От 14 до 20 баллов - средний показатель. Средний показатель уровня архетипа личности свидетельствует о том, что данный архетип имеет умеренную степень влияния на личность.
От 0 до 14 баллов - низкий показатель. Низкий показатель архетипа личности по сравнению с остальными свидетельствует о его незначительном влиянии на личность.


Благодарности

Выражаю огромную благодарность коллегам, принявшим участие в обсуждении работ по исследованию бессознательного: доктору психологических наук, профессору Ч.А. Шакеевой, доктору психологических наук, профессору В.П. Ивановой, доктору психологических наук, профессору А.А. Чазовой, доктору психологических наук, профессору Р.И. Суннатовой (Москва), кандидату психологических наук, доценту С.В. Дороховой за предоставленные замечания и предложения к данной работе, а также ректорату и кафедрам психологии КРСУ и БГУ, администрации БГХУ им. С. Чуйкова, заведующей городской психолого-медикопедагогической консультации Управления образования Мэрии г. Бишкека - З.В. Кононенко, директору УВК школы-гимназии № 95 - А.С. Шимовой, заместителю директора УВК № 2 - Л.А. Кекер, оказавшим содействие в проведении тренинга «Архетипы личности К.Г. Юнга в юношеском возрасте», а также школьным психологам г. Бишкек, принявшим участие в апробации данной методики и тренинге «Архетипы личности К.Г. Юнга в юношеском возрасте» (№ 1, 2, 4, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 23, 26, 27, 28, 31, 33, 37, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 49, 51, 52, 54, 56, 60, 61, 62, 65, 66, 67, 69, 74, 75, 78, 81, 85, 86, 88, 91, 93, 94, 95, 96), проведенного 30 января, 6 и 13 февраля 2019 года. Также выражаю благодарность директору центра Психологических технологий и инноваций, доктору психологических наук, профессору Ф.С. Ташимовой (Алматы) и студентам Университета имени аль- Фараби, принявшим участие в тренинге «Архетипы личности К.Г. Юнга» в Международной зимней психологической школе - 2020, проведенного с 8 января по 11 января 2020 года.

 

Литература:
1. Ассаджиоли Р. Психосинтез [Текст] / Р. Ассаджиоли. - М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997. - 320 с.
2. Зеленский В.В. Толковый словарь по аналитической психологии [Текст] / В.В. Зеленский - СПб., 2000. - 324 с.
3. Леви-Строс К. Структурная антропология [Текст] / К. Леви- Строс - М.: Наука, 1983. - 536 с.
4. Мария Луиза фон Франц. Процесс индивидуации // Юнг. К.Г. Человек и его символы [Текст] / под общ. ред. С.И. Сиренко. - М.: Серебряные нити, 1997. - С. 158.
5. Фрейджер Р. Фейдимен Дж. Личность, теории, эксперименты,
упражнения. Психологическая энциклопедия [Текст] /
Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен. - СПб.: Прайм-Еврознак, Изд. Дом Нева; М.: Олма-Пресс, 2001. - 864 с.
6. Хиллман Дж. Архетипическая психология [Текст] / Дж. Хиллман. - СПб.: Б.С.К., 1996. - 157 с.
7. Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее [Текст] / К. Г. Юнг и др. - М.: Мартис, 1995. - 320 с.
8. Юнг К.Г. Человек и его символы [Текст] / К.Г. Юнг; под общ. ред. С.И. Сиренко. - М.: Серебряные нити, 1997. - 368 с.
9. Юнг К.Г. Психологические типы [Текст] / К.Г. Юнг; под общей ред. В. Зеленского. - М.: Университетская книга АСТ, 1997. - 717 с.
10. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное: сборник [Текст] / К.Г. Юнг / пер. с англ. - СПб.; М.: Университетская книга АСТ, 1997. - 544 с.
11. Boas F. Handbook of the American Indian Languages. P. 1-2. Wash., 1911 - 1922 (Bulletin of the Bureau of American Ethnology. № 40, p. 1).
12. Jung С.О. Analytical Psychology: Its Theory and Practice. The Tavistock Lectures. - London a. Henley, 1968. - 224 с.
10. Статьи и работы автора по теме
«Архетипы личности»

13. Адыкулов А.А. Уровни бессознательного: инстинкты, архетипы и неосознаваемая установка // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. № 3. C. 474-483. Нижневартовск. Россия [статья].
14. Адыкулов А.А. Феномен бессознательного в психике и духовное становление подростков, юношей и девушек // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. № 2. С. 280-292. Нижневартовск. Россия [статья].
15. Адыкулов А.А. Культурно-исторический подход Л.С. Выготского и творчество в проблеме исследования бессознательного // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. № 1. С. 336-351. Нижневартовск. Россия [статья].
16. Адыкулов А.А. Архетипы, культура и воспитание // Вестник КРСУ. 2019. Т. 19. № 10. C. 118-122. [статья].
17. Адыкулов А.А. Индивидуальность и архетип личности «самость» в подростковом и юношеском возрасте // Бюллетень науки и практики. 2019. № 12. С. 372-382. Нижневартовск. Россия [статья].
18. Адыкулов А.А. Неосознаваемый страх и архетип «тень» в подростковом и юношеском возрасте // Бюллетень науки и практики. 2019. № 12. С. 361-371. Нижневартовск. Россия [статья].
19. Адыкулов А.А. Теоретические и методологические проблемы исследования бессознательных психологических детерминантов личности в юношеском возрасте // Вестник КРСУ. 2018. Т. 18. № 5. C. 129-133 [статья].
20. Адыкулов А.А. Исследование связи психологических детерминантов с творчеством в юношеском возрасте. Часть I // Вестник КРСУ. 2018. Т.18. № 1. C. 159-163 [статья].
21. Адыкулов А.А. Типология К.Г. Юнга и творчество в юношеском возрасте. Часть II // Вестник КРСУ.2018. Т. 18. № 1. C. 164-168 [статья].
22. Адыкулов А.А. Творчество и психологические детерминанты в юношеском возрасте // Вестник КРСУ. 2017. Т. 17. № 9. С. 198-200 [статья].
23. Адыкулов А.А. Некоторые вопросы детерминации в психологии: Памяти А.А. Брудного посвящается // Вестник КРСУ, Бишкек. 2017 Т. 17. № 4. С. 133-137 [статья].
24. Адыкулов А.А. Архетипы и структура личности в работах К.Г. Юнга // Научно-практическая конференция «Человек в пространстве возможностей // Вестник КРСУ, Бишкек: 1516 мая 2015. С. 21-28. [статья].
25. Адыкулов А.А. Архетипы личности К.Г. Юнга в подростковом и юношеском возрасте: методическое пособие [Текст] / А.А. Адыкулов. - Бишкек, 2019. - 48 с.: ил.
26. Адыкулов А.А. Бессознательное и творчество в юношеском возрасте: монография [Текст] / А.А. Адыкулов. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2018. - 345 с.
27. Адыкулов А.А. Некоторые аспекты теории и методологии в исследовании бессознательного // Человек как субъект жизнедеятельности: сборник статей международной конференции, посвященный 25-летию юбилею КРСУ им. Б.Н. Ельцина; отв. ред. В.П. Иванова. - Б.: КРСУ, 2018. - 275 с. С. 1423 [статья].

Источник: Адыкулов А.А. Методика изучения архетипов личности (структура личности по К.Г. Юнгу): методическое пособие. - Бишкек: КРСУ, 2021. - 39 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.