На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Просвещение, консультации для педагогов Теоретические подходы к проблеме девиантного поведения. Проблемы подростковой наркомании и алкоголизма
Теоретические подходы к проблеме девиантного поведения. Проблемы подростковой наркомании и алкоголизма
Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов
Индекс материала
Теоретические подходы к проблеме девиантного поведения. Проблемы подростковой наркомании и алкоголизма
Токсикомания, наркомания и подросток
Дети в семье алкоголика
Все страницы

Теоретические подходы к проблеме девиантного поведения
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-либо нормой. Проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся.
Девиантное поведение совершение поступков, которые противоречат общепринятым нормам социального поведения в том или ином сообществе, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля.

В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.
В настоящее время, говоря о школьниках с отклоняющимся поведением, подразумевают таких, которые склонны именно к деструктивным его формам. Наглядно эти формы поведения показаны в приведенной ниже классификации.
Итак, виды девиантного поведения.
Делинквентное, криминальное и антисоциальное поведение можно
объединить в одну большую группу, называемую противоправным поведением.
В данном случае речь идет о таких детях, поведение которых значительно выходит за границу социальной нормы. Основной чертой такого поведения
является совершение действий, противоречащих этике и морали, безответственность, игнорирование законов и прав других людей. Характерные
черты таких подростков хроническая неуспеваемость, обособление от школьного коллектива и плохие взаимоотношения с учителями. Как правило, такие дети плохо поддаются и, более того, активно сопротивляются воспитательным действиям со стороны учителей и родителей. Причем большинство таких детей живет в неблагополучных семьях (плохие жилищные и материальные условия, напряженные отношения между членами семьи и отсутствие заботы о детях).
Особую статью противоправного поведения составляет агрессивное поведение (в данном случае имеется в виду агрессия, направленная во вне). Жестокость и агрессивность всегда были характерными чертами группового поведения подростков и юношей. Это жестокое внутригрупповое соперничество, борьба за власть, борьба за сферы влияния между разными группами подростков и так называемая "немотивированная агрессия", направленная часто на совершенно невинных, посторонних людей.
Подростковая агрессия чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливости (бросил отец, плохие отметки в школе, отчислили из спортивной секции и т. д.) Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки: что я могу.
Подростковые и юношеские акты вандализма и жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется. Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящие в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить.
Аддиктивное поведение выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Проще говоря, аддикты - - это алкоголики, наркоманы, токсикоманы, азартные игроки (казино, компьютерные игры) и прочие люди, искусственно изменяющие свое психическое состояние и зависимые от своих аддикций. Процесс употребления того или иного вещества (субстанции), изменяющего психическое состояние, привязанность к предмету или участие в активности, принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным, лишает воли к противодействию аддикций. В современной психиатрии эта проблема начала занимать столь значительное место, что стало целесообразным выделение специального раздела -- психиатрии аддикций. К аддикциям склонны, прежде всего, люди с низкой переносимостью психологических затруднений (фрустраций). Они как бы попадают в ловушку. Образуется эмоциональная связь с неодушевленным предметом, который является заменой межличностных отношений, проекцией эмоций на предметные суррогаты. Причем такие люди всегда находят оправдание своему поведению. Здесь действует такой психологический механизм защиты: реально лишь то, что соответствует желанию - "мышление по желанию", т. е. содержание мышления подчинено эмоциям. Важный аспект аддиктивного механизма - - гарантия достижения желаемого и связанный с последним постоянный соблазн повторения аддиктивной активности. Суицидное поведение выражается в повышенном риске совершить самоубийство. В нашей классификации показаны 3 вида суицидного поведения: "анемическое" самоубийство самоубийство вследствие отчуждения от окружающего мира и общественный отношений ("Я никому не нужен..."); "альтруистическое" самоубийство самоубийство ради близких ("Не буду больше никому мешать жить..."); "эгоистическое" самоубийство -- самоубийство, чтобы насолить окружающим ("Вот не будет меня, посмотрим как они все потом запоют...").
Итак, мы рассмотрели различные виды девиантного поведения, и объединяет их одно: к нему склонны люди, которые, прежде всего, являются жертвами семейной и педагогической запущенности (каждый педагог и родитель обязан знать, что это такое) и отрицательного влияния среды (каждый родитель обязан знать причины, из-за которых его ребенок может попасть во вредную среду и приложить максимум усилий, чтобы этого не случилось). Иное дело, что одни, несмотря на все эти неблагоприятные факторы, все-таки достаточно успешно проходят социализацию в обществе, и не попадают в эту страшную категорию людей девиантного поведения, включая его самые крайние формы, а другие, в силу повышенной индивидуальной восприимчивости к внешним воздействиям, не могут бороться за себя нормальными способами, приспосабливаться в этой жизни, и становятся преступниками, аддиктами или самоубийцами.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.