На главную Лекции и практикум по психологии Тренинги Психологический тренинг с детьми и подростками
Психологический тренинг с детьми и подростками
Лекции и практикум по психологии - Тренинги

План

1. Основные задачи и виды психологических тренингов с детьми и подростками
2. Индикаторы неблагополучия развития детей и подростков. Показания к использованию тренинга в работе с детьми и подростками
3. Формирование детской и подростковой тренинговой группы
4. Организация психологического тренинга с детьми и подростками

Список литературы

1. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками [Текст] / Л.Ф. Анн. - СПб.: Питер,2007. - 271 с.
2. Емельянова, Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге [Текст] / Е.В. Емельянова. - СПб.: Речь, 2008. - 336 с.
3. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками[Текст]: учебное пособие / А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2004. - 256 с.

1.Основные задачи и виды психологических тренингов с детьми и подростками

Л.Ф. Анн определяет психологический тренинг с детьми и подростками как форму специально организованного обучения для самосовершенствования личности, в ходе которого решаются следующие задачи: овладение социально-психологическими знаниями; развитие
способности познания себя и других людей; формирование положительной «Я-концепции».Познание подростком себя происходит в ходе групповой работе через соотнесение себя с другими, через восприятие себя другими посредством обратной связи, через рефлексию результатов собственной деятельности, через восприятие своего внешнего облика и внутренних переживаний.
Психологи различают проблемно-ориентированный тренинг и возрастно-ориентированный тренинг с детьми и подростками.
Проблемно-ориентированный тренинг применяют в работе с детьми и подростками с определенными индивидуальными задачами и проблемами: агрессивное поведение, замкнутость, проблемы принятия своего тела. Во всех этих случаях тренинг направлен на решение определенной проблемы.
Возрастно-ориентированный тренинг направлен на решение задач возраста и нормативных возрастно-психологических проблем детей и подростков. Это возрастно-специфический тренинг. По своим задачам и возможностям он адекватен именно проблемам возраста.

2. Индикаторы неблагополучия развития детей и подростков

Показания к использованию тренинга в работе с детьми и подростками
О.А. Карабанова указывает на ряд индикаторов неблагополучия развития детей и подростков, наличие которых позволяет положительно решить вопрос о целесообразности коррекционного воздействия. К этим индикаторам относятся:
- нарушение коммуникации в системе отношений «ребенок - взрослый» и «ребенок -сверстники», утрата взаимопонимания, дезинтеграция сложившихся ранее форм общения;
- аномальные кризисы развития, которые в отличие от нормативных возрастных кризисов не связаны с завершением цикла развития, не ограничены во времени и носят исключительно разрушительный характер, не создавая условий и не содействуя формированию психологических новообразований, знаменующих переход к новому возрастному циклу.
- низкий уровень социальных достижений, значительно расходящийся с потенциальным уровнем развития ребенка;
- поведение, отклоняющееся от социальных норм и требований;
- переживание ребенком состояния эмоционального неблагополучия, эмоциональный стресс и депрессия;
- наличие экстремальных, кризисных жизненных ситуаций.
Групповая работа с детьми и подростками показана при
характерологических нарушениях, обусловливающих проблемы в межличностных отношениях. К таким нарушениям относятся:
неадекватный уровень притязаний, эгоцентризм, неустойчивость самооценки, излишняя застенчивость, скованность и неуверенность в общении, тревожно-мнительные черты характера, фобические реакции. Работу с группой психолог использует при реализации таких направлений как профилактическое, коррекционное, развивающее. Однако специфика направления, форм и методов работы определяет, для решения каких проблем они будут наиболее оптимальны. Показаниями к использованию тренинга в работе с детьми и подростками являются: исполнительская некомпетентность, то есть отсутствие навыков адекватного поведения в отношении определенных ситуаций общения с социальным окружением и предметным миром (девиантность, нарушения поведения и коммуникации), и трудности личностного развития (дисгармоничная Я- концепция, неадекватная самооценка и др.).

