План
1. Цели и задачи тренинговой работы 2. Понятие о принципах психологического тренинга 3. Организационные принципы психологического тренинга 4. Принципы создания среды тренинга психологического тренинга 5. Принципы поведения участников тренинга психологического тренинга 6. Этические принципы психологического тренинга
Список литературы
1. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга[Текст]: учебное пособие / И.В. Вачков. - М: Издательство "Ось-89", 1999. - 176 с. 2. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.В. Вачков. - М: Издательство "Ось-89", 1999. - 176 с. 3. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы [Текст] / И.В. Вачков. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с. 4. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга [Текст] / О.В. Евтихов. - СПб.: Речь, 2004. - 256 с. 5. Макшанов, С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика[Текст]: монография / С.И. Макшанов. - СПб.: «Образование», 1997. -238 с. 6. Никандров, В.В. Антитренинг, или контуры нравственных и теоретических основ психотренинга[Текст]: учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2003. - 176 с.
Цели и задачи тренинговой работы
Цели тренинговой группы, принципы ее работы, функции и роли ведущего тренинг, используемые им методы О.В. Евтихов называет структурными характеристиками тренинга [4, с.43]. Цели тренинговой работы могут быть разными. Это связано с тем, что, во-первых, тренинговые методы находятся на стыке психотерапии, обучения и психокоррекции. Во-вторых, процессы, происходящие в группе во время тренинга, многосторонни. И.В. Вачков определяет общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы [1, 2]: - исследование психологических проблем участников группы и оказание им помощи в их решении; - улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья участников группы; - изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия участников группы для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми; - развитие самосознания и самоисследование участников группы для коррекции или предупреждения у них эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений; - содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности участников группы и ощущения ими счастья и успеха. О.В. Евтихов конкретизирует цели психологических тренингов разной направленности в виде задач [4, с.44-46].
Таблица 6. Цели и задачи тренинга
Цель тренинга
|
Задачи тренинга
|
Пример группы
|
Развитие
|
- развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта вобщении
- познание своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми
- осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов, мешающих ффективной коммуникации
- развитие способности прогнозировать поведение другого человека
|
Группа
|
коммуникативной
|
«Тренинга
|
компетентности
|
общения»
|
Цель тренинга
|
Задачи тренинга
|
Пример группы
|
Развитие
|
Группа
|
межличностной
|
«Тренинга сенситивности»
|
чувствительности
|
- развитие способности к самоанализу и пониманию других
- разделение наблюдаемых и переживаемых компонентов в восприятии другого человека
- развитие способности к пониманию и прогнозированию отношения, чувств и состояний человека в определенных ситуациях
- развитие чувствительности участников к групповому процессу, связанной с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от других
|
|
Развитие личности участников
|
- формирование адекватного представления о себе
- освоение системы понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности и социально-психологических ситуаций
- коррекция неадаптивных личностных установок
- снятие внутриличностных конфликтов и напряжения
- формирование навыков организации оптимального общения, конструктивного разрешения конфликтов в общении, психологического анализа ситуаций
|
Группа «Тренинга личностного роста»
|
Развитие самосознания
|
- коррекция и развитие самовосприятия
- развитие способности к самоанализу и рефлексии
- осознание и преодоление интерпретационных ограничений накладываемых стереотипизированными фрагментами сознания
|
Группа «Тренинга позитивного самоотношения»
|
Развитие психических процессов
|
- развитие мышления (творческого мышления, подвижности мышления)
- развитие памяти (овладение мнемотехниками)
- развитие сенсорной наблюдательности (расширение способности фиксировать всю совокупность сигналов)
|
Группа «Тренинга познавательных процессов»
|
Понятие о принципах психологического тренинга
Слово «принцип» означает основное, исходное положение теории, учения, мировоззрения, теоретической программы. Принципы психологического тренинга, по определению С.И. Макшанова, - основные положения и правила реализации тренинга как метода [5].К настоящему времени сформулирован ряд обоснованных принципиальных положений, относящихся к организации и проведению тренинга. Необходимо отметить, что в работах отечественных психологов определены и охарактеризованы различные принципы психологического тренинга. Это связано с разработанными ими концепциями (т.е. системой взглядов) тренинговой работы. И.В. Вачков определяет тренинг как метод развития субъектности человека; способ организации активности участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих. Он считает, что принципами тренинга являются принцип событийности, принцип метафоризации и принцип трансспективы [3]. С.И. Макшанов определяет тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека. Он считает, что принципы тренинга содержательно тесно связаны с факторами изменений психологических феноменов, воплощение которых в среде тренинга относится к принципиальным условиям эффективного применения метода. Принципы психологического тренинга, с его точки зрения, включают: организационные принципы (комплектования группы, физической закрытости, пространственно-временной организации), принципы создания среды тренинга (системной детерминации, реалистичности, избыточности), принципы поведения участников тренинга (активности, исследовательской и творческой позиции, объективации поведения, субъект-субъектного общения, искренности, «здесь и теперь»), этические принципы (конфиденциальности, соответствия целей содержанию, ненанесения ущерба) [5]. В следующих вопросах лекции дана их характеристика. Никандров В.В. определяет тренинг как специфическую форму психологической работы с людьми, ключевой идеей которой является «использование феномена взаимовлияний участников (так называемых горизонтальных связей) для достижения успеха в их обучении и личностных изменениях» [6, с.11]. Он рассматривает такие принципы психологического тренинга как принцип активности, принцип игрового моделирования, принцип обучения, принцип систематической рефлексии, принцип групповой формы.
