На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Лекция. Факторы, определяющие особенности психического развития в экстремальных ситуациях
Лекция. Факторы, определяющие особенности психического развития в экстремальных ситуациях
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии

Факторы, определяющие особенности психического развития в экстремальных ситуациях.
План:

  1. Основные характеристики экстремальных состояний.
  2. Предупреждение кризисных состояний.

Понятие экстремальных состояний Реакции организма на экстремальные ситуации Основным содержанием адекватных форм ответа Форма ответа, связанная с реакцией тревоги Сознательный контроль за поведенческими реакциями Адекватная форма реакции

Реакция тревоги, ее виды

Специфические виды экстремальных состояний
Физиологический аффект Состояние аффекта Состояние фрустрации Страх Состояние страха Нарастание напряженности Собственно стресс Снижение внутренней напряженности Психопрофилактические мероприятия коллективного характера Психопрофилактические мероприятия индивидуального характера
Сенсорная репродукция

  1. Основные характеристики экстремальных состояний.

Понятие экстремальных состояний обобщает широкий класс функциональных состояний человека, которые протекают по типу динамического рассогласования. Оно может характеризоваться нарушением адекватности физиологических реакций (такая ситуация возникает прежде всего при действии экстремальных факторов физического или химического характера) или нарушением психологических и поведенческих реакций (это наиболее характерно при действии экстремальных факторов информационно-семантического характера). Наиболее частым является смешанный тип реакции, когда первичное изменение физиологических функций служит поводом к динамике поведенческих реакций или, наоборот, изменение психологических характеристик приводит к появлению физиологических сдвигов.
Реакции организма на экстремальные ситуации могут быть двух типов: адекватные формы реакции и реакции тревоги. Отличительным признаком, позволяющим отнести реакцию к тому или иному типу, является направленность этой реакции.
Основным содержанием адекватных форм ответа являются специфические реакции организма, направленные на устранение или преодоление экстремальных факторов и на решение поставленных поведенческих задач. При этом особенностью ответа на поведенческом уровне является осознанный, целенаправленный характер. Это предполагает формирование у человека определенного плана действий, основанного на анализе качественных, а иногда и количественных характеристик экстремальных условий и всей существующей ситуации в целом.
Форма ответа, связанная с реакцией тревоги, характеризуется относительно малой связью со спецификой экстремального фактора. Она направлена прежде всего на сохранение функционирования организма и в значительно меньшей степени на сохранность структуры осуществляемой деятельности. Сознательный контроль за поведенческими реакциями ослаблен, в крайних случаях наблюдаются бессознательные поведенческие акты, например, паника. Если при адекватной форме ответа мотивация деятельности, которая существовала до начала воздействия экстремального фактора, остается почти без изменений, то во втором случае наблюдается снижение субъективной важности этих мотивов и смена типа мотивации. Реакция тревоги появляется, как правило, в сверхэкстремальных (субъективно или объективно воспринимаемых) ситуациях.
Адекватная форма реакции
Характерной особенностью адекватной формы ответа является ее целенаправленный характер, связанный с формированием плана действий, направленных на устранение или минимизацию воздействий экстремальных условий.
Такая целенаправленная организация определяет и симптоматику типичных проявлений этого состояния. При изучении психологических функций обнаруживается характерная диссоциация, выражающаяся в повышении одних, наиболее важных для данной ситуации, показателей и снижении остальных. Например, повышаются пороги чувствительности анализаторов, непосредственно не участвующих в выполнении деятельности. Повышение порогов может рассматриваться как целесообразная реакция загрубения входов, сокращающая расход психофизиологических резервов. Повышение порогов обычно связано с величиной концентрации внимания: чем выше концентрация внимания, тем больше снижение чувствительности. При этом усиление концентрации внимания при действии экстремальных факторов заключается в игнорировании всех посторонних сигналов, не имеющих отношения к деятельности.
Специфические изменения характерны для процессов памяти, особенно кратковременной и оперативной. Характерной здесь является избирательность этих изменений. Улучшается запоминание лишь того материала, который имеет семантическую значимость для человека. Этот факт выделяется даже как один из характерных признаков адекватного ответа. Для него характерным является также увеличение продуктивности мышления - скорости поиска и оценки возможных выходов из создавшейся ситуации. В этом плане можно говорить о гибкости мышления и отказе от фиксации на шаблонных приемах решения задач.
