Качественные методы, их характеристика
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии

Цель – формирование представления у магистрантов о качественных методах психологического исследования и особенностях их использования в психологических исследованиях.
Формируемые компетенции или их части: (ОПК-3); (ПК-5).
Актуальность темы заключается в анализе и рассмотрении качественных методов исследования, которые используются в современных психологических исследованиях.
Теоретическая часть
Использование количественных методов сбора и анализа информации в прикладных психологических исследованиях позволило накопить достаточно большой объем статистических данных, однако полученные результаты далеко не всегда позволяют раскрывать глубинные механизмы формирования сознания и бессознательные процессы в психике человека.

Интерес исследователей к установлению причинно-следственных связей и мотивационных механизмов изучаемых психических феноменов способствовал поиску иных методов, более адекватных для решения поставленных задач в области социально-психологического знания. Так, в психологической науке возникла гуманитарная парадигма, представляющая собой познание природы, общества, самого человека. Для нее характерно использование общих принципов при интерпретации индивидуальных, общественных или исторических событий. Важным отличием от естественнонаучной парадигмы является то, что единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые.
Содержание гуманитарного знания связано с вопросами смысла человеческого существования; оно предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию. В отличие от естественнонаучной парадигмы, где ведущими критериями являются объективность, точность и единственность истины, в гуманитарной парадигме могут существовать разные точки зрения на решение одной проблемы.
Понимающая, или гуманитарная, психология в качестве особой сферы психологического познания использует субъектный подход, где испытуемый является субъектом общения. Одним из главных методов познания человека является понимание. Понимание исторического события, произведения искусства, внутреннего состояния другого человека предполагает пристрастное, заинтересованное отношение субъекта познания, его вживание в изучаемую реальность, соучастие, сопереживание, сочувствие другому. Неотъемлемым элементом понимания является личный опыт исследователя, его нравственные, мировоззренческие установки, ценностные ориентации, его отношение к познаваемому.
При диалоговом общении исследователя и испытуемого происходит изменение, развитие субъектов общения. Эта особенность отличает гуманитарное познание от естественнонаучного, при котором объект изучения остается тождественным себе на всем отрезке исследования. С этим связана ограниченность в применении количественных методов при изучении гуманитарной сферы.
Качественные методы исследования не имеют жесткой формализованной схемы сбора данных и статистической представленности результатов, опираются на активность респондентов, учитывают роль неосознаваемых факторов человека, его установок и представлений в преобразовании получаемой информации, формировании собственного мнения, реализации мотивов выбора и т. д.
К типам качественного оценивания можно отнести:
– опыт самих участников;
– экспертную оценку, так как она может быть построена на основании личного профессионального опыта исследователя и его участия в регистрации и сопоставлении опыта исследуемых в процессе беседы, интервью, обмена мнениями и т. п.);
– системный качественный анализ как дополнение к количественному экспериментальному подходу.
Среди основных отличительных особенностей качественных методов исследования в сравнении с количественными методами выделяются следующие.
Во-первых, качественные методы в отличие от количественных, опирающихся на статистические процедуры, носят нестандартизованный характер. Они направлены на широкое изучение всего спектра проявлений объекта, ориентируясь на раскрытие причинно-следственных связей и анализ самого процесса изменения и взаимодействия изученного объекта как внутри него, так и с окружающей объект реальностью.
Во-вторых, положительная сторона качественных методов исследования состоит в том, что смысл вопросов, предлагаемых любыми формализованными опросниками, может не совпадать с имеющимися в сознании респондента категориями, которыми он оперирует при восприятии и оценке того или иного явления. При использовании количественных методов исследования респондент принимает и оценивает предложенную ему структуру вопросов, возможность высказаться совершенно свободно предоставляется респонденту лишь в качественных неформализованных методах исследования.