3.Формирование детской и подростковой тренинговой группы

При формировании детской и подростковой тренинговой группы психолог руководствуется следующими критериями: размер группы, композиция (состав участников) группы, тип группы (открытая/закрытая).
Размер группы зависит от степени тяжести и характера проблем развития участников группы, уровня сформированности тех навыков, которые требуются для работы в группе тем или иным методом (например, уровень развития игровой деятельности и игровой мотивации — в игротерапии, уровень развития изобразительной деятельности и символической функции — в рисуночной терапии).Количество детей в группе также зависит от их возраста: чем младше дети, тем меньше размер группы. В работе с детьми дошкольного-младшего школьного возраста рекомендуемый размер группы — 3-7 (до 9) человек. Психологи, работающие с подростками (А.Г. Лидерс), определяют размер группы в 1016 человек (до 25-30 — тренинг личностного роста).
Композиция группы зависит от проблем участников и целей коррекции. Существуют разные мнения относительно подбора детей в группу. Согласно одному из них, в группу должны включаться дети со сходными трудностями и проблемами развития. В таком случае коррекция осуществляется целенаправленно за счет подбора специализированных упражнений. Данный подход распространен в работе со страхами и тревожностью у детей. Другая точка зрения — подбор детей происходит по принципу дополнения, с разными проблемами, в результате чего ребенок имеет возможность наблюдать модели поведения сверстников, подражать социально приемлемым формам поведения.
Психологи рекомендуют комплектовать группы из детей одного возраста (+ 1-2 года, но не более) или этапа возрастного развития. Это связано с уровнем значимости тех или иных проблем в определенном возрастном периоде, различиями в актуальных потребностях, ценностных ориентациях, интересах. Половой состав может быть как гомогенный, так и гетерогенный..Не рекомендуется включать в группу детей, общающихся за пределами группы, так как в таком случае дети могут продолжать реализовывать те неадекватные формы взаимодействия, которые могли стать источником возникших трудностей. Эта рекомендация касается и дружеских диад, подгрупп, так как сложившиеся ролевые отношения могут тормозить развитие новых навыков и форм взаимодействия у детей и подростков.
Группы могут быть «открытые» и «закрытые». В «открытой» группе новых членов принимают практически на любом этапе работы. «Закрытые» группы формируются до начала занятий. В дальнейшем их состав не изменяется даже при условии количественного сокращения состава группы. Решение о типе группы ведущий принимает в зависимости от целей коррекции.
В работе направленной на профилактику и коррекцию нарушений поведения предпочтителен закрытый тип группы, так как появление новых участников может нарушить уже развивающуюся динамику эмоциональных и социальных отношений, что приведет к трудностям адаптации к группе нового участника. «Открытые» группы характеры для работы, направленной на личностное развитие подростков, например в тренинге личностного роста для подростков А.Г. Лидерса.