На поведенческом уровне наблюдаются изменения в структуре деятельности. Стереотипные, жестко регламентированные реакции дополняются действиями, основанными на вероятностном учете ситуационных изменений, что приводит к модификации алгоритма деятельности. При этом возможно увеличение числа ошибок, некоторые из которых совершаются сознательно, т. е. их можно квалифицировать как специально допускаемые нарушения алгоритма в целях поиска непредусмотренных способов действий. Адекватная реакция сопровождается также возрастанием роли волевых качеств личности, усилением эмоционального компонента, участвующего в формировании ответа. Происходит также сужение мотивационного поля из-за выраженного преобладания одних мотивов и подавления других. Усиливается роль социально значимых и высоких гражданских мотивов. Однако новые мотивы, как правило, при этом не появляются.
Реакция тревоги, ее виды
Реакция тревоги мало связана со спецификой условий и относительно однотипна для самых разнообразных ситуаций. В зависимости от степени выраженности реакции может несколько меняться ее качественный состав: отдельные компоненты могут быть представлены по-разному или вообще отсутствовать. Однако общая структура ответа практически постоянная.
Различают три основные формы ответа в условиях реакции тревоги: малой, средней и крайней степени. Психологическое содержание реакции тревоги малой степени имеет много общего с хорошо изученной ориентировочной реакцией. Оно заключается в стремлении проанализировать внешний раздражитель и оценить его значимость. Однако, в отличие от ориентировочной реакции, реакция тревоги при действии слабого экстремального фактора более устойчива, и в ней сильнее выражены психологические и поведенческие компоненты. Наиболее отчетливыми являются изменения порогов восприятия. Характерным является также изменение внимания, в частности, его концентрации, памяти, в особенности оперативной. На поведенческом уровне нарушается выполнение профессиональных навыков. Наиболее ярко это выражено в замедлении темпа работы. В целом же появление реакции тревоги малой степени не вызывает значительных эмоциональных сдвигов. Не меняется также общая направленность и соотношение мотивов деятельности.
При возрастании экстремальности развивается реакция тревоги средней степени. Характерной чертой этой реакции является однонаправленность наблюдаемых изменений. Если в предыдущем случае картина изменений могла быть довольно пестрой, то теперь наблюдается довольно выраженное ухудшение различных функций. Значительно повышаются пороги сенсорных систем. Наблюдается сужение объемов всех видов памяти, ухудшается выполнение задач, требующих устойчивости и концентрации внимания. Нарушение внимания и памяти ведет к возрастанию ошибок деятельности. Увеличивается их частота, нарушается сознательный контроль над появлением и коррекцией ошибок, что ведет к появлению «пачек» ошибок - при стереотипной деятельности они следуют одна за другой после появления первой ошибки. Это обусловлено снижением контроля за качеством деятельности, и человек настойчиво повторяет одно и то же ошибочное действие, несмотря на его явную неправильность. Существенно меняется структура интеллектуальных операций, как продуктивных, так и репродуктивных. На поведенческом уровне одним из наиболее существенных признаков является изменение мотивов деятельности. На первый план выдвигаются мотивы переживания страха, ухода из экстремальной ситуации. Доминантным становится какой-то один из множества мотивов, определяющих деятельность человека в обычных условиях. Появляется ярко выраженное эмоциональное напряжение.
Реакции тревоги крайней степени могут протекать в двух формах - пассивной и активной. Однако в обоих случаях существенным является выраженная утрата сознательного контроля над поведением. При пассивной форме наступает своеобразная оцепенелость, прекращение активной деятельности. Рабочие движения могут продолжаться, но они теряют осмысленный, целенаправленный характер. Поступающие сенсорные сигналы почти не воспринимаются. Человек зачастую не понимает обращенной к нему речи. Полностью отсутствует всякая форма активного противодействия экстремальной ситуации, даже в виде попытки ухода от нее. Трудно говорить о характере мыслительной деятельности, так как исследование обычно провести не удается из-за утраты коммуникабельности. При ретроспективном анализе обычно обнаруживается полная или частичная амнезия. Интересно, что в памяти фиксируются незначительные, несущественные детали обстановки, а наиболее важные детали выпадают из сознания. Синдром раздвоения сознания приводит также к снятию эмоциональной окраски собственных переживаний. Так, при опросе лиц, переживших стихийное бедствие, часто приходится слышать такую характеристику своих переживаний: «Как будто это и я, и не я, а кто-то другой, по стороны». Пассивная реакция часто характеризуется потерей волевого контроля. В этом случае сохраняется восприятие действительности, может быть даже найден алгоритм правильных действий, однако парализованная воля не дает возможности осуществить их.
Для активной формы реакции тревоги на поведенческом уровне наиболее характерным является мотив ухода от сложившейся ситуации. Он может реализоваться как в явном виде (бегство, уход), так и принимать форму лихорадочной деятельности, включающей даже элементы, необходимые в конкретной ситуации. Однако организация этой деятельности характеризуется полным отсутствием логики поведения. Это, скорее, набор отдельных, не связанных между собой действий. Элементы этих действий не доводятся до конца, наблюдаются простые повторы действия или смена одного действия противоположно направленным. Следует отметить повышенную внушаемость лиц, находящихся в этом состоянии. Однако возможность восприятия адекватной команды может и не привести к желаемому результату, а вызвать новую серию хаотических действий, противоположных тем, которые не встречались до этого.