Например, опрос как количественный метод исследования позволяет получить быструю информацию, но не всегда может определить истинные мотивы, так как мотивы не всегда осознаются человеком и побудительная причина может быть искажена преднамеренно, для того чтобы не выглядеть в глазах других или собственных глазах безнравственным, трусливым, неволевым и т. д. Так, у карьериста и властолюбца подлинной причиной, лежащей в основе его действий, является недостаточно высокое положение и неудовлетворенность этим положением. Но себя и других он может уверять в том, что нуждается не в высокой должности, а в других условиях работы, при которых он мог бы принести больше пользы делу. Качественные методы позволяют исследователю получить более подробную и полную информацию, в том числе и о бессознательных мотивах испытуемого.
В-третьих, еще одним достоинством качественных методов является аппеляция к активности аудитории, в результате чего создаются условия для наблюдения не только за денотатами, но и коннотациями в речи испытуемого, за особенностями его невербального поведения. В ситуации качественного исследования, максимально приближенной к жизненной, респондент, свободно высказывающий свое мнение, решает творческую задачу представления своих образов в том виде, как они влияют на мотивацию. Цель исследователя – открыть мотивационные аспекты поведения человека, его ожидания, представления, аттитьюды, ценности и т. п. и сделать их доступными для творческого процесса. Использование групповых форм работы делает качественные методы более эффективными.
Таким образом, использование качественных методов как дополнение или альтернатива к количественным методам позволяет:
– преодолеть субъект-объектную дихотомию естественнонаучной парадигмы исследования, используя как субъективное, так и объективное познание;
– преодолеть дискретность информации, получаемой количественными методами, т. е. достичь целостности в описании и понимании изучаемого явления;
– получить информацию, соответствующую категориальному аппарату, используемому индивидом при восприятии и оценке информации;
– достичь углубленного понимания исследуемых явлений, не ориентируясь на массовый сбор данных;
– представлять результаты и давать практические рекомендации в доступной, понятной заказчику форме;
– получать объем данных о конкретных испытуемых быстрее, чем при помощи традиционных количественных методов.
Вместе с тем качественные методы также имеют ряд недостатков и ограничений:
– метод интервьюирования требует трудоемкой подготовки высококвалифицированного интервьюера, больших затрат времени, высоких финансовых затрат, процедура сбора информации достаточно трудоемка (только 4–5 интервью в день);
– при проведении фокус-группы существует риск внесения модератором искажений, а также то, что не все участники высказывают свое мнение; метод кейс-стади как детальное изучение частного случая не может представлять надежную информацию обо всем классе изучаемых феноменов;
– проективные методики исследования отличаются низкой стандартизированностью, отсутствием объективности в определении показателей и объективных адекватных норм оценки, высоким уровенем субъективности в интерпретациях, низкой надежностью и низкой традиционно трактуемой валидностью;
– наблюдение характеризуется возможностью привнесения определённой доли субъективности, значительными затратами времени и невозможностью контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий. Для того чтобы избежать этих недостатков необходимо использовать другие методы для подтверждения и корректировки полученных данных.
Вопросы и задания
1. Назовите основные характеристики качественных методов.
2. Перечислите и охарактеризуйте основные достоинства качественных методов.

Практикум
3. Перечислите и охарактеризуйте основные ограничения качественных методов.
4. Назовите области применения качественных методов в психологических исследованиях
5. Заполните показатели оценки качественных методов исследования в таблице 2.

Критерии сравнения

Качественные методы

Цель использования

 

Обработка результатов с помощью статистических процедур

 

Выборка (объем)

 

Парадигма

 

Происхождение

 

Методики

 

Проблематика

 

Преимущества

 

Недостатки

 

Таблица 2 Критерии и показатели оценки качественных методов исследования

Литература
1. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: учебник. 2-е изд. М.; СПб.; Н. Новгород и др.: Питер, 2011. 319 с.: ил.
2. Кабаченко Т. С. Методы психологического воздействия: учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2010. 544 с.
3. Худяков А. И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях: учеб. пособие. М.; СПб.; Н. Новгород и др.: Питер, 2008. 314 с.: ил.

Источник: Качественные и количественные методы исследований в психологии: практикум / сост. Т. А. Майборода. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 90 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.