На главную Педагогически трудные дети Работа с "трудными детьми" Психолого-педагогические коррекционные методы и приемы для подростков с девиантным поведением
Психолого-педагогические коррекционные методы и приемы для подростков с девиантным поведением
Педагогически трудные дети - Работа с "трудными детьми"

Психолого-педагогические коррекционные методы и приемы для подростков с девиантным поведением

Актуальность программы:
В современной массовой школе трудные подростки составляют до 40% всех обучающихся в среднем звене. Это те учащиеся, которые испытывают трудности, проявляющиеся в сниженной успеваемости, нарушениях поведения, расстройствах физического и психического здоровья. Они нуждаются в коррекционном воспитательном воздействии и коррекционно-развивающих занятиях.
Цель программы – коррекция в отношениях к школе трудных учащихся младшего подросткового возраста, формировании и развитии у детей внутренней позиции ученика включающий когнитивные, мотивационные, эмоциональные компоненты.

Задачи программы:
-развитие личностных особенностей учащихся, способствующих формированию положительного отношения к учению;
-помощь подросткам в процессе самосознания;
- формирование способности эффективно взаимодействовать с окружающими;
- развитие способности наиболее успешно реализовывать себя в поведении и общении.
Требовании к программе:
- программа учитывает возрастные особенности подростков;
- она сочетает коррекционные возможности индивидуальной работы и совместной деятельности детей;
- учет психолого-педагогической диагностики при принятии решений о форме и методах коррекционно-развивающего процесса.
Структура программы:
Состоит из 3-х блоков: водный, формирующий и закрепляющий.
Водный блок:
- установление позитивных отношений с ведущей из группы;
- создание положительной установке на участие работы группы;
- постановка цели.
Формирующий блок:
- формирование адекватных способов поведения в различных ситуациях;
- развитие коммуникативных умений и расширение форм общения со сверстниками;
- развитие способности к осознанию себя и своих возможностей, коррекция самооценки и уровня притязаний, преодоление неуверенности в себе;
- формирование навыков саморегуляции, преодоление повышенной тревоги и страхов;
- развитие способности к эмпатии, пониманию и сопереживанию чувствам другого человека.
Закрепляющий блок:
Обобщение сформированных ранее адекватных способов коммуникации и поведения подростков, создание условий для их переноса в реальную жизнь.
- ритуал приветствия, разминка;
- основное содержание занятия, анализ выполнения домашнего задания;
- рефлексия проведенного занятия;
- ритуал прощения.
Чистота и длительность занятий – 1 раз в неделю на протяжении учебного года. Длительность занятий 45-50 минут.

Формы и методы реализации игрового тренинга

Игровой тренинг – это система игровых упражнений направленных на самопознание, обучение общению, отработку физиологической релаксации и элементов психологической саморегуляции, снятия состояния психологической тревожности.
Принципы при проведении тренингов: равноправное межличностное общение на занятия групп, принцип постоянной обратной связи. Учатся говорить другим у них самих и слушать мнение о себе, принципы самодиагностики для познания себя и особенностей своей личности, принцип стимулирования саморазвития подростков, принцип конфиденциальности, прогнозируемые результаты.
- сформировать адекватные способы поведения в различных ситуациях;
- развить коммуникативные умения со сверстниками и преподавателями;
- способность к осознанию себя и своих возможностей, позитивная «Я-концепция», адекватность и реальность самооценки и уровня притязаний, преодоление неуверенности в себе, сформировать навыки регуляции эмоциональных состояний;
- контроль эффективности тренинга;
- требования к ведущему тренингово занятия.
Проводить занятие может только школьный психолог или любой учитель (классный руководитель, учитель - предметник, воспитатель), главное требование – хорошие доверительные отношения с подростками, умение наладить деловые и дружеские взаимоотношения. Обязательным условием успешности проведения занятий является наличие у ведущего собственного опыта участия в работе тренинговых групп.

Практичекие занятия:
Игровой тренинг 1 «Повозка» («Тройка»)
Игровой тренинг 2 «Построиться по росту»
Игровой тренинг 3 «Плыть на корабле»
Игровой тренинг 4 «Круг доверия»

В целях увеличения положительного влияния на подростков, усиления коррекционного действия коллектива на него используются следующие приемы:
- прием доверия – подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения;
- прием постепенного приручения к деятельности на общую пользу – поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;
- прием поддержки коллективистских проявлений – поощрение и одобрение коллективом, усилий подростка при выполнении общественной работы при доброжелательных отношений к нему окружающих;
- прием недоверия – коллектив высказывает сомнения в том, что поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативных его личных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;
- прием выполнения недобросовестного выполнения работы – коллектив требует переделать работу;
- прием осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;
- прием побуждающих подростка дать объективную оценку своему поступку, задуматься о причинах недовольства коллектива его поступком;
- прием включения подростка в коллективные общественно-значимые виды деятельности, где он должен проявить свои отношения к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.

Педагогический тренинг

Ролевая маска:
Учащемуся предлагают войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа.
Непрерывная эстафета мнений:
Учащиеся по цепочке высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют.
Самостимулирование:
Учащиеся разделенные на группы готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы подвергаются коллективному обсуждению.
Импровизация на свободную тему:
Учащиеся выбирают ту тему, которая вызывает у них интерес, творчески развивает.
Импровизация на заданную тему:
Учащиеся свободно импровизируют на предложенную учителем тему: моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные музыкальные зарисовки, комментируют.
Обножение противоречий:
Обсуждаются противоречивые суждения, рассматриваются различные точки зрения.
Самоотстранение от преподавателя:
После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения входе его выполнения, преподаватель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязанности рядового участника .
Распределение инициативы:
Прием предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации задавленной инициативы, когда выступление одних гасит инициативу и желание у других.
Обмен функциями:
Учащиеся обмениваются ролями.
Использование юмора, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т.п.
Дыхательная гимнастика
Долгий вдох очищает тело, питает кислородом, действует на мозг как массаж на тело: 7 секунд вдох, на 7 секунд выдох.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.