При активной форме реакции тревоги не встречается описанного выше синдрома раздвоения сознания. В сочетании с повышенной внушаемостью это ведет к появлению реакций подражания. Их крайней формой является паника. В этой ситуации человек слепо следует поведению большинства или какого-либо одного человека. Поскольку для этой формы реакции характерна двигательная доминанта, поведение нередко задается наиболее двигательно активным индивидом. Именно этим объясняется заразительность панического бегства людей, находящихся в состоянии активной тревоги, например, с поля боя, с места пожара и т. п. В свете сказанного понятна роль
примера, принимающего форму активных действий у людей, которые должны остановить панику.
Специфические виды экстремальных состояний
Число различных экстремальных состояний весьма велико. Однако кроме них существуют и специфические виды экстремальных состояний, проявляющиеся наиболее часто и также дезорганизующие деятельность человека. К числу таких состояний, помимо стресса, можно отнести аффект, фрустрацию, страх, панику и психологический кризис. Рассмотрим их более подробно.
Под аффектом (от лат. affectus - душевное волнение, страсть) понимается сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние взрывного характера, которое может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. По содержанию переживаний можно выделить аффекты радости, страха, гнева, горечи и др. Следует различать физиологический и патологический аффект. Изучение и квалификация последнего являются компетенцией психиатров, поэтому мы их рассматривать не будем .
Физиологический аффект - это не выходящее за пределы нормы эмоциональное состояние, оно характеризуется внезапностью возникновения, большой силой и кратковременностью. С целью разработки психологических критериев физиологического аффекта необходимо более четко определить особенности ситуаций, способствующих возникновению аффекта и внутренней структуры эмоционального состояния. Такой аффект возникает, как правило, в конкретной для субъекта ситуации, когда он по необходимости продолжает деятельность и встречается с непреодолимыми препятствиями. Состояние аффекта может развиться, например, в условиях острого дефицита времени, когда человек должен быстро сориентироваться в сложной эмоционально значимой ситуации, принять решение о характере своих дальнейших действий и практически реализовать это решение. Конфликт между объективной необходимостью действовать и субъективной невозможностью найти адекватный выход из сложившейся ситуации и приводит к возникновению аффекта. Такая ситуация является весьма характерной для деятельности человека в экстремальных условиях.
Состояние аффекта может возникнуть также в ответ ни неожиданный сильный раздражитель при отсутствии у субъекта заранее подготовленной программы поведения. При этом сила воздействия раздражителя определяется в первую очередь личностным смыслом ситуации, в которой действует человек. В результате постепенной аккумуляции аффективных переживаний в условиях травмирующей обстановки даже незначительный сам по себе повод также может вызвать кратковременную дезорганизацию поведения, аффективный «взрыв».
Однако психологическая ситуация уже возникающего аффекта не зависит и не определяется механизмом его возникновения и выражается прежде всего в изменении сознания и деятельности человека. В состоянии аффекта происходит сужение сознания: внимание концентрируется на аффективно окрашенных переживаниях и представлениях, связанных с травмирующей ситуацией, уменьшается полнота отражения ситуации, снижается самоконтроль, действия становятся стереотипными и подчиняются эмоциям, а не логическому мышлению.
Протекание аффекта сопровождается обычно и внешними проявлениями: напряженной мимикой, жестикуляцией, другими выразительными движениями.
Одним из проявлений аффекта в экстремальной ситуации является страх. Аффективный страх возникает, например, при неспособности человека преодолеть неожиданно возникшую крайне опасную ситуацию. Страх может захватить человека, подавить его ум и волю, парализовать способность к действию и борьбе. Человек цепенеет, пассивно ждет своей участи и бежит «куда глаза глядят». После аффекта человек не всегда может вспомнить отдельные детали своего поведения и состояния, чувствует себя разбитым и подавленным.
Вспышку аффекта можно подавить усилием воли. Чем более у человека развиты волевые качества, тем меньше он поддается аффекту или вообще не допускает его. Ослабить или предупредить аффект может также отвлечение и переключение внимания. Неслучайно житейская мудрость рекомендует вспыльчивым людям в момент возбуждения сосчитать до ста или немедленно начать что-то делать: пилить, строгать, копать и т.п. При этом сознание освобождается от эмоционального «захвата» и человек начинает отдавать себе отчет о своем состоянии и поведении, управлять ими.