Организационные принципы психологического тренинга
Организационные принципы определяют основные положения и правила подготовки и проведения тренинга. - Принцип комплектования группы тренинга - при наборе участников тренинговой группы следует учитывать характеристики как возраст, пол, профессиональная принадлежность, уровень должностной иерархии, а также некоторые психические свойства личности. - Принцип физической закрытости - тренинговая группа работает в одном и том же составе от начала и до конца тренинга. После начала работы группы новых участников в нее не включают. Пропустившие несколько занятий участники включаются в дальнейшую работу только с согласия остальных членов группы, при этом им необходимо рассказать пропустившему участнику обо всем, что произошло в группе во время его отсутствия. - Принцип пространственно-временной организации тренинга- тренинг проводят в предназначенном и специально оборудованном помещении. Тренинг имеет временные границы - продолжительность занятия, количество встреч, продолжительность всего тренинга.
Принципы создания среды тренинга
Принципы создания среды тренинга определяют основные положения и правила создания условий проведения тренинга. Тренинговая группа является обществом в миниатюре, отражающим внешний мир в искусственно создаваемом взаимодействии. Соответственно психологическая среда тренинга должна выступать фрагментом более широкого социального окружения и соответствовать по основным показателям особенностям значимой реальности. Иначе возникнет проблема переноса полученных результатов в лабораторной тренинговой среде в реальную социальную действительность. Также среда тренинга должна иметь достаточную гибкость для ее подстройки в соответствии с решаемыми задачами и используемыми методами ведения тренинга. Принципы создания среды тренинга включают: - принцип системной детерминации - воплощение в среде тренинга основных факторов изменений психологических феноменов человека и группы; - принцип реалистичности - создание среды, позволяющей в значимых деталях прорабатывать различные социальные и профессиональные ситуации, а также проблемы участников. Чем более отличается лабораторная среда тренинга от реальной (в значимых переменных), тем меньше вероятность переноса полученных изменений в реальную жизнь. - принцип избыточности - создание возможностей выбора различных вариантов дальнейшего продолжения тренинга (предоставление участникам информации, проведение тренинговых процедур и др.) в соответствии с развитием группы и ее содержательным продвижением.
Принципы, характеризующие поведение и деятельность участников тренинговой группы
Принципы поведения и деятельности участников тренинга - правила поведения и деятельности участников тренинга в групповом взаимодействии. - Принцип активности - включение в работу на тренинговых занятиях всех участников группы. Результативность тренинга для каждого участника определяется степенью его личной включенности во все происходящие события и процедуры. Активность участников тренинга возрастает, если они получают установку на включение в любой момент в совершаемые в группе действия. - Принцип исследовательской и творческой позиции - в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, варианты разрешения проблем, свои личные ресурсы, возможности и особенности, получают возможность экспериментировать в широком диапазоне ситуаций со своим поведением и желающими сотрудничества участниками группы. С этой целью в группе тренинга создается креативная среда, основными характеристиками которой выступают проблемность, неопределенность, принятие тренером и группой поведения каждого участника, безоценочность. - Принцип объективации поведения - перевод поведения участников тренинга с импульсивного, неосознанного уровня регуляции деятельности на осознанный, когда в любой ситуации человек отдает себе отчет в том, с какой целью он действует, адекватны ли избранные им средства ее достижения специфике ситуации и его возможностям. - Принцип субъект - субъектного общения - взаимодействие участников тренинга, при котором учитываются интересы, чувства, переживания, состояния других, признается ценность их личности. Реализация принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, позволяющую участникам группы экспериментировать со своим поведением, не опасаясь ошибок. - Принцип искренности - в ходе обсуждения тех или иных вопросов участники говорят правду; каждый член группы тренинга сам определяет для себя меру искренности. - Принцип «здесь и теперь» - говорить о чувствах, мыслях, способах поведения, относящихся к актуальной ситуации.
Этические принципы психологического тренинга
Этические принципы - правила отношений участников тренинговой группы с тренером и между собой. - Принцип конфиденциальности - информацию о личностных проявлениях участников тренинга и их успешности участники не обсуждают с кем-либо за пределами группы. Соблюдение данного принципа является необходимым для формирования доверительных отношений в группе и создания атмосферы, способствующей самораскрытию участников, а также сохраняет мотивацию участников на обсуждение возникающих вопросов и проблем в рамках группы. - Принцип соответствия заявленных целей тренинга его содержанию - недопустимость по желанию тренера изменения содержательного плана работы с группой. - Принцип ненанесения ущерба - предотвращение ведущим возможного ущерба со стороны ведущего участникам тренинга, со стороны одних участников тренинга другим, отказ от манипулятивных способов поведения.
Контрольные вопросы 1) На достижение каких целей направлена работа тренинговой группы? 2) Сформулируйте определение понятия «принципы психологического тренинга». 3) Какие группы принципов психологического тренинга выделяет С.И. Макшанов? 4) Какие принципы входят в каждую группу?
Источник Бобченко, Т.Г.Основы тренинговой работы: курс лекций / Т.Г.Бобченко; Владим. гос.ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. -128с. |