4.Организация психологического тренинга с детьми и подростками

Принципы психологического тренинга с детьми и подростками следующие.
- Ненасильственность общения. При объяснении правил игры, при выборе водящего психолог избегает принуждения и блокирует попытки детей принуждать друг друга. Ребенок может стать водящим и быть кем-то, если сам захочет.
- Самодиагностика. В содержании занятий включаются упражнения, помогающие подростку познавать себя, особенности своей личности.
- Положительный характер обратной связи. Поскольку многие дети в группе нуждаются в поддержке, им важно одобрение окружающих, необходимо использовать положительную обратную связь. В ходе и конце каждой игры выражается благодарность участникам, а особенно водящему. Психолог подбадривает водящего, если он в ходе игры испытывает трудности. Важно пресекать попытки детей давать друг другу негативную обратную связь.
- Неконкурентный характер отношений. Этот принцип соблюдается, если в группе удается создать атмосферу безопасности, доверия. Психолог сообщает о том, что в группе не будет соревнований, победителей и побежденных. В ходе игру подчеркивает ценность, уникальность каждого ребенка.
- Минимизация лабилизации и ее опосредованность. Лабилизация в тренинге - восприятие своего несовершенства. Если дети имеют трудности в общении, их неуверенность, низкая оценка способностей может усилиться. Поэтому лабилизация должна быть минимальной и косвенной: осознание возможности других способов поведения, не таких как у ребенка; наблюдение успешности этих способов; идентификация с успешными членами группы. Игры психолог организует так, чтобы ребенка ставить в ситуацию успеха, выделять сильные стороны, расширять репертуар поведения. Если игра вызывает затруднения, ведущий поддерживает участника, говоря, что постепенно он научиться.
- Дистанцирование и идентификация. Если в ситуации неуспеха, ребенок отказывается от игры, его затруднение приписывается герою: «На этот раз чутье мало помогло разведчику». Для этого в начале игры дети берут псевдонимы. А вот с успехом психолог наоборот помогает ребенку идентифицироваться, перенося успех на личность: «Ты догадливый».
- Включенность. Психолог участвует в играх, если не надо следить за временем, ходом игры, регулировать движение в игры с закрытыми глазами. Этим он 1) помогает включиться в игру всем детям, 2) демонстрирует примером, что игры в тренинге нужны не для развлечения, а для обучения.
- Гармонизация интеллектуальной и познавательной сфер. В тренинге посредством использования различных методов и упражнений ведущий актуализирует как эмоциональные, так и познавательные психические процессы участников группы.
Режим работы группы зависит от возраста ее участников. В работе с дошкольниками групповое занятие не должно превышать по продолжительности 45-60 минут, с детьми младшего школьного возраста — 60 минут (7-9 лет) и 90 минут (9-11 лет), с подростками — 90 минут. Периодичность занятий составляет, как правило, 2-3 раза в неделю. А. Г. Лидерс отмечает, что занятия, проводимые реже одного раза в неделю, теряют свою эффективность.
Реализация программы групповой работы с детьми и подростками, как и любая тщательно спланированная и организованная деятельность, имеет определенные этапы.
1) Предварительная психологическая диагностика и специальный подбор детей в группу. Во-первых, существует ряд детских проблем, для решения которых групповая работа малоэффективна и даже нежелательна на первых порах. Например, с детьми крайне агрессивными, эгоцентричными, конкурирующими со своими братьями и сестрами или же с детьми, переживающими сильный стресс, кризис, лучше работать индивидуально и только после того, как большая часть проблем решена, можно включать их в групповую работу. Напротив, для детей замкнутых, малообщительных, пассивных, не владеющих элементарными навыками общения, или же для детей с нарушениями поведения, контролируемой агрессией, зависимых, с заниженной самооценкой, страдающих страхами и фобиями, проведение пробной формы групповой работы полезно и дает хорошие результаты. Во-вторых, проведение предварительной диагностики необходимо для подбора оптимального состава группы, где дети сочетались бы по принципу дополнения (т. е. с противоположными синдромами), что обеспечивает более успешную идентификацию с альтернативным образцом поведения. В-третьих, предварительная диагностика позволяет выявить круг проблем у детей, участвующих в группе, и подобрать максимально «эффективные» упражнения и игры.
2) Этап планирования. На этапе планирования ведущий разрабатывает программу тренинга.
3) Организационный этап. На этом этапе происходит подбор детей в группу и информирование родителей и педагогов о предстоящей работе.
4) Этап реализации программы тренинга. Этапы реализации
программы тренинга с детьми и подростками тесно зависят от методов, применяемых психологом. Так, в игровой психотерапии О. А. Карабанова выделяет четыре этапа, наиболее емко отражающих логику решения задач работы: ориентировочный этап; этап
актуализации и объективирования типичных трудностей развития детей и переживаемых ими конфликтных ситуаций; конструктивноформирующий этап; обобщающе-закрепляющий этап.

Контрольные вопросы
1) Сформулируйте определение понятия «психологический тренинг с детьми и подростками».
2) В чем состоит различие возрастно-ориентированного и проблемно-ориентированного тренинга с детьми и подростками?
3) Какие существуют показания к применению психологического тренинга в работе с детьми и подростками?
4) Какими критериями руководствуется психолог при формировании детской и подростковой тренинговой группы?
5) Какие Вам известны принципы проведения психологического тренинга с детьми и подростками?
6) От чего зависит режим работы тренинговой группы для детей и подростков?
7) Какие выделяют этапы реализации тренинговой программы с детьми и подростками?
Источник Бобченко, Т.Г.Основы тренинговой работы: курс лекций / Т.Г.Бобченко; Владим. гос.ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. -128с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.