В экстремальных условиях может возникать также и состояние фрустрации (от лат. frustration - обман, расстройство). Фрустрацией называется психическое состояние нарастающего внутреннего психического напряжения, психологическая реакция, связанная с разочарованием, неудачей в попытке достичь какой-либо цели. Оно возникает при наличии двух условий: 1) сильная мотивированность достижения цели (удовлетворения потребности); 2) преграды, непреодолимые (или субъективно так воспринимаемые) трудности на пути к достижению этой цели. Субъективными проявлениями фрустрации являются переживание неудач, разочарование, напряжение. В зависимости от ситуации переживания могут быть различны: от вины и подавленности до раздражения и гнева. Состояние фрустрации имеет многие черты стресса. Глубина фрустрации зависит от силы (величины) фрустратора, привычных форм реагирования на препятствия, опыта и умений преодоления жизненных трудностей, от фрустра-ционной толерантности (устойчивости к фрустраторам). Ситуации, вызывающие фрустрацию, классифицируются по характеру мотивов и по характеру «барьеров». «Барьеры», преграждающие путь индивида к цели, могут быть физическими (например, замкнутое пространство), биологическими (болезнь, старость), психологическими (например, интеллектуальная недостаточность), социокультурными (нормы, правила, запреты).
Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения: а) двигательное возбуждение, выражающееся в бесцельных и неупорядоченных реакциях; б) апатия; в) агрессия и деструкция, аутоагрессия (в отношении самого себя); г) стереотипия, т.е. тенденция к слепому повторению фиксированного поведения; д) регрессия, которая понимается как обращение к поведению, доминирующему в более ранних аналогичных ситуациях, или примитизация поведения, снижение его конструктивности. Перевод ситуации затрудненности в ситуацию фрустрации осуществляется в двух направлениях - по линии утраты контроля со стороны сознания, т. е. дезорганизации поведения, и (или) по линии контроля со стороны сознания, т. е. утраты «мотивосообразности» поведения.
Фрустрация обычно рассматривается как явление, вредное для человека. Меньший акцент, как правило, делается на том факте, что вызванное фрустрацией напряжение может служить достижению цели, фокусируя внимание на конкретном мотиве, действующем в данный момент. Если конструктивные пути выхода из фрустрирующей ситуации не приводят к достижению цели, напряжение продолжает усиливаться. В конце концов оно достигает уровня, при котором его эффект не способствует успешной деятельности, поправленной на достижение цели, а носит разрушительный характер. Все это хорошо согласуется с законом Иеркса-Додсона. Последствия фрустрации могут быть кратковременными и длительными. Ее преодоление предполагает применение приемов аутогенной тренировки для снятия эмоционально-волевого напряжения, ослабление конфликтности Ситуации, дружеское общение, отвлечение от причины фрустрации, переключение внимания на что-либо приятное.
Весьма характерными экстремальными состояниями являются также страх и паника. Страх - это психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность. Страх имеет много причин как субъективного , так и объективного порядка (особенности ситуации, сложность задач, помехи и др.). Существуют различные формы страха: испуг, опасение, ужас, боязнь и др. Самый сильный вид страха - аффективный страх
Состояние страха характеризуется крайне негативным эмоциональным фоном, дезадаптацией, множеством отрицательных последствий для психики и организма. При страхе ограничивается восприятие, человек становится функционально невосприимчивым к большей части потенциального перцептивного поля (восприятие). Страх может затормозить мышление, сделать его более узким по объему и ригидным (инертным) по форме. Страх сильно сокращает число степеней свободы личности. В зависимости от ситуации и личностных особенностей состояние страха может быть связано с различными формами поведения, такими, как: бегство, защитная агрессия, демонстративная агрессия, оцепенение.
По своим проявлениям, механизму возникновения и протекания близкой к страху является индивидуальная паника. Она отличается от страха большой неадекватностью реальному размеру опасности. Основная черта панического поведения - стремление человека к самоспасению. На первый план выдвигаются защитные эмоции, которые снижают уровень самоконтроля и заставляют человека физически уходить от опасности.
Преодолеть страх и индивидуальную панику можно различными путями: активизировать свое поведение; переключить внимание на привычные действия; отвлечься от объекта, вызывающего тяжелое состояние; внушить уверенность; обострить чувство долга и т. п. Решающая роль в такой ситуации принадлежит мужественному поведению других людей, твердому руководству, четким указаниям, направленным на мобилизацию привычного поведения и организацию целесообразной деятельности тех, кто в таких условиях может показать пример выдержки и мужества.
Кризис понимается чаще всего как критический момент и поворотный пункт жизненного пути. Психологический кризис (от гр. krisis - поворотный пункт, исход) - это состояние, при котором проявляется невозможность осуществить цикл воплощения себя, свой замысел. При этом нет нарушений функций мозга, человек практически здоров. Внешние обстоятельства дают возможности, при которых человек может действовать, как и раньше. Но развивать прежнюю активность он уже не может по внутренним психологическим причинам, он как бы утратил понимание и чувство того, что ему это нужно. Такое состояние сопровождается интенсивными, часто отрицательными по окраске эмоциями.
Но возможны и прямо противоположные последствия психологических кризисов, когда человек может стать более зрелым, собранным, добрым, человечным, сильным, смелым и мудрым, подняться на новую ступень в своем развитии. Человек в течение своей жизни не один раз переживает психологические кризисы. Выделяют различные виды кризисов в зависимости от их причины, например, кризисы резкой смены работы, профессии, отрыва от семьи, ухода на пенсию, изменения социального статуса. Можно выделить также кризисы возрастные, по соматическим основаниям (болезнь), социально-статусные (ролевые), внутреннего роста и др.
Кризисы являются неотъемлемым компонентом жизни и деятельности человека. В психологии они рассматриваются как необходимый фактор развития личности.

 

2. Предупреждение кризисных состояний.

Человеческий организм всей историей своего развития адаптирован к сложившимся условиям обстановки. Однако последнее время, связанное с развитием научно-технической революции и социально-экономическими изменениями в обществе, существенно изменило привычный уклон жизни человека. Передвижение в городском транспорте, поездах, самолетах, малая механизация в быту (стиральные машины, электрополотеры, пылесосы), радио, телефон и телевидение, компьютеры и Интернет способствуют нервным перегрузкам, значительно ускоряют темп жизни. Возрастают профессиональные перегрузки. На современном производстве высокая механизации и интенсификация труда требуют от работника нервного напряжения и внимания, причем не механического, а интеллектуального, связанного с расходованием нервной энергии. Кроме этого, на человека ежедневно обрушивается лавина всевозможной информации, зачастую негативного характера. Новые научные открытия нередко становятся средством, во много раз увеличивающим без того интенсивный ритм жизни. Произошедшее за последнее время ухудшение социально-экономической жизни большей части населения страны только ухудшает создавшееся положение.
Все это увеличивает нагрузки на нервную систему, чаще вызывает у людей нервные срывы. Недаром наше время называется «нервным веком». Его спутниками все чаще становятся различные формы стресса и вызванные ими стрессовые ситуации на работе, дома, в быту. С ними мы постоянно сталкиваемся в повседневной жизни, например, при разрешении производственных конфликтов, при разрешении проблемных ситуаций, на спортивных соревнованиях, при подготовке к сдаче экзаменов. Все эти и подобные им ситуации относятся к числу экстремальных, требуют напряжения физиологических или психологических процессов.
Анализируя такие ситуации и их влияние на человека, следует признать, что стресс - не только нормальное, но и необходимое условие жизни и деятельности человека. Он способствует активизации жизненных ресурсов, является защитной реакцией организма на изменившиеся условия. Однако это имеет положительное значение (эустресс) лишь до определенного предела, после которого под воздействием психогенных факторов психофизиологические и социально-психологические механизмы, исчерпав резервные возможности, больше не могут обеспечивать адекватное психическое отражение, peгуляторную деятельность человека. Иными словами, пока не происходит «прорыв» адаптационного барьера, ломка динамических стереотипов в ЦНС и стресс не переходит в дистресс. Иначе, полезным является, по терминологии Г. Селье, лишь стресс без дистресса.
Рассмотрим динамику развития стресса, который проходит три стадии:
1. Нарастание напряженности.
2. Собственно стресс.
3. Снижение внутренней напряженности.
На первой стадии уже нарушается психологический контакт в деловом и межличностном общении, появляется отчуждение во взаимоотношениях. И хотя на этой стадии стресс еще остается конструктивным и может повысить успешность выполняемой деятельности, все же у человека постепенно ослабевает самоконтроль. Он теряет способность регулировать свое собственное поведение.
На второй стадии происходит потеря эффективного и сознательного самоконтроля. Развитие деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может осознавать свои действия довольно смутно и не полностью. Исчерпав свои энергетические возможности, человек чувствует опустошенность и усталость.
Третья стадия характеризуется снижением напряженности и потерей эффективности деятельности. Продолжительность каждой из этих стадий строго индивидуальна. Она зависит от характера, продолжительности и силы воздействия стрессора, а также от индивидуальных качеств человека.
Нарастание стресса происходит постепенно, поэтому весьма важно, чтобы оно не вышли за допустимый уровень. Для этого необходимо проводить соответствующие профилактические мероприятия, которые позволяют не допустить появления стресса (совершенно снять его), а в случае наступления дистресса - ликвидировать его последствия. Традиционные способы борьбы с отрицательным воздействием стресса заключаются в приеме лекарственных средств, каковыми являются транквилизаторы и антидепрессанты. Однако они имеют побочные действия и производят то или иное разрушительное воздействие на здоровье человека. Поэтому прибегать к ним следует лишь в крайнем случае и лишь по рекомендации и под наблюдением врача. В то же время весьма мощным и при этом столь часто игнорируемым средством избегания стресса является сознание человека, причем сознательное управление стрессом вполне доступно для большинства людей. Психопрофилактические мероприятия этого вида не требуют привлечения специально подготовленных специалистов (психотерапевтов, психоневрологов) и могут проводиться либо самим работником, либо организовываться руководителями предприятий (подразделений). И лишь в тех случаях, когда это не дает должного эффекта, следует обратиться к психотерапевту. Остановимся на психопрофилактических мероприятиях, проводимых без привлечения специалистов.
Эти мероприятия могут носить как коллективный, так и индивидуальный характер. В первом случае они проводятся, как правило, в условиях производства, во втором случае - как на производстве, так и вне его.
Психопрофилактические мероприятия коллективного характера
Наиболее распространенными и весьма эффективными мероприятиями этой группы являются создание комнат психологической разгрузки на предприятии, применение функциональной музыки, проведение производственной гимнастики.
Комната психологической разгрузки (КПР) - это специально оборудованное на предприятии помещение, в котором в специально отведенное время в течение рабочей смены проводятся сеансы по снятию у человека накопившегося утомления и напряженности. В основу разработки КПР положена идея имитации в производственных условиях естественно-природного окружения. Это - эффективное профилактическое средство против воздействия неблагоприятных производственных факторов. При этом используются рекомендации по организации динамического (изменяющегося во времени) и статического светового и звукового климата, а также рекомендации по целенаправленному психофизиологическому воздействию на человека с помощью картин природы. Создание у человека иллюзии пребывания на природе достигается путем использования больших слайдов, изображающих картины природы, а также динамического цвета и света, пения птиц, музыки. Для этого в состав оборудования для КПР входит светорелаксационная, звуковоспроизводящая и генерирующая запахи аппаратура. Важным элементом КПР являются уголки живой природы, связывающие производственный персонал с внешним пространством; обеспечивающие более близкий контакт с природой и способствующие более интенсивному отдыху преломляющих сред глаз. При необходимости в КПР могут проводиться сеансы индивидуальной и групповой психической саморегуляции (аутогенная тренировка, нервно-мышечная релаксация).
Практика эксплуатации КПР показала их высокую эффективность. После сеанса психологической разгрузки у работников обычно повышается настроение, работоспособность, внимание, скорость реакции, улучшается общее состояние. Все это приводит к повышению производительности труда, снижению травматизма. На тех предприятиях, где по экономическим или производственным соображениям создание КПР не представляется возможным, можно создавать отдельные уголки или зоны отдыха. В них в зависимости от конкретных обстоятельств могут присутствовать лишь отдельные фрагменты КПР. Перспективным и хорошо зарекомендовавшим себя на практике проявлением профилактики стресса является применение функциональной музыки. Она рассматривается как существенный эмоциональный стимул профессиональной деятельности с учетом особенностей производства. С помощью музыкальных программ можно стимулировать процесс вхождения в работу или адаптации к изменившимся условиям деятельности, поддерживать оптимальный уровень ее выполнения, активизировать резервные возможности организма при истощении вследствие утомления, способствовать более полному расслаблению в период отдыха. Несмотря на различия каждого конкретного производства, существуют некоторые общие правила применения фу нкциональной музыки. Считается нецелесообразным ее прослушивание на протяжении всего рабочего дня. Более эффективны разделенные во времени сеансы, оптимальная продолжительность каждого из которых составляет 10-15 минут; интервалы между сеансами должны быть не менее 1,5-2 часов. Таким образом, в течение рабочего дня проводится 5-6 сеансов, содержание которых не должно дублироваться. Противопоказанием к введению музыкальных передач во время работы служат те виды деятельности, которые требуют значительной концентрации внимания и умственных усилий. Применение функциональной музыки в этих случаях целесообразно только в течение специально введенных пауз для отдыха. Понятие функциональной музыки не следует смешивать с музыкотерапией как средством использования музыки для лечения больных с нервно-психическими заболеваниями. Так, Пифагор по этому поводу утверждал: «Музыка многому способствует в смысле здоровья, если, кто пользуется ею надлежащим образом». Гиппократ рекомендовал различные виды музыки для избавления от гнева, зависти, тоски и дурных сновидений. Поэтому музыкотерапия и функциональная музыка входят в арсенал средств, используемых для управления функциональным состоянием и предотвращения стресса.
Важное значение в деле борьбы со стрессом имеют физические упражнения, в частности, производственная гимнастика. Так, Л. Джуэл по этому поводу отмечает, что физические упражнения являются одними из наиболее эффективных средств борьбы со стрессом, обеспечивающих естественный физический выход избыточной физиологической и психической энергии.
В, И. Лебедев называет физические упражнения «лекарством, которого нет в аптеках», и отмечает, что движение может по своему действию заменить любое лекарство. Физические упражнения, выполняемые в процессе профессиональной деятельности во время регламентированных и нерегламентированных перерывов, могут носить общий либо специальный характер. Примером мероприятий общего характера является традиционная производственная гимнастика. Она имеет наибольшее значение для лиц, работающих в условиях монотонности, гипокинезии, сохранения вынужденной рабочей позы, выполнения однообразной работы. При этом желательно, чтобы комплекс выполняемых упражнений соответствовал характеру деятельности. Так, установлено, что для операторов, несущих непрерывное дежурство за пультом управления, хороший результат дают физические упражнения, выполняемые через каждый час дежурства (пятиминутные физкультпаузы). Они могут проводиться в зависимости от характера деятельности самостоятельно или организованно, способствуют снижению утомления и повышению работоспособности организма, снятию возникшей напряженности. Наиболее эффективны для таких работников упражнения для мышц плечевого пояса, шеи, вестибулярного аппарата (медленные повороты, наклоны, вращения головы и туловища; упражнения, связанные с регулированием дыхания; массаж мышц шеи и головы).
Для некоторых видов деятельности эти упражнения помимо общего могут носить и сугубо специфический характер. Так, для лиц, работающих в условиях постоянного и длительного зрительного напряжения (работа с электронным микроскопом, за экраном дисплея, экраном радиолокационной станции; работа, связанная со сборкой мелких деталей и т. п.), разработан комплекс упражнений для глаз. Известны также комплексы физических упражнений, предназначенных для снятия различных форм головной боли, вызванных возникновением стресса. Выполнение таких упражнений в процессе непосредственного выполнения работы позволяет во многих случаях предотвратить стресс, а при его возникновении существенно уменьшить его последствия.

Психопрофилактические мероприятия индивидуального характера
Одним из первоначальных мероприятий в этом плане является выполнение правил «разумного поведения и общения», выдвинутых Г. Селье. Они сводятся к следующему: не ломать копий из-за пустяков, не дружить с «трудными», несдержанными людьми, избегать напыщенности и неискренности в общении, иметь в жизни интересы, не нагнетать тоску, не «накручивать» бесконечные проблемы, чаще вспоминать о приятных событиях в своей жизни и избегать неприятных коллизий. Еще одним средством избежать стресса является отрыв от стрессогенной обстановки (активный отдых, активная деятельность, которая исключает мысли о возможном стрессе, любимые занятия, психорегулирующие упражнения.
В более сложных случаях весьма эффективным может оказаться использование защитных механизмов личности (психологическая защита). В психоанализе под ними понимается прочный поведенческий паттерн (схема, модель, стереотип), образованный с целью обеспечить защиту человека от осознания явлений, порождающих тревогу. Основными из таких механизмов являются вытеснение, проекция, регрессия, фиксация, сублимация и др. Их основная особенность заключается в том, что они носят неосознаваемый характер и всегда искажают реальную действительность.
В психологии труда, инженерной психологии и эргономике понятие защитных механизмов понимается более расширенно. Здесь довольно часто под ними понимаются любые реакции, действия человека, сознательно направленные на предотвращение неблагоприятной ситуации. Однако более правильно в этих случаях говорить о механизмах (стратегиях) совладания со стрессом. Примерами их является эмоциональное выгорание, селекция информации по ее важности в условиях информационной перегрузки или дефицита времени и т. п. Однако оба эти понятия - и защитные механизмы, и механизмы совладания - объединяет тот факт, что они являются средством приспособления человека к чрезмерным требованиям реальности.
Данные приемы выполнения правил разумного поведения, использования механизмов психологической защиты во многих случаях способствуют предотвращению стресса, но полностью этого не гарантируют. Несмотря на это, стресс все же может наступить. Первая помощь в острой стрессовой ситуации может быть следующей:
- желательно не принимать никаких решений;
- прислушаться к совету предков: сосчитать до десяти;
- заняться своим дыханием: медленно вдохнуть носом воздух, на некоторое время задержать его и крайне медленно через нос выдохнуть;
- побыть некоторое время наедине с собой;
- умыться холодной водой;
- осмотреться по сторонам и, переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описать их внешний вид;
- посмотреть в окно на небо, сосредоточиться на том, что вы видите;
- набрав стакан воды, медленно, как бы сосредоточенно, выпить ее, сконцентрировать внимание на ощущениях, когда вода попадет не в то горло; - выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч и на выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу; вдыхать глубже, следить за дыханием; продолжать делать это в течение одной-двух минут, затем медленно выпрямиться.
Если острые стрессовые ситуации возникают довольно часто или рассмотренная методика не дает должного эффекта, следует использовать более сложные приемы, в основе которых лежат методы психической саморегуляции (ПСР). С их помощью решаются две группы задач.
Первая из них заключается в оптимизации функционального состояния человека в течение рабочего дня в целях обеспечения и поддержания его высокой работоспособности. Частными задачами здесь являются:
- устранение эффектов утомления в процессе работы;
- купирование стрессовых симптомов, дезорганизующих деятельность и препятствующих её выполнению в оптимальном режиме;
- снятие чрезмерного эмоционального напряжения и восстановление оптимального эмоционального фона деятельности.
Вторая группа задач связана с формированием мер по поддержанию профессионального здоровья. Сюда относятся: коррекция состояния хронического стресса профессионального происхождения; профилактика возникновения синдрома профессионального «выгорания» или снятие таких его проявлений, как эмоциональное «выгорание»; коррекция профессиональных неврозов и страхов (например, отказа от полетов в авиации); психологическая помощь при возникновении посттравматических стрессовых расстройств и кризисных состояний у лиц, работающих в экстремальных условиях.
Для деятельности человека в экстремальных условиях наиболее важными являются произвольный и осознаваемый, а также осознаваемый и целенаправленный уровни саморегуляции. Поэтому о последней наиболее часто говорят в связи со способностями человека сознательно изменять свое состояние. При этом на осознаваемом и целенаправленном уровнях рассматриваются такие методы, как самоприказ, самоубеждение, изменение направленности сознания, целевых установок и мотивов.
К числу основных методов саморегуляции на произвольном и осознаваемом уровнях относятся: нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, приемы сенсорного репродуцирования образов.
В качестве дополнительных приемов, усиливающих влияние саморегуляции, используются суггестия (внушение), светомузыкальные воздействия, различные виды производственной гимнастики.
Релаксация (от лат. relaxatio - уменьшение напряжения, ослабление) - состояние покоя, расслабленности, возникшей у субъекта вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилии.
Релаксация может быть непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслаблению мышц, включенных в различные виды активности. Эффективным методом обучения релаксации является установление обратной связи с помощью приборов, фиксирующих уровень биоэлектрической активности и делающих его доступным восприятию обучаемым. Релаксация является одним из обязательных приемов аутогенной тренировки.
Аутогенная тренировка (от греч. autos - сам, genos -происхождение) представляет собой метод управления человеком своим функциональным состоянием. Метод основан на самовнушении и саморегуляции, с помощью которых человек путем специальных упражнений учится расслаблять мускулатуру своего тела или его отдельных частей, влиять на нервно-психические процессы, сердечно-сосудистую систему, обмен веществ. Аутогенная тренировка способствует развитию концентрации внимания и силы представления, умению контролировать непроизвольную умственную активность в целях повышения эффективности значимой для субъекта деятельности и психологической готовности к ее выполнению в условиях действия экстремальных факторов.
Система аутотренинга делится на два этапа: формирование умения оценивать своё состояние и мобилизация. На первом этапе основное внимание уделяется мышечным релаксациям, выработке чувства спокойствия и уверенности. Соответствующие упражнения направлены на расслабление мышц, создание ощущения тяжести, тепла холода, свидетельствующих об управлении вегетативными функциями. На втором этапе в период мобилизации задача состоит в том, чтобы научиться произвольно управлять своим состоянием. При этом предполагается научить человека вызывать у себя необходимые изменения и тем самым мобилизовать себя в период наступления усталости, сформировать волевую установку для действий в экстремальных условиях.
К числу основных методов ПСР относятся также идеомоторная тренировка (ИТ) и сенсорная репродукция. Основу ИТ составляет сходный эффект реального и воображаемого движения, но только в том случае, если воображаемый двигательный акт был ранее освоен в реальности Приемами ИТ являются упражнения по мысленному воспроизведению освоенных ранее двигательных актов - образы движения, при этом интенсивное повторение мысленного выполнения движения способствует стабилизации и закреплению навыков. ИТ целесообразно использовать в том случае, когда в тренинг ПСР входит нервно-мышечная релаксация: двигательные релаксационные упражнения могут быть трансформированы в их мысленное воспроизведение. Основные приемы ИТ используются также в процессе психологической подготовки специалистов для работы в экстремальных условиях.
Сенсорная репродукция основана на оперировании образными представлениями целостных ситуаций, которые ассоциируются у человека с отдыхом, расслаблением и возможностью последующей активации своего состояния. В отличие от ИТ сенсорная репродукция может быть использована как самостоятельный вид тренинга ПСР. Применение сенсорной репродукции направлено не столько на тренировку воображения, сколько подчинено прежде всего задаче формирования требуемых функциональных состояний.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.